Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния организационной культуры учреждения на психологическое здоровье сотрудников
1.1. Психологическое здоровье личности как объект научного
исследования 15
1.2. Современные тенденции в изучении проблем психологического
здоровья сотрудников учреждения 22
1.3. Улучшение психологического здоровья профессионала средствами
формирования организационной культуры 35
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию организационной культуры учреждения, направленная на улучшение профессионального здоровья сотрудников
2.1. Выявление уровня сформированности организационной культуры
учреждения и психологического здоровья сотрудников 48
2.2. Реализация комплекса мероприятий по повышению уровня
организационной культуры учреждения, направленного на улучшение психологического здоровья сотрудников 61
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 71
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список используемой литературы 87
Приложения
Одним из важнейших направлений психолого-педагогических исследований является проблема личности и возможности её реализации в профессиональной деятельности с учетом вопросов личностного здоровья профессионала. Анализируя тенденции экономического развития страны, можно сказать, что экономическая политика государства в настоящее время обращает внимание на развитие здоровой личности, воспитание здорового населения. В связи с чем, здоровье личности выступает как мера качества жизни людей и политики государства.
Ученые, занимающиеся проблемами личностного здоровья профессионала отмечают такую особенность данного понятия как ее междисциплинарный характер. При ближайшем рассмотрении данного вопроса специалисты изучают прежде всего профессионализацию, профессиональное, личностно-профессиональное развитие и обращают внимание на то, чтобы выявить психологические особенности личности профессионала, которая находится в определенной зависимости от типа профессиональной деятельности. С другой стороны, необходимость обращения к исследованию в области профессиональной деятельности личности обусловлена тем, что только профессиональной деятельностью жизнь человека не ограничивается.
Обращая внимание на тот факт, что интерес к темам психологического здоровья профессионала является активным направлением в сфере психолого-педагогических исследований, тем не менее, стоит отметить, что в настоящее время специалисты не до конца исследовали область методологии для разработки обобщённой концепции личностного здоровья профессионала во взаимосвязи с организационной культурой учреждения.
Важность вопросов личностного здоровья профессионала обусловлена в том числе и изменениями, наблюдающимися во время глобальных перемен в нашей стране в системе «человек - профессия -общество». Стоит отметить сложный и неравномерный характер указанной системы, которая на современном этапе вынуждена развиваться в условиях неопределенности.
Существующая особенность вынуждает личность самостоятельно формировать себя как профессионала, постоянно перестраиваться в соответствии с изменяющимися экономическими и социальными условиями, самой заботиться о состоянии своего здоровья и психического, и физического. Проблемы профессиональной деятельности обусловлены также существующими противоречием: между стремлениями соответствовать социально-профессиональным ситуациям и желанием остаться индивидуальностью. Данное противоречие присутствуют в деятельностной сфере каждого профессионала, а степень их выраженности зависит от личностных характеристик и от качеств характера. Сложившаяся ситуация требует от каждого профессионала найти и развить систему личностных ресурсов, дающих возможность сохранять личностное равновесие в изменяющихся жизненных условиях, придерживаясь собственных духовных ценностей, сохраняя смысл жизни. Перечисленные составляющие и представляют собой основу личностного здоровья личности как профессионала. Поэтому, в настоящее время, наиболее актуальны исследования в области профессионального здоровья личности, рассматривающие возможности сохранения внутренней гармонии, субъективного благополучия, стремление к самосовершенствованию в условиях изменяющейся жизнедеятельности. Совокупность перечисленных характеристик составляет основу личности, способной реализовывать профессиональные амбиции и жить в гармонии с окружающими людьми.
Один из важных аспектов, придающих особую актуальность исследуемой проблеме - недостаточное количество исследований в данной области. Хотя специалисты постоянно уделяют внимание профилактике отрицательных психических проявлений и пытаются разработать комплекс мер, оптимизирующих работоспособность сотрудников, однако необходим систематический подход к рассматриваемой проблеме. Данный подход характерен использованием результатов научных исследований, объективностью выводов, но достаточно сложен при реализации. Также стоит отметить недостаточное количество теоретических исследований, изучающих понятие «здоровье здорового человека», а превалирует количество исследований негативных феноменов в области профессиональной деятельности: деформации, деструкции и т.п. Однако в контексте данного диссертационного исследования принято решение обратиться к вопросам формирования и сохранения психологического здоровья специалиста учреждения.
В соответствии с вышесказанным, стоит обратить внимание на нарастающее научное, социальное и управленческое значение понятия личностного здоровья профессионала.
Научная разработанность проблемы
Решение проблем, связанных с личностным здоровьем специалиста имеет взаимосвязь с такими факторами, как: практическая необходимость исследования интересующей нас проблемы в контексте ее взаимосвязи с организационной культурой учреждения и существующей концептуальной базой.
Теоретико-методологической базой исследования вопросов личностного здоровья профессионала являются представленные ниже теории:
- раскрывающие психологические понятия: индивид, субъект и личность (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев);
- дающие понятия о понятийном аппарате психологии здоровья (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Б.С. Братусь, А.М. Прихожан, О.В. Хухлаева и др.), психологического здоровья (И.В. Дубровина), морального здоровья личности (А.В. Сахно), отражающего духовно-нравственную сторону личности; состояние душевного здоровья (О.И. Даниленко) - как динамической характеристики субъекта; эмоциональное здоровье (Л.В. Тарабакина; профессионального здоровья (В.А.Пономаренко, Г.С. Никифоров), рассматриваемого в контексте способностей личности сохранять имеющиеся компенсаторные и защитные свойства.
Исследователи, рассматривая критерии здоровой личности, выделяют: жизнеспособность (С. Мадди) и энергетический потенциал личности (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Отталкиваясь от этой теории, стоит основываться на данных постулатах, при изучении вопросов сохранения психологического здоровья профессионала.
Предпринимаются определенные попытки выявить новые или мало изученные аспекты и измерения здоровья личности, связанные с организационной культурой учреждения: организационная культура как социально-экономическое явление, факторы, влияющие на особенности организационной культуры учреждения, принципы и методы организационной культуры (О.А. Стеклова), социальная регуляция здоровья (И.М. Гурвич), социокультурная и социально-психологическая детерминация (О.В. Коротеева, Н.И. Рязанова, Ф.Р. Филатов).
Значительный удельный вес приобретают психологические исследования различных факторов здоровья личности (Т.В. Сущенко, В.А. Соломонов, Т.В. Белинская); духовные и нравственные составляющие благополучного развития личности (О.И. Даниленко). Здоровье личности определяется и как системное качество, характеризующее личность в ее целостности (И.В. Дубровина, Е.Р. Калитеевская, Ю.М. Орлов).
Многообразие определений, представленных в психолого-педагогической литературе, объясняется не четкой позицией конкретным научным традициям. Каждое определение здоровья личности включает в себя выделение разных феноменологических признаков и структурных элементов в свою очередь связанное с разными факторами, определяющими его составляющие, что достаточно осложняет понимание сущности исследуемого явления, инструменты его изучения, механизмы и закономерности развития изучаемого понятия.
Рассматривая вопросы психологии труда, обратим внимание на исследования вопросов профессиональной пригодности сотрудников, разработкой которой занимались В.А. Бодров и его последователи, понимающие проблему профессиональной пригодности в качестве специфического системного свойства человека. Данное свойство призвано отражать взаимосвязь индивидуальных характеристик личности с особенностями его деятельности, вопросов используемых средств, организации и условий. Одной из субъективных мер профессиональной пригодности является степень удовлетворённости профессионала процессом и результатами деятельности. Взаимосвязь прослеживается в том, что данный критерий является также показателем личностного здоровья сотрудника учреждения.
Психологическую безопасность профессионала рассматривала также Н.Л. Шлыкова, определяя данное понятие как ощущение чувства защищенности сознания от внешних воздействий, неблагоприятного характера. Данный вопрос достаточно значим при более детальном рассмотрении вопросов личностного здоровья профессионал
Организационный климат, организационная культура и их взаимосвязь с производственным поведением (Дж. Литвин, Р. Стрингер, Мак Клелланд) относятся к ведущим факторам, которые влияют на рабочую атмосферу в учреждении.
Отдельным направлением можно считать концепции, рассматривающие вопросы существующих механизмов личностного здоровья профессионала. В данном контексте можно рассматривать системно-деятельностную концепцию психической саморегуляции функционального состояния личности, которая в исследованиях Л.Г. Дикой понимается и как системное свойство личности, и как особый самостоятельный вид психической деятельности человека.
В рамках данного диссертационного исследования мы рассмотрели также: концепцию индивидуального стиля саморегуляции, которая рассматривала феномен, структуру и функции в произвольной активности человека (В.И. Моросанова); концепцию психических регуляций операторской деятельности (А.А. Обознов); концепцию уровня психической работоспособности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (Б.Н. Рыжов); концепцию психофизиологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем (А.А. Благинин); концепция рефлексивных механизмов деятельности (А.В. Карпов).
Личностные проблемы профессионалов, рассматриваемые с разных точек зрения, в том числе как психологическое противодействие развитию пограничных состояний при выполнении профессиональных обязанностей, увеличению трудового стажа, интересовали таких исследователей как С.П. Безносова, изучающий вопросы психологии профессиональных деформаций личности; Т.А. Жалагину, занимающуюся психологической профилактикой профессиональной деформации личности преподавателей вуза; А.Р. Фонарёва, рассматривающего психологические особенности личностного становления профессионала; В.А. Пономаренко, изучавшего психологию человеческих факторов в опасных профессиях.
При достаточной представленности в теоретическом плане проблем профессионального здоровья и профессионализации личности, остаются вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения.
Представим комплекс существующих противоречий между:
- потребностью общества в активных, успешных, социально - ориентированных профессионалах и отсутствием научно разработанной психологической концепции, которая обеспечивает наиболее полное представление о структурах, критерии, механизме, закономерностях формирования и развития личностного здоровья профессионала;
- потребностью социально-психологической практики в разработке технологий оптимизирующий жизнедеятельность представителей различных профессий и отсутствием теоретических обоснований для создания условий означенной оптимизации;
- прогрессирующим требованием общества к специалистам, отличающимся конкурентноспособностью, соответствующим уровнем личностной компетентности и устоявшейся образовательной и профессиональной средой, отличающейся консерватизмом, не удовлетворяющая потребностям профессионалов в их стремлении саморазвиваться и самосовершенствоваться;
- осознанием психологами необходимости изучения феномена, характеризующего ресурсные и деструктивные проявления личности профессионала, процессы, обеспечивающие их взаимодействие и взаимовлияние и недостаточной изученностью природы этого феномена;
- существующим опытом деятельности психологических служб в учреждениях и на производстве, занимающихся профессиональной ориентацией, профессиональной диагностикой, профессиональным отбором, и их невозможностью обеспечить в должной мере здоровьесберегающие процессы и развитие личности профессионала.
Перспективным для решения обозначенной актуальной проблемы является поиск условий организационной культуры учреждения, необходимых для поддержания психологического здоровья его сотрудников.
В соответствии с вышесказанным была определена цель настоящего исследования: разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на улучшение личностного здоровья профессионала; доказать влияние уровня организационной культуры учреждения на психологическое здоровье его сотрудников.
Объект исследования - организационная культура учреждения.
Предмет исследования - влияние организационной культуры учреждения на психологическое здоровье его сотрудников.
Гипотеза исследования.
Организационная культура учреждения влияет на уровень психологического здоровья его сотрудников, повышение которого возможно при выполнении следующих условий:
1) активизация заинтересованности сотрудников учреждения к
вопросам собственного психологического здоровья;
2) привлечение руководства учреждения к решению проблем, связанных с ухудшением психологического климата в учреждении;
3) проведение психо-диагностических мероприятий
профилактического характера с целью выявления уровня психологического здоровья сотрудников учреждения;
4) диагностическая проверка результативности проведённой опытно-экспериментальной работы по улучшению уровня психологического здоровья сотрудников учреждения.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогические отечественные и зарубежные исследования понятия психологического здоровья сотрудника учреждения.
2. Спроектировать диагностический комплекс для выявления уровня психологического здоровья сотрудников учреждения и разработать на этой основе комплексную стратегию исследования.
3. Разработать и внедрить в процесс организации деятельности учреждения комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья его сотрудников;
4. Обобщить всю совокупность полученных теоретических и эмпирических результатов; сформулировать основные положения концепции психологического здоровья сотрудников учреждения и разработать на их основе методические рекомендации по его формированию, развитию и поддержанию.
Теоретико-методологическая основа исследования
При разработке проблематики нашего исследования использовались следующие основополагающие принципы психологии, концепции, теоретические положения и результаты исследований:
- фундаментальные методологические принципы психологии объективности, принцип системности и др. (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, В.А. Ганзен, В.В. Давыдов, Д.Н. Завалишина, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, В.П. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин, А.В. Юревич);
- главные методологические и теоретические положения системы профессионального развития личности (П.К. Анохин, В.Д. Шадриков, A. В. Карпов, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, К.В. Судаков);
- теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной психологии труда и профессиональной деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Г.М. Зараковский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, B. А. Пономаренко, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.В. Карпов, Е.А. Климов и др.);
- теоретические положения психологии личностного развития в профессиональной деятельности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Т.В. Кудрявцев, В.И. Моросанова, Н.С. Пряжников и др.);
- методологические и теоретические положения психологии личности, сформулированные в отечественной и зарубежной психологии (А.Г. Асмолов, Б.И. Додонов, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, Г. Олпорт, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн, Л. Фестингер, З. Фрейд, R. Kegan, G. Kelly и др.);
- исследование организационной культуры учреждения, процессы ее определяющие, принципы и методы, влияющие на организационную культуру учреждения (О.Е Стеклова, М. Л. Фадеева, Т.П. Галкина, М.И. Магура, М. Армстронг).
Методологические и теоретические подходы позволили определить комплекс методов исследования. В качестве методов получения информации по проблеме исследования применялись: аналитический обзор литературы, наблюдение, беседа, экспертная оценка, анкетирование.
Базой для опытно-экспериментального исследования является Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Жигулевский ресурсный центр». В эксперименте прияли участие 44 сотрудника организации.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь 2016 г - март 2017г) включал изучение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, также состояние изученности данной проблемы в теории и практике работы различных учреждений. Был определен научный аппарат и база исследования, выявлены критерии психологического здоровья сотрудников и проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого с помощью системы диагностик, включающей различные психолого-педагогические методики, был выявлен базовый уровень психологического здоровья сотрудников учреждения;
II этап (апрель 2017г. - январь 2018г.) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса мероприятий, для включение их в компоненты организационной культуры учреждения направленный на улучшение психологического здоровья сотрудников, а также, практическое внедрение вышеозначенного комплекса мероприятий в организационную деятельность учреждения;
III этап (февраль 2018г. - апрель 2018г.) состоял из контрольного этапа эксперимента, позволяющего оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса мероприятий как компонента организационной культуры учреждения, направленный на улучшение психологического здоровья сотрудников. В течение этого периода были опубликованы материалы исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы.
Научная новизна исследования.
1. В ходе данного диссертационного исследования были проанализированы психолого-педагогические отечественные и зарубежные исследования по проблемам психологического здоровья сотрудников учреждения.
2. Был спроектирован диагностический комплекс для выявления уровня психологического здоровья сотрудников учреждения.
3. Разработан и внедрен в процесс организации деятельности учреждения комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья его сотрудников.
4. Определены основные положения концепции психологического здоровья сотрудников учреждения и на их основе разработаны методические рекомендации по его формированию, развитию и поддержанию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы условия, необходимые для оптимизации показателей психологического здоровья сотрудников учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса мероприятий с целью включения их в деятельностный компонент организационной культуры учреждения, способствующего улучшению психологического здоровья сотрудников.
На защиту выносятся:
1. Определение: психологическое здоровье профессионала - это интегративная характеристика личности, характеризующая развитие личности специалиста, его возможности и ресурсы не только в отношении обеспечения профессиональной деятельности, но и жизнедеятельности в целом.
2. Условия, необходимые для улучшения психологического здоровья сотрудников учреждения:
1) активизация заинтересованности сотрудников учреждения вопросами собственного психологического здоровья;
2) привлечение руководства учреждения к решению проблем, связанных с ухудшением психологического климата в учреждении;
3) проведение психо-диагностических мероприятий профилактического характера с целью выявления уровня психологического здоровья сотрудников учреждения;
3. Комплекс мероприятий с целью включения их в деятельностный компонент организационной культуры учреждения, способствующий улучшению психологического здоровья сотрудников.
Структура диссертации. Работа объёмом в 103 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 112 наименований, в том числе 11 на иностранном языке, 11 рисунков, 3 таблиц и 4 приложений.
В настоящее время психологического здоровья профессионала, является активным направлением в сфере психолого-педагогических исследований, тем не менее, специалисты не до конца исследовали область методологии для разработки обобщённой концепции личностного здоровья профессионала во взаимосвязи с организационной культурой учреждения.
В данном диссертационном исследовании была поставлена цель рассмотреть организационную культуру учреждения в контексте влияния ее на психологическое здоровья личности-профессионала.
Анализ теоретических источников, проведенный в рамках данного диссертационного исследования позволил говорить о том, что на данном этапе разработке изучаемой проблемы, не смотря на имеющуюся обширную теоретико-практическую базу исследований взаимодействия личности и ее профессиональной деятельности, проблема психологического здоровья профессионала остается достаточно актуальной.
В контексте данного диссертационного исследования, было решено остановиться на следующем определении понятия «психологическое здоровье личности»: состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества.
В ходе рассмотрения современных тенденций в изучении проблем психологического здоровья сотрудников учреждения, было выяснено, что данный процесс обязательно должен сопровождаться соблюдением следующих условий:
1) активизация заинтересованности сотрудников учреждения вопросами собственного психологического здоровья;
2) привлечение руководства учреждения к решению проблем, связанных с ухудшением психологического климата в учреждении;
3) проведение психо-диагностических мероприятий профилактического характера с целью выявления уровня психологического здоровья сотрудников учреждения;
4) диагностическая проверка результативности проведённой опытно-экспериментальной работы по улучшению уровня психологического здоровья сотрудников учреждения.
Успешность выполнения указанных условий невозможна без параллельного повышении уровня организационной культуры учреждения. Опытно-экспериментальная часть диссертационного исследования включала комплекс диагностических методик (анкетирование, тестирование, метод тестовой квалиметрии), примененный на констатирующем и контрольных этапах эксперимента, а также специально разработанный комплекс мероприятий, нацеленный на повышение организационной культуры учреждения.
Методы исследования, примененные в рамках данного диссертационного исследования, показали свою эффективность. В результате применения на практике в рамках формирующего эксперимента комплекса мероприятий было отмечено улучшение показателей организационной культуры учреждения, что привело также к улучшению показателей психологического здоровья сотрудников учреждения.
Полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель достигнута, а поставленные в работе задачи решены.
1. Абульханова К. А. Проблема соотношения личности,
индивидуальности, субъекта // Современная личность:
Психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. С. 17-35.
2. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
3. Анохин П. К. Теория функциональной системы. "Успехи физиол. наук.", 1970, т. 1, № 1, С. 19-54.
4. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Человек в системе наук. М., 1989. 204с.
5. Асеев В.Г Мотивация поведения и формирование личности Психология Изд: Мысль, 1976. 159с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Академия, Смысл, 2007. 526 с.
7. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники М. «Захаров», 2007.325с.
8. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. 552 с.
9. Безносов С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности //Психологическое обеспечение социального развития человека. Л.: ЛГУ, 1989. С. 69-74.
10. Белинская Т.В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза. Калуга, КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. 174 с.
11. Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: монография. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина., 2006. 144 с
12. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «М1ръ», 2015. 240 с.
13. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние. М., 1995.179с.
14. Большой толковый психологический словарь в 2х томах под. ред. Ребер, издательство Вече, 2003. 592 с.
15. Братусь Б. С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М.:МГУ,1988.86с.
16. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.268с.
18. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
19. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 224 с.
20. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. Москва : Знание, 1978. 64 с.
21. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
22. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств./ Московский психотерапевтический журнал, 1996, N 4, С.112-141.
23. Гримак Л.П. Общение с собой : начала психологии активности. Москва: Издательство политической литературы, 1991. 320 с.
24. Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы здоровья //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г.С.-СПб.:Изд-во С.- Петерб.ун-та,2000. С.361-404.
25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
26. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психол. журнал. Т.9. 1988. №2. С.108-117.
27. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
28. Дикая Л.Г. Личность профессионала в современном мире .М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. 942 с.
29. Додонов Б. И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности. В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 115 - 121.
30. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. М., Издательский центр «Академия»,1999. 464 с.
31. Жалагина Т.А. Психологическое обеспечение профилактики профессиональной деформации личности преподавателя вуза // Актуальные проблемы психологии управления. Коллективная монография. Тверь, 2004. С. 159-169
32. Журавлев А.Л. и др. История и метод социальной психологии // Современная психология. М.: ИНФРА-М, 1999, с.466-484.
33. Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. С. 72-81.
34. Зазыкин В.Г. Психология плохого руководителя и плохого управления, М.: Колибри, 2014.221с.
35. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирования : метод. пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 224 с
36. Зинченко В.П. Эргономика. Человекоориентированное
проектирование техники, программных средств и среды. М. Педагогика, 2001. 352с.
37. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.,
1996. 229с.
38. Карпов А.В. и др.. Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 350 с.
39. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1998.197с.
40. Ковалева А.И. Влияние умственного труда математиков (научных работников) на функциональное состояние ССС и ВНД: Автореф.канд. дис. Киев, 1975. 65с.
41. Колосова О.Ю. Информационные технологии в системе образования // Особенности постсоветских трансформационных процессов: материалы всеросс. науч.-практ. конф. Пенза, 2004. С. 32-34.
42. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психол. 2004. № 2. С. 128-135
43. Коротеева О. В. Новая социальная политика России. Точки роста. Материалы Всероссийских региональных круглых столов по актуальным вопросам развития человеческого потенциала и реализации социальной политики (июнь - август, 2012 года)//Москва, АНО «Центр информационных стратегий», 2012. 402с.
44. Кудрявцев Т. В. Учебное пособие по курсу "Психология": Психология профессионального обучения и воспитания/ Ред. Ю. Ф. Гущин ; Моск. энерг. ин-т (МЭИ) . М ., 1985. 108 с.
45. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. Учебное пособие. М.: Щит, 2003.322с.
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304с.
47. Леонтьев Д. А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: Личность и менеджмент. Культура и образование: Сб. ст. в честь 60-летия проф. Г. Л. Тульчинского. СПб., 2007. С. 64-89.
48. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии/под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Владос, 2001. 305с.
49. Мак-Дермот Я., О'КоторД. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. Челябинск, 1998.
50. Мак Клелланд, Д. Э. Аткинсон, У. Дж., Кларк Р. А., & Лоуэлл, Э. Л. (1953). Достижение мотива. Нью-Йорк: Эплтон Века-Крофтс.
51. Магура М. И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. 216 с.
52. Мазилов В.А. Психология: теория и метод // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль: МАПН, 2000, С. 191-211.
53. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения
профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. докт. дис.- СПб.,1996. 54с.
54. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с.
55. Мониторинг успеваемости и контроль качества образования / В. А. Соломонов, А. В. Шаин, Д. А. Матвеев // Школьные технологии. 2005. N 1. С. 196-199.
56. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/Пер. с англ.- СПб.,1999.430с
57. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010 №1. С.36-45.
58. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. 144 с.
59. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. 225с.
60. Нижегородцева Н.В. История, методология и перспективы исследования индивидуальности человека в современной психологии// Ярославский психологический вестник. Вып. 10, 2003. Ярославль: РПО, 2003. С.16 -23
61. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие //Психология здоровья / СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та,2000. С. 128-189.
62. Обознов А.А. Направленность личности профессионала: нормативный подход/ Личность профессионала в современном мире/ М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. 942 с.
63. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.447с.
64. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель
А.В. Серия: Управление поведением, кн. 1. 2-е изд., исправленное.
М.: Слайдинг, 2006. 96 с
65. Пахальян В.Э. Групповой психол. тренинг. Уч. пос. для вузов/Серия: Учебное пособие, Издательство: Питер, Год: 2006. 224с.
66. Пек М.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. М., 1996.336.
67. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии, №5, 2000, С. 3-17.
68. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш.шк., 1984.174с.
69. Поваренков Ю. П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров :Изд-во ВятГГУ, 2006. 134 с.
70. Пономаренко В.А. Здоровье здорового человека. Изд. Медицина. М.,
1997. 205 с.
71. Пономаренко В. А., Разумов А. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. М.: Русский врач, 1997. 149 с.
72. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
73. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и
практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.:
Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
74. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
75. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии . Издательство: Питер, 2002 .720 .
76. Рыжов Б.Н. Системная психология. М.: Изд. МГПУ, 1999.365с.
77. Сахно А. В. Социология медицины и общественное здоровье. М., 1984.279с.
78. Сокольская М.В. Психологические аспекты проблемы поддержания профессионального здоровья // Управление качеством образования и интеграция вузов в международное образовательное пространство: сб. науч. тр. межрегион. науч.-метод. конф. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Б.Е. Дынькина. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. С. 199-204.
79. Стеклова О. Е. Организационная культура. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 302с.
80. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.244с.
81. Судаков К.В. Субъективная грань жизнедеятельности: эволюционные предпосылки и информационная сущность. М., 1998. 332с.
82. Сущенко Т. В. Здоровье как жизненная ценность руководителя
образовательного учреждения: диссертация ... кандидата
педагогических наук : 13.00.01, 19.00.07. Москва, 2002. 142 с.
83. Тарабакина Л.В. Групповая рефлексия в организации: технологии и методологические подходы/сборн. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии, Изд Институт психологии РАН Москва, 2010. С. 425-428
84. Шадриков В.Д. Экспериментальный метод исследования // Практикум по экспериментальной психологии. Вып.1. Ярославль: ЯрГУ, 1974. С. 6-46.
85. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002. С.64-71.
86. Шелдрейк. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия. Изд: Аспект Пресс. Учебники для вузов, 2005. 114с.
87. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада, 2004. 151 с.
88. Фадеева М. Л. Организационно-экономические аспекты управления корпоративной культурой промышленного предприятия : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2004. 210 с.
89. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и
потенциальные возможности развития. М.; Воронеж: Изд-во
Московского психолого-социального ин-та : НПО «Модек», 2008. 15 с.
90. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 97-110.
91. Филатов Ф.Р. Психология и культура здоровья: Базовые понятия, концепции и подходы. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов - на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011.176 с.
92. Фонарёв А.Р. Концепция личностного становления профессионала //Становление сознания специалиста: Междисциплинарный диалог: Мат-лы Российско-Белорусской научно-теоретической конференции. Киров: Изд-во Вятского ГГУ, 2003. 225с.
93. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения.М.: Медицина, 1991.288с.
94. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1995. 401с.
95. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.:Наука, 1978. 392 с.
96. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии, № 2, 1999, С. 3-11.
97. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. 447 с.
98. Яценко Т.С. Теория и практика глубинной психокоррекции: Третья Авт. школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост. А. В. Глузман (и др.). Ялта: РИО КГУ, 2010. 200 с.
99. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.188с.
100. Armstrong M., Cummins A. Hastings, S and Wood W. Guide to Job Evaluation, Kogan Page, London, 2003.
101. Bim-Bad B.M., Egorova l.i.interaction between philosophy of education and teaching practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3385-3393.
102. Holland J.S. Making Vacational Choices// A Theory of Careers: Englewood Cliffs. N1,1973.
103. Kegan R. Lisa Laskow Lahey Immunity to Change How to Overcome it and Unlock Potential in Yourself and Your Organization 2009 Harvard Business School Publishing Corporation.
104. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs, Norton, New York, 1955.
105. Litwin, G.H., Stringer, R.A. (1968). Motivation and Organization Climate. Cambridge, Harvard University Press.
106. Maddi, S.R., Propst, Barbara, and Feldinger, I. Three expressions of the need for variety. J. Pers., 1965, 33, р.82-98.
107. McGregor D. The professional manager. N. Y., 1967.
108. Maslow A.H. Motivation and personality (3 rd ed.). N.Y.:Harper and Row, 1987.
109. Rogers C.R. A Way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.
110. Selma Fraiberg, Whith Edna Adelson and Vivian Shapiro "Ghosts in the Nursery: A Psychoanalytic Approach to the Problems of Impaired Infant-Mother Relationships", Clinical Studies in Infant Mental Health, 1980
111. https://ru.wikipedia.org/wiki/B3K0H,Op3Hcnc (дата обращения
30.01.2017)
112. http://mylektsii.ru/13-48797.html(дата обращения 21.06.2018)