Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации

Работа №109550

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования лидерского потенциала школьников в деятельности детско-юношеской организации 17
1.1 Феноменология лидерства: понятие, сущность, теории лидерства 17
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования лидерских качеств у подростков 34
1.3 Моделирование процесса развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации 39
Глава 2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию лидерского потенциала подростков в деятельности детско- юношеской организации 51
2.1 Исследование уровня развития лидерского потенциала подростков 51
2.2 Разработка и внедрение программы по развитию лидерского потенциала подростков 61
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования развития лидерского потенциала подростков 76
Заключение 87
Список используемой литературы и используемых источников 92
Приложение А Уровни развития лидерского потенциала 101
Приложение Б Протоколы результатов исследования и сводные таблицы 103
Приложение В Содержание программы «Слагаемые лидерства» 110

Актуальность развития лидерского потенциала подрастающего поколения в условиях социально-экономической модернизации современного общества очевидна, так как на современном этапе существует потребность в людях с навыками организатора, способными к качественно новому интеллектуальному труду и эффективной коммуникации, готовые достигать поставленных целей, принимая во внимание возможности, интересы, потребности как команды в целом, так и каждого ее участника индивидуально, умеющие организовать деятельность других людей в современной экономической и политической ситуации. В социуме востребованы люди с лидерскими качествами, умеющие построить работу, опираясь на личностно-ориентированное взаимодействие со своей командой, руководя ею на основе идеи гуманного подхода.
Современная молодежь оказалась не в лучшей ситуации: природа социальной активности не находит своей позитивной реализации. У многих обучающихся есть задатки лидера, но способности и возможности не у каждого есть для того, чтобы развить и самостоятельно их закрепить. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. В то же время факт, что в современной России общество и государство имеют повышенный интерес в использовании лидерского потенциала молодого поколения, поскольку ему в будущем надо будет решать возникающие проблемы российского общества, что подтверждает документ «Основы государственной молодёжной политики РФ до 2025 года». В нем прописаны как требования для молодежи, так и условия (создаваемые государством и обществом), направленные на стимулирование их социальной активности. Владимир Владимирович Путин на Заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года выразил мнение по вопросу того, к чему необходимо готовить подрастающее поколение: «к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить». Обозначенные качества есть главные лидерские качества. Помимо этого, качества лидера являются важной личностной составляющей, на основе которой молодые люди могут осуществлять действия по реализации своих личных и общественных, социально-значимых планов.
Самостоятельность, социальная активность, инициативность, способность творчески подходить к решению проблем и нести ответственность за результат их решения, заинтересованность в развитии самого себя - это качества, характеризующие человека, как лидера. Данный набор характеристик позволяет успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного мира. Целью российского образования и является воспитание таких молодых людей. Реализация Федерального государственного основного стандарта основного общего образования и направлена на формирование таких личностных характеристик молодежи, как ответственность, нестандартность мышления, умение сотрудничать, активность в личной и общественной жизни, эффективное взаимодействие с людьми и уважение их точки зрения. Направление «Лидер» стоит в приоритете «Программы развития воспитания в системе образования России», так как ориентировано на эффективную трансформацию образования в России и развитие системы воспитания в ближайшие годы.
Анализ научных исследований свидетельствует о богатых традициях в изучении различных аспектов работы с лидерами.
Научные труды Н.И. Бирюкова, В.В. Бовичева, Е.В. Кудряшовой, Н.П. Аникеевой, Л.А. Журавлевой, Е.А. Климова, Б.И. Кретова, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина являются методологической базой отечественных исследований по проблеме лидерства.
Теоретические и практические моменты определения лидера, содержатся в трудах В.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина. Стилям лидерства посвящены работы А.В. Петровского, Г.М. Андреевой, А.В. Запорожца, Е.В. Андриенко. Такие авторы, как Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, М.В. Удальцова, И.П. Волков освещают в своих исследованиях вопросы соотношения руководства и лидерства.
Труды таких известных российских ученых в области воспитания и образования как О.С. Газман, С.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, А.Н. Тубельский, С.Г. Шуман посвящены созданию концепций педагогического сопровождения учащихся в их саморазвитии и самовоспитании, развитию у учащихся подросткового возраста лидерских качеств.
В отечественной педагогике можно выделить следующие аспекты работы с лидерами: в 20-30 годы XX века - развитие общественной активности (А.С. Макаренко), проблема «вожачества» (Е.А. Аркин, П.П. Блонский); в 60-80-е годы - развитие детского самоуправления (М.И. Рожков); проблемы зависимости лидерства от статуса в коллективе (T.X. Шакуров); соотнесение руководства и лидерства (Н.С. Жеребова, Б.Д. Парыгин); соотнесение руководства и лидерства в спортивных коллективах (Р. Л. Кричевский, М.М. Рыжак); подготовка организаторов и их деятельность в пионерских и комсомольских организациях (Б.3. Вульфов, Б.Е. Ширвиндт и другие).
Многие зарубежные и отечественные авторы анализировали лидерские качества личности: Д. Лори, Р. Хейфетц, Дж. Пикен, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.Г. Шмелев, Е.В. Горохова, Т.В. Махина.
Теоретические и экспериментальные зарубежные исследования лидерства представлены теорией окружающей среды, или ситуативными теориями (Дж. Шнайдер, Л. Картер, П. Пигорс), теорией лидерских черт (Ф. Гальтон, К. Бэрд, С. Смит, Д. Крюгер) и теориями «ожидания- взаимодействия» (С. Джибб). К. Левин, Р. Вуд, С.А. Гиб, Т. Митчелл исследовали проблему лидерства как социально-психологический феномен. Различные его аспекты рассматриваются также в исследовательских трудах Е. Богардуса, Р. Стогдилла, К. Берда, Д. Филипса, Р. Бейлса, Р. Лорда, Ф. Фидлера и других авторов.
Вопросу эффективности сопровождения и педагогической поддержки детского лидерства, разработке педагогических технологий формирования личности лидера в настоящее время уделяется большой интерес. А.Г. Залевская, Т.Е. Вежевич, О.Н. Капиренкова, А.Л. Уманский и другие исследователи внесли вклад в разработку программ и методик, направленных на развитие лидерства у детей.
Сегодня, как никогда, уделяется внимание той среде, в которой вращается индивид образовательного процесса. И существует потребность создания организационных форм, позволяющих сформировать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию. Лидерство не может быть без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера. Одной из таких форм являются детские общественные организации, активно откликающиеся на все изменения общества и внедряющие принцип связи воспитания с жизнью.
Положительный результат от деятельности детских общественных объединений не может быть достигнут без подготовки лидеров детского движения. Необходимо осуществлять постоянную, грамотно организованную работу по подготовке актива в качестве резерва организаторов детских общественных объединений.
Социально-антропологические исследования и практика убеждают в том, что именно детские общественные организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции обучающихся. Дух лидерства свойственен природе каждого ребёнка. Очень часто школьники не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали.
Главным аспектом в исследованиях О.С. Газмана, Л.И. Уманского, А.Л. Уманского, В.П. Исаенко по формированию лидерских качеств личности является детское движение, как явление, и проблема создания эффективных условий для развития лидерства в детских общественных организациях.
О.А. Павлова в своих исследованиях подтверждает реализацию во временных детских объединениях лидерского потенциала старших подростков, если созданы социально-педагогические условия.
О.В. Чугунова в своих работах рассматривает детское общественное объединение как главный способ педагогического воздействия на активность подростков в обществе.
Развитие лидерской одаренности у старших школьников рассматривает в своих работах В.Ю. Большакова.
Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся исследуются в трудах Т.Е. Вежевич.
Изучение воспитательных функций детских организаций в своих работах проводят В.В. Ковров, Ю.Н. Таран, Д.Н. Лебедев.
Вопросами подготовки взрослого к работе с детьми в детском общественном объединении занимались А.Г. Кирпичник, Е.Л. Рутковская, М.Е. Кульпединова.
В психолого-педагогических исследованиях вышеобозначенные вопросы хорошо освещены, в то время как вопрос развития лидерского потенциала подростков упоминается только при изучении школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, О.А. Павлова).
Проанализировав теоретические источники и научно-практические исследования, можно сделать вывод о том, что условия развития лидерского потенциала подростков в детско-юношеских организациях мало изучены в качестве отдельной проблемы. Процессы формирования и развития у подростков лидерских качеств нуждаются в разработке новых психолого-педагогических подходов.
Результаты анализа научных исследований и образовательной практики высветили наличие противоречий:
• между возрастающими требованиями государства и общества к успешной личности, обладающей высоким уровнем развития лидерского потенциала и недостаточным вниманием к целенаправленному развитию лидерских качеств подростков в детско-юношеской организации;
• между недостаточностью научного изучения психолого-педагогических условий, направленных на эффективное развитие лидерских качеств обучающихся в детско-юношеской организации и потребностями практики в организации педагогического влияния на их развитие.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать следующую проблему исследования: каковы эффективные условия развития лидерского потенциала в деятельности детско-юношеской организации?
Значимость выдвинутых противоречий, потребность общества в людях, способных пробудить интерес к делу, повести за собой, стремящихся «выложиться» для достижения общей цели, наиболее полно понимать интересы большинства, умеющих работать в команде, активно влиять на окружающих свидетельствуют об актуальности поиска путей развития лидерского потенциала у подрастающего поколения и позволили сформулировать тему исследования: «Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации».
Объект: процесс развития лидерского потенциала подростков.
Предметом исследования являются педагогические условия развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогических условий развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
Исходя из формулировки проблемы, объекта, предмета и цели была выдвинута гипотеза исследования: развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеских организаций будет осуществляться наиболее эффективно, если реализованы следующие педагогические условия:
1) изучены возможности детско-юношеской организации в формировании лидерского потенциала подростков;
2) выделены критерии и показатели лидерского потенциала обучающихся;
3) определены педагогические условия развития лидерского потенциала подростков в детско-юношеской организации, включающие:
• разработку и реализацию модели развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации;
• разработку и реализацию программы развития лидерского потенциала подростков, включающую разнообразные виды деятельности, направленные на проявление лидерского потенциала подростков, при системном отслеживании его развития;
• стимулирование лидерского потенциала подростков под влиянием взаимодействия «на равных» участников детско- юношеской организации при педагогическом сопровождении.
Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по педагогике и психологии, освещающую проблему развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности лидерского потенциала подростков.
3. Обосновать необходимость развития лидерского потенциала в подростковом возрасте.
4. Выявить возможности детско-юношеской организации в развитии лидерского потенциала подростков.
5. Теоретически обосновать и практически реализовать модель развития лидерского потенциала подростков, способствующую эффективной реализации в деятельности детско-юношеской организации лидерского потенциала подростков.
6. Разработать и апробировать программу развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
Теоретическая основа исследования:
• исследования, раскрывающие психологическую сущность феномена лидерства (Б.М. Басс, Т.В. Бендас, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин и другие), психологические характеристики лидера (Л.И. Уманский, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский, Р. Хоган, Д. Майерс и другие);
• психологические положения об особенностях личностного развития подростков (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и другие);
• научные положения о соотношении лидерства и руководства и (А.Г. Кирпичник, A.B. Малиновский, О.Д. Чугунова и другие);
• положения о важности деятельности в социуме и воспитательных возможностях детских общественных организаций для развития личности (Л.И. Уманский, М.В. Богуславский, Н.Ф. Басов, A.B. Волохов, И.А. Кудряшова, Т.В. Трухачева и другие);
• научные положения по вопросам педагогического сопровождения детских общественных организаций (Е.В. Титова, А.В. Волохов, C.B. Тетерский, И.И. Фришман и другие).
Методологическую основу исследования составляют: деятельностный и личностно-ориентированный подходы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и другие); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинщтейн), субъектный подход в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Петровский и другие); принцип моделирования (Е.Б. Старовойтенко, Г.П. Щедровицкий и другие); гуманистический подход (A.A. Леонтьев, А. Маслоу, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, E.H. Шиянов и другие); самореализации личности в обществе (И.С. Кон, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие) и направляющие идеи педагогического стимулирования (А.Л. Уманский, Л.Ю. Гордин, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова и другие).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования:
• теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение нормативно-правовых документов, моделирование, сравнение и обобщение исследовательских данных);
• эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент);
• математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности).
Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа №23 имени Пальмиро Тольятти» с учащимися 8 классов в количестве 50 человек в возрасте от 13 до 15 лет (37 девочек и 13 мальчиков). Контрольная и экспериментальная группы включали по 25 подростков.
Этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе (2018-2019 годы) проводился анализ философской, психологической, педагогической и социологической литературных источников по определению понятий «лидерство», «лидер» и «лидерский потенциал» применительно к подростковому возрасту, изучалось влияние детско-юношеских организаций на развитие подростка. Определялись цели, задачи, выдвигалась исследовательская гипотеза. Были определены пути эффективного решения проблемы развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
На втором этапе (2019 год) осуществлялась разработка модели развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско- юношеской организации, разработка модифицированной программы «Слагаемые лидерства», реализация педагогических условий, стимулирующих формирование лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, проверка обозначенных условий на стадии проведения опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2019-2020 годы) происходила обработка эмпирических результатов экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов по развитию лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско- юношеской организации;
• спроектирована модель развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, включающая целевой, содержательно-деятельностный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты;
• определены критерии и уровни развития лидерского потенциала подростков: когнитивный (готовность подростков к принятию роли лидера, понимание значимости общественной деятельности; знание технологии организации деятельности); личностный (сформированность лидерских качеств); деятельностный (использование теоретических знаний на практике, умение добиваться высоких результатов в деятельности, навыки работы в команде).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены теоретические представления о проблеме развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, выделены педагогические условия успешного развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система знаний по развитию лидерского потенциала подростков может быть использована в практике общеобразовательных школ для реализации воспитательных программ. Выявлены и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации. Модифицированная программа «Слагаемые лидерства» может быть востребована педагогами дополнительного образования, развивающими социальную составляющую личности, учителями обществознания, положения исследования могут быть использованы как основа проведения педагогических советов и методических объединений по данной проблеме. Материалы диссертации по развитию лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации могут лечь в основу методологических пособий и практических рекомендаций для педагогических работников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детских детско-юношеской организации - это социально-педагогический процесс, целенаправленный, организованный, сопровождающий создание и работу механизмов становления и закрепления в структуре личности подростка характеристик, содержащих когнитивный, личностный и деятельностный компоненты лидерского потенциала. Они определяются свойством ориентироваться в различных ситуациях, активностью, адекватной реакцией на вызовы и угрозы времени, умением организовать коллектив, поставить ему цели и привести к эффективному результату, и тем самым позволяют подростку выделиться в группе в качестве лидера.
2. Разработана модель развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, которая включает взаимосвязанные компоненты (блоки): целевой компонент (аргументирует постановку цели, содержит методологические подходы и принципы); содержательно-деятельностный компонент (включает содержание программы), организационно-деятельностный компонент (включает формы и методы реализации программы), оценочно-результативный компонент (представляет когнитивный, личностный и деятельностный критерии развития лидерского потенциала обучающегося, каждый из которых представлен тремя уровнями развития лидерского потенциала: высоким, средним и низким уровнями). Критерии развития лидерского потенциала обучающегося включают в себя следующие показатели: когнитивный (готовность подростков к принятию роли лидера, понимание значимости общественной деятельности; знание технологии организации деятельности); личностный (сформированность лидерских качеств); деятельностный (использование теоретических знаний на практике, умение добиваться высоких результатов в деятельности, навыки работы в команде).
3. Для развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации возможно использовать специально разработанную программу, которая создает следующие педагогические условия:
• во-первых, психолого-педагогические условия - наряду с развитием лидерского потенциала подростков формируем позитивное отношение к ценностям жизнедеятельности и стимулируем субъектную активность, активную жизненную позицию, включение подростков в деятельность детско- юношеского объединения;
• во-вторых, специально организованная образовательная среда предполагает наличие специально организованного процесса развития лидерского потенциала обучающегося, с оборудованной аудиторией и педагогическим работником, то есть организационно-педагогические условия;
• в-третьих, целенаправленно синтезированные формы и методы обучения подростков, ориентированные на развитие лидерского потенциала обучающегося в деятельности детско-юношеского объединения, которые способствуют грамотному построению системы занятий с учащимися, их ориентации на социально-значимую деятельность, педагогическая диагностика качеств лидера, то есть дидактические условия.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом работ в области педагогики и психологии, следованию требованиям научной методологии в процессе проведения исследования, использованием комплекса теоретических и валидных эмпирических методов, их адекватностью цели и задачам исследования, результатами опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора в изучении теоретического и практического состояния проблемы; организации и проведении опытно-экспериментальной работы; разработке и реализации программы «Слагаемые лидерства»; определении диагностического инструментария для исследования развития лидерского потенциала подростков; интерпретации результатов и формулировании выводов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались в сборнике «Социальные практики детских общественных объединений города Тольятти» (2019 год), в международном научно-практическом электронном журнале «Моя профессиональная карьера» (2019 год), а также на следующих конференциях:
• международных: XIII Международная научно-практическая конференция «Запад - Россия - Восток» (2019 год);
• всероссийских: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество» (2018 год); Всероссийская научно-практическая конференция «Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании» (2019 год); Х1 Всероссийская заочная научно-практическая конференция учащейся молодежи «Наука XXI века: взгляд в будущее» (2019 год);
• региональных: XXI Региональная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье» (Самара, 2018 год); XXII Региональная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье» (Самара, 2019 год);
• городских: научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (2019 год); научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (2020 год).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 3 рисунка, 26 таблиц, список использованной литературы (97 источников), 3 приложения. Основной текст работы изложен на 100 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании на основании теоретического обобщения научной литературы были определены сущность и содержание понятия «лидерский потенциал» в современных психолого-педагогических исследованиях. Под лидерским потенциалом понимается «качественная характеристика личности, отражающая совокупность внутренних потребностей, возможностей, ценностного отношения, средств, способствующих достижению такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативности, который обеспечивает ее ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедеятельности».
В исследовательской работе определены и описаны критерии лидерского потенциала (когнитивный (готовность подростков к принятию роли лидера, понимание значимости общественной деятельности; знание технологии организации деятельности); личностный (сформированность лидерских качеств); деятельностный (использование теоретических знаний на практике, умение добиваться высоких результатов в деятельности, навыки работы в команде)), уровни развития лидерского потенциала, а также определены методики, которые позволили определить достоверность данных о происходящих изменениях в развитии лидерского потенциала и получить объективную информацию об эффективности опытно - экспериментальной работы.
В исследовании обоснован подростковый возраст как наиболее эффективный и плодотворный период для развития лидерского потенциала. Подростку важно иметь гибкость и творчество ума, способностью практически оценивать ситуацию, умение работать в команде, индивидуальный подход к людям, способность находить нестандартное решение, вести людей за собой, во время гасить конфликты при разрешении групповой задачи.
Анализ теоретических психолого-педагогических, социологических трудов и научно-практических исследований в области лидерства свидетельствует о существенных возможностях детско-юношеской организации в определении лидерского потенциала подростков и существовании в определении эффективных условий для развития лидерских качеств подростков в детско-юношеском объединении проблемы, которая в недостаточной степени изучена. Проявляется необходимость в психолого-педагогических нововведениях в контексте формирования и дальнейшего развития лидерских качеств подростков.
В ходе исследования доказано позитивное влияние специально спроектированной модели развития лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации, состоящей из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов:
1) целевой компонент, ориентированный на социальный заказ, который обусловливает постановку цели - развитие лидерского потенциала обучающегося в деятельности детско-юношеского объединения и включающий системный и личностно-деятельностный подходы как методологические, а также принципы, на основе которых реализуется этот процесс;
2) содержательно-деятельностный компонент, включающий в себя такие комплементарные элементы, как содержание программы, формы и методы деятельности, которые будут содействовать качественному применению возможностей детско-юношеской организации в развитии лидерского потенциала подростков. Содержательный блок раскрывает собственно содержание деятельности подростков, включенных в нее. Основой данной деятельности выступают занятия, в результате которых подростки осознают важность таких категорий, как самоорганизация, взаимопонимание, сотрудничество для результата их деятельности;
3) организационно-деятельностный компонент, содержащий в себе формы и методы реализации программы развития лидерского потенциала обучающегося в деятельности детско-юношеского объединения;
4) оценочно-результативный компонент, представленный критериями развития лидерского потенциала обучающегося в деятельности детско-юношеского объединения: когнитивным (готовность подростков к принятию роли лидера, понимание значимости общественной деятельности; знание технологии организации деятельности); личностным (сформированность лидерских качеств); деятельностным (использование теоретических знаний на практике, умение добиваться высоких результатов в деятельности, навыки работы в команде). Каждый из критериев представлен тремя уровнями развития лидерского потенциала: высоким, средним и низким уровнями. Совокупными показателями трёх критериев, представленных на высоком уровне, являются обучающиеся детского общественного объединения с высоким уровнем развития лидерского потенциала.
Модель обеспечивает положительную динамику в развитии лидерского потенциала подростков и эффективно действует при выделенных педагогических условиях.
В качестве педагогических условий становления и развития качеств лидера у подростков можно отметить: педагогическую диагностику качеств лидера; развитие субъектной активности учащихся: стимулирование субъектной активности, активной жизненной позиции, включение подростков в деятельность детско-юношеского объединения.
Во второй главе проведено описание результатов констатирующего эксперимента. Определены и описаны критерии лидерского потенциала, уровни развития лидерского потенциала, а также определены методики, которые позволили определить достоверность данных о происходящих изменениях в развитии лидерского потенциала и получить объективную информацию об эффективности опытно-экспериментальной работы. Используя выделенные уровни, описание характеристики каждого уровня и методик диагностики, проведен констатирующий эксперимент.
В исследовании представлена программа по развитию лидерского потенциала подростков на примере МБУ «Школа №23» городского округа Тольятти. Входящие в программу занятия проводились в очной форме и включали в себя беседы, интерактивные лекции, ситуативный разговор, самодиагностику, психологические и деловые игры, дискуссии, мастер-класс, упражнения на взаимодействие в группах, социально-психологические тренинги, конкурсы, проектирование. Исключительное значение в программе отдавалось групповым формам работы, позволяющим ребятам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки.
Участие в программе «Слагаемые лидерства» способствовало пониманию подростками того, каким должен быть истинный лидер. В рамках данной программы особое внимание уделялось анализу стилей управления, вопросам самореализации лидера.
В основе различных форм работы было обучение организаторской и коммуникативной техникам. На практических занятиях у подростков совершенствовались организаторские качества, а также развивались их навыки командной работы, организации и руководства коллективом сверстников.
Реализация качеств лидера происходила через освоение участниками новых форм деятельности (от организации и проведения КТД до организации и проведения праздников). На протяжении всей работы по развитию лидерского потенциала подростков особое внимание уделялось нравственным аспектам поведения лидера.
Таким образом, апробация программы «Слагаемые лидерства» подтвердила важность для детей ценности деятельности в социуме, влияние детско-юношеской организации на подростковую среду. Программа оказала положительное влияние на подростков, активизировав их, повысив их статус в обществе, стимулировав развитие их лидерского потенциала.
На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы определена эффективность разработанной программы и обобщены результаты исследования. Анализ и обработка полученных данных позволили сделать вывод о позитивных изменениях в развитии лидерского потенциала у учащихся. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы по развитию лидерского потенциала подростков.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты доказывают, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, все задачи научного поиска решены.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов проблемы. В качестве перспективы можно определить такие направления исследования, как поиск, выявление и совершенствование комплекса педагогических условий эффективного формирования лидерского потенциала подростков, описание методических рекомендаций в адрес конкретных специалистов по решению данной проблемы (педагог-организатор, психолог), определение различных форм деятельности детско-юношеской организации как условия развития лидерского потенциала подростков.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академический Проект. 2000. С. 476-493.
2. Адаир Д. Психология лидерства. М. : Изд-во «Эксмо». 2005. 217 с.
3. Алиева Л. В. Детское движение как субъект воспитания: монография. М. : Макс-Пресс. 2002. 224 с.
4. Алиева Л. В. Моделирование как метод реализации системного подхода к воспитанию / Л. В. Алиева // Вопросы воспитания. 2014. № 4. С. 9-13.
5. Андреева Г. М. Социальная психология 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс. 2006. 363 с.
6. Андреева О. И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
7. Байхэм У., Смит О., Пизи М. Воспитай своего лидера / Пер. с англ. М.: Издательский дом Вильяме. 2002. 416 с.
8. Бендер П., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М. : Попурри. 2005. 303 с.
9. Богуславский М. В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. Тверь : научная книга. 2007. 112 с.
10. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Просвещение. 1968. 464 с.
11. Бойчук A. A. Лидер или руководитель? К. : Высшая школа. 2003. 282 с.
12. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
13. Бубякина А. Е. Развитие лидерских качеств подростков в процессе реализации социальных проектов / А. Е. Бубякина. Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 36. С. 41-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24912836 (дата обращения: 17.12.2019). Режим доступа : Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
14. Валяева Л. В. Роль системы дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков / Л. В. Валяева, Т. А. Михайлова. Текст: электронный // Социальные отношения. 2018. № 1. С. 70-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32679176 (дата обращения: 17.12.2019). Режим доступа : Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
15. Васильковская М. И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста / М. И. Васильковская. Текст : электронный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 152- 159. URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/388255 (дата обращения: 06.12.2019). Режим доступа : Электронно-библиотечная система «Лань». 18
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ