Введение 4
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия .... 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 21
2 Оценка конкурентоспособности торгового предприятия ООО «ЛИДЕР» .. 28
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 28
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 32
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового
предприятия ООО «ЛИДЕР» 39
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового
предприятия 39
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 41
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Приложение А Формирование проблемного поля в рамках SWOT-анализа . 51
Современное развитие рынка диктует свои требования к развитию предприятий в условиях высокой конкуренции. Актуальность вопроса «повышение конкурентоспособности предприятия» очевидна. Предприятие может быть успешным тогда и только тогда, когда его ассортиментом будут конкурентоспособные товары и услуги, качество которых имеют преимущества перед такими же товарами других производителей.
Развитие рыночных отношений с учётом пандемии предъявляет ряд требований к жизнедеятельности предприятий, одним из которых является конкурентоспособность организации. Актуальность изучения данного вопроса именно в том, что конкурентоспособность фирмы выступает важнейшим фактором, обеспечивающим эффективное развитие предприятия.
Цель бакалаврской работы - на основе оценки конкурентных преимуществ предприятия разработать мероприятия по их укреплению. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «ЛИДЕР»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «ЛИДЕР».
Объектом исследования является ООО «ЛИДЕР».
Предметом исследования выступают процессы формирования и повышения конкурентоспособности предприятия.
Информационную базу исследования составили материалы исследуемого предприятия, бухгалтерская и управленческая отчетность, а также труды отечественных и зарубежных авторов.
Для решения поставленных задач в работе использовались экономико-статистические методы, метод анализа, сравнения, методы социологического исследования, табличные и графические методы визуализации результатов исследования.
В первом разделе раскрыто понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности, рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, определены методы оценки конкурентоспособности.
Во втором разделе дана организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ЛИДЕР», проведен анализ внутренней среды предприятия и его конкурентоспособности, проведен анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятий.
В третьем разделе представлены пути укрепления конкурентоспособности предприятия ООО «ЛИДЕР» и проведена оценка их эффективности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В данной бакалаврской работе осуществлена разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЛИДЕР».
В первом разделе рассмотрены теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия. По результатам проведенного исследования можно ряд выводов:
- под конкурентоспособностью организации понимают способность организации создавать превосходство над конкурентами для достижения поставленных целей;
- существует значительное количество методов повышения конкурентоспособности предприятия, которые могут быть реализованы в виде реализации отдельных мероприятий либо комплексе мероприятий, определенных в форме конкурентной стратегии предприятия.
Во втором разделе проведен анализ конкурентоспособности ООО «ЛИДЕР», по результатам которого можно сделать ряд выводов:
- анализ экономических показателей предприятия выявил тенденцию роста большинства основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, что говорит о повышении эффективности его деятельности;
- высокий уровень угрозы приходится на два параметра, такие как: угроза со стороны товаров-заменителей, угроза со стороны внутриотраслевой конкуренции, угроза потери текущих клиентов. Это означает, что рынок компании является высоко конкурентным и перспективным, имеет барьеры для входа, включает в себя множество аналогов с идентичными услугами. Для понижения уровня угрозы следует приложить усилия на создание уникальных дополнительных предложений, развитие бонусной системы, повышения имиджа компании, укрепление отношений с потребителями;
- основными конкурентами являются компании «Линия плюс» и ООО «Сервис». Проведенный анализ показал, что ООО «ЛИДЕР» почти по всем параметрам уступает своему основному конкуренту - АО «Линия плюс».
Проведенный анализ выявил недостатки, которые снижают конкурентоспособность предприятия по сравнению с конкурентами, такие как:
- малая пропускная способность. На территории г. Москва множество компаний, реализующих подобный ассортимент для всех слоев населения;
- снижение уровня товарооборота. Необходимо сменить поставщиков для снижения затрат, ввести новый товар;
- некомфортные для клиента условия бонусных карт. Ранее бонусная система была больше ориентирована на клиента;
- необходимость контроля персонала на торговых точках для повышения качества обслуживания каждого клиента.
Рекомендации для ООО «ЛИДЕР» будут направлены на разработку мероприятий по минимизации данных недостатков.
Третий раздел работы содержит предложения по повышению конкурентоспособности ООО «ЛИДЕР».
Было предложено два мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия:
- метод «Ретро-бонус»;
- товарная стратегия инновации.
Уровень торгового обслуживания покупателей в магазинах достаточно высок в современных условиях рыночных отношений. Это с положительной стороны характеризует торговую деятельность магазина, а также торговое обслуживание, предоставляемое покупателям.
Предлагаем на торговом предприятии можно принимать метод «Ретро-бонус», за счет которого ООО «ЛИДЕР» получит дополнительную прибыль в размере 530,6 тыс. руб. Суть цены «ретро-бонус» заключается в том, что торговое предприятие имеет скидки (5-15%) с продукции постоянных поставщиков, хотя розничная цена для покупателей не меняется.
Также предлагаем применить в ООО «ЛИДЕР» вариант стратегии инновации: ввод новых позиций, которые отсутствуют у конкурентов.
Реализация новой продукции позволит получить торговому предприятию дополнительную прибыль в размере 1497,1 тыс. руб.
Выдвинутые решения предложены для реализации руководству в качестве инструмента для повышения конкурентоспособности предприятия.
Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия после внедрения мероприятий свидетельствует о рентабельности деятельности предприятия, что объясняется увеличением всех рассматриваемых показателей.
1. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие.- М.:ГАУ, 2018.-75 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.:ЦЭИМ,2019.-207 с.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред.Губиной О.В. - М.: Форум, 2018. - 340 с.
4. Архипов А., Большаков А. Экономика. - М.: Проспект, 2019. - 840с.
5. Афанасьев М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2020-120 с.
6. Баркан Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг - ключ к успеху. - М.: Аквилон, 2019. - 252 с.
7. Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Юрайт, 2018. - 400с.
8. Гаврилова А.В. Финансовый менеджмент: учебное
пособие/А.В.Гаврилова - М.: КноРус, 2018. - 432 с.
9. Гражданкина Е.В. Микроэкономика. Краткий курс. - М.:Окей- книга, 2017 - 128 с.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: КонсультантПлюс.
11. Грязнова А., Юданов А. Микроэкономика. Практический подход. М.: Кнорус, 2019 - 258 с.
12. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11. - С. 121-125.
13. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Микроэкономика. - М.: Кнорус, 2018. - 280 с.
14. Клюня В.Л., Сильванович В.И. Международный менеджмент: учеб.пособие / В.Л. Клюня, В.И. Сильванович. - Гродно: ГрГУ, 2018. - 184 с.
15. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учеб.пособие. - СПб.: Любавич, 2017. - 284 с.
16. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
17. Котельникова Е.А. Конспект лекций. Экономика фирмы. - М.: Научная книга, 2019 - 251 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.:Вильямс, 2020. - 1200 с.
19. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Кнорус, 2018. - 312 с.
20. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие/И.М. Лифиц. - М.: Юрайт. - 2018. - 448 с.
21. Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: Синергия, 2019 - 496 с.
22. Маховикова Г. А. Микроэкономика. - М.: Юрайт, 2020. - 272 с.
23. Мэнкью Н., Тейлор М. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2018. - 544 с.
24. Панов, А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] / А.И. Панов. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/8582
25. Пименов, П. А. Конкурентные преимущества и управление рисками [Текст]/ П.А. Пименоа // Актуальные вопросы развития экономики. - 2018. - №9.- С. 466-472.
26. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий [Текст] / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. 2020. - №3. - С.18-28.
27. Пострелова, А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст]/ А.В. Пострелова // Молодой ученый. - 2018. - №. 53. - С. 398-402.
28. Рахманина, И. А. Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества [Текст] / И.А. Рахманина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. - №1 - С.73-77.
29. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., испр. - Минск : РИПО, 2018. - 374 с.
30. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс] / А.А. Томпсон. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/12862
31. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации.
Конкурентоспособность [Текст] / Т. Г. Философова, В. А. Быков. - Москва : Юнити - Дана, 2021. - 296 с.
32. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] / А.Н. Фомичев. - Режим доступа :http://www.iprbookshop.ru/24817
33. Daum J.H. A Model for Performance Management and Controlling in the 21 st Century // Controlling Finance. 2020. July
34. Digital Intelligence Index70Endnotes1 Words of an Unprecedented Year, Oxford Languages, Oxford University Press 2020, accessed November 29, 2020, https://languages.oup.com/word-of-the-year/2020/.
35. Farnham P.G. Economics for managers (Global edition). — Essex: Pearson Education, 2018. — 553 с.
36. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston: HBS Press, 2018. 312 p.
37. Muralidharan, Raman. A framework for designing strategy content controls // International Journal of Productivity and Performance Management journal. — 2020. — Vol. 53, no. 7. — P. 590—601.