Уголовная ответственность за налоговые преступления
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ....8
1.1. Понятие и виды налоговых преступлений в отечественном уголовном праве
1.2. Уголовная ответственность за налоговые преступления по зарубежному
законодательству 14
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ...25
2.1. Объект налоговых преступлений 25
2.2. Объективная сторона налоговых преступлений 29
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.40
3.1. Субъект налоговых преступлений 40
3.2. Субъективная сторона налоговых преступлений 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ....8
1.1. Понятие и виды налоговых преступлений в отечественном уголовном праве
1.2. Уголовная ответственность за налоговые преступления по зарубежному
законодательству 14
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ...25
2.1. Объект налоговых преступлений 25
2.2. Объективная сторона налоговых преступлений 29
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.40
3.1. Субъект налоговых преступлений 40
3.2. Субъективная сторона налоговых преступлений 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность работы. Ст. 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом, Основной закон страны относит уплату налогов в бюджет к обязанностям каждого потенциального налогоплательщика. В условиях рыночных отношений получили широкое распространение налоговые преступления. Вместе с тем эффективность деятельности правоохранительных органов по противодействию налоговым преступлениям остается низкой в силу определенных объективных причин. Одной из них является нарушение правил технико-юридического конструирования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за налоговые преступления. В связи с этим проблемы юридико-технического конструирования составов налоговых преступлений стали объектом пристального внимания со стороны ученых.
Поэтому необходимость и актуальность рассмотрения вопроса, связанного с совершенствованием борьбы с налоговыми преступлениями, обусловливается особой значимостью для государства отношений, которым причиняется вред при совершении налоговых преступлений.
Степень важности и актуальности проблемы преступлений в налоговой сфере подтверждается особым вниманием, постоянно уделяемым ей на уровне Правительства и Президента Российской Федерации. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018г. в очередной раз указывалось на то, что «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств». Правительством РФ регулярно проводится совершенствование налоговой политики. Так, с 1 июля 2018 года вступили в силу поправки к ст. 86 Налогового кодекса РФ, которые регламентируют предоставление банками информации о движении средств на банковских картах налоговой службе.
В современном общественном устройстве решение задачи по выявлению преступлений в сфере налогообложения и противодействию этим деяниям со стороны налоговой службы и правоохранительных органов представляет собой безусловно актуальную стратегическую цель, так как определяет экономическую и правовую устойчивость государства.
Актуальность проблемы налоговых преступлений также обусловлена ростом числа совершенных налоговых преступлений (в 2017 году было выявлено на 2,7 % больше нарушений налогового законодательства, чем в 2016 году, а доля предварительно расследованных преступлений неуклонно снижается с 2013 года), проникновением в сферу налогообложения организованной преступности, ростом влияния преступных групп на деятельность коммерческих банков и внешней экономики. В целом неуплата налогов несет большую социальную опасность, что проявляется в нанесении значительного ущерба государству.
Недостаточная сумма денег в бюджете лишает правительство и субъекты РФ одного из важнейших инструментов управления, оказывает неблагоприятное воздействие на социальную сферу, развитие культуры и научных отраслей, содержание армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. В частности, невыплата огромных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, проблемам с выплатой заработной платы работникам государственного сектора, военнослужащим, льготам для бедных и другим негативным последствиям. В России масштабы нарушений налогового законодательства растут с каждым годом. Кроме того, низкое выявление данных правонарушений приводит к тому, что далеко не все несут ответственность за совершение этих правонарушений.
Степень разработанности темы. Уголовной ответственности за налоговые преступления учёные уделяют внимание довольно часто, однако их работах рассматриваются только отдельные аспекты ответственности за налоговые преступления.
В настоящей же работе проводится комплексное исследование вопросов, связанных с ответственностью за налоговые преступления с учетом изменений и дополнений, вносимых в УК РФ и иные нормативно-правовые акты.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, урегулированных нормами уголовного права, связанных с привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления. Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы об уголовной ответственности за налоговые преступления, а также судебная практика и научная литература по исследуемой сфере.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является исследование уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели в рамках настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать объект налоговых преступлений;
2) изучить объективную сторону налоговых преступлений;
3) раскрыть признаки субъекта налоговых преступлений;
4) проанализировать субъективную сторону налоговых преступлений.
Методы и методика исследования. В процессе исследования автору также пришлось обращаться к частным методам, а именно логико-юридическому, сравнительно-правовому, технико-юридическому и структурно-функциональному методам.
Теоретическая основа исследования. При подготовке работы большую помощь оказали труды таких авторов как В.С. Абдуллаева, Е.С. Захарченко, Г.К. Авжиев, К.А. Алексеев, Ю.А. Артемьева, П.А. Батайкин, А.А. Волженкин, Б.В. Волженкин, Н.В. Володина, А.П Задрин и работы других авторов.
Нормативную правовую основу исследования составили такие нормативные акты как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты по теме исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Поэтому необходимость и актуальность рассмотрения вопроса, связанного с совершенствованием борьбы с налоговыми преступлениями, обусловливается особой значимостью для государства отношений, которым причиняется вред при совершении налоговых преступлений.
Степень важности и актуальности проблемы преступлений в налоговой сфере подтверждается особым вниманием, постоянно уделяемым ей на уровне Правительства и Президента Российской Федерации. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018г. в очередной раз указывалось на то, что «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств». Правительством РФ регулярно проводится совершенствование налоговой политики. Так, с 1 июля 2018 года вступили в силу поправки к ст. 86 Налогового кодекса РФ, которые регламентируют предоставление банками информации о движении средств на банковских картах налоговой службе.
В современном общественном устройстве решение задачи по выявлению преступлений в сфере налогообложения и противодействию этим деяниям со стороны налоговой службы и правоохранительных органов представляет собой безусловно актуальную стратегическую цель, так как определяет экономическую и правовую устойчивость государства.
Актуальность проблемы налоговых преступлений также обусловлена ростом числа совершенных налоговых преступлений (в 2017 году было выявлено на 2,7 % больше нарушений налогового законодательства, чем в 2016 году, а доля предварительно расследованных преступлений неуклонно снижается с 2013 года), проникновением в сферу налогообложения организованной преступности, ростом влияния преступных групп на деятельность коммерческих банков и внешней экономики. В целом неуплата налогов несет большую социальную опасность, что проявляется в нанесении значительного ущерба государству.
Недостаточная сумма денег в бюджете лишает правительство и субъекты РФ одного из важнейших инструментов управления, оказывает неблагоприятное воздействие на социальную сферу, развитие культуры и научных отраслей, содержание армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. В частности, невыплата огромных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, проблемам с выплатой заработной платы работникам государственного сектора, военнослужащим, льготам для бедных и другим негативным последствиям. В России масштабы нарушений налогового законодательства растут с каждым годом. Кроме того, низкое выявление данных правонарушений приводит к тому, что далеко не все несут ответственность за совершение этих правонарушений.
Степень разработанности темы. Уголовной ответственности за налоговые преступления учёные уделяют внимание довольно часто, однако их работах рассматриваются только отдельные аспекты ответственности за налоговые преступления.
В настоящей же работе проводится комплексное исследование вопросов, связанных с ответственностью за налоговые преступления с учетом изменений и дополнений, вносимых в УК РФ и иные нормативно-правовые акты.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, урегулированных нормами уголовного права, связанных с привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления. Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы об уголовной ответственности за налоговые преступления, а также судебная практика и научная литература по исследуемой сфере.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является исследование уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели в рамках настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать объект налоговых преступлений;
2) изучить объективную сторону налоговых преступлений;
3) раскрыть признаки субъекта налоговых преступлений;
4) проанализировать субъективную сторону налоговых преступлений.
Методы и методика исследования. В процессе исследования автору также пришлось обращаться к частным методам, а именно логико-юридическому, сравнительно-правовому, технико-юридическому и структурно-функциональному методам.
Теоретическая основа исследования. При подготовке работы большую помощь оказали труды таких авторов как В.С. Абдуллаева, Е.С. Захарченко, Г.К. Авжиев, К.А. Алексеев, Ю.А. Артемьева, П.А. Батайкин, А.А. Волженкин, Б.В. Волженкин, Н.В. Володина, А.П Задрин и работы других авторов.
Нормативную правовую основу исследования составили такие нормативные акты как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты по теме исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
В современном общественном устройстве решение задачи по выявлению преступлений в сфере налогообложения и противодействию этим деяниям со стороны налоговой службы и правоохранительных органов представляет собой безусловно актуальную стратегическую цель, так как определяет экономическую и правовую устойчивость государства.
Начиная с конца прошлого века и до наших дней стремительно нарастает число преступлений, связанных с незаконным уходом от уплаты налогов, что, несомненно, ставит под угрозу финансовую основу, стабильность и безопасность Российского государства. В связи с этим огромное значение имеет система мер противодействия данному негативному явлению и особенно уголовно-правовых.
Четко разработанная и эффективная система наказаний за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, разработанная и применяемая в ан-глосаксонской правовой семье, может быть полезна для законодателя России. Взимание налогов и сборов - одна из фискальных функций государства, которая необходима для его успешного функционирования. Опыт американского комбинированного штрафа, а также лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом одновременно ставит недобросовестного налогоплательщика в рамки, когда ему просто невыгодно не платить налоговые пошлины и сборы. Все это положительно влияет на развитие экономической системы страны в целом.
Незначительным отличием российского законодательства от зарубежного является то, что нормы уголовного права содержатся в едином УК РФ, так как за рубежом в основном нормы о налоговых преступлениях закреплены в актах налогового законодательства.
Общественная опасность налоговых преступлений состоит не просто в том, что государство утрачивает платежеспособность при уклонении от уплаты налогов. Неуплата налогов лишает государство возможности осуществлять его главную функцию - управление обществом, то есть государство лишается возможности обеспечивать жизнедеятельность общества, так как функциональная роль налогов заключается, прежде всего, в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства для выполнения возложенных на него функций.
Считаем, что ошибочное определение объекта налоговых преступлений может привести к недооценке их общественной опасности.
В ст. 199 УК РФ нет точного определения к какой категории относится уклонение от уплаты налогов организации, в связи с этим, полагаем крайне необходимым внести дополнения в данную статью, а именно определить один вариант момента окончания налогового преступления.
Отличительными признаками длящегося преступления от продолжаемого преступления являются временной период и наличие действие (бездействия) организации налогоплательщика.
Из анализа субъективных признаков налоговых преступлений следует, что разъяснения Пленума ВС РФ не содержат правил оценки действий лиц, использующих руководителей, главных бухгалтеров, индивидуальных предпринимателей для уклонения от уплаты налоговых обязанностей, когда последние не осознают общественной опасности своего поведения. Ситуация схожа с осуществлением предпринимательской деятельности через подставное лицо. Отличие заключается в том, что здесь предпринимательская деятельность осуществляется зарегистрированным лицом, налоги платятся им же, однако это лицо не осознает факта уклонения от уплаты налогов.
Обозначенная проблема является частным случаем более общего вопроса о возможности посредственного исполнения преступления со специальным субъектом. В доктрине такая возможность не исключается. Закон в ч. 4 ст. 34 УК РФ препятствует такому решению, поскольку исполнителем преступления в преступлении со специальным субъектом может быть только лицо, обладающее признаками специального субъекта.
Анализ разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, а также правоприменительных решений по иным видам преступлений со специальным субъектом (присвоение и мошенничество с использованием служебного положения, превышение должностных полномочий) показывает, что практика настроена исходить из буквального смысла ч. 4 ст. 34 УК РФ.
Если следовать этой логике, то, например, не подлежит уголовной ответственности за налоговое преступление родственница индивидуального предпринимателя, умышленно внесшая ложные сведения в бухгалтерские документы с целью экономии средств родственника, если при этом данный предприниматель не осознавал факта уклонения от уплаты налогов.
В современном общественном устройстве решение задачи по выявлению преступлений в сфере налогообложения и противодействию этим деяниям со стороны налоговой службы и правоохранительных органов представляет собой безусловно актуальную стратегическую цель, так как определяет экономическую и правовую устойчивость государства.
Начиная с конца прошлого века и до наших дней стремительно нарастает число преступлений, связанных с незаконным уходом от уплаты налогов, что, несомненно, ставит под угрозу финансовую основу, стабильность и безопасность Российского государства. В связи с этим огромное значение имеет система мер противодействия данному негативному явлению и особенно уголовно-правовых.
Четко разработанная и эффективная система наказаний за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, разработанная и применяемая в ан-глосаксонской правовой семье, может быть полезна для законодателя России. Взимание налогов и сборов - одна из фискальных функций государства, которая необходима для его успешного функционирования. Опыт американского комбинированного штрафа, а также лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом одновременно ставит недобросовестного налогоплательщика в рамки, когда ему просто невыгодно не платить налоговые пошлины и сборы. Все это положительно влияет на развитие экономической системы страны в целом.
Незначительным отличием российского законодательства от зарубежного является то, что нормы уголовного права содержатся в едином УК РФ, так как за рубежом в основном нормы о налоговых преступлениях закреплены в актах налогового законодательства.
Общественная опасность налоговых преступлений состоит не просто в том, что государство утрачивает платежеспособность при уклонении от уплаты налогов. Неуплата налогов лишает государство возможности осуществлять его главную функцию - управление обществом, то есть государство лишается возможности обеспечивать жизнедеятельность общества, так как функциональная роль налогов заключается, прежде всего, в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства для выполнения возложенных на него функций.
Считаем, что ошибочное определение объекта налоговых преступлений может привести к недооценке их общественной опасности.
В ст. 199 УК РФ нет точного определения к какой категории относится уклонение от уплаты налогов организации, в связи с этим, полагаем крайне необходимым внести дополнения в данную статью, а именно определить один вариант момента окончания налогового преступления.
Отличительными признаками длящегося преступления от продолжаемого преступления являются временной период и наличие действие (бездействия) организации налогоплательщика.
Из анализа субъективных признаков налоговых преступлений следует, что разъяснения Пленума ВС РФ не содержат правил оценки действий лиц, использующих руководителей, главных бухгалтеров, индивидуальных предпринимателей для уклонения от уплаты налоговых обязанностей, когда последние не осознают общественной опасности своего поведения. Ситуация схожа с осуществлением предпринимательской деятельности через подставное лицо. Отличие заключается в том, что здесь предпринимательская деятельность осуществляется зарегистрированным лицом, налоги платятся им же, однако это лицо не осознает факта уклонения от уплаты налогов.
Обозначенная проблема является частным случаем более общего вопроса о возможности посредственного исполнения преступления со специальным субъектом. В доктрине такая возможность не исключается. Закон в ч. 4 ст. 34 УК РФ препятствует такому решению, поскольку исполнителем преступления в преступлении со специальным субъектом может быть только лицо, обладающее признаками специального субъекта.
Анализ разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, а также правоприменительных решений по иным видам преступлений со специальным субъектом (присвоение и мошенничество с использованием служебного положения, превышение должностных полномочий) показывает, что практика настроена исходить из буквального смысла ч. 4 ст. 34 УК РФ.
Если следовать этой логике, то, например, не подлежит уголовной ответственности за налоговое преступление родственница индивидуального предпринимателя, умышленно внесшая ложные сведения в бухгалтерские документы с целью экономии средств родственника, если при этом данный предприниматель не осознавал факта уклонения от уплаты налогов.
Подобные работы
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ
УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые преступления, понятия и виды
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (Воронежский институт МВД России)
Дипломные работы, ВКР, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность за уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов в России (история и современность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012



