ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.1 Психолого-педагогические основы развития саморегуляции у
дошкольников с задержкой психического развития 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.1 Изучение уровня сформированности словесной саморегуляции у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет задержкой психического развития 39
2.3 Выявление динамики развития словесной саморегуляции у детей 6-7
лет с задержкой психического развития 55
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.1 Психолого-педагогические основы развития саморегуляции у
дошкольников с задержкой психического развития 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.1 Изучение уровня сформированности словесной саморегуляции у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет задержкой психического развития 39
2.3 Выявление динамики развития словесной саморегуляции у детей 6-7
лет с задержкой психического развития 55
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение
Способность к произвольной регуляции собственного поведения является важной составляющей в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Саморегуляция поведения обеспечивает возможность реализовать сложные целенаправленные виды общей и речевой деятельности.
Формирование способности к саморегуляции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) следует рассматривать как одну из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе старшего дошкольного возраста, так как саморегуляция является важным компонентом в структуре общей обучаемости. У.В. Ульенкова в своих исследованиях доказала, что дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в усвоении знаний, предусмотренных образовательной программой в следствии недостаточно сформированной саморегуляции.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), указывается, что становление произвольных форм регуляции деятельности и поведения находится в тесной взаимосвязи с развитием регулирующей функции речи, которая способствует формированию произвольной речевой деятельности.
Сформированность словесной регуляции является одним из основных факторов успешной адаптации ребенка с задержкой психического развития не только к учебной ситуации в образовательной деятельности, но и к социальной действительности, а в дальнейшем становится главным условием формирования его личности.
Результаты психолого-педагогических исследований детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, З.М. Дунаева, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова) указывают на слабость речевой регуляции действий, которая проявляется в трудности речевого оформления собственных действий и в недостаточной ориентации на речевую инструкцию, поступающую из вне. Кроме этого, запаздывание развития внутренней речи у детей с задержкой психического развития затрудняет формирование произвольной регуляции собственных действий, способность предвидеть их последствия и прогнозировать возможные результаты.
В.И. Лубовский в своих исследованиях доказал, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Недостаточная готовность к речевой регуляции у детей с задержкой психического развития в дальнейшем приводит к снижению готовности использовать речь, как средство саморегуляции в поведении и деятельности в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» указывается необходимость развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, что свидетельствует о необходимости создания психолого -педагогических условий развития словесной саморегуляции у дошкольников, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, что создает основу для эффективной саморегуляции поведения и деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В исследованиях педагогов В.И. Лубовского, О.В. Лебедевой, У.В. Ульенковой подтверждена возможность формирования саморегуляции у детей с ЗПР посредством специально созданных психолого-педагогических условиях.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями в вопросах развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в связи с недостаточной разработанностью подходов по эффективному развитию словесной саморегуляции.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между:
- социальным заказом общества на развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и отсутствием методики работы в дошкольных образовательных организациях в данном направлении;
- возможностью развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточно разработанными психолого-педагогическими условиями развития в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования.
Развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- определена этапность работы от непосредственной помощи взрослого к самостоятельной словесной саморегуляции;
- подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности словесной саморегуляции;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словесной саморегуляции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить психолого-педагогически условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и доказать их эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин,
A. Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
- теория о регулирующей функции речи (Л.С. Выготский,
B. И. Лубовский, А.Р. Лурия);
- учение о поэтапном формировании умственных действий
(П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина);
- теория осознанной саморегуляции деятельности (H.A. Бернштейна, A.B. Запорожца, O.A. Конопкина, Е.О. Смирновой).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования:
- определены психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- охарактеризованы показатели, уровни словесной регуляции у детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия формирования словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы при реализации задач ОО «Социально-коммуникативное развитие» в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МБУ д/с № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.
Формирование способности к саморегуляции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) следует рассматривать как одну из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе старшего дошкольного возраста, так как саморегуляция является важным компонентом в структуре общей обучаемости. У.В. Ульенкова в своих исследованиях доказала, что дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в усвоении знаний, предусмотренных образовательной программой в следствии недостаточно сформированной саморегуляции.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), указывается, что становление произвольных форм регуляции деятельности и поведения находится в тесной взаимосвязи с развитием регулирующей функции речи, которая способствует формированию произвольной речевой деятельности.
Сформированность словесной регуляции является одним из основных факторов успешной адаптации ребенка с задержкой психического развития не только к учебной ситуации в образовательной деятельности, но и к социальной действительности, а в дальнейшем становится главным условием формирования его личности.
Результаты психолого-педагогических исследований детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, З.М. Дунаева, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова) указывают на слабость речевой регуляции действий, которая проявляется в трудности речевого оформления собственных действий и в недостаточной ориентации на речевую инструкцию, поступающую из вне. Кроме этого, запаздывание развития внутренней речи у детей с задержкой психического развития затрудняет формирование произвольной регуляции собственных действий, способность предвидеть их последствия и прогнозировать возможные результаты.
В.И. Лубовский в своих исследованиях доказал, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Недостаточная готовность к речевой регуляции у детей с задержкой психического развития в дальнейшем приводит к снижению готовности использовать речь, как средство саморегуляции в поведении и деятельности в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» указывается необходимость развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, что свидетельствует о необходимости создания психолого -педагогических условий развития словесной саморегуляции у дошкольников, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, что создает основу для эффективной саморегуляции поведения и деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В исследованиях педагогов В.И. Лубовского, О.В. Лебедевой, У.В. Ульенковой подтверждена возможность формирования саморегуляции у детей с ЗПР посредством специально созданных психолого-педагогических условиях.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями в вопросах развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в связи с недостаточной разработанностью подходов по эффективному развитию словесной саморегуляции.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между:
- социальным заказом общества на развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и отсутствием методики работы в дошкольных образовательных организациях в данном направлении;
- возможностью развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточно разработанными психолого-педагогическими условиями развития в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования.
Развитие словесной саморегуляции у детей 6-7 лет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- определена этапность работы от непосредственной помощи взрослого к самостоятельной словесной саморегуляции;
- подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности словесной саморегуляции;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словесной саморегуляции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить психолого-педагогически условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и доказать их эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин,
A. Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
- теория о регулирующей функции речи (Л.С. Выготский,
B. И. Лубовский, А.Р. Лурия);
- учение о поэтапном формировании умственных действий
(П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина);
- теория осознанной саморегуляции деятельности (H.A. Бернштейна, A.B. Запорожца, O.A. Конопкина, Е.О. Смирновой).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования:
- определены психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- охарактеризованы показатели, уровни словесной регуляции у детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия формирования словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы при реализации задач ОО «Социально-коммуникативное развитие» в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МБУ д/с № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений, особенно, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где особое внимание уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам утверждать, что формирование способности к саморегуляции у детей с задержкой психического развития следует рассматривать как одну из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе старшего дошкольного возраста, так как саморегуляция является важным компонентом в структуре общей обучаемости. Н.Ю. Борякова, З.М. Дунаева, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова в своих исследованиях доказали, что недостаточная готовность к речевой регуляции у детей с задержкой психического развития в дальнейшем приводит к снижению готовности использовать речь, как средство саморегуляции не только в учебной ситуации, но и в социальной действительности.
2. В работе определены показатели, диагностические методики, уровни (критический, низкий, средний, высокий) развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Выявление уровня словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития показало, что 55 % детей имеют низкий уровень развития словесной саморегуляции, характеризующийся тем, что дети понимают и принимают инструкцию только после обучающей помощи взрослого, дошкольники выполняя задание соблюдает лишь часть инструкции, самостоятельно не замечают совершаемых ошибок, после обращения взрослого на совершаемые ошибки, могут перейти к правильному выполнению, но через некоторое время опять забывают о правилах из -за чего не могут выполнить задание в полном объеме; рассказывают о совершаемых и выполненных действиях с помощью серии последовательных вопросов взрослого, на некоторые вопросы не могут ответить; с помощью взрослого могут словесно сказать о предстоящих действиях в общих чертах, спланировать и отразить в речи развернутую программу действий им не удается, при затруднениях вместо слова используют жест.
3. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность применения психолого-педагогических условий (определена этапность работы от непосредственной помощи взрослого к самостоятельной словесной саморегуляции; методы, приемы, игровые задания подобраны в соответствии с показателями сформированности словесной саморегуляции; осуществлен индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словесной саморегуляции); и положительную динамику в развитии словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. После проведения формирующего этапа был выявлен высокий уровень, (10 %), увеличился средний уровень (60 %), уменьшился низкий уровень (30 %), критический уровень не был выявлен.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению особенностей развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений, особенно, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где особое внимание уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам утверждать, что формирование способности к саморегуляции у детей с задержкой психического развития следует рассматривать как одну из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе старшего дошкольного возраста, так как саморегуляция является важным компонентом в структуре общей обучаемости. Н.Ю. Борякова, З.М. Дунаева, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова в своих исследованиях доказали, что недостаточная готовность к речевой регуляции у детей с задержкой психического развития в дальнейшем приводит к снижению готовности использовать речь, как средство саморегуляции не только в учебной ситуации, но и в социальной действительности.
2. В работе определены показатели, диагностические методики, уровни (критический, низкий, средний, высокий) развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Выявление уровня словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития показало, что 55 % детей имеют низкий уровень развития словесной саморегуляции, характеризующийся тем, что дети понимают и принимают инструкцию только после обучающей помощи взрослого, дошкольники выполняя задание соблюдает лишь часть инструкции, самостоятельно не замечают совершаемых ошибок, после обращения взрослого на совершаемые ошибки, могут перейти к правильному выполнению, но через некоторое время опять забывают о правилах из -за чего не могут выполнить задание в полном объеме; рассказывают о совершаемых и выполненных действиях с помощью серии последовательных вопросов взрослого, на некоторые вопросы не могут ответить; с помощью взрослого могут словесно сказать о предстоящих действиях в общих чертах, спланировать и отразить в речи развернутую программу действий им не удается, при затруднениях вместо слова используют жест.
3. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность применения психолого-педагогических условий (определена этапность работы от непосредственной помощи взрослого к самостоятельной словесной саморегуляции; методы, приемы, игровые задания подобраны в соответствии с показателями сформированности словесной саморегуляции; осуществлен индивидуальный подход с учетом уровня сформированности словесной саморегуляции); и положительную динамику в развитии словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. После проведения формирующего этапа был выявлен высокий уровень, (10 %), увеличился средний уровень (60 %), уменьшился низкий уровень (30 %), критический уровень не был выявлен.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению особенностей развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Индивидуальный подход к формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Дети с особенностями развития.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2014 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017



