Введение 7
1 Теоретические основы управления качеством на предприятии при помощи
различных инструментов 10
1.1 Подходы, методы и инструменты управления качеством на
предприятии, имевшие актуальность в XX - начале XXI века 10
1.2 Теоретические основы систем непрерывного совершенствования
Кайдзен и организации рабочего места 5S 22
2 Анализ деятельности ООО «Завод кондиционеров «Август» 29
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Завод кондиционеров
«Август» 29
2.2 Анализ действующих систем подачи рационализаторских предложений
Кайдзен и организации рабочего места 5S на предприятии 38
3 Разработка мероприятий по совершенствованию систем Кайдзен и 5S как
элементов глобальной системы QSB на ООО «Завод кондиционеров «Август» 47
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию систем Кайдзен и 5S на
ООО «Завод кондиционеров «Август» 47
3.2 Расчёт экономической эффективности от внедрения мероприятий 58
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А. Дилеры ООО «Завод кондиционеров «Август» 71
Приложение Б. Схема взаимодействия ООО «Завод кондиционеров «Август» с поставщиками, потребителями и другими организациями 73
Приложение В. Технико-экономические показатели ООО «Завод
кондиционеров «Август» за 2015-2017 гг 74
Приложение Г. Организационная структура управления ООО «Завод кондиционеров «Август» 75
Приложение Д. Карта реализации процессного подхода на ООО «Завод кондиционеров «Август» 76
Приложение Е. Документированная процедура «Постоянное улучшение Кайдзен» 77
Приложение Ж. Документированная процедура «Организация рабочего места 5S» 81
Приложение И. Этапы внедрения комплексного мероприятия 87
Приложение К. Форма чек-листа до модернизации системы 5S 89
Приложение Л. Образец совмещенного чек-листа с отчётом по выработке за смену 90
Приложение М. Новая форма бланка Кайдзен-предложения 91
Приложение Н. Образцы информационных и мотивационных плакатов 93
Приложение П. Памятка для сотрудников ООО «Завод кондиционеров «Август» 103
Приложение Р. Обновленная доска Кайдзен в производственном цехе ООО «Завод кондиционеров «Август» 117
Приложение С. Образец теста для переаттестации сотрудников ООО «Завод кондиционеров «Август» 118
Приложение Т. Образец бланка результатов тестирования 123
Приложение У. Ленточный график проведения мероприятия 124
Приложение Ф. Оформленный бланк Кайдзен
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в возникающей со временем необходимости модернизации действующих в компании инструментов бережливого производства, а также более полной их адаптации под все протекающие процессы. Не секрет, что такого рода деятельность позволяет организации увеличивать уровень собственной конкурентоспособности благодаря снижению себестоимости выпускаемой продукции и повышению её качества.
Важность темы обусловлена распространённостью в современном мире исследуемых в дипломной работе проблемных явлений, в связи с этим возникает необходимость создания ряда мероприятий по их совершенствованию.
В качестве объекта исследования научной работы было выбрано ООО «Завод кондиционеров «Август». Основной вид деятельности данного предприятия - производство кондиционеров и сопутствующих комплектующих для легкового автотранспорта, автобусной и сельскохозяйственной техники.
Имеющие проблемы функционирования - система непрерывного улучшения Кайдзен и система организации рабочего места 5 S- обозначены как предметы исследования в данной работе.
Главная цель исследования - определить возможность модернизации действующих систем Кайдзен и 5S путём разработки специальных мероприятий.
Среди задач, поставленных к исполнению в дипломной работе:
- Изучить теоретические аспекты управления качеством от истоков до наших дней;
- Исследовать философию «Кайдзен» и понятие «5 S», подробно изучить процессы одноименных систем;
- Проанализировать технико-экономические показатели объекта изучения - ООО «Завод кондиционеров «Август», а также его организационную структуру управления, производимую продукцию и схему взаимодействия с компаниями-партнёрами;
- Выявить недостатки работы системы непрерывного улучшения Кайдзен и системы организации рабочего места 5 S, сформировать перечень проблем для их последующего устранения;
- Разработать два мероприятия по совершенствованию систем Кайдзен и 5S, рассчитать затраты на внедрение и экономическую эффективность в денежном, временном и количественном эквивалентах.
Предполагается, что внедрение предложенных мероприятий обеспечит повышение эффективности работы систем 5S и Кайдзен на ООО «Завод кондиционеров «Август», и, следовательно, улучшит результат его деятельности, повысит культуру предприятия в целом.
Выполнение работы подразумевало совокупность исследований в конкретной научной области. Все эти исследования сопровождались рядом специальных методов, а именно: анализ литературы, обобщение зарубежных и отечественных практик, индукция, дедукция, синтез, статистические методы, анализ основных экономических показателей и различные методики сравнения.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных мероприятий коммерческими организациями, занимающихся производственной и торговой деятельностью в любой отрасли.
Работа включает в себя: введение, три главы и заключение. Во введении описаны актуальность, предметы и объект исследования, поставлены задачи в соответствии с целью, представлен перечень методов исследования, а также раскрывается практическая значимость.
Первая глава представляет собой историческую хронологическую справку о том, как развивалось управление качеством на малых и крупных предприятиях в России и за рубежом в течение XX - начала XXI вв., а также теоретические аспекты японской философии «Кайдзен» и инструмента бережливого производства 5S.
Материалы второй главы посвящены исследованиям ООО «Завод кондиционеров «Август». Деятельность предприятия рассматривается в виде набора связанных между собой основных, вспомогательных и управляющих процессов, и с экономической точки зрения: проведен подробный анализ показателей за два прошедших года работы. С помощью набора определённых методов выявлены и сформированы проблемы в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, и выдвинуты гипотезы относительно негативных последствий, ожидаемых предприятием в случае бездействия по отношению к проблемам.
Третья глава представлена мероприятиями по улучшению действующих систем Кайдзен и 5S в ООО «Завод кондиционеров «Август» с подробным описанием этапов внедрения, расчётом затрат и экономической эффективности.
В заключении формируются итоги проведенных исследований и краткие выводы по каждому разделу научной работы.
На сегодняшний день крупные и малые компании активно занимаются внедрением стремительно набирающих популярность инструментов бережливого производства (БП). Однако на определённых этапах руководители высшего звена сталкиваются с рядом проблем. Сюда можно отнести малую осведомлённость сотрудников в данных вопросах, их неготовность к переменам в компании, нехватку ресурсов для полноценного функционирования и др.
Исследование посвящено одним из наиболее популярных инструментов БП - системе непрерывных улучшений Кайдзен и системе организации рабочего места 5S. Основная цель работы заключалась в их модернизации, приняв в качестве объекта исследования ООО «Завод кондиционеров «Август». Предметами исследования стали уже действующие в организации вышеупомянутые системы.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнялись в строгой последовательности. В первую очередь были рассмотрены теоретические исторические аспекты развития управления качеством, затем приведены факты о философии Кайдзен и инструменте 5S. Далее изучена деятельность ООО «Завод кондиционеров «Август», с сопутствующим экономическим анализом и описанием процессов.
Факторам, описанным выше, было уделено особое внимание. Необходимо было убедиться, что именно они оказывают отрицательное влияние на функционирование системы непрерывного улучшения Кайдзен и работу системы организации рабочего места 5S. Для этого был организован внутренний аудит и опрос сотрудников предприятия. Результатом явился сформированный перечень проблем, акцент на котором сыграл важнейшую роль в разработке мероприятий по модернизации систем 5Sи Кайдзен.
Мероприятия, представленные в третьей главе, созданы с перспективой на устранение недостатков функционирования систем Кайдзен и 5S на ООО «ЗК «Август». Этапы внедрения расписаны максимально подробно, с учётом всех нюансов и временных рамок. Стоит учесть тот факт, что второе мероприятие является положительным следствием первого, тем самым доказывается эффективность обновленной системы непрерывного улучшения Кайдзен.
Оба мероприятия нашли практическое применение на предприятии. Их наглядность в научной работе подкреплена приложениями, в которых отражена вся задействованная документация, промежуточные результаты выполнения этапов, а также сопутствующие чертежи.
Подводя общие итоги исследования можно судить о всецелой необходимости постепенной реализации инструментов бережливого производства в любых компаниях. Здесь показательным является опыт зарубежных компаний-титанов: именно его перенимают российские менеджеры высшего звена для того, чтобы как можно лучше разбираться в тонкостях искусства управления, улучшать навыки выпуска качественной продукции и всесторонней экономии всех видов ресурсов.
1. Блохина Т. К. Экономика и управление инновационной организацией : учебник для бакалавров и магистров / Т. К. Блохина, О. Н. Быкова, Т. К. Ермолаева. - М.: Издательство «Проспект», 2015. 587 с.
2. Валимхамадиева М. М., Байжигитова М. С. Развитие системы управления
качеством // Прорывные научные исследования: проблемы,
закономерности, перспективы. —2017. —С. 101-103.
3. Васильева С. Е., Данилова С. Ю. Методика внедрения инструмента бережливого производства 5S // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 388-393.
4. Горбунова О. И., Каницкая Л. В. Международные стандарты ISO 14000: факторы, препятствующие их реализации в России // Фундаментальные исследования.— 2016. —№7 (часть 1). —С. 87-91.
5. Группа разработчиков издательства Productivity Press. Ноль дефектов: система ZQC / Группа разработчиков издательства Productivity Press. - М.: Издательство ИКСИ, 2008.128 с.
6. Ефимов В. В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие / В. В. Ефимов, Т. В. Барт. - М. : КНОРУС, 2006. 172 с.
7. Конарева Л. А. Управление качеством начинается с образования и кончается образованием// Стандарты и качество. —2017. —№3. —С. 82¬86.
8. Куликов В.В. Философия Кросби «Ноль дефектов» // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 390¬391. - ISBN 978-5-9500127-5-4.
9. Маркелов В. В. Управление качеством ЭС : учеб. пособие / В. В. Маркелов, А. С. Кабаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. 272 с.
10. Федюкин В. К. Управление качеством производственных процессов: учеб. пособие для бакалавров/ В. К. Федюкин. - М.: КноРус, 2013. 230 с.
11. Цветков В.Я. Эволюция управления качеством // Образовательные ресурсы и технологии. —2017. —№1(18). —С. 64-71.
12. Щурин К. В. Управление качеством в историко-философском аспекте : учеб. пособие / К. В. Щурин, А. Л. Воробьев, Д. А. Косых. - Оренбург: ОГУ, 2013 - 232 с.
13. Булатов А. Диаграмма Исикавы. Каору Исикава // Peoples.ru/
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.peoples.ru/science/economy/kaoru_ishikawa (дата обращения:
18.02.2018).
14. Иванова Е.К. Организация APQP-процесса на промышленном предприятии // Наука-RASTUDENT.RU. - 2014. - No. 2 / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/2/1220(дата обращения: 18.03.2018).
15. История развития систем управления качеством [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/2-76802.html(дата обращения: 15.02.2018).
16. Концепция Кайдзен. Глава из книги Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к
успеху японских компаний» // Management.com.ua/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.management.com.ua/qm/qm086.html(дата
обращения: 18.02.2018).
17. Корпоративные системы управления качеством // Spravochnick.ru/
[Электронный ресурс]. URL:
https: //spravochnick. ru/menedzhment_organizacii/upravlenie_kachestvom/korp orativnye_sistemy_upravleniya_kachestvom (дата обращения: 24.02.2018).
18. Кшеминский Г. 14 шагов для улучшения качества продукта // Интеллектуальный клуб 4brain / [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/шаги-для-улучшения-продукта (дата обращения 24.02.2018).
19. Линейно-функциональная организационная структура управления
предприятием// Spravochnick.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/lineyno_funkcionalnaya_organizacionnaya_struktura_upravleniya_predpriyatiem/(дата обращения:
4.03.2018).
20. Презентация ООО «Завод кондиционеров «Август» // Завод кондиционеров «Август» / [Электронный ресурс]. URL: http://augustcondy.ru/images/august_ru.pdf(дата обращения: 4.03.2018).
21. Применение QSB - «Quality Systems Basics - Основы системы качества»
[Электронный ресурс]. URL:
http://holding.uz/content/Primenenie%20QSB.pdf (дата обращения:
4.03.2018).
22. Симонов А. В. Тейлор, Фредерик Уинслоу. Гуманитарная энциклопедия
[Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/personnels/frederick-
taylor/info (дата обращения: 11.02.2018).
23. Статистический приёмочный контроль // Statistica: datamining, анализ
данных, контроль качества, прогнозирование, обучение, консалтинг/ [Электронный ресурс]. URL:
http://statsoft.ru/solutions/ready_solutions/another/SPC-calculator.php (дата
обращения 24.02.2018).
24. Bagi J.S. 5S Strategy: A workplace improvement lean tool // Indian Journal of Research. —2013. —Volume 2, Issue 3.—PP. 151-153.
25. Jimenez M., Romero L., Dominguez M., Espinoza M. 5S methodology implementation in the laboratories of an industrial engineering university school // Safety Science. —2015. —Volume 78. —PP. 163-172.
26. Omogbai O., Salonitis K. The Implementation of 5S Lean Tool Using System Dynamics Approach // Procedia CIRP. —2017. —Volume 60.
27. Shan A.W. The Mediating Effect of Kaizen between Total Quality Management (TQM) and Business Performance / A. W. Shan, M.F. Ahmad, Nor N.H. Muhd // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Engineering Research and Innovation Symposium (IRIS), 2016.
28. Shettar M., Hiremath P., Nikhil R., Chauhan V.R. Kaizen - A case study // Int. Journal of Engineering Research and Applications.—2015. —Vol. 5, Issue 5, Part 2. —PP. 101-103.
29. IATF 16949:2016 // Сертификация, экспертиза промышленной
безопасности, пожаудит, энергоаудит | ДКС-Поволжье Представительство DQC-RUSSIA / [Электронный ресурс]. URL: http://dks-volga.ru/isots-
169492009.html (дата обращения: 5.03.2018).
30. 14 шагов для улучшения качества продукта // 4brain.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/шаги-для-улучшения-продукта/ (дата обращения: 21.02.2018).