Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы продвижения товаров в условиях конкуренции 7
1.1 Сущность и значение продвижения товаров 7
1.2 Основные этапы продвижения товаров на целевом рынке 15
2 Анализ системы продвижения товаров ООО «ЮККА» в условиях конкуренции 19
2.1 Общая характеристика ООО «ЮККА» и основные организационно-экономические показатели его деятельности 19
2.2 Анализ продвижения товаров торгового предприятия ООО «ЮККА» за 2016-2018 гг 27
3 Мероприятия по совершенствованию продвижения товаров ООО «ЮККА» 36
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию продвижения товаров ООО «ЮККА» 36
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 41
Заключение 46
Список используемых источников 49
На сегодняшний день деятельность всех участников рынка подвержена влиянию социальных, политических, экономических, демографических, экологических, научно-технических факторов, вследствие чего в систему ключевых компонентов конкурентоспособности компании целесообразно включать систему продвижения выпускаемой продукции. Она предназначена для освоения, расширения или завоевания целевого рыночного сегмента на основе формирования и стимулирования спроса для повышения объема продаж за счет применения определенного методического инструментария маркетинга.
Современный этап развития рыночных отношений, который характеризуется усилением конкурентной борьбы за рынки сбыта, вследствие глобализации экономики, определяет необходимые условия функционирования предприятия. В них входят реализация эффективно организованной деятельности по сбыту и продвижению товарной продукции, в связи, с чем вопросы определения сущности продвижения продукции, систематизации методических подходов и этапов процесса продвижения товаров характеризуются высокой актуальностью.
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию продвижения товаров ООО «ЮККА», в связи, с чем необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность и значение продвижения товаров;
• охарактеризовать основные этапы продвижения товаров;
• дать организационно-экономическую характеристику ООО «ЮККА»;
• проанализировать систему продвижения товаров на предприятии;
• разработать мероприятия по совершенствованию продвижения товаров в ООО «ЮККА»;
• оценить экономический эффект от разработанных мероприятий.
Объект исследования - ООО «ЮККА», основным видом деятельности, которого является розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения по поводу продвижения товаров ООО «ЮККА».
Теоретическую основу бакалаврской работы составили труды российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам сущности и значения продвижения товаров, описанию характера основных методов его реализации.
Информационная база представлена годовой отчетностью ООО «ЮККА» за 2015-2017 гг., статистические данные по Самарской области, отраслевые журналы, монографии и методическая литература, нормативные и законодательные акты.
Практическая значимость работы заключена в возможности внедрения предлагаемых мероприятий в систему продвижения товаров ООО «ЮККА» и использованием отдельных её положений (п.п. 2.2 и 3.1) специалистами компании в практической деятельности. Предложенные мероприятия можно применять также на других предприятиях.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов (теоретического, аналитического и рекомендательного), заключения, списка литературы.
На современном этапе развития рыночных отношений, в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта реализация на предприятии эффективно организованной деятельности по сбыту и продвижению товарной продукции приобретает существенное значение, в связи с чем вопросы определения сущности продвижения продукции, систематизации методических подходов и этапов процесса продвижения товаров характеризуются высокой актуальностью.
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по продвижению товаров ООО «ЮККА», что обусловило необходимость решения ряда исследовательских задач.
Так, в рамках первого раздела бакалаврской работы:
• определена сущность продвижения товаров (комплекс мер, направленных на освоение, расширение или завоевание целевого рыночного сегмента и реализуемых на основании формирования спроса и повышения объема продаж посредством инструментов рекламы, личных продаж, пропаганды, стимулирования сбыта и т. д.);
• сформулированы ключевые цели процесса продвижения (создание образа престижного, инновационного товара приемлемой стоимости; доведение до потенциальных потребителей информации о полезных свойствах товара; развитие новых стандартов восприятия товара; продвижение товаров высокого ценового диапазона; стимулирование системы сбыта и ее участников; формирование положительной репутации компании);
• проанализированы основные методы продвижения товара (реклама; личные продажи; пропаганда; стимулирование сбыта);
• охарактеризованы этапы продвижения товаров (формирование идеи по продвижению товара; исследование рынка; планирование продвижения продукции; продвижение образа продукции; планирование процесса доведения продукции от производителя до потребителя; доведение продукции до конечного потребителя; контроль эффективности продвижения продукции).
В рамках второго раздела бакалаврской работы проведен анализ основных организационно-экономических показателей деятельности ООО «ЮККА», согласно результатам которого установлено, что выручка предприятия в 2015 г. составила 29121 тыс. руб., в 2016 г. - 20445 тыс. руб. (снижение практически на 30%), в 2017 г. - 29477 тыс. руб. Себестоимость продаж изменялась аналогичными темпами: в 2016 г. произошло резкое снижение уровня себестоимости продаж с 24143 тыс. руб. до 15686 тыс. руб., в 2017 г - значительный рост до 22722 тыс. руб.
От характера изменения выручки и себестоимости продаж, различий в темпах их динамики в прямой зависимости находится сумма прибыли магазина. Так, валовая прибыль ООО «ЮККА» в 2015 руб. составила 4978 тыс. руб., в 2016 г. - 4759 тыс. руб., в 2017 г. - 6755 тыс. руб. При этом достаточно низким был уровень прибыли от продаж, что обусловлено ростом коммерческих расходов в 2015-2017 гг. более чем в 2,5 раза: с 2451 тыс. руб. в 2015 г. до 6537 тыс. руб. в 2017 г.
Наряду с уровнем выручки и прибыли, для торгового предприятия важное значение имеет также производительность труда персонала, которая характеризуется в исследуемом периоде общим ростом более чем на 20%.
На протяжении исследуемого периода наблюдается снижение величины фонда оплаты труда. Так, в 2015 г. данный показатель имел значение 2158 тыс. руб., в 2016г. - 2014 тыс. руб., в 2017 г. - 1702 тыс. руб., что. безусловно, оказало влияние на сумму среднегодовой заработной платы сотрудников магазина: в 2015 г. - 179,83 тыс. руб.. в 2016 г. - 167,83 тыс. руб., в 2017 г. - 170,22 тыс. руб. Следует отметить, что увеличение уровня среднегодовой заработной платы в 2017 г. связано с сокращением численности персонала на 2 штатные единицы.
Коэффициент оборачиваемости активов ООО «ЮККА» в целом за период 2015-2017 гг. увеличился более чем на 20%.
Наиболее значительным сокращением в исследуемом периоде отличаются показатели рентабельности продаж: с 8,68% в 2015 г. данный показатель снизился до 0,74% в 2017 г.
Затраты на рубль выручки в 2015 г. составили 91,13 коп., в 2016 г. - 91,16 коп., а в 2017 г. резко увеличились и достигли уровня 99,26 коп., что определяет общий рост данного показателя в 2015-2017 гг. на 8,13 коп. и обусловливает риск абсолютного отсутствия прибыли в перспективе или наличие убытков.
• В дальнейшем была произведена оценка существующей в ООО «ЮКА» системы продвижения товаров, в результате чего выявлено наличие в ней следующих проблемных аспектов: наличие в структуре товарооборота вида продукции, доля которого существенно сокращается в течение 2017 г. и требует особого внимания к организации сбыта; неэффективность применяемых методов размещения рекламных объявлений (традиционные и мало влияющие на спрос объявления в печатных периодических изданиях); увеличение доли клиентов ООО «ЮККА» с 1 товаром в чеке при сокращении доля клиентов с двумя и более товарами.
Данный факт обусловил необходимость разработки мероприятий по продвижению товаров ООО «ЮККА», к которым, в разделе 3 бакалаврской работы, отнесены:
1) скидка на третий и последующие товары в чеке ежедневно с 17.00 до 20.00;
2) применение более эффективных методов рекламы: рекламы на радио и наружной рекламы;
3) организация дегустации продукции.
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по продвижению товаров ООО «ЮККА» обосновали их целесообразность, следовательно, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1-4 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (с изм. и доп. от 29.07.2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019.
2. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом/Г.Дж. Болт. - М.: Экономика 2015. - 272 с.
3. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник/ Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 350 с.
4. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 474 с.
5. Голубкова Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Г олубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 363 с.
6. Голубин Е.В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта/ Е.В. Голубин. - М.: Вершина 2015. - 135 с.
7. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Пер. с анг. под ред. Б.Л. Еремина - Уч. пос. для вузов. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 416 с.
8. Джоббер Д. Продажи и управление продажами / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 622 с.
9. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта/ Ю.А. Захарова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 120 с.
10. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие / С.А. Каплина - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 415с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М. Пеньковой. M.: Прогресс, 2015. - 511 с.
12. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 2016. - 589 с.
13. Минько Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
14. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
15. Секерин В.Д. Основы маркетинга / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
...