ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1 Основные подходы в системе обучения английскому языку 8
1.1.1 Очная форма обучения 9
1.1.2 Заочная форма обучения 9
1.1.3 Экстернатная форма обучения 10
1.2 Функциональная классификация языковых единиц для построения
системы обучения английскому языку 11
1.3 Использование программных средств для обучения английскому
языку 17
Заключение по первой главе 19
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АМБИВАЛЕНТНОЙ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 20
2.1 Основная концепция амбивалентных систем 20
2.2 Математическая модель амбивалентной системы обучения
английскому языку 21
2.3 Влияние параметров процесса обучения иностранному языку на
структуру интерязыка 25
2.4 Применение численных методов для определения моментов начала
отката и окостенения в процессе обучения иностранному языку 32
2.5 Идентификация математической модели амбивалентной системы
обучения иностранному языку 37
2.6 Корректировка индивидуального графика обучения 41
Заключение по второй главе 45
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ АМБИВАЛЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ . 47
3.1 Технологическая схема процесса обучения 47
3.2 Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе
дистанционного обучения иностранному языку 51
3.3 Информационное обеспечение 60
3.4 Программное обеспечение на основе интернет технологий 65
Заключение по третьей главе 68
ГЛАВА 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АМБИВАЛЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 70
4.1 Основные функции системы 70
4.2 Система обучения иностранному языку на основе интернет
технологий 73
4.3 Практическая реализация на основе вебсайта 75
4.4 Описание эксперимента 77
4.5 Результаты эксперимента 77
4.6 Заключение по четвертой главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Невозможно представить жизнь в современном обществе без высокого владения иностранным языком, порой данный навык является одним из критериев, по которым принимают на работу и оценивают уровень специалиста. При постоянном расширении круга международных связей, а также участии в жизни мировых сообществ, россиянам необходимо следовать тенденциям мировой и экономической политики, которые оказывают влияние на повышение спроса на знание, как минимум одного иностранного языка.
Изначально иностранный язык изучался по грамматико-переводному или традиционному методу, что включало в себя использования словаря для улучшения навыков чтения и перевода и являлось не одной из самых эффективных методик обучения, в связи с тем, что отсутствовало формирование коммуникативных навыков. [8, 11, 12, 60]. Данная методика обучения вела к проблематичной коммуникации российских граждан на иностранном языке, так как акцент делался на освоении теоритической информации о структуре английского языка, а вовсе не на преодолении языкового барьера. Таким образом, напрашивается вывод о том, что идеальное знание грамматических аспектов является недостаточным для успешного общения в англоговорящей среде. Описанная выше проблема провела к необходимости изменения целей, задач и содержания обучения английскому языку, более того к тотальному изменению методологии преподавания и форм контроля.
Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта [58] касаемо высшего профессионального образования на территории России преобладает компетентностный метод, подразумевающий формирование у обучающихся определенных профессиональных и общеобразовательных компетенций, в том числе и коммуникативной компетенции. Развитие данного навыка является одной из основных целей обучения английскому языку в высшем учебном заведении.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире система образования активно изменяется путем внедрения информационно-компьютерных технологий в процесс образования с раннего возраста. Неотъемлемым ресурсом формирования ряда коммуникативных компетенций студентов является использование микроблогов и сервисов Веб-2.0 в целом. Рассматриваемая тема неполноценно изучена образовательными сообществами. В настоящее время написаны ряд работ посвященных обучению английскому языку путем взаимодействия с интерактивными веб-сайтами, авторы которых Пустовалова О.В., Айнур Абдулнасыров, Borau K., Harmandaoglu E.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в нелингвистических высших учебных заведениях. Предмет исследования - функциональная классификация языковых единиц для построения амбивалентной системы обучения.
Целью магистерской диссертации является моделирование данных функциональной классификации языковых единиц для построения амбивалентной системы обучения английскому языку.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1) предложить математическую модель амбивалентной системы обучения иностранному языку, обращаясь к использованию функциональной классификации языковых единиц;
2) предложить метод идентификации математической модели системы обучения иностранному языку;
3) разработать вебсайт на основе созданной модели и показать ее эффективность в системе обучения английскому языку.
Гипотезой магистерской диссертации является предположение о существовании такой математической модели амбивалентной системы обучения иностранным языку из функциональной классификации языковых единиц, которая будет максимально эффективно способствовать изучению английскому языку
К использованным в исследовании методам относятся анализ литературы, изучение монографических публикаций, научных статей и квалификационных работ, которые посвящены проблеме исследования; анкетирование обучающихся, синтез и эксперимент. В теоретической основе магистерской работы лежат как работы российских авторов: Артамонова Л.А., Донецкая, О.И., Коротаева Е.В., Полат Е.С Потапова Н.В., Ступина С.Б., Сысоев П.В, Евстигнеев М.Н., Филатова А.В.,Титова С.В., А.П.,
Тихобаев А.Г., Бовтенко М.А., так и труды зарубежных авторов: Kennedy K., Gonzalez D., Lowe C., Williams T., Bloch J., Barret T., Cooper-Taylor C., Dervin F., Dominguez D.V., Dudeney G.
Научная новизна заключается в следующем: на основе
математической модели создан вебсайт, который доказывает, что использование амбивалентной системы, построенной на классификационных признаках языковых единиц, является обоснованным при обучении иностранному языку.
Практическая значимость. Практическая значимость магистерской работы заключается в создании амбивалентной системы дистанционного обучения английскому языку «Thesis2019». Ее применение позволит организовать обучение студентов на онлайн платформе, что значительно сэкономит время обучающихся.
Предлагаемая система обеспечивает возможностью использов ания индивидуальных ресурсов, которые будут подбираться тьютором программы. Таким образом, процесс обучения становится наиболее эффективным для каждого индивидуала.
Работа состоит из четырех глав.
В первой главе содержится описание существующих образовательных систем, помогающих в изучении английского языка. Даны пояснения определений, а также общих понятий: момент отката и окостенения, языковых контактов и системы и т.д. Произведен анализ стандартных форм обучения, а также поставлены задачи магистерской работы.
амбивалентной системы обучения иностранному языку. Данная глава содержит основную концепцию исследуемых систем, для которых наличие двух противоположностей и взаимного перехода являются неотъемлемыми частями.
В третьей главе описывается технологическая схема процесса обучения иностранному языку, используемое программное и информационное обеспечение. Уделяется особое внимание повышению интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе обучения английскому языку.
Четвертая глава включает в себя описание практической реализации, а также проведенного эксперимента амбивалентной системы на основе интернет технологий, в частности с использованием созданного вебсайта.
Проведенное теоретическое исследование в области изучения иностранных языков показало, что использование амбивалентной системы обучения английскому языку на основе данных функциональной классификации языковых единиц оказывает положительный эффект использования в реалиях современного мира. Были выявлены такие важные недостатки стандартного метода обучения как затраченное время, а также отсутствие индивидуальности подходов.
Оптимальными условиями успешного применения описанной амбивалентной системы является своевременная корректировка учебного плана, которая позволяет избежать момента окостенения и отката. Создание необходимых для этого условий было достигнуто путем применения дифференциальных уравнений Колмогородова, демонстрирующие работу математической модели обучения студентов.
Таким образом, основные результаты проведенного исследования заключаются в следующем.
1) предложена математическая модель амбивалентной системы обучения иностранному языку, на основе использования функциональной классификации языковых единиц, с помощью которой были найдены ряд зависимостей между параметрами модели и индивидуальными особенностями образовательного процесса, связанными с формированием интерязыка;
2) предложен метод идентификации математической модели системы обучения иностранному языку;
3) представленная технологическая схема процесса обучения английскому языку, которая содержит в себе блоки тестирования, моделирования процесса обучения, а также сам процесс, включающий в себя разработку индивидуального графика, прогноза успеваемости и личного плана корректировок.
4) разработан вебсайт на основе созданной модели и показана ее эффективность в системе обучения английскому языку с учетом интерактивного взаимодействия между студентом и преподавателями.
Вышеизложенные результаты позволяют сделать вывод, что по построенной амбивалентной системе обучения английскому языку можно оценить количество времени необходимое на улучшение знаний, отталкиваясь от существующего уровня владения языком, а также подобрать с помощью специалистов программу, которая будет наиболее эффективна для каждого учащегося, что свидетельствует о достижении цели данной научно-исследовательской работы.
1. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 92-94.
2. Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов/Л.А. Артамонова, М.В. Архипова, Е.В. Ганюшкина, Л.К. Делягина, М.В. Золотова, Т.В. Мартьянова-Н.Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского,2012.
3. Вейзе A.A. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранным языкам (на материале английского языка): Дис. . .д-ра пед. наук. Минск, 1993. - 351 с
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008. - 336 с.
5. Донецкая, О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным
языкам: учебно- методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов., Р. Квирин, В.С. Макаров, А.Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. - [ Электронный ресурс] - Режим доступа -
http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index 1. htm
6. Желянина Л.С. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. - М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР. - 2006. - С. 245-247.
7. Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их
использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы
Международной науч.-практ. конф., 23-25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 48-55.
8. Корзан Г.О. Использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/585591/, свободный.
9. Потапова Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся. Методическое пособие для преподавателей иностранного языка/Н.В. Потапова - Кемерово, 2009. - 16 с.
10. Пустовалова О.В. Использование информационно -
коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Теоретические и методологические проблемы современного образования: мат-лы VIII Междунар. науч. -практ. конф. / Науч.-информац. издат. центр «Институт стратегических исследований». М.: Спецкнига, 2012. Т. 2. С. 114-116.
11. Романцова Г.В. Использование блогов при обучении иностранным языкам// Актуальные аспекты лингвистического образования в университете для студентов неязыковых специальностей. - 2014. - С. 123-126
12. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам // Сарана Т.П. - Пятигорск, 2005. 174 с.
13. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4. С. 115-127.
14. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку//П.В. Сысоев - Язык и культура. 2012
15. Сысоев П.В. Современные информационные и
коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура.2012. № 1. С. 120-133.
16. Титова С.В., Филатова A.B. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Издательский дом «Квинто -Консалтинг», 2010.
17. Трофимова Г.С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Дис. доктора. пед.наук, СПб, 2000. - 397 с.
18. Филатова A.B. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М.: 2009.
19. Фурманов М.А. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам // Сб. «Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений)». Н.Новгород: НГЛУ, 2003. С. 217-223.
20. Barnes, S.B. Computer-mediated communication: human to human communication across the Internet/S.B.Barnes - Pear son, 2003.
21. Barret, T. Twitter. A Teaching and Learning Tool, Blog ICT in my Classroom. 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tbarrett.edublogs.org/2008/03/29/Twitter-ateaching-and-learning-tool/
22. Dervin F. Microblogging and language learning and teaching (LLT):another step to classroom 3.0?/ F.Dervin. University of Turku, 2010.
23. Dudeney G. How to teach English with technology/ G. Dudeney, N.Hockly - Edinburgh: Longman, 2007.
24. Godwin-Jones B. Blogs and wikis: Environment for on-line collaboration //Language Learning and Technology. 2003. № 2.
25. Lamy, M.N.& Hampel, R. Online communication in language learning and teaching. London: Palgrave Macmillan. 2006
26. Larsen-Freeman D. Techniques and principles in language teaching. - China: Oxford University Press, 2000. 191 p.
27. Qiu L., Leung A. K. Understanding the Psychological Motives Behind
Microblogging. Division of Psychology. Singapore: Nanyang Technological University, 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20543286
28. Stanley G. Blogging for ELT // British Council BBC. Teaching English. March, 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.teachingenglish.org.uk/articles/blogging-elt
29. Кирий В.Г. Амбивалентные системы: философия, теория,
практика /Г. Кирий. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. - 87.с
30. Кирий В.Г., Чан Ван Ail Об одной математической модели амбивалентной системы обучения иностранному языку/ В.Г. Кирий, Чан Ван Лн// Вестник НГУ (серия: Информационные технологии) . - 2010. - Том 8,- № 1. -45-53.
31. Кирий В.Г., Рогозная H.H. Математическая модель субординативного билингвизма. Возникновение интерязыка / В.Г. Кирий, H.H. Рогозная. - Вестник ИрГТУ, № 1, изд-во ИрГТУ, Иркутск, 2009. -с.37 - 42.
32. Кирий В.Г., Чан Ван Ан. О связи интерязыка с параметрами процесса обучения иностранному языку/ В.Г. Кирий, Чан Ван Ан //. Материал VIII mezinarodni vedecko - prakticka konference «Vedecky pokrok na prelomu tysyachalety - 2012». - Изд-во «Education and Science».- Прага, Чехия. - 27.05.2012-05.06.2012.- С. 3 - 11.
33. Кирий В.Г.,Рогозная H.H., Чан Ван Ан. О влиянии параметров процесса обучения иностранному языку на структуру интерязыка / В.Г. Кирий, H.H. Рогозная, Чан Ban Ли // Вестник Бурятского государственного университета., Улан-Удэ - Спецвыпуск С. -2012. - С. 202-209.
34. Кирий В.Г., Чан Ван Ан. Определение моментов начала отката и окостенения в процессе обучения иностранному языку с применением численных методов/ В.Г. Кирий, Чан Ван Ан // Материал XXVI международной научно- практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». - Изд-во «центр развития научного сотрудничества». - Новосибирск. - 13.08.2012.- С. 242-249.
35. Мастяева И.Н., численные методы: Учебно-практическое пособие / И.Н. Мастяева, О.Н. Семеиихина. - МЭСИ. - М., 2003. - 241 стр.
36. Чаи Bau Ан. Определение параметров математической модели амбивалентной системы обучения иностранному языку/ Чан Ван Ан //
Материал XVI Байкальской всероссийской конференции
«Информационные и математические технологии в науке и управлении». - Изд-во ИСЭМ СО РАН,- Иркутск. - 2010. - Часть 2 С. 249-254.
37. Кирий В.Г., Чан Ван Ан. Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения иностранному языку/ В.Г. Кирий, Чан Ван Ан // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) . - 2011. - Том 14. - № 3. - С. 354-370.
38. Кирий В.Г., Чан Ван Ан. Амбивалентная система дистанционного обучения иностранному языку на основе сетевых технологий/ В.Г. Кирий, Чан Ban Ан // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2010. - Том 13. - № 4. - С. 246-267.
39. Чан Ban Ан. Использование сайта Ambsystedu для обучения иностранному языку/ Чан Ван Ан // Материал международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы межъязыковых контактов» - Изд-во ИрГТУ - Иркутск. -29-30 ноября 2012,- С. 27-39.
40. Чан Ван Ан. Практическая реализация технологии обучения иностранному языку на основе сайта «AMBSYSTEDU»/ Чан Ван Ли // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). — 2012. -Том 15. - № 4. - С.390-408