Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала 10
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия
и концепции мотивации труда 10
1.2 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей
в управлении 19
1.3 Мотивационные стратегии и методы 25
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала в ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий” 38
2.1 Краткая характеристика ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных
технологий" 38
2.2 Анализ системы управления персоналом ОГБПОУ "Верхнекетский
техникум лесных технологий" 48
2.3 Система стимулирования и мотивации персонала ОГБПОУ
"Верхнекетский техникум лесных технологий". 54
2.4 Возможности улучшения системы стимулирования и мотивации
труда в ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий" 57
Глава 3. Проект по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных
технологий” 60
Заключение 72
Приложения
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность предприятия. В то же время теоретические аспекты построения механизмов мотивации, адекватных российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке. Далеки от совершенства практические шаги организаций по поводу использования механизмов мотивации персонала.
Проблема эффективной мотивации персонала является одной из центральных в построении эффективного обучающего процесса. Текучесть кадров высока, количество квалифицированных кадров ограничено, при этом наиболее успешные сотрудники не задерживаются долго на начальных должностях и либо растут вверх в данной компании, либо в чужой. Чем сильнее конкуренция, чем сложнее собственная система работы, тем более высококвалифицированные кадры нужны компании. А удержать как раз сложно именно тех, кто нужен в первую очередь. И в этом задача эффективной системы мотивации.
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными, независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Каждая в отдельности модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом.
Вместе с тем как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время, проблема мотивации остается самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной в практическом плане проблемой. Решение этой проблемы зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, к числу которых по праву можно отнести:
- во-первых, за последние 10 лет резко обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных успешно управлять людьми и экономикой не только в экстремальных, но и нормальных рыночных условиях, так как менеджеры были и остаются основными носителями новых идей, разработок и их внедрения в управление социально-экономическими процессами;
- во-вторых, под воздействием исключительно субъективных условий значительно снизилась эффективность деятельности работников управленческого труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических);
- в-третьих, снижение эффективности работников управленческого труда и управления в целом происходило и происходит в настоящее время под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления (правительство, региональные органы управления) и особенно управленцев государственного и оборонного сектора экономики;
- в-четвертых, наличие нерешенных проблем перечисленных выше, которые были порождены ошибками в кадровой политике, идеологизацией при подготовке и переподготовке кадров, засильем в структурах управления работников партноменклатуры, не имеющих соответствующей профессиональной подготовки в области организации производства, управления, экономики и науки, способствовало рациональному использованию резервов работников управленческого труда.
Управление человеческими ресурсами было и остается в любом государстве наиболее актуальной проблемой, сравниться с которой не может никакая другая проблема, так как правильным разрешением проблемы управления трудом во многом будет определяться поступательное социально-экономическое развитие предприятий и государств в целом. Но успешное использование творческого потенциала во многом определяется, и будет определяться в будущем разработкой научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности деятельности персонала, включающих подбор, расстановку кадров и их деятельность.
В настоящее время вследствие как отсутствия четкой программы выхода из кризиса всего народно-хозяйственного комплекса России, так и предприятий различных организационно-правовых форм собственности, проблема подготовки, переподготовки, расстановки кадров, к сожалению, недооценивается, из-за отсутствия конкуренции. При этом забывается главное, что выходу из кризиса как раз и будут способствовать менеджеры высшей квалификации, владеющие главным - новым мышлением. Они будут содействовать не только совершенствованию управлением человеческими ресурсами, но укажут пути рационального использования других категорий работников, пути разработки принципиально новых мотивационных моделей, способствующих справедливой оплате, распределению социальных благ, планированию социальной карьеры.
Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях, а не в масштабе страны в большей степени позволяют привлекать новых
высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
Вопросы трудовой мотивации нашли отражение в многочисленных исследованиях зарубежных ученых, среди которых можно выделить теорию иерархии потребностей индивида А. Маслоу, Теорию двух факторов Ф. Герцберга, Теорию Х и Теорию УД. МакГрегора и другие. Мотивационные теории указывают лицам, занимающимся управлением персоналом, в каком направлении осуществлять мотивационную политику, но не дают однозначных рецептов для действия. В работах отечественных ученых - Е.В. Белкина, М.В. Грачева, В.А. Дятлова, Т.И. Мухамбетова, Г.Э. Слезингера и других, находят отражение вопросы формирования смыслообразующих мотивов трудовой деятельности, дается типология мотиваций, рассматриваются отдельные аспекты реформирования мотивационных отношений. Однако как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время проблема мотиваций остаётся самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной в практическом плане.
Задачи дипломного проекта:
дать характеристику современного состояния проблем мотивации и стимулирования персонала и путей ее решения;
охарактеризовать методы мотивации и стимулирования персонала;
дать общую характеристику ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
проанализировать состояние системы мотивации персонала в ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала в ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
предложить мероприятия по внедрению проекта. Объектом исследования является ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
Предметом исследования явились система мотивации и стимулирования персонала ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
Цель дипломного проекта - на основе анализа сущности и методов мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования сотрудников ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий".
Данная дипломная работа посвящена теме повышения мотивации персонала организации рассмотренной на примере ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий". Дипломная работа состоит из трех основных частей: теоретической части, в которой излагается теоретический материал по данной теме; аналитической части, где приводится анализ хозяйственной деятельности исследуемого предприятия и рекомендательной, где приводится проект мотивации персонала на рассматриваемом предприятии. В работе был рассмотрен ряд популярных, эмпирически проверенных и практических теорий мотивации. К сожалению, в литературе теории противостоят друг другу, а ведь каждая из них способна помочь менеджерам лучше понять мотивацию на производстве. Каждая теория пытается содержательным образом учесть основные факторы, способствующие объяснению мотивации в условиях трудового процесса.
Содержательные теории концентрируют внимание на индивидах, делая основной упор на особенностях людей. Каждая из представленных теорий может что-то предложить менеджерам, а различные элементы теорий во многих отношениях дополняют друг друга. Психологи и социальные психологи, разработавшие эти теории, являются специалистами в области объяснения потребностей, мотивов и ценностей.
Одним из основных способов мотивации работника по-прежнему остается материальное поощрение. Центральное место в составе совокупного дохода работника отводится заработной плате. Она и в настоящее время и в ближайшие годы останется для подавляющего числа российских трудящихся основным источником их доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и производства.
Вместе с тем в методологии и теории этого вопроса много проблем и спорных положений. Заработная плата как форма стоимости, цены рабочей силы - это, прежде всего, основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия.
В процессе написания работы было проведено исследование эффективности системы управления персоналом на ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий". В результате проведенного анализа были выявлены основные негативные моменты существующей кадровой политики, а именно:
■ низкая мотивация работников к труду;
■ неэффективная система оплаты труда;
■ отсутствие обратной связи в коммуникативном процессе.
В итоге оценки эффективности системы управления персоналом на предприятии ОГБПОУ "Верхнекетский техникум лесных технологий" были предложены меры по совершенствованию данного процесса и оптимизации деятельности организации в целом.
1. Акофф, Р. Искусство решения проблем; М.: Мир, 2002. - 224 с.
2. Байхэм, Уильям С. и др. Воспитай своего лидера; М.: Вильямс, 2002. - 416 с.
3. Балашов, В.Г. Антикризисное управление предприятиями и банками; М.: Дело, 2007. - 840 с.
4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. - 283 с.
5. Володина, Наталья Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы; М.: Эксмо, 2009. - 240 с.
6. Голдрат, Элияху М.; Кокс, Джефф Цель: процесс непрерывного совершенствования; Мн: Попурри, 2004. - 560 с.
7. Гриффин, Р.; Пастей, М. Международный бизнес; СПб: Питер; Издание 4-е, 2006. - 673 с.
8. Дараховский, И.С.; Черноиванов, И.П.; Прехул, Т.В. Бизнес и менеджер; М.: Азимут-центр, 2002. - 448 с.
9. Дудка, В.Д. Менеджмент качества в области высокотехнологичных производств; М.: Финансы и кредит, 2007. - 238 с.
10. Корнилова, М.В. Успех. Главные методы достижения; СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 384 с.
11. Кочетков, Г.Б.; Супян, В.Б. Корпорация. Американская модель; СПб: Питер, 2005. - 320 с.
12. Кристенсен, Клайтон М.; Портер, Майкл; Котлер, Филип и др. Идеи, которые изменили мир бизнеса; М.: Альпина бизнес букс, 2007. - 698 с.
13. Кулинина, Г.В.; Чирков, А.П. Анализ выполнения обязательств по поставкам продукции; М.: Финансы и статистика, 2009. - 108 с.
14. Кунц, Г.; О'Доннел, C. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций; М.: Прогресс, 2001. - 496 с.
15. Любанова, Т.П.; Мясоедова, Л.В.; Грамотенко, Т.А. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы. Содержание бизнес-плана, пример разработки; М.: Приор, 2001. - 488 с.
16. Мазур, И.И.; Шапиро, В.Д.; Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами: учебное пособие для ВУЗов; Экономика, 2001. - 574 с.
17. Мартин, Дэвид Трудный разговор. Как справляться с затруднительными ситуациями; Минск: Амалфея, 2006. - 224 с.
18. Маслоу, Абрахам Маслоу о менеджменте; СПб: Питер, 2003. -
416 с.
19. Мескон, М.Х.; Альберт, М.; Хедоури, Ф. Основы менеджмента; М.: Дело, 2002. - 704 с.
20. Монди, Р. Уэйн; Ноу, Роберт М.; Премо, Шейн Р. Управление персоналом; Нева; Издание 8-е, 2004. - 640 с.
21. Морита, Акио Sony. Сделано в Японии; М.: Альпина бизнес букс; Издание 2-е, 2007. - 296 с.
22. Мукаревич, Л.М. Учитесь делать деньги. 115 профессиональных советов; Дограф, 2000. - 440 с.
23. Олещук, Н.И.; Промыслов, Б.Д. Механизмы оптимизации управления деятельностью корпоративных структур (на примере ОАО "Газпром"); М.: Нефть и Газ, 2008. - 182 с.
24. Пляскин, И.И.; Трейгер, В.И. Управление машиностроительным производством с применением унифицированных процедур обработки данных на ЭВМ ЕС; М.: Машиностроение, 2008. - 192 с.
25. Сунь-Цзы Искусство стратегии; М.: Эксмо, 2009. - 528 с.
26. Теплухин, Павел Матрица Теплухина. До и после первого миллиона; М.: АСТ, 2008. - 192 с.
27. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник; М.: Инфра-М, 2000. - 672 с.
28. Цхадая, Н.Д. и др. Управление безопасностью труда; ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. - 344 с.
29. Чампи, Джим Думай, придумывай и богатей! Золотая коллекция блестящих идей для бизнеса; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. - 224 с.
30. Шеер, Август-Вильгельм Моделирование бизнес-процессов; М.: Серебряные нити, 2000. - 219 с.
31. Шонбергер, Ричард Японские методы управления производством: девять простых уроков; М.: Экономика, 2008. - 251 с.
32. Якокка, Ли Карьера менеджера; М.: Прогресс, 2001. - 384 с.
33. Ярочкин, В. Безопасность информационных систем; М.: Ось- 89, 2006. - 320 с.
34. ред. Базаров, Т.Ю.; Еремин, Б.Л. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов; М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.
35. ред. Кубр, Милан Управленческое консультирование; М.: Интерэксперт; Издание 2-е, перераб., 2002. - 669 с.
36. ред. Леонтьева, М.Р. Общее среднее образование России; М.: Просвещение, 2003. - 509 с.
37. ред. Педай, Г.П. Управление трудовым коллективом; Киев: Наукова думка, 2008. - 238 с.
38. Едронова В.Н., Бутина Р.И. Анализ практики корпоративных подходов к мотивации труда // Экономический анализ. - 2010. - №15 (30). - С. 16-21
39. Балобанова Н.В. Природная мотивация: усиливать или не дать снизиться? // Управление персоналом. - 2009. - №17 (147). - С.32- 35
40. Протасов В.Ф. Дисбаланс «стимула» и «морковки» // Управление персоналом. - 2011. - №21 (151). - С. 18-20
41. Лойлова И.В. Как «убить» мотивацию сотрудников // управление персоналом. - 2011. - №11 (141). - С. 44-47