Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 История развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности дорожного движения 7
1.2 Состояние сферы безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в России на современном этапе 13
1.3 Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 19
Глава 2 Проблемы квалификации преступного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 28
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта и метрополитена 28
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств 40
2.3 Нарушение прочих правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 51
Глава 3 Проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и пути их решения 56
3.1 Опыт применения уголовного законодательства зарубежных странам в области безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 56
3.2 Пути законодательной регламентации ответственности за преступления против безопасности дорожного движения 69
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 85
Актуальность темы исследования. В современном мире транспортные средства являются основным элементом инфраструктуры каждого государства. В то же время, транспорт является источником повышенной опасности. Вот почему компетентная и четкая правовая система так необходима в этой области.
Официальная статистика Государственной инспекции дорожного движения Российской Федерации: 147 738 дорожно-транспортных происшествий произошло в период с января по ноябрь 2019 года. В том числе 15158 человек погибли и пострадали 189 671 человек
Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение правил дорожного движения водителями. Фактически, с января по ноябрь 2019 года произошло 131821 происшествие, совершенных по вине водителя: в результате, погибло 12933 и пострадало 175316 человек. Этот показатель каждый год держится почти на одинаковом уровне, это и вызывает сомнения в эффективности правового регулирования правоотношений в области безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Но нарушение правил дорожного движения - это не единственная причина аварий. Нарушение правил эксплуатации дорог и железнодорожных переездов еще одна важная причина аварий. Около 1/3 несчастных случаев происходит из-за неудовлетворительных дорожных условий (48259 дорожно-транспортных происшествий, из которых 4317 погибли и 61637 получили ранения). Среди причин аварий можно выделить и нарушение правил дорожного движения пешеходами. Каждый десятый несчастный случай происходит из-за пешехода. Кроме того, согласно официальным данным, с января по ноябрь 2019 года было зарегистрировано 15996 инцидентов с участием пешеходов: 2851 человек погибли, 13760 пострадали. Неисправный транспорт тоже является причиной ДТП. В связи с этим произошло 6112 дорожно-транспортных происшествий: 1015 погибших, 8924 пострадавших. Влияние погодных условий, которое не отражается на ведении статистики ГИБДД, также важное значение.
По мере увеличения количества несчастных случаев во время эксплуатации транспортных средств возрастает необходимость выявления проблем с квалификацией преступлений против безопасности и эксплуатации дорожного движения, изучения путей дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и выявления тех, которые гарантируют ответственность за нарушение безопасности движения транспортного средства и эксплуатации автомобиля. Не менее важна научная разработка критериев для определения степени вины виновных в совершении этих преступлений с определенной точностью, а также практическое применение закона к виновным. Необходимо создать условия, максимально ограничивающие применение крайних уголовных мер, таких как содержание под стражей. Необходимо строго разграничить меры наказания в зависимости от типа и степени общественного риска совершения преступления и личности преступника.
Степень научной разработанности проблемы. В научной кругах достаточно внимания уделяется преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств как на уровне научных статей, так и на уровне более серьезных исследований — монографий, диссертаций. Так, исследованием в этой области занимались Н.С. Алексеев, М.С. Гринберг, М.А. Ефимов, З.Б. Соктоев и многие другие.
Целью исследования стало исследование актуальных проблем квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации. Для достижения цели работы перед исследованием ставятся следующие задачи:
- изучить историю развития законодательного положения об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в России;
- проанализировать состояние сферы безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в России на современном этапе развития;
- определить понятие, дать общую характеристику и рассмотреть виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- определить специфику нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена;
- проанализировать нарушения правил дорожного движения и эксплуатации всех видов механических транспортных средств;
- провести анализ нарушений остальных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- провести анализ опыта применения уголовного законодательства зарубежными странами относительно ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- предложить пути и средства совершенствования законодательного регулирования ответственности за транспортные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые регулируют безопасность дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств.
Предмет исследования - совокупность нормативно-правовых актов в сфере регламентации отношений по безопасному движению и эксплуатации транспорта.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы общенаучные и частноправовые методы познания. К используемым общенаучным методам относятся: сравнительный анализ, синтез, дедукция, индукция. Частноправовые методы, которые были использованы в работе: формально-юридический метод (интерпретация нормативных правовых актов), метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, в частности: Истомина А.Ф., Кауфман М.А., Коробеева А.И., Кусакина В.В., Маршаковой Н.Н., Наумова А.В., Петрова С.А. и многих других.
Нормативную основу исследования составили акты нормативно-правового характера: Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральный законы, подзаконные акты, законодательство зарубежных стран в сфере регулирования преступлений против безопасности движения. Эмпирическая основа исследования состоит из анализа судебной практики, а также материал, представленный в сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования заключается в ряде теоретических выводов, полученных после изучения всего комплекса практических и теоретических вопросов, возникающих в отношении регулирования транспортных преступлений.
Практическая значимость настоящей работы выражается в том, что разработаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования транспортных преступлений. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках преподавания курсов уголовного-правового цикла в высших учебных заведениях РФ.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает в себя: введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
В процессе исследования цель и задачи работы были выполнены. Из чего можно сделать следующие выводы.
Формирование и развитие законодательства об ответственности за нарушения в области безопасности и организации дорожного движения развивалось параллельно с развитием автомобилей: когда появились новые транспортные средства, появились новые правила, которые регулировали эти отношения. В то же время появление этих норм отражало, как вы можете видеть, как глобальные тенденции, так и самобытность традиций российской правовой системы.
Проблема большого количества преступлений, совершенных в этой категории является очень актуальной и острой. В большей степени, это связано с недостаточным вниманием научного сообщества к разработке глобального решения для обеспечения безопасности дорожного движения. Научные исследования по средствам борьбы с транспортными преступлениями также отсутствуют. Определённый опечаток оставляет и пробелы в организации функционирования правоохранительных органов по борьбе с этими преступлениями и их предупреждению.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, или иначе транспортные преступления - это общественно опасные деяния, посягающие на нормальный порядок использования и передвижения различных видов транспортных средств, используемых для перевозки людей и/или грузов.
В рамках исследования были рассмотрены такие составы транспортных преступлений, как:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена;
- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации всех видов механических транспортных средств;
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
- нарушение требований в области транспортной безопасности.
Определены особенности составов данных преступлений: объективная сторона, субъективная сторона, объект и субъект.
Кроме того, в рамках исследования проанализирован опыт зарубежных стран в области регламентации транспортных преступлений.
В законодательстве стран СНГ много общего. Если вспомнить опыт истории российского уголовного права, а также действующего уголовного законодательства Российской Федерации и стран СНГ, следует отметить, что декриминализация оставления места происшествия из Уголовного кодекса Российской Федерации в целом также рассматривается как довольно поспешный шаг: введение уголовной ответственности за управление транспортным средством, если оно не имело серьезных последствий, не представляется оправданным.
В большинстве стран Восточной Европы и Балтии уголовное законодательство систематизировано и представлено в виде кодексов. Ответственность за транспортные преступления, как правило, выделены в отдельную главу (УК Болгарии, Польши, Латвии, Литвы, Румынии). Кроме того, в ряде стран также действуют отдельные законы, регламентирующие отношения в сфере безопасности дорожного движения. Так, например, можно выделить Уголовно-финансовый закон Республик и Польши 1971 года и Закон «О дорожно-транспортных преступлениях» Швеции 1951 года.
Базу всех правонарушений, связанных с безопасностью движения и транспортных средств в Восточной Европе и странах Балтии, составляют деяния, которые в первую очередь влияют на безопасность вождения различных типов транспортных средств. В большинстве преступлений центральной фигурой является человек, который управляет транспортным средством (водитель), или человек, который несет соответствующие обязанности по транспортировке. В уголовных законах, как правило, нет упоминаний об участниках движения, таких как пешеходы, пассажиры, велосипедисты или кучера. В большинстве случаев законодатели либо подразумевают указанные категории участников движения в качестве потенциальных, либо объединяют их посредством единой концепции «тот, кто не управляет транспортным средством».
В некоторых странах Восточной Европы и Балтийского региона, чье уголовное законодательство не могло ощутить влияние модельного Уголовного кодекса СНГ, не существует формулировок действий, аналогичных отечественным. Ответственность за транспортные преступления основывается на национальных традициях и особенностях национальной правовой системы. В подавляющем большинстве европейских стран уголовное законодательство, обеспечивающее безопасность дорожного движения, гарантируется стандартами защиты жизни и здоровья людей. Другими словами, иностранный законодатель не видит необходимости разделять и формировать отдельные главы (разделы) в уголовном законодательстве для защиты общественных отношений в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Уголовный закон КНР предусматривает уголовную ответственность за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в соответствии с тремя статьями, содержащимися в главе специального раздела Уголовного кодекса против общественной безопасности. Кроме того, ответственность пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения за нарушение действующих правил безопасности дорожного движения отдельно не регулируется.
В уголовных кодексах Российской Федерации и Китая общей чертой уголовного закона о безопасности дорожного движения является их общий бланкетный характер. Иными словами, наличие законодательной ссылки на другие нормы, которые закрепляют правила функционирования дорожного движения.
Существенное различие между уголовным законодательством КНР в области правил безопасности дорожного движения состоит в том, что положения уголовного законодательства, которые предусматривают наказание за нарушение правил и процедур в области функций дорожного движения, сформулированы простыми положениями и содержат минимальное количество квалификационных признаков.
Согласно законодательству КНР, в уголовном законе о безопасности дорожного движения, состояние алкогольного опьянения не является отягчающим обстоятельством.
В уголовных кодексах Российской Федерации и Китайской Народной Республики нормы об ответственности за транспортные преступления по своей сути являются материальными.
Одной из особенностей уголовного права, регулирующего правила дорожного движения в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики, является наличие квалифицирующего признака, например, побега с места происшествия. Статья 133 УК КНР предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок более 7 лет за побег с места происшествия, если это привело к смерти потерпевшего. Указанная норма определяет максимальное наказание за данную статью. Повышенный социальный риск совершения преступления заключается в том, что лицо, совершившее аварию, оставило жертву без помощи угрожающего жизни состояния и покинуло место без разрешения, понимая, что пострадавший может умереть.
С учетом законодательства Китайской Народной Республики можно констатировать, что уголовный закон о безопасности дорожного движения, который также применяется в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, не предусматривает меры наказания как отказ от права занимать определенную должность или выполнять определенные действия и право управлять транспортным средством в течение определенного периода времени. Смысл этого наказания заключается в том, что лицо, совершившее преступление, лишается его доступа к определенной должности или виду деятельности, использованной для совершения преступления, и невозможности управлять транспортным средством в течение определенного периода времени.
Сделаем выводы и отметим, что уголовные кодексы Российской Федерации и Китая предусматривают адекватное правовое регулирование безопасности движения и нормального функционирования транспортных инфраструктур. Учитывая активное развитие всех видов транспорта и большей части автомобильного транспорта, который представляет повышенный риск, уголовные стандарты безопасности дорожного движения в будущем потребуют улучшения и правового регулирования правил и процедур, применяемых в дорожном движении.
Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства России и Китая в области регулирования безопасности дорожного движения показал, что российское законодательство наиболее полно охватывает общественные отношения в сфере деятельности всех видов дорожного движения.
Кроме того, нами были рассмотрены пробелы в законодательном регламентировании транспортных преступлений и предложены возможные пути их решения.
Также мы рассмотрели Проект Уголовного кодекса Российской Федерации, предложенный авторским коллективом Саратовской государственной юридической академии. Увы, данный Проект весьма далек от прообраза кодекса, призванного удовлетворить уголовно-правовые нужды современной России, в том числе в вопросе регулирования транспортных преступлений.
1. Бражник Ф.С. Преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта / Ф.С. Бражник // Уголовное право Российской
Федерации. Особенная часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина.
М., 2004. 400 с.
2. Буранов Г.К. Нарушение правил использования воздушного
пространства Российской Федерации как предусмотренный уголовным
законом вид транспортного преступления // Транспортное право. 2018. No 3.
С. 15.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. No 60-ФЗ
// Российская газета. 26.03. 1997. No 59-60.
4. Волков К.А., Чурсина И.В. Ответственность за превышение
полномочий частным детективом или работником частной охранной
организации. М. : Юрист, 2019. С. 83.
5. Горбунова Л.В. Некоторые аспекты развития законодательства об
ответственности за преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта в дореволюционной России // Марийский
юридический вестник. 2008. No 6. С. 105-109.
6. Грачева Ю.В., Чучаев А.И. Дополнительные уголовно-правовые
меры обеспечения безопасности автотранспорта // Уголовное право. 2015.
No 3. С. 10-15.
7. Декрет СНК РФСФР от 10.06.1920 г. «Об автодвижении по городу
Москве и ее окрестностям (Правила)» // Известия ВЦИК. 13.06.1920.
8. Жулев В. И. Транспортные преступления / В.И. Жулев. М.: Юристъ,
2014. С. 29-180.
9. Иванов Н.В. Уголовное право. Особенная часть: учеб. / М.: Юрайт,
2014. 644 с.
10. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. М., 2011. 188 с.
11. Истомин А.Ф. Понятие и виды преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта / А.Ф. Истомин // Уголовное право:
учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 4-
е изд., испр. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
12. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ от 18 января 2011 г. по делу N 70-О10-14 // [Электронный
ресурс]. URL: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=419848. (дата обращения:
24.11.2019 г.).
13. Кауфман М.А. Понятие и виды преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта / М.А. Кауфман // Уголовное право.
Общая и Особенная части: учебник / под общ. ред. М.П. Журавлёва и
С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма 2008. 495 с.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т.
(постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под
ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. Т. 1. 792 с.
15. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // СПС
«Консультант Плюс», 2019 г.
...