Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика предварительного расследования 7
1.1 Понятие, сущность и задачи стадии предварительного расследования 7
1.2 Общие условия предварительного расследования 11
Глава 2 Формы предварительного расследования 19
2.1 Предварительное следствие как самостоятельная форма предварительного расследования 19
2.2 Дознание как форма предварительного расследования. Виды дознания 22
Глава 3 Контроль и надзор в системе предварительного расследования 30
3.1 Судебный контроль на стадии предварительного расследования 30
3.2 Прокурорский надзор за органами предварительного расследования 34
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 42
Одной из важнейших функций государства является борьба с преступностью. Преступлением является наиболее общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Государство, провозглашая в Конституции права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, берет на себя обязанность охранять их от преступных посягательств [17].
Расследование преступлений имеет особую значимость для изобличения преступника, защиты прав граждан, в связи с чем, законодательному регулированию данного процесса уделяется большое внимание. Кроме этого, с принятием ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) [34], в уголовный процесс, в частности в предварительное расследование, было введено много новых институтов, развивающих и защищающих права и законные интересы личности. Однако, не смотря на все предпринятые законодателем усилия для полной и четкой регламентации данной стадии, сегодня нельзя сказать, что применение законодательства на практике не сталкивается в рядом проблем, о чем свидетельствует как судебная практика, так и внимание современных исследователей к предварительному следствию.
В механизме эффективной борьбы с преступностью предварительному расследованию отведена одна из ведущих ролей. Свидетельством тому служит то важное место, которое оно исторически занимает в отечественной концепции уголовного судопроизводства. Вместе с тем, в нормативной регламентации предварительного расследования до сих пор имеются пробелы, что порождает нерешенные теоретические и правоприменительные проблемы.
Тема сущности предварительного расследования является чрезвычайно популярной в научных кругах и находит свое отражение в большом числе научных исследований различного вида и периода.
К проблеме предварительного расследования обращались такие ученые, как: К.К. Арсеньев, С.В. Боботов, В.П. Божьев, В.В. Вандышев, С.И. Викторский, Л.В. Головко, В.Г. Даев, М.В. Духовский, Н.И. Загородников, Д.К. Канафин, В.З. Лукашевич, Ю.В. Мещеряков, В.М. Николайчик, П.Ф. Пашкевич, Н.Н. Полянский, А.Д. Прошляков, Г.А. Прутченкова, Х.У. Рустамов, В.М. Савицкий, В.Л. Случевский, А.В. Смирнов, М.О. Строговича, В.Т. Томин, И.Я. Фойницкий, М.А. Чельцов- Бебутов, В.Н. Шпилев, П. С. Элькинд, М.Л. Якуба и другие известные теоретики.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией норм, определяющих закономерности предварительного расследования в современном уголовном процессе.
Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального права, касающиеся предварительного расследования, теоретические воззрения на разрабатываемую проблему, правоприменительная практика, отраженная в уголовных делах и иных материалах.
Целью исследования является теоретический анализ института предварительного расследования в современном уголовном процессе.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие стадии предварительного расследования;
• рассмотреть общие условия предварительного расследования;
• сделать анализ правового регулирования предварительного следствия как самостоятельной формы предварительного расследования;
• дать характеристику дознания и его видам;
• исследовать актуальные вопросы организации взаимодействия органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие;
• раскрыть сущность судебного контроля на стадии предварительного расследования;
• рассмотреть механизм прокурорского надзора за органами предварительного расследования.
Методология исследования основывается на общенаучном методе диалектического материализма и частных методах научного познания: дедуктивный, индуктивный, анализ, синтез, исторический, социологический, структурно-функциональный, статистический, сравнительный и другие.
Нормативной базой работы являются Конституция Российской Федерации, отечественное действующее уголовно-процессуальное законодательство, иные нормативные акты, в том числе и ведомственные.
При проведении исследования широко использовалась научная литература по криминалистике, уголовному праву, уголовному процессу, криминологии и другим отраслям научного знания.
При написании работы изучена специальная юридическая литература по теме исследования, в том числе труды В.И. Безрядина, В.Т. Батычко, С.М. Бадоян, Б.Т. Безлепкина, В.В. Вандышева, О.В. Воронина, В.Н. Григорьева, С.И. Гирько, А.П. Гуськовой, В.А. Емельянова, И.С. Дикарева, Н.А. Жуковой, А.С. Кобликова, О.В. Качаловой, А.В. Козодаева, А.П. Кругликова, И.А. Пикалова, А.П. Рыжакова, Е.В. Рябцевой, А.В. Смирнова, А.А. Сумина, Ю.В Францифорова, А.С. Шаталова и других известных теоретиков.
Структура бакалаврской работы обусловлена объектом, предметом, целью, задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В работе мы рассмотрели развитие института предварительного расследования и выяснили, что первоначально предварительное расследование, будучи составной частью государственного управления России, исполнялись местной администрацией. В результате реформы последней четверти XVIII в. суды были выделены в самостоятельную систему государственный органов, а предварительное расследование оставалось еще в ведении администрации, представленной различными полицейскими учреждениями. Только в 60-е годы XIX в. предварительное расследование стали представлять, как предварительное следствие, осуществляемое судебными следователями, дознание, было возложено на полицию и жандармерию. После октября 1917 г. следователи вновь оказались при судах, однако не стало прокурора суда, руководившего ранее предварительным следствием. В 1928 г. следственный аппарат был выделен из суда и передан прокуратуре.
Сегодня одной из основных институтов в уголовном судопроизводстве предварительное расследование, данный институт раскрывает в отдельном разделе УПК РФ. Предварительно расследование начинается с возбуждения уголовного дела и заканчивается его прекращением либо принятием решения о направлении его в суд.
В работе мы выяснили, что понятие предварительного расследования не определено в УПК РФ, поэтому мы обратились к теории, которая показала, что мнения ученых по поводу сущности предварительного расследования разделились. Отдельные ученые и специалисты раскрывают предварительное расследование как стадию процесса. Другие процессуалисты считают, что понятие предварительного расследования содержит только действия представителей правоохранительных органов. Есть мнения, что предварительное расследование возможно рассматривать и как стадию, и как деятельность уполномоченных законом должностных лиц. Исходя из исследованного материала, полагаем, что под предварительным расследованием понимать самостоятельную стадию досудебного уголовного процесса, в ходе которой для выявления лиц, совершивших преступления, и их привлечения к установленной в уголовном законе ответственности уполномоченными должностными лицами осуществляется специальная процессуальная деятельность, направленная на доказывание при производстве по уголовному делу всех обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.
В работе мы обозначили, что предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания, которые в свою очередь осуществляются следователями и дознавателями.
Рассматривая предварительное следствие как самостоятельную форму предварительного расследования, мы сделали вывод, что предварительное следствие - это основная форма предварительного расследования, начинающиеся с момента возбуждения уголовного дела, которая осуществляется по всем уголовным делам, по которым не предусмотрено проведение дознания, уполномоченным на то уголовно-процессуальным законодательством лицом, связанная с уголовным преследованием лиц, совершивших преступление.
Изучая вышеуказанную уголовно-процессуальную формы, мы обратились к проблеме о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, по нашему мнению, совершенствование процедуры неразглашения данных предварительного расследования необходимо продолжить, поскольку остается не разрешенным вопрос о том, какова процессуальная форма обращения с данными, полученными на этапе возбуждения уголовного дела, а именно в статье 144 УПК РФ отсутствуют положения, регламентирующие случаи обязательного предупреждения участников проверки сообщения о преступлении, о неразглашении данных; и это свидетельствует о том, что в каждом случае необходимость такого предупреждения оценивается следователем, дознавателем или органом дознания. Вышеуказанные проблемы свидетельствуют о невозможности единообразного подхода к применению порядка привлечения к уголовной ответственности участников уголовного судопроизводства при проверке сообщения о преступлении в рамках процессуальной формы, предусмотренной ст. 161 УПК РФ. С целью приведения в соответствие положений п. 9 ст. 5 УПК РФ, ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ, ст. 161 УПК и совершенствования механизма реализации положений ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ предлагаем внести в указанные нормы законов изменения:
• Наименование статьи 161 УПК РФ изложить в следующей редакции «Недопустимость разглашения данных досудебного производства».
• Статью 161 УПК РФ дополнить частью 1.1 следующего содержания: «Лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть предупреждены о неразглашении данных проверки сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном частями второй, третьей настоящей статьи».
Закрепленный в главе 32.1. УПК РФ институт сокращенного дознания на сегодняшний день возможно оценить, как соответствующий общественным отношениям, которые сложились в практике противодействия массовым преступлениям небольшой и средней тяжести. Кроме того, отметим, что, законодателю, возможно, необходимо, дать более детальную регламентацию источников доказательств по делам, которые осуществляются в форме сокращенного дознания. Полагаем, что в качестве основных источников доказательств здесь можно было бы использовать носители доказательственной информации, содержащиеся в ст. 81, 84, ч. 1 ст. 144 УПК РФ и др. Важно, чтобы такие источники доказательств, предмет, пределы и процесс доказывания были уникальны для дознания в сокращенной форме и в своей совокупности воспринимались как система доказывания, имманентная исключительно данной процессуальной форме. Полагаем, что такое дополнение процессуальной формы повысит ее эффективность, приблизив в этой части к международным стандартам.
1 Безрядин В.И. Проблемы доказывания в ходе предварительного расследования // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. Т. IV. С. 9-12.
2 Батычко В.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016. С. 264.
3 Бадоян С.М. Проблемные вопросы правового регулирования порядка осуществления дознания в сокращенной форме // Криминалистическая тактика: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов 56-х криминалистических чтений. М., 2015. С. 55-56.
4 Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М., 2018. 478 с.
5 Волеводз А.Г., Литвишко П.А. Особенности упрощенного (ускоренного) уголовного судопроизвродства по законодательству некоторых европейских стран // Государство и право. 2011. № 1 (51). С. 21-36.
6 Вандышев В.В. Уголовный процесс: Конспект лекций / В.В. Вандышев. - СПб. : Питер, 2013. 368 с.
7 Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского государственного университета. 2012. 4 (6). С.14-17
8 Григорьев В.Н., Терехов М.Ю. Особенности получения органами предварительного расследования сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (на примере деятельности органов внутренних дел): Монография. Домодедово: ВИПК МВД РОССИИ, 2013. 112 с.
9 Гирько С.И. Практика ускоренного дознания: организационные и теоретические проблемы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 2. С. 50-51.
10 Гуськова А.П., Емельянов В.А., Славгородских А.А. Проблемные вопросы реформирования досудебного производства России // Российский судья. 2008. № 9. С. 11.
11 Дикарев И.С. Принцип разделения властей и судебный контроль в уголовном процессе // Российская юстиция. 2008. № 11. С. 59.
12 Доля Е.А. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме // Российский судья. 2013. № 6. С.43-46.
13 Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С. 54-58.
14 Кобликов А.С. Уголовный процесс. М., 1999. 384 с.
15 Качалова О.В. Пределы упрощения уголовного судопроизводства: критический анализ // Российское правосудие. 2019. № 3. С. 11-12.
...