Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы национальной безопасности

Работа №109365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы национальной безопасности 8
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности 8
1.2 Правовое регулирование в сфере обеспечения национальной
безопасности 15
Глава 2 Роль Конституции РФ в вопросе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 27
2.1 Понятие и элементы механизма конституционной
безопасности 27
2.2 Конституционная ответственность в механизме обеспечения
национальной безопасности 34
Глава 3 Проблемы конституционно-правового регулирования национальной безопасности и перспективы развития 40
3.1 Проблемы применения конституционно-правового механизма в
вопросе обеспечения национальной безопасности страны 40
3.2 Поправка к Конституции РФ 2020 года в контексте
национальной безопасности 47
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 69


Процессы, которые протекают сегодня в Российской Федерации, как и процессы, проистекающие на мировой арене с новой остротой заставляют задумать о проблематике обеспечения национальной безопасности нашего государства. Многочисленные геополитические вызовы, с которыми столкнулась наша страна в настоящее время, заставляют общество задуматься о современной актуализации тех или иных сфер национальной безопасности, более четкого обозначения национальных приоритетов Российской Федерации, изменения в указанном духе текста Основного закона [21, с. 79]. Актуальность и своевременность темы, избранной для написания выпускной квалификационной работы, таким образом, сомнений не вызывает.
Конституция Российской Федерации представляет собой политико- правовой акт, определяющий важнейшие стороны жизни общества и государства. Вместе с тем в тексте Основного закона не предусмотрено термина «национальная безопасность», не дается и его определение. Лишь в рамках двух статей Основного закона можно встретить категорию «безопасность», а именно в п. «м» ст. 71 и ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. В перечисленных нормах данный термин употребляется в контексте обороны страны, сохранения её целостности.
Между тем в толковом словаре Ожегова С.И под безопасностью понимается состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [24].
В свою очередь законодательство развивает основные и базовые положения Основного закона страны. Так, термин «национальная безопасность» употребляется в Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ (далее - Закон). Из ст. 1 Закона следует, что понятия «безопасность» и «национальная безопасность» законодатель рассматривает как равнозначные.
Представляется, что добавлением слов «национальная» к термину «безопасность» указывается на единство задач государства и общества. Первое проводит комплексную политику, целью которой является обеспечение:
- соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- законности;
- системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
- приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
- взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Изложенные выше направления олицетворяют «основные принципы обеспечения безопасности».
Таким образом, комментируемые направления является одной из первостепенных задач государства.
В нынешних условиях международной напряженности, вопросы национальной безопасности приобретают все большую актуальность.
В этой связи правовое регулирование освещаемого вопроса должно находится в состоянии совершенствования и обновления в соответствии с новыми реалиями. По этой причине следует рассмотреть проблематику поправок к Конституции Российской Федерации 2020 года в части совершенствования комментируемых вопросов.
Вместе с тем указанные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы дипломной работы «Конституционно-правовые основы национальной безопасности».
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования национальной безопасности.
Предметом настоящего исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, конституций субъектов РФ, а также иные нормы законодательства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного теоретико-правового анализа места Конституции РФ и других нормативно-правовых актов в вопросе обеспечения национальной безопасности.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект вопросов национальной безопасности;
- рассмотреть понятие и сущностную характеристику национальной безопасности;
- проанализировать правовой аспект обеспечения национальной безопасности;
- рассмотреть место Конституции в вопросе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- сформулировать проблемы в части конституционно-правового регулирования и перспективы развития действующего законодательства.
Методологическую основу настоящего исследования составят: всеобщий диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой метод.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: С.М. Иншакова, Э.Р. Мурадян, В.Е. Чиркин, Е..И. Козлова, О.Е. Кутафин, П.В. Шамаров, С.З. Павленко, С.А. Ильминская, И.Б. Илюхина, С.В. Мельник, А.А. Прохожева, С.М. Иншаков, С.Ю. Чапчиков, Д.А. Липинский, О.С. Елфимова, Н.В. Макарейко, В.С. Конкин, Ю.Н. Егоров, Л.К. Никитина, О.М. Хохлова и ряда других.
Нормативную основу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О
совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» [7];
- Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [25];
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 07.03.2020 № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимо отметить, что само существование Конституции Российской Федерации есть одна из необходимых составляющих объединения людей на определенной территории, обладающей независимостью. Не зря такой союз обозначается словосочетанием «общественный договор»; формально данное соглашение между властью и обществом закрепляется в виде конституции. Собственно, приятие последней уже само по себе свидетельствует о зафиксированном союзе и образовании, модернизации государственного аппарата. В этой связи Основной закон страны изначально является некой гарантией обеспечения безопасности государства. К примеру, от того, на сколько долго существует высший нормативный акт страны, на сколько реально исполняются его установления косвенно можно говорить о том, каким образом обеспечивается национальная безопасность того или иного государства. По этой причине представляется, что категория безопасность связывается с категорией стабильность. При обстоятельствах, когда на практике должным образом не обеспечивается реализация конституционных положений, механизмы, заложенные в данном акте, не реализуются или же вовсе подвергаются постоянным изменениям можно говорить о некой дестабилизации общества и государства. Необходимо помнить, что вся законодательная база, которая призвана развивать конституционно-правовые положения также не будет работать, а в обществе будет царить хаос. При таком положении дел сложно рассуждать и о национальной безопасности.
В Основном законе государства нет прямых указаний на национальную безопасность, между тем вопросы внутренней политики обеспечения безопасности олицетворяются корнем «национал», что свидетельствует о разработке и принятии мер со стороны государства по обеспечению интересов многонационального народа России, проживающего на общей единой территории. С другой стороны, безопасность предполагает и внешнюю политику государства во взаимоотношениях с другими международно-правовыми субъектами в целях обеспечения взаимного мира и недопущения неправомерного влияния на нашу страну с целью её разъединения, уничтожения и прочих деструктивных посягательств на национальный суверенитет народов России.
Между тем, по отдельности в различных выражениях слова «национальная» и «безопасность» находят свое отражение в главном политико-правовом акте страны.
Так, термин «безопасность» употребляется вместе с такими понятиями как: «целостность государства», «оборона». Из этого следует сделать вывод, что в контексте Конституции Российской Федерации прослеживается обеспечение внешней безопасности государства, то есть защищенность от внешней угрозы и одновременно с этим неделимости внутренней или территориальной. В то же время внимательное изучение конституционного текста позволяет выявить указание в конституционно-правовых нормах также на национальные общественные интересы в вопросе безопасности. К примеру, корень «национал» в положениях Конституции РФ употребляется в виде «национальности» как принадлежности человека к определенной нации. Кроме того, в конституционных нормах говорится о единстве народов - «многонациональном народе» (ч. 1 ст. 3); «многонациональном союзе равноправных народов» (ч. 1 ст. 68).
Вместе с тем имеются и те нормы Конституции Российской Федерации, которые объединяют указанные значения и направления и говорят нам о единстве внутренней и внешней политики в области безопасности, что и охватывается словосочетанием «национальная безопасность». Приведем пример. Так, в п. «е» речь идет также о национальном развитии вместе с государственным, экономическом, экологическом, социальном и прочим развитии (п. «е» ст. 71). Наконец в п. «ж» ст. 83 в раскрытии взаимодействия главы государства и формируемого им Совета Безопасности Российской Федерации говорится о реализации полномочий последнего в части обеспечения «национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз».
Национальная безопасность России включает в себя:
- экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;
- внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение
стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;
- международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;
- военную безопасность, то есть защиту независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;
- пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты
государственной границы, соблюдение, установленных
законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;
- социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;
- экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;
- информационную безопасность.
При этом принятым в Конституцию изменениям с точки зрения совершенствования конституционных основ безопасности сложно давать однозначную оценку. С одной стороны, о проблеме безопасности не забыли и некоторые ее аспекты были более детально отражены в тексте Конституции. С другой стороны, можно было бы урегулировать важнейшие вопросы обеспечения безопасности нормами Конституции более детально. Нужно также понимать, что глобальному реформированию конституционных основ безопасности помешал, в том числе, формат внесения изменений в текст конституции - поправка. При полном пересмотре всей конституции это можно было сделать с чистого листа, в первую очередь, закрепив в конституции (подобно конституциям Испании, Швеции и других государств) право каждого на безопасность. В этой связи можно согласиться с С.Н. Бабуриным в том, что «конституционная реформа 2020 г. не сняла с повестки дня вопрос о необходимости новой Конституции России».
Таким образом, Конституция Российской Федерации представляет собой формальное закрепление общественного договора, знаменует собой согласие между отдельными слоями общества между собой и государством.
Представляется, что стабильности конституционных положений косвенным образом отражается на национальной безопасности государства. Основной закон страны предусматривает ряд норм - запретов нарушения безопасности и обороны страны, национальных интересов народностей. Наряду с конституционными положениями, федеральным законом о безопасности, федеральным законом о стратегическом планировании, Стратегией безопасности предусматриваются меры, направленные на обеспечение реализации национальной безопасности нашей страны. Предусмотрено, что такая деятельность выражается в согласованном взаимодействии органов публичной власти и институтов гражданского общества; контроле со стороны публичных элементов относительно исполнимости Стратегии национальной безопасности, планировании и других.
В то же время, представляется, что внесение таких поправок может создать немало проблем. Как ранее неоднократно отмечалось, вопросы национальной безопасности пронизывают множество сфер совместного сосуществования государства и общества. В этой связи принятие того или иного закона можно осуществлять под эгидой акта, определяющего вопросы национальной безопасности. Не видится вовсе необходимости в вопросе решения проблем правового характера рассматривать такое решение как принятие еще одного закона или же законов.
Стоит отметить, что существующая проблема обеспечения национальной безопасности кроется в безответственности лиц, которые за нее отвечают. Например, консультативные органы при Президенте Российской Федерации, в числе которых выступают Совет Безопасности РФ, Государственный Совет РФ, их члены не несут какой-либо ответственности за консультации, которые они оказывают по важнейшим вопросам нашей страны. При этом возможность реализации в отношении данных членов хотя- бы дисциплинарной или административной ответственности, лишения классного чина, понижения в должности и т.д. имело бы значительный мотивирующий потенциал в плане обязывания выполнять их консультативные обязанности должным образом.
Считаем в этой связи, что регулирование ответственности соответствующих субъектов должно носить более детализированный характер. Безответственность, существующая в системе государственной власти, в значительной степени и порождает существующие угрозы национальной безопасности. Например, в настоящее время руководители субъектов Российской Федерации декларируют многомиллионные доходы, тогда как соответствующие проверки не инициируются. Здесь можно привести пример западных стран, например, Германии когда покупка дорогостоящего авто является фактом возбуждения проверки. Принимаемые меры, такие как, запрет иностранного гражданства у чиновников, запрет иметь счета в банках иностранных государствах фактически не могут эффективно справляться с существующей ситуацией. Только в том случае, когда депутаты в нашей стране будут лечиться в медицинских учреждениях России, учить своих детей в наших университетах, можно говорить об их стремлении совершенствовать соответствующие направления.
В то же время некоторые сферы из внутренней политики никак не связаны с некоторыми вопросами внешней политики. Так, в государстве существенно ухудшается положение дел в правоохранительных органах, тогда как исторически данный факт знаменовал собой развал государственного строя. Возникает вопрос, каким образом, государственные органы, призванные обеспечить порядок на территории государства связываются с внешней политикой страны. Без сомнения косвенная связь имеется, но все же напрямую состояние правоохранительной системы зависит именно от соответствующей нормативной базы, финансирования, кадрового вопроса и прочего.
Таким образом, национальная безопасность есть объемная по своему составу категория, которая пронизывает внутреннюю и внешнюю политику государства, но не является однородной. Представляется, что следует говорить о национальной безопасности в сфере экономики, о национальной безопасности в сфере образования и так далее.
Еще одним органом, деятельность которого связывается с обеспечением национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации. Последний следует рассматривать как консультативный и совещательный орган при Президенте Российской
Федерации. К таковым следует также отнести и Г осударственный Совет РФ, между тем, особенность первого заключается в том, что на возможность его формирования главой государства указывается в Конституции Российской Федерации. Кроме того, в ней же отмечается, что статус Совета Безопасности определяется федеральным законом. В то же время следует заметить, что данное отличие и особенность СБ РФ было несколько размыты принятием закона о поправке в Конституцию 2020 года, поскольку были внесены определенные изменения в части статуса Государственного Совета РФ. Так, в настоящее время согласно положениям Основного закона страны последний также как и Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ. Не случайно в литературе встречаются высказывания о необходимости принятия отдельного федерального закона в целях разграничения таких органов.
Поправки в Конституцию Российской Федерации коснулись закрепления статуса Государственного Совета. Ранее отмечалось, что данный консультативный орган при Президенте, как и Совет Безопасности РФ в настоящее время не ответственен за принимаемые решения, по сути, профессиональные консультации главе государства. Вместе с тем закрепление статуса Государственного Совета, аналогичным образом, что и Совета Безопасности РФ (установление в Конституции РФ нормы, согласно которой его статус определяется федеральным законом) положит основание для дальнейшей модернизации законодательства в части обеспечения национальной безопасности.
В литературе можно встретить рассуждения о том, что национальная и общественная безопасность следует разграничивать. Так вот представляется, что принятие поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 путем референдума является особенным, знаковым событием, поскольку указанные категории сближаются между собой. То есть помимо соблюдения процедуры внесения поправок в конституцию соответствующий вопрос был поставлен перед единственным источником власти России - ее многонациональным народом. Нельзя отрицать того факта, что данное действо только укрепило национальную безопасность России.
Национальная безопасность представляет собой сложное составное явление, в которое в качестве составных частей входит государственная безопасность и иные «виды безопасности», которые выделяются теоретиками и практиками государственного управления.
В настоящее время в Российской Федерации присутствует отдельное правовое регулирование, затрагивающее вопросы обеспечения безопасности (или - национальной безопасности). Различного рода отдельные аспекты национальной безопасности (такие, например, как безопасность военная, транспортная, экологическая, экономическая и т.д.) также закрепляются в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих соответствующие сферы общественных отношений.
При этом, существуют и нормативные акты, которые рассматриваются понятие безопасности в целом, в частности, с этой целью государством был разработан специальный Закон.
Утверждение, в соответствии с которым каждый вид ответственности требует четкого нормативного закрепления его оснований, процессуальных форм, особых принудительных мер и т.д., в полной мере относятся к конституционно-правовой ответственности органов государственной власти, дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования которой позволит исключить угрозы национальной безопасности, обусловленные нарушениями Конституции РФ и иных актов конституционного законодательства органами государственной власти.
Национальная безопасность должна восприниматься как объемная по своему составу категория, которая пронизывает внутреннюю и внешнюю политику государства, но не является однородной. В связи с этим, можно говорить как о национальной безопасности в общем, так и об отдельных разновидностях национальной безопасности применительно к различным сферам государственного управления. Например, представляется, что следует говорить о национальной безопасности в сфере экономики, о национальной безопасности в сфере образования и так далее.
Понятие национальной безопасности не было упомянуто законодателем в тексте Основного закона государства, но по своему содержанию Конституция Российской Федерации самым прямым и непосредственным образом направлена на обеспечение задач укрепления национальной безопасности. Можно прийти к выводу, что поправка к Конституции Российской Федерации 2020 года имела двойственный характер в плане обеспечения задач повышения защищенности граждан Российской Федерации и укрепления национальной безопасности. Можно отметить многочисленные изменения в Конституции РФ, которые потенциально должны положительным образом отразиться на эффективности обеспечения национальной безопасности нашей страны. Следует помнить, однако, что законодатель работал с уже существующим текстом Конституции РФ, которая была принята в принципиально иных социально-экономических условиях. Не все положения действующей Конституции РФ могли бы быть изменены в 2020 году - так, самой Конституцией РФ запрещается менять ее главу первую («Основы конституционного строя») и главу вторую («Права и свободы человека и гражданина»). Тем самым было определено то обстоятельство, что законодатель не имел возможности прописать в Конституции РФ высокий уровень национальной безопасности как ключевой признак российского государства. Не имел законодатель возможности и прописать в Конституции РФ право каждого гражданина на высокий уровень безопасности: перечень прав, предусмотренных главой второй Конституции РФ, таким образом, в современных условиях представляется неполным.
Считаем, что действующая Конституция Российской Федерации должна давать ответ на всю совокупность современных вызовов, встающих перед нашим государствам. Данные вызовы могут носить военный характер, быть связанными с распространением эпидемий, затрагивать вопросы экономики, продовольствия, энергетики, противодействия коррупции и терроризму и т.д.
Только в этом случае граждане Российской Федерации будут обращаться к тексту Основного закона, как к возможности защититься от разного рода негативных явлений окружающей действительности. Если же текст Основного закона не дает ответы на те вопросы, которые на самом деле волнуют граждан, не отвечает на вызовы, стоящие перед государством, то и сама Конституция может со временем приобрести декларативный характер.
В данном случае, необходимо соблюдать баланс между стабильностью текста Основного закона государства и его соответствием изменившимся условиями социальной действительности. Раз принятая, Конституция РФ имеет возможность и необходимость меняться в последующем для того, чтобы в лучшей степени соответствовать потребностям общества и государства в изменившихся условиях.
Вместе с тем, в существующих условиях поправку к Конституции РФ 2020 года следует оценить скорее положительно в плане укрепления уровня национальной безопасности нашего государства



1. Абдулатипов Р. Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики Российского государства // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 83-85.
2. Донская М. В. Национальная безопасность в свете поправок в
конституцию рф: вектор совершенствования законодательства // Вестник экономической безопасности. - 2021. - №1. - С. 17-20URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/natsionalnaya-bezopasnost-v-svete-popravok-v- konstitutsiyu-rf-vektor-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva(дата обращения: 25.05.2022).
3. Егоров Ю. Н., Никитина Л. К., Хохлова О. М. Национальная безопасность России в современном мире в условиях глобализации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019 - № (1). - С. 145-150.
4. Елфимова О. С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // LexRussica. - 2016. - № 10. - С. 15—28.
5. Ильминская С.А., Илюхина И.Б., Мельник С.В. Трансформация взглядов: содержание и приоритеты безопасности // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 235-241.
6. Иншаков С. М. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2017. - № 1(770). - С. 89-100.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1
8. Кокорин С. Н. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России как гарантия обеспечения национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2008. - №28 (128). - С. 98-103.
9. Комаров С. А., Попова А. В. Предмет конституционного права: взгляд теоретиков // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 10 (95). - С. 103-113.
10. Конкин В. С. Национальная безопасность современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - № 6 (89). - С. 60—64.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
12. Липинский Д.А. О юридической ответственности в системе организационных и иных средств обеспечения национальной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 3. - С. 106 - 117.
13. Макарейко Н. В. Проблемы нормативного правового регулирования национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 1. - С. 118-122.
14. Макаров В. Е. Безопасность как социальное явление // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 10 (73). - С. 198—201.
15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822
16. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
17. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005.
18. Основы теории национальной безопасности: Учебник /Под ред. И.Б. Кардашова.- М.: Юрист, 2019. - 303 с.
19. Осавелюк Е. А. Поправки в конституцию РФ 2020 г. О взаимодействии президента с парламентом россии: некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №1. - С. 234-238.
20. Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема. Автореферат дис-сертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - Москва, 1998. - 54 с.
21. Свистунов Д. Е. Национальная безопасность в Российской
Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского
государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. №1 (9). - С. 78-83.
22. Стратегия национальная безопасности утвержденная Указом
Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
23. Стремоухов А. А., Лунгу А. С. «Национальная безопасность»: содержание понятия // Ленинградский юридический журнал. - 2011. - №2. - С. 78-84.
24. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] : Словари и
энциклопедии на Академике. URL: https: //dic.academic.ru/
dic.nsf/ogegova/277095 (дата обращения: 13.12.2021).
25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
26. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (ред. 05.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - ст. 2444 (документ утратил силу).
27. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
28. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
29. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
30. Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 999-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
31. Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
32. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в россии в координатах универсального и национального // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021.- №1. - С. 6-12.
33. Чапчиков С. Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2018. - 414 с.
34. Шамаров П.В. национальная безопасность: содержание понятия. // Этносоциум и межнациональная культура. - 2019.- № 4 (130). - С. 16-24.
35. Stakhov A. I. Administrative and public security in the Russian Federation: monograph / scientific. ed. B.V. Rossinsky. Moscow: Unity-dana: Law and Right, 2006. - 199 p.
36. Lipinsky D. A., makareiko N. V. Legal responsibility in the mechanism of ensuring national security // Theory of state and law. - 2020. - № 4 (20). - С. 141-166.
37. Iroshnikov D. V. Reflection of the category «security» and concepts derived from it in the constitution of the russian federation (in the light of the 2020 amendments) // Security Issues. 2021. № 3. С. 44-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ