Загадка как средство развития речи младших школьников (Государственный гуманитарно-технологический университет)
|
Работа носит сугубо методический характер.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"………………………….5
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста………15
Глава 2. Роль загадок в развитии речи младших школьников
2.1 Загадка как средство развития речи младших школьников………..19
2.2 Влияние загадок на развитие речи младших школьников…............20
2.3 Анализ программы "Фунеева" с целью определения в них места загадок……29
Заключение……………………………………………………………….31
Список используемой литературы………33
Приложение
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"………………………….5
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста………15
Глава 2. Роль загадок в развитии речи младших школьников
2.1 Загадка как средство развития речи младших школьников………..19
2.2 Влияние загадок на развитие речи младших школьников…............20
2.3 Анализ программы "Фунеева" с целью определения в них места загадок……29
Заключение……………………………………………………………….31
Список используемой литературы………33
Приложение
В начале двадцатого века в нашу жизнь начала поступать огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а следовательно, и культуре. Таким образом, языковое развитие детей младшего школьного возраста с использованием средств малых форм фольклора сегодня приобретает особое значение.
Народ поэтическим словом тщательно сопровождал каждый этап жизни ребенка, все аспекты его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых ребенок воспитывается в семье. Центром этой системы было и остается устное народное слово, передававшееся из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок изучает свой родной язык, в первую очередь, имитируя разговорную речь других (Б.Д. Эльконин, Р. Е. Левин, А.П. Усов и др.). Ребенок большую часть времени проводит за компьютером, чем в живой среде. По этой причине произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, потешки) практически не используются в раннем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
Педагоги используют головоломки, пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому педагогам необходимо разработать методику речевого развития детей младшего школьного возраста с использованием малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной школьной жизни. Для решения этой проблемы важно, чтобы школьные педагоги были заинтересованы, а дети были активными участниками этого процесса (они проявили интерес, они работают не по найму, чтобы получить дополнительные занятия).
Общетеоретические вопросы речевого развития детей младшего школьного возраста в трудах Д. Б. Эльконина, Л.С. Выгодского и др.
В результате учителя школьного образования вынуждены искать отдельные пути развития языка с помощью малых форм фольклора, не руководствуясь четкими теоретическими и методическими положениями. И таким образом возникает противоречие между возможными возможностями малых форм фольклора в языковом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методами речевого развития детей средствами малых форм фольклора.
Подчеркнутое противоречие указывает на гипотезу - использование малых форм фольклора на уроках русского языка повысит уровень владения языком. Решение этой проблемы является целью исследования: определить оптимальные условия речевого развития детей младшего школьного возраста с помощью малых форм фольклора, а именно с помощью загадки.
Объектом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы в средней школе.
Предметом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы с использованием средств малых форм фольклора.
Задачи:
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Раскрыть понятия "язык", "развитие языка";
3. Определить особенности речевого развития младших школьников.
При таком подходе проблема решается следующими методами:
анализ и синтез научной литературы;
анализ продуктов речевой деятельности учащихся начальной школы;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Народ поэтическим словом тщательно сопровождал каждый этап жизни ребенка, все аспекты его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых ребенок воспитывается в семье. Центром этой системы было и остается устное народное слово, передававшееся из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок изучает свой родной язык, в первую очередь, имитируя разговорную речь других (Б.Д. Эльконин, Р. Е. Левин, А.П. Усов и др.). Ребенок большую часть времени проводит за компьютером, чем в живой среде. По этой причине произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, потешки) практически не используются в раннем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
Педагоги используют головоломки, пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому педагогам необходимо разработать методику речевого развития детей младшего школьного возраста с использованием малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной школьной жизни. Для решения этой проблемы важно, чтобы школьные педагоги были заинтересованы, а дети были активными участниками этого процесса (они проявили интерес, они работают не по найму, чтобы получить дополнительные занятия).
Общетеоретические вопросы речевого развития детей младшего школьного возраста в трудах Д. Б. Эльконина, Л.С. Выгодского и др.
В результате учителя школьного образования вынуждены искать отдельные пути развития языка с помощью малых форм фольклора, не руководствуясь четкими теоретическими и методическими положениями. И таким образом возникает противоречие между возможными возможностями малых форм фольклора в языковом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методами речевого развития детей средствами малых форм фольклора.
Подчеркнутое противоречие указывает на гипотезу - использование малых форм фольклора на уроках русского языка повысит уровень владения языком. Решение этой проблемы является целью исследования: определить оптимальные условия речевого развития детей младшего школьного возраста с помощью малых форм фольклора, а именно с помощью загадки.
Объектом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы в средней школе.
Предметом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы с использованием средств малых форм фольклора.
Задачи:
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Раскрыть понятия "язык", "развитие языка";
3. Определить особенности речевого развития младших школьников.
При таком подходе проблема решается следующими методами:
анализ и синтез научной литературы;
анализ продуктов речевой деятельности учащихся начальной школы;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе исследования нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными средствами.
Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.
Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.
В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.
Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.
В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели один из видов формы – загадка.
При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.
Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи её и т. пр) отсутствуют.
Во 2 части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.
Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.
Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.
В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.
Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.
В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели один из видов формы – загадка.
При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.
Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи её и т. пр) отсутствуют.
Во 2 части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.



