Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"………………………….5
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста………15
Глава 2. Роль загадок в развитии речи младших школьников
2.1 Загадка как средство развития речи младших школьников………..19
2.2 Влияние загадок на развитие речи младших школьников…............20
2.3 Анализ программы "Фунеева" с целью определения в них места загадок……29
Заключение……………………………………………………………….31
Список используемой литературы………33
Приложение
В начале двадцатого века в нашу жизнь начала поступать огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а следовательно, и культуре. Таким образом, языковое развитие детей младшего школьного возраста с использованием средств малых форм фольклора сегодня приобретает особое значение.
Народ поэтическим словом тщательно сопровождал каждый этап жизни ребенка, все аспекты его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых ребенок воспитывается в семье. Центром этой системы было и остается устное народное слово, передававшееся из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок изучает свой родной язык, в первую очередь, имитируя разговорную речь других (Б.Д. Эльконин, Р. Е. Левин, А.П. Усов и др.). Ребенок большую часть времени проводит за компьютером, чем в живой среде. По этой причине произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, потешки) практически не используются в раннем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
Педагоги используют головоломки, пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому педагогам необходимо разработать методику речевого развития детей младшего школьного возраста с использованием малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной школьной жизни. Для решения этой проблемы важно, чтобы школьные педагоги были заинтересованы, а дети были активными участниками этого процесса (они проявили интерес, они работают не по найму, чтобы получить дополнительные занятия).
Общетеоретические вопросы речевого развития детей младшего школьного возраста в трудах Д. Б. Эльконина, Л.С. Выгодского и др.
В результате учителя школьного образования вынуждены искать отдельные пути развития языка с помощью малых форм фольклора, не руководствуясь четкими теоретическими и методическими положениями. И таким образом возникает противоречие между возможными возможностями малых форм фольклора в языковом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методами речевого развития детей средствами малых форм фольклора.
Подчеркнутое противоречие указывает на гипотезу - использование малых форм фольклора на уроках русского языка повысит уровень владения языком. Решение этой проблемы является целью исследования: определить оптимальные условия речевого развития детей младшего школьного возраста с помощью малых форм фольклора, а именно с помощью загадки.
Объектом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы в средней школе.
Предметом исследования является процесс языкового развития учащихся начальной школы с использованием средств малых форм фольклора.
Задачи:
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Раскрыть понятия "язык", "развитие языка";
3. Определить особенности речевого развития младших школьников.
При таком подходе проблема решается следующими методами:
анализ и синтез научной литературы;
анализ продуктов речевой деятельности учащихся начальной школы;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе исследования нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными средствами.
Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.
Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.
В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.
Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.
В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели один из видов формы – загадка.
При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.
Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи её и т. пр) отсутствуют.
Во 2 части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с.
4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. - 271с.
7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.
8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.
17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.
19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.
21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.
22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.
23. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.
24. Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. - 2000. - №7. - 143с.
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.