Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Полицейская деятельность: понятие, основные признаки

Работа №109329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Понятие, правовое регулирование деятельности полиции 6
1.1 Понятие полицейской деятельности 6
1.2 Правовое регулирование деятельности полиции 14
2 Система полномочий и направления деятельности полиции 19
2.1 Система полномочий полиции в Российской Федерации 19
2.2 Направления деятельности полиции в Российской Федерации .... 28
2.3 Проблемы правового регулирования полицейской деятельности 45
Заключение 58
Список используемых источников и используемой литературы 62

Становление правового государства в России зависит от ряда условий, в том числе от эффективной работы правоохранительных органов. Полиции в любом государстве отводится центральная роль по защите прав граждан, общества и государства. Особенностью функционирования полиции на современном этапе является то, что она действует в непростых и противоречивых условиях, сопровождающихся глубокими социальными проблемами. Нестабильность законодательства о правоохранительных органах, о полиции, в частности, появление новых правоохранительных структур, неясность в распределении полномочий между ними - все это предопределяет необходимость анализа полицейской деятельности с учетом современных условий, определения ее природы и особенностей.
Несомненно, что главное в деятельности полиции - это обеспечение прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в государстве, в целом. Законность предполагает деятельность на основе Конституции, законов и основанных на них подзаконных правовых актах. Соответственно, есть основания говорить о качестве материала, являющегося нормативной основой деятельности полиции. Отметим, что проблемы, связанные с деятельность полиции, в той или иной степени, рассматривались рядом отечественных правоведов, такими, как: С.С. Алексеев, А.Б, Венгеров., В.В. Лазарев, А.В. Малько, В.Д. Перевалов, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации полицейской деятельности в Российской Федерации. Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие полномочия и основные направления деятельности полиции. Целью настоящей работы является исследование природы полицейской деятельности, ее особенностей .
Соответственно, задачами данного исследования являются:
- определить понятие полицейской деятельности, ее основные признаки;
- рассмотреть особенности правового регулирования деятельности полиции;
- изучить систему полномочий полиции в Российской Федерации;
- определить и раскрыть направления деятельности полиции в Российской Федерации;
- проанализировать проблемы в законодательстве и правоприменительной практике, применительно к деятельности полиции.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых, как С.П. Булавин, Е.И. Дерюга, Т.Е. Ермакович, Н.И. Исаев, Ю.П. Соловей, И.Т. Тарасов, В.В. Черников и другие. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также такие научные методы, как логический, системно-структурный, сравнительно¬правовой. Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации [25], Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон «О полиции») [63], Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон о службе) [68], а также подзаконные нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия и основные направления деятельности полиции в Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования можно сделать следующие выводы и обобщения.
Полицейская деятельность - это особый вид государственной деятельности в лице специальных уполномоченных органов по обеспечению общественной безопасности, связанная с применением мер государственного принуждения.
Соответственно, признаками полицейской деятельности являются следующие: во-первых, это государственная деятельность в лице специальных уполномоченных органов; во-вторых, она направлена на обеспечение общественной безопасности; в-третьих, она осуществляется посредством государственного принуждения.
Отметим, что если ранее, полицейская деятельность трактовалась в широком плане, то есть как деятельность, подразумевающая все государственное управление, то в последние годы преобладает более узкий подход, а именно, полицейская деятельность соотносится с деятельностью полиции. Действующее законодательство не дает четких ответов на многие вопросы, связанные с полицейской деятельностью. Более того, нет легального определения полиции.
Вместе с тем, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Таким образом, деятельность полиции регламентируется огромным числом разноуровневых нормативно-правовых актов, что, зачастую затрудняет работу сотрудников полиции. Отметим, что и во многих других сферах наблюдается несистемность законодательства.
В связи с этим следует поддержать инициативы ученых, предлагающих создание единого полицейского кодекса. По большому счету, законодательство, регламентирующее деятельность полиции, нуждается в научном осмыслении и корректировке на основе достижений науки, обобщений правоприменительной практики.
К сожалению, законодатель федерального уровня, зачастую, игнорирует наработки исследователей, что приводит на практике к негативным результатам.
Качество нормативного материала, регламентирующего полицейскую деятельность, как и во многих других сферах, можно охарактеризовать, как нестабильное, несистемное, противоречивое, с ограниченным наличием рекомендательно-стимулирующих норм.
Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Большинство обязанностей и прав сотрудников полиции, закрепленных в ст. ст. 12, 13 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции.
Законодательством на сотрудников полиции иногда возлагаются далеко не свойственные ей функции. В частности, на сотрудниках полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции лежит обязанность оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Сотрудник полиции не является специалистом в оказании квалифицированной первой медицинской помощи, так как она должна оказываться профессиональными медицинскими работниками (врачами скорой помощи).
Считаем, что указанная обязанность должна быть дополнена законодателем нормой следующего содержания, в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции после слов «своевременно или отсутствует» дополнить словами «и сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов».
Основным направлением деятельности полиции все же является борьба с правонарушениями, в целом, и с преступностью, в частности.
Идеальный вариант, конечно, не борьба с правонарушениями, а их предупреждение. Это, безусловно, комплексная проблема, включающая в себя разные аспекты: экономический, социальный, воспитательный, культурный, правовой. Немаловажную роль в этом направлении играет полиции.
Для этого создана необходимая нормативно -правовая база, однако, ряд законодательных новелл нуждаются в конкретизации. В частности, в законодательстве необходимо раскрыть такие понятия, как:
- лицо, к которому применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений;
- действия, создающие условия совершения правонарушений;
- антиобщественное поведение физического лица без признаков деяния, совершение которого не влечет уголовной или административной ответственности, но продолжение которого недопустимо.
Думается, что при невысоком уровне дохода у большинства граждан есть большой соблазн совершить преступление корыстной направленности.
Невысокий уровень дохода большинства граждан, во многом, ставит их сознание на нигилистические рельсы по отношению к закону, к действующей власти.
Низкий уровень правого воспитания, правовой культуры, так же создает благодатную почву для негативных явлений с точки зрения уважения к закону. Между тем, невозможно говорить о становлении правового государства, если в обществе нет уважения к закону, если нет законодательства, обеспечивающего эффективную работу правоохранительных органов, и, в частности, полиции.



1. Антонов С.Н. Дорожное движение: правонарушения и
ответственность. М.: Редакция «Российской газеты». 2015. Вып. 14.
2. Баранов В.М. Истинность норм советского права // Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.
3. Безруков А.В. Участие правоохранительных органов и органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 10.
4. Большой толковый словарь русского языка / Сост., глав. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.
5. Борейко Ю.А. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2014. № 5.
6. Брциева З.Г. Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации // Российский следователь. 2016. № 15.
7. Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С. О некоторых аспектах объявления сотрудниками полиции официального предостережения // Российский следователь. 2021. № 8. С. 61 - 64.
8. Гончаров М.А. Исполнение обязанностей, возложенных на осужденных при их условно-досрочном освобождении // Законность. 2013. № 6.
9. Густова Л.В. Функции полиции Российской Федерации, Великобритании и США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11.
10. Дерюга А.Н. Профилактика и предупреждение административных и иных правонарушений: теоретико-прикладные сходства и отличия // Административное право и процесс. 2016. № 10.
11. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по
уголовным делам (Заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) (с изм. от 08.11.2001) // Официальный интернет-портал правовой информации
http ://www.pravo. gov.ru, 12.11.2019.
12. Европейская конвенция о выдаче» (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.
13. Европейская конвенция о пресечении терроризма (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) // СЗ РФ. 20 января 2003 г. № 3. Ст. 202.
14. Ермакович Т.Е. Полицейское право в системе российского права во второй четверти XIX - начале XX в. // История государства и права. 2014. № 22.
15. Значение слова «невыполнение» и его определение. URL: https://ozhegov.textologia.ru (дата доступа: 30.03.2022).
16. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция. 2011.
17. Капицын В.М. Защита прав человека в политике государств: сравнительно-правовой анализ: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. С. 148 - 156.
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
19. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
20. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // СПС «КонсультантПлюс».
21. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) (с изм. от 16.05.2005) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
22. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984) // Ведомости ВС СССР. 11 ноября 1987 г. № 45. Ст. 747.
23. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
24. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М.: Вердикт, 1992. С. 7 - 8.
25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
26. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
27. Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: научно - практическое пособие. 2-е изд., доп. и испр. М.: Проспект, 2014. С. 361 - 366.
28. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7
июля 2016 г. № 1428-О «По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http ://www.pravo. gov.ru, 22.07.2016.
29. Определение Свердловского областного суда от 27.08.2015 по делу № 33-10383/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Бугульминского городского суда республики Татарстан от 06.04.2017 № 12-62/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Постановление ЕСПЧ от 03.03.2020 «Дело «Авдюков и другие (Avdyukov and Others) против Российской Федерации» (жалоба № 33373/07 и девять других жалоб) [рус., англ.] // СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ . 2003. № 12.
33. Постановление по делу об административном правонарушении от 23 июля 2020 г. № 5-646/2020 // СПС «КнсультантПлюс».
34. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» // СПС «КонсультантПлюс».
35. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» // СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 30.06.2021 № 183П20 // СПС «КонсультантПлюс».
37. Постановление районного суда г. Перми от 5 июня 2015 г. № 5-149/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Стрижевского городского суда Томской области № 5-52/2017 от 04.04.2017 // СПС «КонсультантПлюс».
39. Преступность и правонарушения (2015 - 2020): Статистический сборник. М., 2020.
40. Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».
41. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 09.02.2021) «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. 26 августа.
42. Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 (ред. от 20.01.2017) «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2012 № 25698) // Российская газета. 2012. 26 октября.
43. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570) // Российская газета. 2014. 14 ноября.
44. Приказ МВД России от 10.02.2014 № 83 (ред. от 30.08.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32775) // Российская газета. 2014. 4 июля.
45. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского
освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» // СПС «КонсультантПлюс».
46. Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 (ред. от 27.08.2021) «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 № 48613) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.10.2017.
47. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // СПС «КонсультантПлюс».
48. Приказ МВД России от 13.04.2021 № 212 «Об утверждении
Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции » (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2021 № 63809) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.06.2021.
49. Принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы на 31-й очередной сессии. Резолюция 690 (1979): Декларация о полиции. Подписана Россией при вступлении в Совет Европы // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / сост.: Ю.Н. Жданов, В.П. Зимин, Т.Н. Москалькова, В.С. Овчинский, Н.Б. Слюсарь, В.В. Черников. М.: Спарк, 1998.
50. Равнюшкин А.В. Проблема привлечения правонарушителей, имеющих признаки опьянения, к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 2(44). С. 26 - 32.
51. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2014 г. по делу № 3-68/14 по заявлению М.М. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта - Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» // СПС «КонсультантПлюс.
52. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2016 по делу № А60-50229/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
53. Соловей Ю.П. Российское полицейское право: история и современность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75 - 85.
54. Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Выпуск первый. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1891.
55. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 19.02.2021) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ