Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
|
Введение 4
1 Понятие, правовое регулирование деятельности полиции 6
1.1 Понятие полицейской деятельности 6
1.2 Правовое регулирование деятельности полиции 14
2 Система полномочий и направления деятельности полиции 19
2.1 Система полномочий полиции в Российской Федерации 19
2.2 Направления деятельности полиции в Российской Федерации .... 28
2.3 Проблемы правового регулирования полицейской деятельности 45
Заключение 58
Список используемых источников и используемой литературы 62
1 Понятие, правовое регулирование деятельности полиции 6
1.1 Понятие полицейской деятельности 6
1.2 Правовое регулирование деятельности полиции 14
2 Система полномочий и направления деятельности полиции 19
2.1 Система полномочий полиции в Российской Федерации 19
2.2 Направления деятельности полиции в Российской Федерации .... 28
2.3 Проблемы правового регулирования полицейской деятельности 45
Заключение 58
Список используемых источников и используемой литературы 62
Становление правового государства в России зависит от ряда условий, в том числе от эффективной работы правоохранительных органов. Полиции в любом государстве отводится центральная роль по защите прав граждан, общества и государства. Особенностью функционирования полиции на современном этапе является то, что она действует в непростых и противоречивых условиях, сопровождающихся глубокими социальными проблемами. Нестабильность законодательства о правоохранительных органах, о полиции, в частности, появление новых правоохранительных структур, неясность в распределении полномочий между ними - все это предопределяет необходимость анализа полицейской деятельности с учетом современных условий, определения ее природы и особенностей.
Несомненно, что главное в деятельности полиции - это обеспечение прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в государстве, в целом. Законность предполагает деятельность на основе Конституции, законов и основанных на них подзаконных правовых актах. Соответственно, есть основания говорить о качестве материала, являющегося нормативной основой деятельности полиции. Отметим, что проблемы, связанные с деятельность полиции, в той или иной степени, рассматривались рядом отечественных правоведов, такими, как: С.С. Алексеев, А.Б, Венгеров., В.В. Лазарев, А.В. Малько, В.Д. Перевалов, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации полицейской деятельности в Российской Федерации. Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие полномочия и основные направления деятельности полиции. Целью настоящей работы является исследование природы полицейской деятельности, ее особенностей .
Соответственно, задачами данного исследования являются:
- определить понятие полицейской деятельности, ее основные признаки;
- рассмотреть особенности правового регулирования деятельности полиции;
- изучить систему полномочий полиции в Российской Федерации;
- определить и раскрыть направления деятельности полиции в Российской Федерации;
- проанализировать проблемы в законодательстве и правоприменительной практике, применительно к деятельности полиции.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых, как С.П. Булавин, Е.И. Дерюга, Т.Е. Ермакович, Н.И. Исаев, Ю.П. Соловей, И.Т. Тарасов, В.В. Черников и другие. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также такие научные методы, как логический, системно-структурный, сравнительно¬правовой. Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации [25], Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон «О полиции») [63], Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон о службе) [68], а также подзаконные нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия и основные направления деятельности полиции в Российской Федерации.
Несомненно, что главное в деятельности полиции - это обеспечение прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в государстве, в целом. Законность предполагает деятельность на основе Конституции, законов и основанных на них подзаконных правовых актах. Соответственно, есть основания говорить о качестве материала, являющегося нормативной основой деятельности полиции. Отметим, что проблемы, связанные с деятельность полиции, в той или иной степени, рассматривались рядом отечественных правоведов, такими, как: С.С. Алексеев, А.Б, Венгеров., В.В. Лазарев, А.В. Малько, В.Д. Перевалов, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации полицейской деятельности в Российской Федерации. Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие полномочия и основные направления деятельности полиции. Целью настоящей работы является исследование природы полицейской деятельности, ее особенностей .
Соответственно, задачами данного исследования являются:
- определить понятие полицейской деятельности, ее основные признаки;
- рассмотреть особенности правового регулирования деятельности полиции;
- изучить систему полномочий полиции в Российской Федерации;
- определить и раскрыть направления деятельности полиции в Российской Федерации;
- проанализировать проблемы в законодательстве и правоприменительной практике, применительно к деятельности полиции.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых, как С.П. Булавин, Е.И. Дерюга, Т.Е. Ермакович, Н.И. Исаев, Ю.П. Соловей, И.Т. Тарасов, В.В. Черников и другие. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также такие научные методы, как логический, системно-структурный, сравнительно¬правовой. Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации [25], Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон «О полиции») [63], Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2021) (далее по тексту - Закон о службе) [68], а также подзаконные нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия и основные направления деятельности полиции в Российской Федерации.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы и обобщения.
Полицейская деятельность - это особый вид государственной деятельности в лице специальных уполномоченных органов по обеспечению общественной безопасности, связанная с применением мер государственного принуждения.
Соответственно, признаками полицейской деятельности являются следующие: во-первых, это государственная деятельность в лице специальных уполномоченных органов; во-вторых, она направлена на обеспечение общественной безопасности; в-третьих, она осуществляется посредством государственного принуждения.
Отметим, что если ранее, полицейская деятельность трактовалась в широком плане, то есть как деятельность, подразумевающая все государственное управление, то в последние годы преобладает более узкий подход, а именно, полицейская деятельность соотносится с деятельностью полиции. Действующее законодательство не дает четких ответов на многие вопросы, связанные с полицейской деятельностью. Более того, нет легального определения полиции.
Вместе с тем, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Таким образом, деятельность полиции регламентируется огромным числом разноуровневых нормативно-правовых актов, что, зачастую затрудняет работу сотрудников полиции. Отметим, что и во многих других сферах наблюдается несистемность законодательства.
В связи с этим следует поддержать инициативы ученых, предлагающих создание единого полицейского кодекса. По большому счету, законодательство, регламентирующее деятельность полиции, нуждается в научном осмыслении и корректировке на основе достижений науки, обобщений правоприменительной практики.
К сожалению, законодатель федерального уровня, зачастую, игнорирует наработки исследователей, что приводит на практике к негативным результатам.
Качество нормативного материала, регламентирующего полицейскую деятельность, как и во многих других сферах, можно охарактеризовать, как нестабильное, несистемное, противоречивое, с ограниченным наличием рекомендательно-стимулирующих норм.
Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Большинство обязанностей и прав сотрудников полиции, закрепленных в ст. ст. 12, 13 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции.
Законодательством на сотрудников полиции иногда возлагаются далеко не свойственные ей функции. В частности, на сотрудниках полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции лежит обязанность оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Сотрудник полиции не является специалистом в оказании квалифицированной первой медицинской помощи, так как она должна оказываться профессиональными медицинскими работниками (врачами скорой помощи).
Считаем, что указанная обязанность должна быть дополнена законодателем нормой следующего содержания, в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции после слов «своевременно или отсутствует» дополнить словами «и сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов».
Основным направлением деятельности полиции все же является борьба с правонарушениями, в целом, и с преступностью, в частности.
Идеальный вариант, конечно, не борьба с правонарушениями, а их предупреждение. Это, безусловно, комплексная проблема, включающая в себя разные аспекты: экономический, социальный, воспитательный, культурный, правовой. Немаловажную роль в этом направлении играет полиции.
Для этого создана необходимая нормативно -правовая база, однако, ряд законодательных новелл нуждаются в конкретизации. В частности, в законодательстве необходимо раскрыть такие понятия, как:
- лицо, к которому применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений;
- действия, создающие условия совершения правонарушений;
- антиобщественное поведение физического лица без признаков деяния, совершение которого не влечет уголовной или административной ответственности, но продолжение которого недопустимо.
Думается, что при невысоком уровне дохода у большинства граждан есть большой соблазн совершить преступление корыстной направленности.
Невысокий уровень дохода большинства граждан, во многом, ставит их сознание на нигилистические рельсы по отношению к закону, к действующей власти.
Низкий уровень правого воспитания, правовой культуры, так же создает благодатную почву для негативных явлений с точки зрения уважения к закону. Между тем, невозможно говорить о становлении правового государства, если в обществе нет уважения к закону, если нет законодательства, обеспечивающего эффективную работу правоохранительных органов, и, в частности, полиции.
Полицейская деятельность - это особый вид государственной деятельности в лице специальных уполномоченных органов по обеспечению общественной безопасности, связанная с применением мер государственного принуждения.
Соответственно, признаками полицейской деятельности являются следующие: во-первых, это государственная деятельность в лице специальных уполномоченных органов; во-вторых, она направлена на обеспечение общественной безопасности; в-третьих, она осуществляется посредством государственного принуждения.
Отметим, что если ранее, полицейская деятельность трактовалась в широком плане, то есть как деятельность, подразумевающая все государственное управление, то в последние годы преобладает более узкий подход, а именно, полицейская деятельность соотносится с деятельностью полиции. Действующее законодательство не дает четких ответов на многие вопросы, связанные с полицейской деятельностью. Более того, нет легального определения полиции.
Вместе с тем, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Таким образом, деятельность полиции регламентируется огромным числом разноуровневых нормативно-правовых актов, что, зачастую затрудняет работу сотрудников полиции. Отметим, что и во многих других сферах наблюдается несистемность законодательства.
В связи с этим следует поддержать инициативы ученых, предлагающих создание единого полицейского кодекса. По большому счету, законодательство, регламентирующее деятельность полиции, нуждается в научном осмыслении и корректировке на основе достижений науки, обобщений правоприменительной практики.
К сожалению, законодатель федерального уровня, зачастую, игнорирует наработки исследователей, что приводит на практике к негативным результатам.
Качество нормативного материала, регламентирующего полицейскую деятельность, как и во многих других сферах, можно охарактеризовать, как нестабильное, несистемное, противоречивое, с ограниченным наличием рекомендательно-стимулирующих норм.
Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции. Большинство обязанностей и прав сотрудников полиции, закрепленных в ст. ст. 12, 13 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции.
Законодательством на сотрудников полиции иногда возлагаются далеко не свойственные ей функции. В частности, на сотрудниках полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции лежит обязанность оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Сотрудник полиции не является специалистом в оказании квалифицированной первой медицинской помощи, так как она должна оказываться профессиональными медицинскими работниками (врачами скорой помощи).
Считаем, что указанная обязанность должна быть дополнена законодателем нормой следующего содержания, в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции после слов «своевременно или отсутствует» дополнить словами «и сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов».
Основным направлением деятельности полиции все же является борьба с правонарушениями, в целом, и с преступностью, в частности.
Идеальный вариант, конечно, не борьба с правонарушениями, а их предупреждение. Это, безусловно, комплексная проблема, включающая в себя разные аспекты: экономический, социальный, воспитательный, культурный, правовой. Немаловажную роль в этом направлении играет полиции.
Для этого создана необходимая нормативно -правовая база, однако, ряд законодательных новелл нуждаются в конкретизации. В частности, в законодательстве необходимо раскрыть такие понятия, как:
- лицо, к которому применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений;
- действия, создающие условия совершения правонарушений;
- антиобщественное поведение физического лица без признаков деяния, совершение которого не влечет уголовной или административной ответственности, но продолжение которого недопустимо.
Думается, что при невысоком уровне дохода у большинства граждан есть большой соблазн совершить преступление корыстной направленности.
Невысокий уровень дохода большинства граждан, во многом, ставит их сознание на нигилистические рельсы по отношению к закону, к действующей власти.
Низкий уровень правого воспитания, правовой культуры, так же создает благодатную почву для негативных явлений с точки зрения уважения к закону. Между тем, невозможно говорить о становлении правового государства, если в обществе нет уважения к закону, если нет законодательства, обеспечивающего эффективную работу правоохранительных органов, и, в частности, полиции.
Подобные работы
- Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Полицейская деятельность: понятия, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Полицейская деятельность как разновидность управленческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, охрана правопорядка. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Антитеррористическая деятельность государства: понятие и правовые основы борьбы с терроризмом
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



