Введение 3
Глава 1 Развитие российского законодательства в части ответственности за преступления против личности 7
1.1 Историко-правовой анализ развития ответственности за преступления против личности 7
1.2 Виды преступлений против личности по российскому уголовному законодательству 17
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений против личности 32
2.1 Объект и объективная сторона преступлений против личности 32
2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений против личности 45
Можно подвести выводы по второй главе 53
Глава 3 Проблемы квалификации преступлений против личности 55
3.1 Проблемы разграничения преступлений против личности со смежными составами 55
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в части ответственности за преступления против личности 67
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 84
В структуре Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее- УК РФ) преступлениям против личности отведена особая роль, поскольку последние расположены первыми (раздел VII Особенной части УК РФ). Согласно общепринятому подходу к определению объектов преступлений, данное обстоятельство указывает на то, что личность как объект преступного посягательства является наиболее значимой ценностью, что, в свою очередь, говорит и о приоритете мер уголовно-правовой охраны.
При этом, особенностью преступлений против личности выступает их разноплановый характер, поскольку последние сгруппированы в пять разделов, характеризуемых особенностью родового объекта преступного посягательства, а именно: жизнь и здоровье граждан, честь и достоинство человека и гражданина, половая свобода и неприкосновенность, конституционные права и свободы человека, семья и несовершеннолетние дети. Уголовно-правовые особенности указанных групп преступлений характеризуются большим разнообразием, что создаёт объективные трудности в их систематизации и в проведении общего анализа.
Это обстоятельство, а именно разно плановость объектов преступного посягательства, обуславливает также весьма различные способы совершения преступных посягательств, другие признаки объективной стороны, особенности субъективной стороны данного преступления, в том числе мотивов и целей преступной деятельности. Всё это порождает проблемы в системном анализе и восприятии групп преступлений, отнесённых законодателем к преступлениям, против личности. При этом, выявление системных и структурных взаимосвязей между данными преступлениями, должно помочь в познании их сущности, определении причин (факторов) в силу которых последние сгруппированы именно существующим способом в рамках соответствующего раздела УК РФ. Кроме того, существует позиция о необходимости выделения различных групп преступлений, отнесённых к преступлениям против личности в отдельные разделы УК РФ. Данный вопрос носит концептуальный характер и подлежит разрешению на основе проведения всестороннего анализа научных взглядов на обозначенную проблему.
Кроме того, преступления рассматриваемой категории в последнее время являются предметом постоянной законотворческой деятельности, поскольку только за последние 6-7 лет была проведения криминализация и декриминализация множества деяний. Например, проведённые реформы касались нанесения побоев на бытовой почве, декриминализации, а затем криминализации клеветы, существенно изменены объективные и субъективные признаки преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, введена уголовная ответственность за незаконную выдачу избирательного бюллетеня, существенно изменены признаки состава преступления характеризуемого неуплатой обязательных платежей на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
Таким образом, как мы можем наблюдать, что в рамках раздела Особенной части УК РФ, посвящённого преступлениям против личности, осуществляется борьба с такими негативными явлениями, как домашнее (семейное) насилие, негативное влияние современной информационной среды и отдельных личностей на подрастающее поколение и т.п.
Таким образом, актуальность темы данного исследования заключается в необходимости проведения комплексного анализа уголовно-правового регулирования преступлений против личности, поиска путей и способов его законодательного совершенствования, в необходимости дальнейшего поиска способов разрешения существующих в данной системе преступлений, внутренних противоречий.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с уголовной ответственность за преступления против личности.
К предмету данного исследования относятся: нормы действующего законодательства, в том числе - УК РФ, федеральных законов о внесении изменений в УК РФ, решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), позиции высших судов по исследуемым вопросам, существующая судебная практика по преступлениям против личности. Так же, к предмету данного исследования относятся научные разработки, содержащие мнения учёных уголовного права, относительно исследуемой проблемы.
Целью данного исследования является совершенствование уголовно-правовых мер противодействия преступлениям против личности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• осуществить историко-правовой анализ развития ответственности за преступления против личности;
• определить и рассмотреть виды преступлений против личности по российскому уголовному законодательству;
• проанализировать объект и объективную сторону преступлений против личности;
• проанализировать субъект и субъективную сторону преступлений против личности;
• рассмотреть проблемы разграничения преступлений против личности со смежными составами;
• рассмотреть предложения по совершенствованию законодательства в части ответственности за преступления против личности.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, УК РФ, федеральные законы о внесении изменений в УК РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных, как А.В. Агафонов, И.П. Ачилов, А.Г. Бережнов, С.Н. Белясов, А.Б. Васильев, А.Э. Власов, М.С. Дикаева, Э.С. Дикаева, А.В. Колесников, Ж.В. Островских, Н.Г. Иванов, А.В. Курсаев, С.М. Кочои, Л.В. Кругликов, Е.А. Марахтанова, Л.Л. Кругликов, Л.Г. Мачковский, С.А. Маркарян, Г.А. Решетникова, С.Н. Маслак, Ф.Б. Мулюков, Е.М. Полянская, Р.М. Раджабов, А.Л. Санташов, О.Ю. Савельева, Е.А. Тюгашев, В.И. Толмосов, О.И. Тиунов, И.Р. Шикула, З.Р. Ханова, Н.Н. Хилтунов, О.М. Хохлова и других.
Методология исследования. В исследовании используются следующие научные методы:
• диалектический метод,
• логико-семантический метод,
• логический,
• историко-правовой
• формально-юридический методы.
Структура исследования обусловлена выбранной целью и поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на три главы и шесть параграфов, заключения и список используемой литературы и используемых источников.
В подведение итогов написания настоящей работы сделан вывод о том, что современная концепция преступлений против личности по большому счёту была сформирована в середине ХХ столетия в советский период развития отечественного уголовного права и, за редкими не меняющими сути исключениями, была имплементирована в УК РФ 1996 года, существует в настоящий момент, продолжая развиваться и совершенствоваться.
В качестве основных наиболее показательных изменений в системе преступлений против личности в современной России, во-первых, необходимо отметить их проставление на первое место в системе подлежащих охране ценностей, во-вторых исключение норм об ответственности за мужеложство и прочие подобные сексуальные действия ненасильственного характера, кроме действий совершённых в отношении несовершеннолетней, распространение действий статьи предусматривающей ответственность за изнасилование на действия совершённые в отношении лица мужского пола и т.п. Таким же образом, подлежит охране семья и несовершеннолетние за исключением отдельных норм изменённых в связи с изменением общей «идеологии» (особенно разительны различия в этом аспекте с периодом Российской империи). Государство во все времена заботил вопрос надлежащего нравственного воспитания подрастающего поколения, необходимость заботы и охраны жизни, здоровья (в т.ч. психического) его представителей. Конкретное содержание норм об ответственности за такие преступления, во многом зависела от господствующей в обществе и поддерживаемой государством идеологии.
Необходимо признать очевидные достижения законодателя в части криминализации таких деяний, как клевета, поскольку с усилением информационных процессов в современном обществе, особое значение приобретает установление чётких и однозначных правил и запретов в данной сфере. Важными также является предпринятые законодателем «шаги» в направлении охраны прав и свобод несовершеннолетних, которые выразились как в криминализации деяний, связанных с доведением до самоубийства (соответствующие нормы были расположены в главе 16 УК РФ), так и в усилении ответственности за преступления против несовершеннолетних в «профильной» 20- главе УК РФ. Однако, далеко не всегда предпринятые законодателем меры имеют свой положительный эффект. Это касается как вышеобозначенных нововведений, поскольку их эффективность во многих случаях, оставляет желать лучшего (как применённые законодателем формулировки, так и в целом концепции нововведений).
Одним из таких примеров являются предпринятые уголовно-правовые меры по борьбе с семейно-бытовым насилием, которые выразились во введении ст. 116.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за нанесение побоев лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за такое же деяние. В обществе и среди специалистов, учёных по этому поводу возникают активные дискуссии.
Таким образом, вопрос о дальнейшем совершенствовании уголовно-правовых мер в сфере охраны личности от преступных посягательств, остаётся актуальным и в настоящий момент.
Установлено, что в уголовном законодательстве и в теории уголовного права существует неопределённость в вопросе определения содержания термина «личность», а также его соотношение с терминами «человек», «лицо». Существуют различные подходы и точки зрения, которые связаны либо с предложениями оставить всё «так как есть» воспринимая «личность» и «человека» как разные термины, характеризующие одно и тоже явление, либо с заменой в названии седьмого раздела УК РФ, термина «личность» на термин «человек».
Представляется, что наиболее рациональным подходом в рассматриваемой ситуации будет являться понимание личности как объекта преступного посягательства, к его социальной роли, роли участника общественных отношений. При этом личность человека неразрывно связана и с его биологической сущностью, данные явления не формируются автономно и независимо друг от друга, что позволяет относить к личности и отдельные блага, связанные с биологической сущностью человека (жизнь и здоровье). Иными словами, для целей уголовного права, разделение человека на человека-личность и человека-биологическое существо не принципиально.
В связи с этим, представляется необходимым определить преступления против личности, как запрещённые под страхом наступления уголовной ответственности деяния, которые направлены на личность человека в целом и на отдельные её проявления, связанные с физическими (жизнь и здоровье, половая неприкосновенность), психологическими и социальными (свобода передвижения, конституционные права и свободы и т.п.) проявлениями личности.
В свою очередь, объектом преступлений против личности необходимо признать общественные отношения, связанные с реализацией правосубъектности личности в определённых сферах общественных отношений, связанных с реализацией права на жизнь и здоровье, личную свободу и неприкосновенность, честь и достоинство, половую свободу и неприкосновенность, прав и законных интересов как члена семьи и несовершеннолетнего гражданина, политических, трудовых и других конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Субъективные признаки составов преступлений против личности в значительной степени разнообразны, что затрудняет выявление общих признаков и тенденций в данной сфере. Так, установлено, субъектами преступлений против личности, в зависимости от конкретного состава, могут быть как лица соответствующие критериям общего субъекта, так и специального субъекта (в отдельных случаях, это лицо женского пола беременное, либо родившее ребёнка, лицо мужского пола, лицо в материальной или иной зависимости от которого пребывает потерпевшая, должностное лицо наделённое компетенцией в сфере реализации прав и свобод граждан, совершеннолетнее лицо, лица наделённые обязанностями по воспитанию несовершеннолетних и т.п.). В отдельных случаях в отношении тяжких или особо тяжких преступлений законодателем понижен возрастной порог наступления уголовной ответственности до 14-летнего возраста.
Что касается признаков субъективной стороны, то, в большинстве составов преступлений против личности имеет место умышленная форма вины, в более редких случаях - неосторожность. Неосторожность характерна для случайного непредвиденного лишения жизни, причинения тяжкого вреда здоровью, для нарушения норм и правил охраны труда и т.п. Кроме того, неосторожная форма вины встречается в преступлениях с двойным умыслом, согласно которого изначально причинение вреда или нарушение норм и правил осуществляется умышленно, а предусмотренные квалифицированные составы преступлений, предусматривают наступление определённых тяжких последствий (как правило, это смерть человека, причинение ему тяжкого вреда, иные тяжкие последствия, в т.ч. заражение ВИЧ-инфекцией и т.п.).
Также, в результате проведённого исследования, были разработаны ряд предложений по совершенствованию уголовной ответственности за преступления против личности.
Так, в результате проведённого анализа проблемы квалификации действий, направленных на причинение вреда в условиях проведения спортивных соревнований, сделан вывод о том, что текущий уровень охраны жизни и здоровья участников спортивных соревнований от наиболее тяжких посягательств, требует совершенствования. В настоящее время следственная и судебная практика пошла по пути отказа в привлечении к ответственности участников спортивных соревнований в случае с причинением вреда здоровью своему оппоненту. При этом, представляется необходимым криминализировать наиболее тяжкие случи причинения вреда при проведении спортивных соревнований. В частности, речь идёт о случаях умышленного нарушения правил (регламента) проведения спортивных соревнований, сопряжённого с причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Субъективная сторона таких преступлений, должна иметь двойную форму вины: умысел по отношению к нарушению правил проведения таких соревнований, и неосторожность по отношению к последствиям в виде причинения средней тяжести и тяжкого вреда здоровью.
Предлагается следующая редакция нормы:
«Статья 1131 Причинение вреда жизни и здоровью в условиях проведения спортивных соревнований.
1. Умышленное нарушение правил проведения спортивных соревнований, повлекшее по неосторожности тяжкий или средней тяжести вред здоровью -
• ...
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего
• ...»
Кроме того, был проведён анализ проблемы «искусственного. разграничения уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 131 и 132 УК РФ. Сделан вывод о том, что правильным выходом из данной ситуации будет объединение составов преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ в один состав. При этом, признаки объективной стороны могут быть обозначены как способом перечисления известных форм удовлетворения преступной страсти, так и способом указания на универсальный признак «действия сексуального характера.. Таким образом, предполагаемая редакция диспозиции ч. 1 ст. 131 УК РФ может выглядит следующим образом:
«Статья 131 Изнасилование.
1. Действия сексуального характера (половой акт, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера) с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей)».
В результате проведённого анализа научных взглядов по различным спорным вопросам квалификации причинения смерти сопряжённого с совершением преступлений, предусмотренных ст.ст. 126, 131, 132, 162, 163, 205, 206 и 209 УК РФ, установлено, что наиболее рациональным предложением по разрешению целого комплекса проблем квалификации данного деяния целесообразно убийства, сопряженные с совершением преступлений по ст.ст. 126, 131, 132, 162, 163, 205, 206 и 209 УК РФ должны быть выделены в отдельный самостоятельный квалифицированный состав по ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Кроме того, п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 4 ст. 206, ч. 3 ст. 281 необходимо из УК РФ исключить. Соответственно, убийства, сопряженные с совершением преступлений по ст. ст. 205, 206 и 281 УК РФ, будут квалифицироваться по совокупности с ч. 2 ст. 105 УК РФ. Также в связи с предлагаемыми изменениями, представляется необходимым внести соответствующие корректировки в постановление Пленума ВС РФ от 27.01.1999г. №1 должны быть внесены следующие изменения и дополнения: абз. 1 п. 5 дополнить разъяснением о том, что два и более убийства, в которых виновный выполнял разные роли как соучастник, не образуют совокупность; абз. 2 п. 8 привести в соответствие с действующей редакцией п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2019 г. № 58.
1. Авдеев В.А., Авдеева Е.В. Проблемы квалификации похищения человека и незаконного лишения свободы // Российский судья. 2013. № 4. С. 26-28.
2. Агафонов, А. Личность как объект уголовно-правовой охраны // Уголовное право. 2004. № 2. С. 6-8.
3. Алфимова О.А. Уголовная ответственность за преступления против личности. Новокузнецк : ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018. C. 16-17.
4. Ачилов И.П. Квалификация преступлений против личности по объекту // Review of law sciences. 2018. № 3. С. 142-150.
5. Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. № 4-АПУ18-30 // ИПК Гарант. URL: https://intemet.garant.rU/#/document/72067824/paragraph/67/doclist/166/showentr ies/1:0 (дата обращения: 21.05.2022)
6. Бязров В.Г. Разграничение захвата заложника и похищения человека: вопросы квалификации // Российский следователь. 2015. № 1. С. 18-22.
7. Безручко Е.В. Преступления, посягающие на безопасность здоровья человека: теоретико-правовое исследования: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 2018. 320 с.
8. Белясов С.Н. Понятие преступлений против жизни и здоровья в доктрине уголовного права // Право и практика. 2021. № 2. С. 76-79.
9. Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991 [Электронный источник]. URL: www.ex-jure.ru/law/news. php?newsid=278 (дата обращения 15.05.2022).
10. Бимбинов А.А. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера: качество закона и вопросы квалификации // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. С. 896-904.
11. Власов А.Э. Понятие и структура преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности в современном российском законодательстве // Концепт. 2015. № 5. С. 116-120.
12. Воробьев А. Похищение человека и захват заложника // ЭЖ- Юрист. 2015. № 36. С. 2-6.
13. Гладких В.И. Преступления против личности: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2019. 340 с.
14. Гринберг М.С. Проблема производственного риска в уголовном праве. М., 1963. 180 с.
15. Дубовец П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву. М., 1964. 270 с.
...