Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности жизнестойкости педагогов

Работа №109293

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ
1.1.Жизнестойкость как научная проблема в зарубежной
психологии
1.2.Проблема жизнестойкости в отечественной психологической
науке
1.3.Гендерные особенности жизнестойкости
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПЕДАГОГОВ
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных
особенностей жизнестойкости педагогов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования.
Экономическая неустойчивость, политическая нестабильность, дезинформированность, демографические процессы в обществе, являются в наше время связующим звеном, своеобразной цепью стрессообразующих факторов в социальной среде, в организации, семье и в обществе в целом.
Нарастающая высокими темпами дифференциация населения, безработица, появление на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, занимающих рабочие места, сложная демографическая ситуация, стали своеобразными причинами привлечения внимания в науке к проблеме жизнестойкости и стрессоустойчивости личности в обществе.
Жизненно-важные процессы и условия, в которых живет современный человек, по праву на сегодняшний день можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Здесь жизнестойкость выступает как основа, фундамент, способствующая формированию защитных механизмов преодоления трудностей, формирующая готовность человека и общества стратегически действовать и мобилизоваться в тяжелых жизненных ситуациях.
Социальная среда выдвигает свои требования к современному человеку - он должен быть в первую очередь конкурентоспособным, коммуникабельным, толерантным, целеустремленным, социально зрелым, умеющим жить полноценной жизнью и развиваться в социуме за счет своего основополагающего качества - силы духа и самосознания. Жизнестойкость относится к особенному классу личностных и индивидуальных характеристик человека, которые по праву можно считать связанными с духовными, ценностными и нравственными характеристиками личности. Они определяют такие ориентиры и личностные качества человека как - понимание смысла жизни, добродетельность, наличие социального интереса, мотивированность на достижение поставленных целей, следование принципам веры, оптимизма, любви и самоотдачи.
Феномен жизнестойкости включает в себя эмоционально насыщенное понятие слова «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость».
Жизнестойкость как качество представляет собой своеобразную базу, помогающую перерабатывать стрессовые воздействия и трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
Изучение жизнестойкости у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательной школы представляется особенно актуальной в наше время, так как профессии направленности «человек- человек» относятся к разряду стрессогенных и требуют в работе четкости, внимательности, отзывчивости, человеколюбия, мудрости, огромного терпения и симпатии к людям.
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, способствующих вызвать стресс и даже дистресс. При этом каждый педагог, демонстрирующий готовность к адаптации к инновациям и другим изменениям в профессиональной деятельности, готовность к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем и собственно, жизнестойкостью, легче справляется с любой стрессовой ситуацией в профессиональной деятельности.
Очень часто требования, предъявляемые педагогам, связаны с готовностью педагогов к инновационной деятельности,
стрессоустойчивостью, могут наталкиваться на барьеры, обусловленные страхом каких-либо изменений, воспринимаемых как деструкции, препятствующие качественному выполнению деятельности и негативно сказывающиеся на развитии личности педагога и его здоровье.
Таким образом, жизнестойкость как личностное образование, является крайне актуальной характеристикой педагога в новых изменяющихся условиях.
Цель исследования: изучить гендерные особенности жизнестойкости педагогов (дополнительного образования и педагогов общеобразовательной школ).
Объект исследования: жизнестойкость личности как социо - психологический феномен.
Предмет исследования: гендерные особенности жизнестойкости педагогов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существуют общие и специфические особенности жизнестойкости у педагогов-мужчин и женщин:
-так, жизнестойкость мужчин-педагогов характеризуется высокими показателями включенности, контроля и принятия риска, в то время как жизнестойкость женщин характеризуется выраженностью одного или двух ключевых параметров (включенности, контроля и принятия риска);
-высокая жизнестойкость и мужчин и женщин-педагогов связана с конструктивными копинг-стратегиями в стрессовых ситуациях; неконструктивные стратегии сочетаются с более низкими показателями жизнестойкости;
-выраженность копинг-стратегий у мужчин и женщин-педагогов будет различной и может отражать половую специфику поведения в стрессовых ситуациях.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ проблемы жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологической науке.
2.Эмпирически выявить гендерные особенности жизнестойкости педагогов (дополнительного образования и педагогов общеобразовательной школы).
3.Осуществить сравнительный анализ параметров жизнестойкости, выявить общие и специфические черты у мужчин и женщин-педагогов.
4.Используя методы математической статистики, установить взаимосвязь параметров и характеристик жизнестойкости с копинг-стратегиями респондентов.
Теоретической и методологической основой работы выступили: деятельностный поход, обозначенный в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; принцип системности, разработанный и описанный в трудах П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина и др.; принципы детерминированности развития личности средовыми (социальными) условиями и содержанием деятельности. В работе использовалась концепция жизнестойкости С. Мадди.
Методы и методики исследования:
В работе используются методы теоретического анализа, а также методы эмпирического исследования (тестирование). Для обработки и интерпретации полученного в эмпирическом исследовании материала применяются математические и статистические методы (t-критерий, корреляционный анализ (программа SPSS 11.5). С целью диагностики жизнестойкости личности мужчин и женщин-педагогов применялся тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации А.Леонтьева, Рассказовой), опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса, а также опросник совладания со стрессом (в адаптации Гордеевой-Осина).
Эмпирическая база исследования:
1.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом учащейся молодежи «Икар» г.о. Тольятти.
2.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа № 85".
В исследовании приняли участие 52 человека, из них 25 мужчин- педагогов и 27 женщин, работающих в системе общего и дополнительного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностями использовать полученные результаты для организации тренинговой работы, способствующей повышению отдельных параметров жизнестойкости и в целом жизнестойкости. Данные исследования также могут быть использованы при подготовке научных и методических материалов, при разработке индивидуальных программ, способствующих развитию данного образования.
Проблема жизнестойкости личности в стрессовых ситуациях набирает обороты и становится особенно первостепенной и актуальной для научного осмысления и изучения, дальнейшее исследование жизнестойкости личности не вызывает сомнений и даже делает данный вопрос приоритетным в ряде других жизненно важных и актуальных составляющих.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе проведенного исследования нами был проведен анализ теоретических подходов и эмпирических исследований гендерных особенностей жизнестойкости педагогов, взаимосвязи параметров жизнестойкости с копинг-стратегиями поведения в стрессовых ситуациях. Изучением данных вопросов занимались в зарубежной психологии: С. Мадди, К. Адлер, Т. Смит, Шарли, Раш, Шоел, Барнард, Флориан, Микулинчер, Таубман. В отечественной психологии жизнестойкость рассматривалась как устойчивость личности (А. Н. Леонтьев), как зрелость личности, (Л. И. Анциферова; Л. С. Выготский; Л. Г. Дикая; Б. Ф. Ломов; В. А. Пономаренко; В. Э. Чудновский и другие), как жизнеспособность (Б. Г. Ананьев). В современной отечественной психологии жизнеспособность рассматривается как выживаемость человека, его личностное самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие). В структуре жизнестойкости будут различия в проявлении составляющих этого образования у мужчин и женщин согласно современным гендерным теориям.
Организовано эмпирическое исследование гендерных особенностей жизнестойкости педагогов, а также взаимосвязей между копинг-стратегиями поведения в стрессовых ситуациях и параметрами жизнестойкости, проведенное в г.о. Тольятти Самарской области. Выборку составили 52 человека. Из них 25 мужчин в возрасте от 23 до 54 лет и 27 женщин в возрасте от 22 до 55 лет. Все респонденты являются работниками Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Дома учащейся молодежи «Икар» г.о. Тольятти, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение городского округа Тольятти "Школа № 85", Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение городского округа Тольятти "Школа № 86".
Установлены различия в жизнестойкости мужчин и женщин-педагогов по шкале принятие риска и общей шкале жизнестойкости. У мужчин показатели выше. Между тем, вовлеченностью и контролем мужчины и женщины не отличаются. Наиболее популярными коппинг-стратегиями у мужчин является принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная самооценка и самоконтроль. Результаты дополнены методикой Гордеева-Осина. Таким образом, чаще мужчины используют стратегии Планирования, Позитивного переформулирования, Инструментальной социальной поддержки, активного совладания и Подавление конкурирующей деятельности. Все популярные стратегии являются конструктивными. Наименьшее значение набрали шкалы бегство-избегание, дистанцирование и конфронтационный коппинг. Наименьшие значения набрали стратегии Обращение к религии, использование «успокоительных», Отрицание и Поведенческий уход от проблемы.
Популярными копинг-стратегиями у женщин стали стратегия планирования решения проблемы, на 2-м по популярности месте стратегия переоценки, далее - принятие ответственности, поиск социальной поддержки и самоконтроль. По другой методике самой популярной, так же как и у мужчин, является стратегия Планирования, и далее позитивное переформулирование, активное совладание, юмор и подавление конкурирующей деятельности. Таким образом, в самые популярные женские стратегии не вошла стратегия инструментальная социальная поддержка, представленная у мужчин, но в то же время, появилась стратегия Юмор. Следовательно, женщины чаще мужчин способны снимать напряжение и совладать со стрессом с помощью юмора. Самой непопулярной коппинг- стратегией у женщин стала стратегия бегство-избегание, реже других стратегий женщины используют конфронтацию и дистанцирование. Наименьшие значения набрали следующие коппинг-стратегии: Отрицание, Сдерживание совладания, Поведенческий уход от проблемы, Использование успокоительных. Одинаковые значения (средние) в женской подгруппе набраны по стратегиям Концентрация на эмоциях и их выражение, Инструментальная социальная поддержка, Эмоциональная социальная поддержка, чуть меньшие значения по стратегиям Принятие, Мысленный уход от проблемы, Обращение к религии.
Установлены различия по шкалам поиск социальной поддержки, конфронтационный коппинг, принятие ответственности. А также различия по шкалам - инструментальная социальная поддержка, отрицание, обращение к религии, юмор, поведенческий уход от проблемы. Так, жизнестойкие мужчины отличаются преобладанием следующих коппингов принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная самооценка, самоконтроль, а также Планирования, Позитивного переформулирования, Инструментальной социальной поддержки, активного совладания и Подавление конкурирующей деятельности.
Мужчины с наименьшими в выборке значениями по жизнестойкости наряду с вышеперечисленными характеризуются Обращением к религии, использованием «успокоительных», Отрицанием и Поведенческим уходом от проблемы.
Жизнестойкие женщины-педагоги чаще используют стратегию планирования решения проблемы, стратегию переоценки, принятие ответственности, поиска социальной поддержки и самоконтроля, стратегию Планирования, позитивного переформулирования, активного совладания юмора и подавление конкурирующей деятельности.
Женщины, показавшие меньшие значения по жизнестойкости пользуются стратегиями бегство-избегание, стратегии конфронтации и дистанцирования, а также Отрицание, Сдерживание совладания, Поведенческий уход от проблемы, Использование успокоительных.


1.Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. - М., 1990. - С. 114-129.
2.Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии [Текст] / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
3.Александрова, Л. А., Лебедева, А. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования [Текст] / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России / Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 2. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск: Сев Кав ГТУ, 2009. - С. 11-16.
4.Александрова, Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей [Текст] / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований; материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: «Институт психологии РАН», 2005. - С. 16-22.
5.Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - Т. 15. - 1994. - №1. - С. 3-19.
6.Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные
стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги. - 2003. - 448 с.
7.Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
8.Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов [Текст] / О.А. Березкина / Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 23 с.
9.Богомаз, С. А., Баланев, Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека [Текст] / С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
10.Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья [Текст] / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008. - Т. 2. - С. 24 - 27.
11.Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - Т.27. - 2006. - №2. - С. 113-122.
12.Бухбиндер, Р. Г. Организационные изменения: проблема сопротивления персонала и пути ее решения [Текст] / Р. Г. Бухбиндер // Вестник ОмГУ. - Серия: Экономика. - 2009. - №4. - С. 100-106.
13.Ванакова, Г. В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи [Текст] / Г. В. Ванакова // Школа и воспитание. Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 234-239.
14.Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 207 с.
15.Денисова, Е. А. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции
деятельности учебной деятельности студентов [Текст] / Е.А. Денисова // В сборнике: Психологическая культура и психологическое здоровье
личности в современных условиях: региональная научно-практическая конференция. Ответственные редакторы: В.Е. Якунин, Е.А. Денисова, В.В.Пантелеева, 2015. - С.154-165...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ