Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности

Работа №109291

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредствам проектной деятельности» 9
1.1 Особенности развития у детей познавательного интереса 9
1.2 Проектная деятельность как средство развития
познавательного интереса к детскому саду у детей 5-6 лет 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет познавательного
интереса к детскому саду 26
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредством
проектной деятельности 40
2.3 Изучение динамики развития у детей 5-6 лет
познавательного интереса к детскому саду 53
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста является весьма актуальным по целому ряду причин:
- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Традиционная деятельность дошкольников осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в вариативную ситуацию. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные А. Данюковой, А.Ю. Козловой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенковым, Б.В. Хозиевым.
Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что недостаточно изучены возможности проектной деятельности в процессе развития познавательных интересов к детскому саду, что позволяет выдвинуть противоречие между необходимостью развития у детей познавательного интереса к детскому саду и недооценкой потенциальных возможностей проектной деятельности;
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектной деятельности в процессе развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду возможно, если:
- определены структурные компоненты познавательного интереса у детей 5-6 лет к детскому саду;
- разработана методика (цель, содержание, методы и приемы) развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности;
- определено содержание проектной деятельности, обеспечивающей реализацию методики развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Определить диагностический аппарат оценки уровня развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности.
3. Разработать и реализовать методику (цель, содержание, методы и приемы) развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория деятельности, которая выступает в качестве ведущего фактора развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
- подходы к определению сущности и условий развития познавательных интересов у дошкольников (М.А. Алтухова, Н.С. Агишева, И.А. Боброва, О.О. Денина, Н.В. Дерябина, К.М. Егорова, А.Ю. Козлова, Л.Н. Клименко, М.И. Лисина, С.И. Мелехина, С.И. Осипова, В.В. Щетинина).
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение практики по использованию метода проектов; экспериментальная работа; наблюдение, сравнение и анализ результатов работ детей; опрос, беседа со старшими дошкольниками, беседа с родителями, анкетирование и опрос педагогов, качественный и количественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 82 «Богатырь», «АНО ДО Планета детства «Лада», г. Тольятти.
В исследовании принимали участие 30 детей 5-6 летнего дошкольного возраста (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 10 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2021 гг.) осуществлялся анализ современного состояния проблемы развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду; изучалась философская, психолого-педагогическая литература; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и план работы. Осуществлялся подбор методик, позволяющий изучить уровень сформированности умений поиска и подбора информации у детей 5-6 лет.
На втором этапе (2021-2022 гг.) проводилась экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду. Продолжалось изучение психолого-педагогической, философской и методической литературы.
На третьем этапе (2022 г.) завершалась экспериментальная работа, проводился контрольный этап исследования, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, завершалось литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна заключается в том, что:
- доказаны потенциальные возможности содержания проектной деятельности в развитии у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду с учетом возрастных особенностей детей.
- разработана и апробирована «методика развития познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности, которая направлена на достижение самостоятельности и активности дошкольников в данном процессе» [24].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- расширено понятие «познавательный интерес к детскому саду», представленное эмоционально-положительной направленностью дошкольника на активное, действенное познание детского сада при длительном сохранении инициативности и самостоятельности этого процесса;
- уточнено понятие «проектная деятельность детей дошкольного возраста», которое рассматривается как деятельность, предполагающая самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по реализации значимого для них содержания, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования диагностики уровня развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду в практике дошкольных образовательных организациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов;
длительностью исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми 5-6 лет по развитию у них познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2021 г., 2022 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Познавательный интерес к детскому саду определяется как совокупность компонентов, направленных на достижение определённой цели (в нашем случае познание), обеспечиваемой длительностью, инициативностью и самостоятельностью ее реализации и определяется особенностями информации (новизна).
2. Методика формирования у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре блока (мотивационный, когнитивно-поисковый, презентационный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм и методов.
3. Этапы организации проектной деятельности, направленной на развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 15 рисунков, 16 таблиц. Основной текст работы изложен на 71 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы свидетельствует о том, что развитие познавательного интереса является важным и необходимым процессом в дошкольном детстве.
Психологи и педагоги, всесторонне изучающие познавательный интерес, рассматривают его частью общей проблемы воспитания и развития. Этот интерес задает положительное отношение к умственному роду деятельности в целостной модели интеллектуальных возможностей, ориентированных на воспитание и обучение.
Проектная деятельность является одним из способов формирования представлений познавательного интереса. Многолетние наблюдения за организацией и осуществлением метода проектов показывают следующие результаты: у дошкольников наблюдается высокая активность, познавательная деятельность ребят происходит с большой частотой, реализованные проекты для детей представляют большую ценность, в проектной деятельности полученные знания, умения и навыки дошкольниками отличаются большей глубиной и объемом, чем в другой деятельности.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что низкий уровень познавательный интерес к детскому саду показали 43% детей, средний уровень показали 38% детей, высокий уровень - 19% детей. Данные свидетельствуют о необходимости формирующего эксперимента.
При проведении формирующего этапа экспериментальной работы нами была организована проектная деятельность детей 5-6 лет. Составляющие проектной деятельности: составление и проведение комплекса образовательных мероприятий, развивающих познавательный интерес к детскому саду у детей 5¬6 лет средствами проектной деятельности. Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей познавательный интерес к детскому саду у детей 5-6 лет на основе природоведческого материала в процессе проектной деятельности.
Организация сотрудничества с родителями воспитанников для поддержки в развитии у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду.
Формирующий этап эксперимента включал:
- методику развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду, представленную разными средствами, методами и приемами (беседы, встречи, игры, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг, рассказы сотрудников детского сада, интервью и другие);
- «поэтапную организацию проектной деятельности, направленной на поиск информации о детском саде и реализация каждым ребенком этой информации в презентации» [24];
- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей познавательный интерес к детскому саду у детей 5-6 лет на основе;
- организацию сотрудничества с родителями воспитанников для поддержки в развитии у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что высокий уровень познавательного интереса к детскому саду показали 40% детей, средний уровень показали 49% детей, низкий уровень - 11% детей.
Таким образом, цель, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Абдурагимова Л. Г. Исследование уровней развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 78-80.
2. Аблеева Л. М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2018. № 7 (82). С. 65-69.
3. Абричкина М. Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - Электрон. дан. 2015. Т. 3, № 1. С. 71-74. - Режим доступа: http://elibrary.ru/, регламентир. (01.11.2015).
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. 398 с.
5. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Л., 1935. 133 с.
6. Зайко В. В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад - школа» : Дисс. канд. пед. наук, 1999. 120 с.
7. Кузина А. Ю. Развитие познавательного интереса к истории предметного мира посредством проектной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук Санкт-Петербург, 2006. 18 с.
8. Латыпова Э. Р. Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет познавательной активности посредством педагогической интеграции // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск. С. 163-169.
9. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-33.
10. Маневцова Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1973. № 24 С. 82-87.
11. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
12. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009 № 1(79) С. 87-98.
13. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
14. Тальнова Д. П. Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством проектной деятельности. Бакалаврская работа 27.06.2020. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2020. 60 с
15. Хабарова Т. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. 96 с.
16. Шастина А. Е. Социальные компетенции старших дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья: формирование и управление
развитием. Учебное пособие. М.: Число. 2019. 83 с.
17. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1991. № 1. С. 56-58.
18. Щетинина В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2006. 26 с.
19. Щетинина В. В. Викторина. Серия «Интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста» : учебно-методическое пособие / под. ред. О.В. Дыбиной. Ульяновск: Изд. Качалин Александр Васильевич, 2015. 147 с.
20. Щетинина В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 41-44.
21. Щетинина В. В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника // Научное отражение. 2017. № 2 (6). С. 37-41.
22. Щетинина В. В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 2. С. 53-57.
23. Щетинина В. В. Формирование познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-игровой деятельности // Научное отражение. 2019. № 3 (17). С. 2029.
24. Шмырова А. Н. Проблемы развития у детей 4-5 лет познавательного интереса посредством проектной деятельности. Магистерская диссертация : защищена 27.06.2021. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2021. 77 с.
25. Щукина Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике. М. : Педагогика, 1971. 351 с.
26. Akande A. The Caregiver’s Secret Weapon // Early Child Development and Care. 1997. Vol. 134. P. 89101.
27. Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six // Early Child Development and Care. 1996. Vol. 121. P. 147163.
28. Bransford J. D. Stein S.B. The IDEAL problem solver. N.Y. : W.H. Freeman C., 1994.
29. Galinsky E., Davis J. The Preschool Years. N.Y. : Times Books, 1998
30. Wallace E. Dixon, Jr. Dixon. Twenty Studies That Revolutionized Child Psychology. Prentice Hall, 2002. 296 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ