Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования

Работа №109267

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования 14
1.1 Актуальные проблемы формирования готовности педагогов к
реализации инклюзивного образования в психолого-педагогической литературе 14
1.2 Особенности содержания и структуры инклюзивной
готовности педагогов 22
1.3 Условия формирования готовности педагогов к инклюзивной
образовательной деятельности 31
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы
по формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования 47
2.1 Уровень сформированности инклюзивной готовности
педагогов дошкольной образовательной организации 47
2.2 Реализация условий для формирования готовности педагогов
дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования 61
2.3 Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 72
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение А ИОМ педагога по формированию инклюзивной готовности 96
Приложение Б Учебный план по программе «Коллаборация успеха» 97
Приложение В Результаты определения инклюзивной готовности по диагностическим методикам

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что готовность педагогов к реализации инклюзивного образования входит в число приоритетных задач образовательной системы и является основополагающим условием достижения качества образования, позволяющим преодолевать дискриминацию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Внимательное отношение со стороны государственной социальной политики к инклюзивному образованию отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в образовательных программах выделяется специальный раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», где регламентируются условия для повышения качества образования и социализации данной категории воспитанников [67].
В ст. 2 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактуется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [68]. Спектр различий в развитии детей с ОВЗ велик - от детей с тяжелыми и множественными нарушениями, до условно нормативно развивающихся, испытывающих легкоустранимые временные трудности. Соответственно, одной группе детей требуются адаптированные под их возможности специальные условия и индивидуальная образовательная программа, другая группа может обучаться при психолого -педагогическом сопровождении совместно с нормативно развивающимися сверстниками в инклюзивной среде [50].
В Самарской области численность детей от 0 до 18 лет, имеющих статус ОВЗ, составляет около 32 тысяч, соответственно 7% от общего количества детей Самарской области посещают или будут посещать образовательные организации [63]. По официальным данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 01.09.2020г., из 148160 детей, посещающих дошкольные образовательные организации Самарской области, 18835 детей (12,7%) - это дети с ОВЗ, из них детей-инвалидов - 832 (4,4%). По сравнению с 2019 годом отмечается прирост на 1,1% дошкольников с ОВЗ, где на 2,8% увеличилась доля детей- инвалидов [63]. Приведенные статистические данные показывают постепенное увеличение доли детей с особыми возможностями здоровья. Большинству педагогов предстоит осуществлять свою деятельность в условиях инклюзии. Однако, как показывает опыт, не все педагоги дошкольной образовательной организации (ДОО) готовы к реализации инклюзивного образования.
Дети с разными вариантами дизонтогенеза нуждаются в специально-организованной психолого-педагогической помощи, для улучшения психофизического состояния и для обеспечения жизнедеятельности в целом. Стратегические умения отбирать оптимальные варианты организации инклюзивного взаимодействия, осуществлять планирование, проектирование образовательного процесса детей с разными стартовыми возможностями являются важными задачами, характеризующими профессиональные способности педагога. Проблему востребованности высококвалифицированных педагогов, сопровождающих детей с разными вариантами развития, подтверждают результаты исследования Л.П. Фальковской, которая выявила недостаточность знаний педагогов в области создания и поддержки инклюзивного процесса, связанного с незначительным практическим опытом применения педагогических технологий совместного обучения детей с разными вариантами развития [2]. Существенное усложнение требований к профессиональным способностям, к инклюзивной компетенции педагогов общеобразовательных организаций, актуализирует внутренние ресурсы личности, обеспечивающие мотивацию к деятельности. Психологическая готовность педагогов для работы в условиях инклюзии становится не менее актуальной, чем профессиональная.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью осмысления понятия «инклюзивная готовность» педагогов и его конкретизация для дошкольного образования, немногочисленными исследованиями, недостаточным количеством диагностического инструментария, позволяющего выявить уровень сформированности готовности педагогических кадров к реализации инклюзивного образования. Вопросы формирования готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании изучали отечественные и зарубежные ученые: Т.Г. Зубарева [21], О.С. Кузьмина [27], И.Н. Хафизуллина [73], Ю.В. Шумиловская [79], С.С. Жубакова [18], C. Schmitt [82,84] и др. Исследователи (А.П. Валицкая, И.В. Возняк) в своих работах обозначили проблему обеспечения образовательных организаций профессиональными кадрами, способными понимать сложившуюся социокультурную ситуацию, стремящимися служить людям, детям и видеть в этом свое предназначение. В. В. Хитрюк указывает, что первоочередным условием, обеспечивающим адаптивность образовательной среды и непосредственно влияющим на качество инклюзивного образования, является формирование готовности педагога к работе в новых профессиональных обстоятельствах [74]. Именно педагогам отводится особая роль в реализации механизма инклюзии, так как от их собственной профессиональной и психологической готовности зависит результативность инклюзивного образовательного процесса.
Большинство исследователей (С.В. Алехина, Т.Н. Адеева) выделяют проблему неготовности педагогов образовательных организаций к инклюзивному образованию. В своих статьях авторы отмечают, что недостаточная подготовка педагогов к реалиям работы с «особыми» детьми проявляется в эмоциональной неустойчивости, низкой эмпатии, интолерантности, что является главным препятствием к внедрению идей инклюзивного образования, делает невозможным создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды [1, 2]. Это приводит к необходимости детального изучения особенностей принятия ребенка с ОВЗ, психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов для обеспечения норм психологической безопасности, соблюдения прав каждого участника образовательных отношений.
Несмотря на множество работ, посвященных инклюзивному образованию детей, проблема организации условий, обеспечивающих деятельность педагога в полисубъектном инклюзивном образования остается нерешенной в практике дошкольного образования. Отмечается отсутствие непрерывного сопровождения педагогов инклюзивного образования, связанного с построением индивидуального образовательного маршрута, учитывающего всевозможные профессионально-личностные дефициты и способы их компенсации. Системная работа по подготовке и методическому сопровождению педагогических кадров является ключевым направлением реализации ФГОС. Она требует универсальных технологий передачи опыта, знаний, формирования компетенций у педагогов, в виде взаимообогащающего общения, основанного на доверии и партнерстве. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев [59] рассматривали наставничество, как поддержку ученика, малокомпетентного работника, при помощи которой происходит эффективное распределение личностных ресурсов, саморазвитие в профессиональном отношении. Е.А. Челнокова, З.И. Тюмасева [77] в своей работе указывают на то, что большинство ученых считают наставничество эффективным средством для профессионального развития педагогов, позволяющего достичь определенных образовательных целей и профессионального успеха. Поэтому применение наставничества для непрерывного сопровождения педагогов инклюзивного образования позитивно скажется как на результатах его воспитанников, так и на профессиональных достижениях самого педагога.
Учитывая компетентностный и аксиологический подходы к определению готовности, ее многокомпонентность, остается нерешенной проблема создания целенаправленно смоделированных взаимосвязанных друг с другом условий повышения ее эффективности.
Актуальность проблемы исследования на научно-практическом уровне вызвана необходимостью поиска, разработки и реализации таких условий, которые были бы ориентированы на повышение инклюзивной готовности педагогов в работе с детьми посредством активизации их профессионально-личностного потенциала. А также овладения системой профессиональных ценностей, среди которых: признание ценности личности ребенка с нарушением в развитии вне зависимости от тяжести этого нарушения, творческий характер педагогической деятельности, осознание своей ответственности как носителя культуры, развития профессионально-личностных качеств, проявляющихся в педагогическом оптимизме, эмпатии, рефлексии, мотивации к работе с «особыми» детьми в разнородной среде.
Практические материалы изучения проблемы готовности педагогов к реализации инклюзивного образования свидетельствуют о наличии следующих недостатков:
- низкий уровень инклюзивной готовности педагогов, неумение и нежелание работать в разнородных средах;
- профессиональные барьеры и стереотипы педагогов в отношении «особых» детей;
- недостаточно разработанные условия формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования ;
- низкая эффективность методического сопровождения педагогов «включенного» образования, направленного на повышение уровня профессионального мастерства.
Анализ педагогической теории и образовательной практики в контексте формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования позволил выявить целый ряд противоречий между:
- социальным заказом на реализацию инклюзивного образования и недостаточным уровнем инклюзивной готовности педагогических кадров, способных осуществлять свою профессиональную деятельность с детьми, имеющими разные варианты развития;
- необходимостью формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзии и слабой научной разработанностью условий, обеспечивающих ее формирование;
- формированием готовности педагогов к реализации инклюзивной практики и отсутствием программно-методических материалов.
Выявленные противоречия и недостатки обусловили постановку проблемы исследования: каковы условия формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования?
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы определил тему исследования: «Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность условий, обеспечивающих повышение уровня готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
Объект исследования: процесс формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование готовности педагога к реализации инклюзивного образования будет осуществляться успешно, если будут созданы следующие условия:
1. Активизация профессионально-личностного потенциала педагогов.
2. Обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды.
3. Совершенствование методического сопровождения педагогов инклюзивного образования посредством наставничества.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
2. Выявить уровень инклюзивной готовности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать на практике условия по формированию инклюзивной готовности.
4. Доказать эффективность содержания разработанных условий по формированию инклюзивной готовности педагогов.
Теоретическую основу исследования составили:
- аксиологический подход, раскрывающий принципы инклюзивного образования, которыми должно руководствоваться педагогическое сообщество в отношении инклюзивного образования и детей с ОВЗ: уникальность каждого, способность чувствовать и думать, право на общение, реальные взаимоотношения (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова [58,60]);
- личностно-деятельностный подход, раскрывающий деятельность субъектов как способа развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя);
- исследования, раскрывающие с позиции синергетического подхода, моделирование инклюзивной практики и определившие системообразующие параметры инклюзивного образования (Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго);
- концепция профессиональной компетентности педагогов (С.А. Писарева, Н.В. Чекалева).
Методы исследования: анализ нормативных правовых документов, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента), опрос педагогов и родителей, анкетирование, тестирование, обобщение и систематизация данных.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 197 «Радуга» городского округа Тольятти.
Основные этапы исследования:
1. Поисково-аналитический (2020-2021 гг.). Определение проблемы
исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней сформированности готовности педагогов дошкольного
образовательного учреждения к инклюзивной деятельности.
2. Опытно-экспериментальный (2021-2022 гг.). Разработка и
апробация психолого-педагогических условий формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
3. Обобщающий (2022 г.). Обработка, анализ и интерпретация
результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены и описаны компоненты и уровни инклюзивной готовности у педагогов дошкольного образовательного учреждения;
- установлено и охарактеризовано влияние условий на процесс формирования у педагогов компонентов инклюзивной готовности.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены понятия «инклюзивная готовность», «условия формирования инклюзивной готовности» путем исследования теоретической базы по данному вопросу;
- структурированы условия формирования готовности педагога к реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике:
- апробированной авторской программы по психолого-педагогическому сопровождению педагога в условиях инклюзивного образования;
- разработанных условиях по формированию готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования.
Достоверность и обоснованность результатов достигнуты путем изучения современных научных работ; логикой исследования; применением комплексных взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.
Личный вклад автора заключен в изучении состояния проблемы на теоретическом и практическом уровне, уточнения содержания инклюзивной готовности, разработке условий формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на конференциях научно-практического характера: «II Международный научно-исследовательский конкурс» (Петрозаводск, 11.01.2021); «II Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Воспитываем здорового ребенка. Регионы»» (Москва, 16.04.2021); «Трансформация цифровой образовательной среды: успешные идеи и практики детских садов» (Самара, 15.06.2021); Августовская конференция работников образования городского округа Тольятти 2021 года; Международный исследовательский конкурс «Исследователь года 2021» (Петрозаводск, 20.12.2021). Результаты исследования нашли свое отражение в публикациях в журналах: сборнике статей Международного научно-исследовательского конкурса 2021г., сборнике статей II Международного научно-исследовательского конкурса 2021г., Всероссийском педагогическом форуме: сборнике статей V Всероссийской научно-методической конференции (24 мая 2021 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Готовность педагогов дошкольной образовательной организации представляет собой специфическое психическое многокомпонентное новообразование личности педагога, реализующего инклюзивное образование.
2. Ключевые содержательные компоненты, входящие в инклюзивную готовность (когнитивный, деятельностный, мотивационный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный), в своей совокупности определяют уровень ее сформированности.
3. Условия, оказывающие положительное воздействие на процесс формирования у педагогов компонентов инклюзивной готовности, состоят из следующего перечня:
3.1. Активизация профессионально-личностного потенциала педагогов.
3.2. Обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды.
3.3. Совершенствование методического сопровождения педагогов инклюзивного образования посредством наставничества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование процесса формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования предусматривало решение определенных задач. Анализируя решение задач исследовательской работы, мы пришли к выводам.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что инклюзивное образование не только требует нормативного закрепления, но и предполагает целый комплекс изменений во всей системе образования, в том числе и в дошкольной. Основными проблемами, препятствующими формированию готовности педагогов к реализации механизма инклюзии являются: недостаток обученных специалистов, способных применять на практике, в разнородной детской среде, технологии и приемы, обеспечивающие положительную динамику результатов каждого ребенка, а также малая разработанность методических материалов по сопровождению педагогов инклюзивного образования.
Инклюзивная готовность педагога - это многокомпонентная структура, представляющая собой устойчивое профессионально-личностное образование. Ключевые содержательные компоненты входящие в инклюзивную готовность: когнитивный, деятельностный, мотивационный, коммуникативный, рефлексивный и эмоциональный, в своей совокупности определяют уровень ее сформированности.
В ходе исследования определен комплекс диагностических заданий, определены показатели и уровни инклюзивной готовности педагогов. Анализ проведенной психолого-педагогической диагностики свидетельствует о том, что преобладает недостаточная инклюзивная готовность у более, чем половины педагогов дошкольной образовательной организации.
Для полноценного формирования готовности педагога к осуществлению инклюзивного образовательного процесса обеспечено комплексное развитие всех ее компонентов, включая внедрение условий. Первое условие представляет собой активизацию профессионально-личностного потенциала педагогов. Рассматривая имеющиеся профессионально-личностные качества, можно спроектировать индивидуальный образовательный маршрут педагога инклюзивного образования, позволяющего нивелировать профессиональные дефициты, препятствующие процессу формирования инклюзивной готовности. Следующее, важное условие - это обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды. При разработке системы сопровождения педагогов важно учитывать такой аспект, как особенности взаимодействия субъектов инклюзивного образования, на основе целей образования, прав и обязанностей. Это позволит создать безбарьерную образовательную среду для инклюзивного взаимодействия всех его участников. Последнее условие, совершенствование методического сопровождения педагогов инклюзивного образования посредством наставничества, дополняет предыдущие и делает процесс формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования более результативным и полноценным.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных условий и положительную динамику формирования инклюзивной готовности педагогов после ее апробации.
Таким образом, результаты проведенного исследования, полученные нами, доказывают, что выдвинутая гипотеза подтверждена, цель достигнута, задачи решены.



1. Адеева Т.Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 57-61.
2. Алехина С.В. Профессиональная подготовка педагога к реализации инклюзивного образовательного процесса // Материалы VII международной научно-практической конференции «Развитие современного образования: теория, методика, практика». Чебоксары. 2016. С. 12-16.
3. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного
образования в России [Электронный ресурс]. URL: http:
http://mtsr.nso.ru/sites/msr.nso.ru/wodby_files/files/document/2015/01/documents/ alehina_sost_tendenc.pdf (дата обращения: 28.02.2021)
4. Алешина Н.Ю. Готовность педагогического коллектива к работе с
детьми с ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования. [Электронный ресурс]: Журнал «Преемственность в
образовании». 2015. №7. URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year- 2015/46-nomer-20150307(дата обращения: 18.03.2022).
5. Анисимова Т.И. Психолого-педагогические условия
формирования жизненной стратегии личности // Известия ВГПУ. № 2. 2017. С.78-81.
6. Ахметжанова Г.В. Роль мотивации в овладении будущим педагогом профессиональными компетенциями // Акмеология.2015. №3(55). С. 32-24.
7. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога
к работе в условиях инклюзивного образования: мотивационный аспект. [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-pedagoga-k-rabote- v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-motivatsionnyy-aspekt (дата
обращения: 23.05.21).
8. Баева И.А., Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. №2(7), С.63-68. URL: https://psyjournals.ru/bulletin_psyumo/2014/n2/74523.shtml(дата обращения: 23.05.21).
9. Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования
педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании // Педагог, воспитай личность: науч.-метод. пособие. Ростов н/Д. 2010 С. 32-39.
10. Битянова М.Р. Практическая психология в школе. М.: Совершенство, 1997. 296 с.
11. Возняк И.В. Инклюзивное образование: как подготовить
педагогов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. №1. С. 37-41.
12. Воробьева Д.В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам 10-й Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 1. С. 87-92.
13. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2003/VII/VII- 0-1673.htm(дата обращения: 23.05.21).
14. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие,
оздоровление. Дети с особой миссией. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 428 с.
15. Деркач А.А. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
16. Добротворская С.Г. Практика управления в современном дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. 112 с.
17. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности: учебное пособие для вузов. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 175 с.
18. Жубакова С. С. Теория и практика инклюзивного образования:
учебное пособие [Электронный ресурс]. // Алматы: Эверо, 2017. 148с.
URL: http://neb.arsu.kz/ru/view?rid=3329&fid=3295 (дата обращения:
27.01.2022).
19. Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2011. 23 с.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.:
Академия, 2006. 240 с. [Электронный ресурс].
URL:https://www.studmed.ru/zeer-ef-psihologiya-professionalnogo- razvitiya_b64b3ee1bad.html(дата обращения: 18.03.2022).
21. Зубарева Т.Г. От теории инклюзивного образования к практике (опыт Курского региона) // Дефектология. 2018. № 6. С. 3-16.
22. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / сост. Т.В. Волосовец, А.М. Казьмин, В.Н. Ярыгин. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
23. Инклюзивное образование / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго,
А.К. Фадина. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Вып.1. 272 с.
24. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб. -метод. пособие / сост. М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова. М.: Владос, 2014. 168 с.
25. Калашникова О.В. Развитие педагогической рефлексии: Практ. руководство для студентов и начинающих учителей . Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, 1998. 40 с.
26. Климов Е.А. Профессиональная классификация [Электронный
ресурс] //Методика определения профессиональной направленности в классификации Климова Е.А. URL:
https://studopedia.ru/4_91129_professionalnaya-klassifikatsiya-klimova-ea- metodika-opredeleniya-professionalnoy-napravlennosti-v-klassifikatsii-klimova- ea.html(дата обращения: 18.03.2022).
27. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. Красноярск. Научно-инновационный центр (Социально-гуманитарные науки). 2014. №51. С.365-371.
28. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. [Электронный ресурс] М.: Перспектива, 2014. 206 с. URL:
https://2017.perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/publications/2647-vw-2647 (дата
обращения: 18.03.2022).
29. Лаврова Н.Г. Готовность педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование на Алтае. 2019. № 1. С. 32-37.
30. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 - 22.
31. Малофеев Н.Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? //
Специальное образование: Материалы XI международной научной
конференции 22-23 апреля 2015 г. СПб. 2015. Том 1. С. 9-15.
32. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире . М. 2010. Ч.1. 236 с.
33. Микляева Н.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа. Учебник для вузов. М.: ЮРАЙТ, 2021. 309 с.
34. Микляева Н.В., Ромусик М.Н., Головчиц Л.А. Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации. ФГОС. М.: АРКТИ, 2022. 112 с.
35. Мотивация персонала: методические рекомендации / сост.
В.А. Дубровская. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. 51 с.
36. Нагорная А.В. Социальная инклюзия. Нерешенные проблемы и новые вызовы. М.: Флинта, 2021. 288 с.
37. Назарова Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия: монография. М.: Перо, 2018. 239 с.
38. Назарова Н.М., Богданова Т.Г., Гусейнова А.А. Педагогика инклюзивного образования: Учебник. М.: Инфра-М, 2019. 335 с.
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка: под общ. ред. Л.И.
Скворцова. [Электронный ресурс] М. 2007. 988 с. URL:
https://www.litmir.me/br/?b=123940&p=902(дата обращения: 23.05. 22).
40. Олейникова Е.Н. Формирование профессиональной компетенции дефектологов в процессе вузовской подготовки // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №3. с. 18-26.
41. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. Казань: Познание. 2013. 204 с.
42. Педагогика: Учебное пособие для пед. ин -тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 478 с.
43. Петросян В.А. Социальная политика в интересах детей-инвалидов в Москве // Воспитание школьников. М. 2011. №10. С. 28-35.
44. Показатели инклюзии: практическое пособие / науч. ред. Н. Борисова. [Электронный ресурс] М.: РООИ «Перспектива», 2013. URL: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/pokazateli- incliuzii.pdf(дата обращения: 10.02.2022).
45. Покудина Т.Н. Педагогическая толерантность как разновидность копинг-поведения педагогов в условиях инклюзивного образования // Специальное образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., 26¬27 апр. 2017 г. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. Т. I. 236 с.
46. Поникарова В.Н. Специфика психолого-педагогического
сопровождения субъектов инклюзивного образования. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. 144 с.
47. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е.Л. Черкасова, А.В. Лагутина и др. М.: Перспектива, 2015. 88 с.
48. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). [Электронный ресурс] URL: ййр://рф/профстандарт- педагога/ (дата обращения: 20.10.2021).
49. Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.51-59.
[Электронный ресурс] URL: йИрз://рзу)оигпа1з.ги/рзуеби/2011/п1/(дата
обращения: 20.01.2022).
50. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2014. №2. С.152-156.
51. Пяшкур Ю.С. Проект управления инклюзивными формами обучения в дошкольных образовательных организациях // Перспективы науки.
2019. №12 (123). С. 181-183.
52. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: методические рекомендации [Электронный ресурс] : Текстовое электронное издание // сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. Челябинск: ЧИППКРО, 2021 - 1 оптический диск.
53. Реан А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум. М.: Изд-во: Прайм-Еврознак. 2006. 255 с.
54. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. Москва: Форум, 2012. С. 139-145.
55. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.
56. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: Дисс. ... канд. пед. наук. Омск. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-gotovnosti- budushchikh-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-d(дата обращения: 20.04.2021).
57. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. М.: Сфера, 2014. 118 с.
58. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
59. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
60. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М. 1997. 224 с.
61. Создание и апробация модели педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
62. Соловьева Т.А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: монография. М.: МИГУ, 2018. 159 с.
63. Справка о состоянии системы образования Самарской области (от
01.09.20). [Электронный ресурс].
URL:http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Россия.aspx (дата обращения: 10.03.2022).
64. Танцюра С.Ю., Конова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2020. 64 с.
65. Тарасова Ю.Н. Психолого-педагогические условия,
обеспечивающие повышение уровня готовности педагогов к инклюзивной образовательной деятельности // Всероссийский педагогический форум: сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции (24 мая 2021 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 22-27.
66. Тарасова Ю.Н. Эмоциональное выгорание педагогов в
дошкольном образовательном учреждении компенсирующей направленности // Молодежный исследовательский потенциал: сборник статей II
Международного научно-исследовательского конкурса . Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 193-198.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL:
https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya(дата обращения: 20.10.2021).
68. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 20 апреля 2021 года) [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob- obrazovanii-v-rf/2/(дата обращения: 10.03.2022).
69. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11608940(дата обращения: 25.05. 21).
70. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп . М. 2002. C. 248-249.
71. Философский энциклопедический словарь. М. 1983. 840 с.
72. Формирование инклюзивной среды в образовательной
организации «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация: метод.пособие / под ред. В.Д. Парубиной. Казань: ИД «МеДДоК», 2018. 160 с.
73. Хафизуллина И.Н. Формирование профессиональной
компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. №1. С. 83-88.
74. Хитрюк В.В. Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: компетентностный подход // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. М.: Буки- Веди, 2013. 671 с.
75. Хитрюк В.В. Готовность педагога к работе с «Особым» ребенком: модель формирования ценностей инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. №11. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/14583(дата обращения: 19.01.2022).
76. Хитрюк В.В. Эмоциональный компонент инклюзивной
готовности будущих педагогов: сущность, критерии и показатели
сформированности // Поволжский педагогический поиск (научный журнал).2014. Выпуск 2. С. 103-106.
77. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И Эволюция системы
наставничества в педагогической практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. Т. 6. №4. С.11.
URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/893/701 (дата
обращения: 25.02.2022).
78. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М. 2010. № 5. С. 12-19.
79. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: Автореф. дисс. ... канд. педагогических наук. Шуя. 2011. 26 с.
80. Юдина О.И. Структура готовности педагога к реализации инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. М. 2019. № 6. С.9
81. Яшкина К.Ю. Теоретические подходы к определению сущности
понятия «наставничество» [Электронный ресурс] // Исследования молодых ученых: материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 10-13.
URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16668/ (дата обращения:
22.05.2022).
82. Schmitt C. Inklusion, Interkulturelle Offnung, Diversity - Professionstheoretische Uberlegungen zu einem kritisch-reflexiven Inklusionsverstandnis [Electronic resource] // Zeitschrift Fur Inklusion. 2016. Vol.2. URL:https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/365 (date of treatment: 20.01.2022).
83. Goleman D. Working With Emotional Intelligence. Bloomsbury Press. Great Britain. 2013. 513 p.
84. Inclusive Vision Versus Special Education Reality / Authors: James M. Kauffman and Garry Hornby [Electronic resource]. Educ. Sci. 2020. №10 (9). 258 p. URL: https://doi.org/10.3390/educsci10090258 (date of treatment: 25.04.2022).
85. Peterson M.J. Inclusive teaching: The journey towards effective schools for all learners (2nd Ed.). Boston, MA: Pearson Education, Inc, 2010. 507 p.
86. Pre-Service Teachers’Attitudes Toward Inclusive Education During Their Studies in Bahrain Teachers College. / Authors: Osama Al-Mahdi and Hanin Bukamal. [Electronic resource]. July-September 2019. Pp. 1-14. URL:https://iournals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2158244019865772(date of treatment: 25.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ