ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1. 1. Физическое воспитание как фактор укрепления здоровья 9
1.2. Основы современной спортивной тренировки 16
1.3. Морфологические особенности подросткового периода 23
1.4. Ожирение и его профилактика 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 39
2.1. Задачи исследования 39
2.2. Методы исследования 39
2.3 Организация исследования 48
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
3.1. Организация занятий физической культурой с подростками 14-16 лет с начальной стадией ожирения 50
3.2. Влияния занятий силовыми упражнениями и физической культуры на функциональное состояние подростков 14-16 лет 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение то можно сразу сделать вывод о том, что здоровье в первую очередь определяется физическим благополучием, то есть физическим здоровьем. А под ним следует понимать уровень роста и развития органов и систем организма человека. Именно поэтому основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции организма, для формирования которых чрезвычайно важная роль отводится физическому воспитанию [1, 2, 3, 32, 35, 37].
Физическое воспитание должно быть направлено на укрепление здоровья, закаливание организма человека, развитие таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, координация движений. Кроме того, в процессе этого воспитания молодежь должна получать знания и навыки, необходимые для правильной организации быта, режима труда и отдыха. Последнее особенно важно, так как для укрепления здоровья необходимо соблюдать гигиенические условия труда и быта: правильно чередовать работу и отдых, рационально питаться, строго выполнять санитарно-гигиенические требования не только в быту и в труде, но и во время занятий физическими упражнениями. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают сильное воздействие на организм человека, поэтому надо хорошо знать основные принципы тренировки. За занимающимися физическими упражнениями в нашей стране осуществляется систематический врачебный контроль [5, 6, 8, 32, 35].
Школа, являясь важным периодом биологического и социального становления человека, может способствовать и утрате им здоровья. Поэтому, педагоги и врачи, психологи, администраторы, родители и сами учащиеся должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью учащихся[4, 5, 6, 18, 24, 27, 28].
Ожирение достаточно распространено среди учащейся молодежи. Профессор С.Н. Попов считает, что: «Ожирение - это заболевание, характеризующееся избыточным отложением жира в подкожной клетчатке и других тканях и органах, обусловленное метаболическими нарушениями и сопровождающееся изменениями функционального состояния. В последние десятилетия наблюдается тенденция увеличения количества больных с ожирением, что связывают с уменьшением физической нагрузки в быту и на производстве, а также с развитием пищевой индустрии, что привело к удешевлению продуктов питания (особенно богатых углеводами) и несбалансированному избыточному питанию» [9, 10, 13, 29, 33, 34, 36].
Эксперты ВОЗ считают, что к 2025 году в мире будет более 300 миллионов человек страдающих ожирением. Именно поэтому решение вопросов связанных с профилактикой, лечением, реабилитацией и восстановлением функциональных способностей лиц страдающих избыточной массой тела представляет важнейшую медико-социально-демографическую проблему государственного уровня.
Ожирение, или тучность, - одна из наиболее частых болезней, связанных с нарушением обмена веществ, при этом заболевшие, как правило, не обращаются к специалистам по физической культуре и предпочитают справляться с этим недугом самостоятельно [9, 10, 13, 29, 33, 34, 36]. Однако, неблагоприятная ситуация в отношении здоровья подрастающего поколения, требует совершенствования как средств профилактики так и средств физического воспитания учащейся молодежи. Остро стоит задача по внедрению современных средств физического воспитания, в том числе с применением силовых нагрузок, нормализации весовых кондиций заболевших и улучшения их качества жизни.
Поэтому проблему исследования мы определили: «как улучшить физическое здоровье школьников 14-16 лет имеющих избыточный вес, повысить их функциональные возможности, используя силовые нагрузки при занятиях физической культурой», а тему работы мы сформулировали как: «СИЛОВАЯ НАГРУЗКА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ».
Цель исследования - улучшение физического здоровья учащихся 14-16 лет с избыточной массой тела.
Объект исследования - процесс формирования физического здоровья учащихся 14-16 лет страдающих ожирением 1 степени.
Предмет исследования - методика физической реабилитации с использованием занятий силовыми нагрузками как оздоровительного элемента физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика лечебной физической культуры, включая силовые нагрузки на тренажерах в условиях школьного образования, существенно улучшит состояние физического здоровья и функциональные возможности мальчиков 14 -16 лет, страдающих ожирением I степени.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научные литературные источники по проблеме ожирения, рассмотреть существующие подходы к применению средств физической реабилитация при данной патологии.
2. Разработать методику физической реабилитации направленную на коррекцию массы тела, улучшение функционального состояния мальчиков 14-16 лет и повышение их физического здоровья.
3. Проверить эффективность разработанной методики для мальчиков с ожирением I степени в условиях общеобразовательного учреждения.
Методы исследования: анализ литературы, анализ медицинских документов, опрос, физиолого-психологическая диагностика, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Проблема исследования заключается в необходимости эффективного использования средств лечебной физической культуры и спорта для реабилитации лиц страдающих избыточной массой тела.
Методологической основой исследования стали методологические принципы, отражающие единство философских, интегративных и частно научных принципов и методов научного познания. Использованы исторический, антропометрический, физиологический, психологический и педагогический методы.
Теоретической основой исследования стало изучение научно-исследовательской литературы, методик и исследований, касающихся:
• Физиологического состояния мальчиков 14-16 лет страдающих ожирением I степени, а также особенности физической реабилитации и физического воспитания данной категории лиц.
• Вопросов раскрывающих особенности развития и особенности психологического состояния заболевших.
• Анализа научно-методической литературы по вопросам физической реабилитации лиц страдающих ожирением.
• Анализа специальной методической литературы по методике занятий лечебной физической культурой и методике применения силовых средств.
• Анализа психологических и психофизических аспектов личности подростка.
Эмпирическая база: МОУ № 35 (г. Тольятти, бульвар Кулибина 17). Из мальчиков 14-16 лет, страдающих ожирением I степени сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, общее количество участвующих в эксперименте составило 20 человек.
Основные этапы исследования:
Первый (сентябрь 2017 года - май 2018 года) - была определена проблема исследования, составлена гипотеза, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны методы исследования. Проведены наблюдения за занятиями по физическому воспитанию проводимые в МОУ № 35. Были определены показания и противопоказания для занятий ЛФК. Осуществлено исходное тестирование для сравнительной оценки имеющихся физиологических и психологических качеств и параметров у мальчиков 14-16 лет с начальными проявлениями ожирения.
Второй (сентябрь 2018 года - январь 2019 года) - проведен педагогический эксперимент, по оценке влияния занятий ЛФК с использованием силовых нагрузок на морфо-функциональное состояние мальчиков 14-16 лет имеющих ожирение I степени.
Занятия по улучшению физического здоровья подростков 14-16 лет были одинаковыми для лиц обеих групп и включали в себя традиционные занятия по физическому воспитанию. Для мальчиков экспериментальной группы проводились дополнительные «силовые тренировки», два раза в неделю по 45 минут в условиях тренажерного зала.
На третьем этапе в феврале 2019 года, проведено повторное тестирование, проведён сравнительный анализ изучаемых показателей в ЭГ и КГ.
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
• Проанализированы существующие проблемы у подростков 14-16 лет, возникающие при ожирении первой степени;
• У обследуемых мальчиков была выявлена положительные тенденции морфо-физиологического состояния, свидетельствующие об улучшении их здоровья;
• В антропометрическом и физиолого-психологическом плане лечебную физическую культуру можно использоваться как средство физической реабилитации, мальчиков14-16 лет с ожирением первой степени.
Научно-практическая исследования значимость состоит:
- в реализации примененной программы физического воспитания у мальчиков 14-16 лет с ожирением первой степени;
- в разработке и применении используемой в данной работе методики, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам и привлечь в спортивную деятельность мальчиков с ожирением.
Достоверность результатов доказана практическим и теоретическим апробированием описанной методики работы с подростками 14-16 лет, страдающими ожирением, а также личным участием автора данной работы в использовании этих методик в работе и наличия положительных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования была проведена на базе в медицинском центре «МОУ № 35», а также изложена в курсовых работах на базе обучения автора в ТГУ и в научной публикации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование необходимости создания и применения методики занятий по физическому воспитанию мальчиков 14-16 лет страдающих ожирением первой степени.
2. Занятия по физическому воспитанию с использованием «силовых нагрузок», являются важным средством повышения функционального состояния подростков 14-16 лет, способствуют нормализации веса и повышению уровня здоровья.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа изложена на 71 странице компьютерного текста, содержит 10 рисунков и 8 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 37 источников.
Ухудшение состояния физического здоровья подрастающего поколения, в том числе и из-за избыточной массы тела, вызывает необходимость дополнительного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Результаты проведенного исследования, свидетельствуют об улучшении функционального состояния подростков 14-16 лет с ожирением легкой степени. Предложенную методику занятий физической культурой и силовыми нагрузками можно признать вполне эффективной. Это позволяют сделать следующие выводы:
1. Ожирение является заболеванием, характеризующееся избыточным отложением жира в органах и тканях и сопровождающееся изменениями функционального состояния различных органов и систем. По этиологии и патогенезу оно является многофакторным заболеванием.
2. Укрепляя организм, повышая его функциональное состояние и уровень физического здоровья, физическая культура и силовые нагрузки нормализуют обменные процессы в организме.
3. Анализ теоретических и практических основ физической культуры при ожирении легкой степени позволил применить методику силовых нагрузок для юношей 14-16 лет.
4. Эффективность примененной методики силовых нагрузок выразилась в урежения пульса в покое, уменьшении индекса Кетле и в улучшении всех использованных показателей физического здоровья подростков 14-16 лет.
5. Достоверное уменьшение ЧСС (р<0,001), индекса Кетле (р<0,05), индекса Робинсона (р<0,001), индекса Скибинского (р<0,05) и индекса Руффье (р<0,001) у лиц экспериментальной группы в сравнении с показателями лиц контрольной группы свидетельствует об эффективности использованных нами занятий силовыми нагрузками для улучшения и развития физического здоровья у подростков 14-16 лет с ожирением первой степени.
1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для высшей школы / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. - 3-е изд., перераб. - М.: Академический Проект; Фонд «Мира», 2006. - 560с.
2. Бальсевич, В. К. Непрерывное физкультурное образование / В. К. Бальсевич, Г. И. Попов, Н. И. Санникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 10-13.
3. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова. - Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2012. - 128с.
4. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240с.
5. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Э. Г. Булич. - М., 1986. - 255с.
6. Вайнер, Э. Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э. Н. Вайнер // Валеология. - 2003. - №2. - С. 35-39.
7. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки. Учебник / Г.П. Виноградов, И.Г. Виноградов. - М., 2017. - 408 с.
8. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся: научно-методические, социологические и организационные аспекты: учеб.- метод. пособие / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172с.
9. Власов, В. Н. Возрастная морфология: практикум по практическим занятиям для студентов факультета физической культуры и спорта / В. Н. Власов. - Тольятти, 2011. - 119с.
10. Власов, В.Н. Частная патология: учеб. пособие / В. Н. Власов. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 207с.
11. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. - М.: Физическая культура, 2008. - 256с.
12. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М. , 2015. - 288с.
13. Еганян, Р.А. Школа здоровья. Избыточная масса тела и ожирение: руководство для врачей /Р.А. Егонян, А.М. Калинина. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. - 112с.
14. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444с.
15. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология: учебник / Е. К. Ермоленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 446с.
...