РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 8
1.1 Психолого-педагогические основы предпосылок нарушения письма у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика организации и содержания работы по развитию
буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 23
2.1 Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2. Содержание работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 33
2.3 Определение динамики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 8
1.1 Психолого-педагогические основы предпосылок нарушения письма у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика организации и содержания работы по развитию
буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 23
2.1 Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2. Содержание работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 33
2.3 Определение динамики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что осуществление новейшей формы образования в Российской Федерации предусматривает рост потребностей в готовности дошкольников к школьному обучению и совершенствование качества образования. Анализ предыдущих лет указывает на то, что физическое и психическое состояние современных дошкольников ухудшились. В общеобразовательных организациях увеличивается рост количества учеников с дефектами письма.
Как полагают ученые, такие как М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, образование дети получат, если у них будет сформированы навыки письма, потому, что письмо - это комплексный универсальный психологический и физиологический процесс.
Изначально, школьник при поступлении в образовательную организацию должен учиться писать, а письмо основывается на развитии зрительного восприятия и зрительной памяти. Одним из факторов дисграфии является недостаточное развитие буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста. Буквенный гнозис - это способность распознавать символические знаки (например, буквы). Проблемы, связанные с нарушением письма у дошкольников с общим недоразвитием речи, возникающие в результате несформированности буквенного гнозиса можно устранить лишь тогда, когда средства и методы образовательной деятельности направлены на развитие не только речевых, но и неречевых компонентов, например, зрительных.
А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не различают буквы, которые наложены друг на друга, у них имеются проблемы в выделении и анализе букв, которые сходны в графическом написании, так же, у детей присутствуют проблемы в прочтении букв алфавита, которые написаны в произвольном порядке. Из-за этих проблем дошкольники, как правило, не готовы к освоению письма».
Следовательно, актуальность рассмотренной темы исследования определена тем, что, во-первых, у дошкольников с общим недоразвитием речи из-за нарушения речи присутствуют характерные проблемы в готовности освоения письма, которое основывается на несформированности буквенного гнозиса; во - вторых, в последнее время налицо представлена сложная симптоматика нарушений письма из-за проблем в развитии буквенного гнозиса; в - третьих, профилактическая и пропедевтическая работа, начатая в период дошкольного возраста, способствует устранению основных причин проблем с письмом.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма и отсутствием методики педагогической работы в условиях ДОО в данном направлении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с целью профилактики предпосылок нарушения письма?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушений письма.
Объект исследования: процесс развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Гипотеза исследования: профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
2. Выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально разработать и проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- определена методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма;
- охарактеризованы показатели, уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены условия развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с ОНР как путь профилактики предпосылок нарушения письма
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений, в консультационной работе с родителями при решении задач профилактики нарушений письма у детей 6-7 лет с ОНР, а также развитие буквенного гнозиса как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в д/с №149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета Детства «Лада» г.о. Тольятти в подготовительной группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников с общим недоразвитием речи, 10 - экспериментальная группа и 10 дошкольников - контрольная группа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (33 источника), 4- х приложений.
Как полагают ученые, такие как М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, образование дети получат, если у них будет сформированы навыки письма, потому, что письмо - это комплексный универсальный психологический и физиологический процесс.
Изначально, школьник при поступлении в образовательную организацию должен учиться писать, а письмо основывается на развитии зрительного восприятия и зрительной памяти. Одним из факторов дисграфии является недостаточное развитие буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста. Буквенный гнозис - это способность распознавать символические знаки (например, буквы). Проблемы, связанные с нарушением письма у дошкольников с общим недоразвитием речи, возникающие в результате несформированности буквенного гнозиса можно устранить лишь тогда, когда средства и методы образовательной деятельности направлены на развитие не только речевых, но и неречевых компонентов, например, зрительных.
А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не различают буквы, которые наложены друг на друга, у них имеются проблемы в выделении и анализе букв, которые сходны в графическом написании, так же, у детей присутствуют проблемы в прочтении букв алфавита, которые написаны в произвольном порядке. Из-за этих проблем дошкольники, как правило, не готовы к освоению письма».
Следовательно, актуальность рассмотренной темы исследования определена тем, что, во-первых, у дошкольников с общим недоразвитием речи из-за нарушения речи присутствуют характерные проблемы в готовности освоения письма, которое основывается на несформированности буквенного гнозиса; во - вторых, в последнее время налицо представлена сложная симптоматика нарушений письма из-за проблем в развитии буквенного гнозиса; в - третьих, профилактическая и пропедевтическая работа, начатая в период дошкольного возраста, способствует устранению основных причин проблем с письмом.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма и отсутствием методики педагогической работы в условиях ДОО в данном направлении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с целью профилактики предпосылок нарушения письма?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушений письма.
Объект исследования: процесс развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Гипотеза исследования: профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
2. Выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально разработать и проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- определена методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма;
- охарактеризованы показатели, уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены условия развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с ОНР как путь профилактики предпосылок нарушения письма
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений, в консультационной работе с родителями при решении задач профилактики нарушений письма у детей 6-7 лет с ОНР, а также развитие буквенного гнозиса как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в д/с №149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета Детства «Лада» г.о. Тольятти в подготовительной группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников с общим недоразвитием речи, 10 - экспериментальная группа и 10 дошкольников - контрольная группа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (33 источника), 4- х приложений.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма является актуальной в настоящее время. Отличительные черты и специфика трудностей в освоении письма дошкольниками с нарушениями речи представлена в трудах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, С.Б. Яковлева и др.
Как полагает Р.Е. Левина, из-за речевой патологии и типа нарушения речи, у дошкольников обнаруживаются разные виды нарушений письма: от всеобщей невозможности к освоению грамматики до отчасти не развитой письменной речи.
В результате анализа литературы были определены критерии и уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Показатели развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи: ребенок узнает буквы, не по памяти (данные в порядке расположения в алфавите), а данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы находит нужную, при этом не путает правильное и зеркальное расположение букв; может показать букву, заданную ему звуком; умеет узнавать буквы в условиях штриховки, если буквы наложены друг на друга (узнает их по контуру) или перечеркнуты.
По трем уровням развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи можно проводить наблюдение за его динамикой. Проведя констатирующий этап эксперимента, выявили, что значительная часть всех дошкольников показали средний уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; у меньшего числа из них - достаточно развит буквенный гнозис; и довольно большой процент дошкольников имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи.
Профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенных методов, приемов, игр и упражнений в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития буквенного гнозиса в экспериментальной группе.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма является актуальной в настоящее время. Отличительные черты и специфика трудностей в освоении письма дошкольниками с нарушениями речи представлена в трудах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, С.Б. Яковлева и др.
Как полагает Р.Е. Левина, из-за речевой патологии и типа нарушения речи, у дошкольников обнаруживаются разные виды нарушений письма: от всеобщей невозможности к освоению грамматики до отчасти не развитой письменной речи.
В результате анализа литературы были определены критерии и уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Показатели развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи: ребенок узнает буквы, не по памяти (данные в порядке расположения в алфавите), а данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы находит нужную, при этом не путает правильное и зеркальное расположение букв; может показать букву, заданную ему звуком; умеет узнавать буквы в условиях штриховки, если буквы наложены друг на друга (узнает их по контуру) или перечеркнуты.
По трем уровням развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи можно проводить наблюдение за его динамикой. Проведя констатирующий этап эксперимента, выявили, что значительная часть всех дошкольников показали средний уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; у меньшего числа из них - достаточно развит буквенный гнозис; и довольно большой процент дошкольников имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи.
Профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенных методов, приемов, игр и упражнений в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития буквенного гнозиса в экспериментальной группе.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



