Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА

Работа №109258

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 8
1.1 Психолого-педагогические основы предпосылок нарушения письма у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика организации и содержания работы по развитию
буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как путь профилактики предпосылок нарушения письма 23
2.1 Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2. Содержание работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма 33
2.3 Определение динамики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения


Актуальность исследования заключается в том, что осуществление новейшей формы образования в Российской Федерации предусматривает рост потребностей в готовности дошкольников к школьному обучению и совершенствование качества образования. Анализ предыдущих лет указывает на то, что физическое и психическое состояние современных дошкольников ухудшились. В общеобразовательных организациях увеличивается рост количества учеников с дефектами письма.
Как полагают ученые, такие как М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, образование дети получат, если у них будет сформированы навыки письма, потому, что письмо - это комплексный универсальный психологический и физиологический процесс.
Изначально, школьник при поступлении в образовательную организацию должен учиться писать, а письмо основывается на развитии зрительного восприятия и зрительной памяти. Одним из факторов дисграфии является недостаточное развитие буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста. Буквенный гнозис - это способность распознавать символические знаки (например, буквы). Проблемы, связанные с нарушением письма у дошкольников с общим недоразвитием речи, возникающие в результате несформированности буквенного гнозиса можно устранить лишь тогда, когда средства и методы образовательной деятельности направлены на развитие не только речевых, но и неречевых компонентов, например, зрительных.
А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не различают буквы, которые наложены друг на друга, у них имеются проблемы в выделении и анализе букв, которые сходны в графическом написании, так же, у детей присутствуют проблемы в прочтении букв алфавита, которые написаны в произвольном порядке. Из-за этих проблем дошкольники, как правило, не готовы к освоению письма».
Следовательно, актуальность рассмотренной темы исследования определена тем, что, во-первых, у дошкольников с общим недоразвитием речи из-за нарушения речи присутствуют характерные проблемы в готовности освоения письма, которое основывается на несформированности буквенного гнозиса; во - вторых, в последнее время налицо представлена сложная симптоматика нарушений письма из-за проблем в развитии буквенного гнозиса; в - третьих, профилактическая и пропедевтическая работа, начатая в период дошкольного возраста, способствует устранению основных причин проблем с письмом.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма и отсутствием методики педагогической работы в условиях ДОО в данном направлении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с целью профилактики предпосылок нарушения письма?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушений письма.
Объект исследования: процесс развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Гипотеза исследования: профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
2. Выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально разработать и проверить методику развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- определена методика развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма;
- охарактеризованы показатели, уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены условия развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с ОНР как путь профилактики предпосылок нарушения письма
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений, в консультационной работе с родителями при решении задач профилактики нарушений письма у детей 6-7 лет с ОНР, а также развитие буквенного гнозиса как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в д/с №149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета Детства «Лада» г.о. Тольятти в подготовительной группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников с общим недоразвитием речи, 10 - экспериментальная группа и 10 дошкольников - контрольная группа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (33 источника), 4- х приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развитие буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма является актуальной в настоящее время. Отличительные черты и специфика трудностей в освоении письма дошкольниками с нарушениями речи представлена в трудах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, С.Б. Яковлева и др.
Как полагает Р.Е. Левина, из-за речевой патологии и типа нарушения речи, у дошкольников обнаруживаются разные виды нарушений письма: от всеобщей невозможности к освоению грамматики до отчасти не развитой письменной речи.
В результате анализа литературы были определены критерии и уровни развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Показатели развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи: ребенок узнает буквы, не по памяти (данные в порядке расположения в алфавите), а данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы находит нужную, при этом не путает правильное и зеркальное расположение букв; может показать букву, заданную ему звуком; умеет узнавать буквы в условиях штриховки, если буквы наложены друг на друга (узнает их по контуру) или перечеркнуты.
По трем уровням развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи можно проводить наблюдение за его динамикой. Проведя констатирующий этап эксперимента, выявили, что значительная часть всех дошкольников показали средний уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; у меньшего числа из них - достаточно развит буквенный гнозис; и довольно большой процент дошкольников имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи.
Профилактика предпосылок нарушений письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи путем развития буквенного гнозиса будет эффективной в том случае, если:
- определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи;
- подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенных методов, приемов, игр и упражнений в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития буквенного гнозиса в экспериментальной группе.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма.



1. Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] / А.Е. Алексеева. - М. : Логос, 2014. - 224 с.
2. Астахова, Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств [Текст] / Т.В. Астахова. - М. : Автограф, 2015. - 216 с.
3. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. - СПб. : Питер, 2015. - 321 с.
4. Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с ОНР [Текст] / Н.И. Буковцова. - М. : Академия, 2014.- 316 с.
5. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст] / Г.М. Вартапетова. - М. : АСТ, 2012. - 322 с.
6. Воронова, А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации [Текст] / А.П. Воронова. - СПб : Образование, 2014. - 186с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 316 с.
8. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с ОНР [Текст] : Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Академия, 2014. - 207 с.
9. Кинаш, Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Кинаш. - М. : АСТ, 2013. - 223 с.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2015. - 286 с.
11. Корнев, А.Н. Методика оценки автоматизации навыка письма [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб. : Нева, 2015. - 188с.
12. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей [Текст] : Учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. - М.: ОНИКС, 2015. - 223 с.
13. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] : Учебное пособие / Р.И. Лалаева. - СПб. : Питер, 2014. - 224с.
14. Лалаева, Р.И. Диагностика и корекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : Учебно- методичекое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб. : Питер, 2013. - 196с.
15. Лалаева, Р.И. Симптоматика дисграфий у детей с ОВЗ [Текст] / Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка- Высоцка . -М. : Логос, 2014. - 167с.
16. Лалаева, Р.И., Сятка- Высоцка Г. Виды дисграфий у детей с ОВЗ [Текст] / Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка- Высоцка. - М. : Логос, 2014. - 170с.
17. Ларина, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма [Текст] / Е.А. Ларина. - М. : Академия, 2016. - 323 с.
18. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина.- М. : Автограф, 2015.- 184с.
19. Леханова, О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками с ОНР [Текст] / О.Л. Леханова.- М. : Элиот, 2014.- 156с.
20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ОНР [Текст] : Учебное пособие / Е.А.Логинова, под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : Детство- Пресс, 2014.¬208 с.
21. Логопедия: Методическое наследие [Текст] : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой : В 5 кн. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 303с.
22. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. -М. : Изд- во МГУ, 2013. - 253с.
23. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Академический Проект, 2014. - 512с.
24. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Сост. Р.А.Белова-Давид.- М. : Владос, 2013. - 232с.
25. Обнизова, Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии [Текст] / Т.Ю. Обнизова.-М. : Академия, 2014. - 224с.
26. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией [Текст] / С.А. Овсянникова.-М. : Владос, 2015. - 320 с.
27. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб. : Союз, 2014. - 240с.
28. Парамонова, Л.Г. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева. - СПб : Питер, 2015. - 270с.
29. Попова, Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Ф. Попова. - М. : Автограф, 2014. - 192с.
30. Попова, Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Ф. Попова.- М. : Академия, 2014. - 220 с.
31. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] : Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. - М. : Академия, 2012. - 232с.
32. Степкова, О.В. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Степкова, С.Б. Яковлев. - СПб. : Нева, 2015. - 272с.
33. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение [Текст] : Учеб. пособие / Л.С.Цветкова. - М. : МОДЭК, 2015. - 184с.
34. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С.Цветкова. - М. : МОДЭК, 2013. - 304с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ