РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.2 Потенциальные возможности изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности 27
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в 40 процессе изобразительной деятельности
2.3 Динамика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 49
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение 65
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.2 Потенциальные возможности изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности 27
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в 40 процессе изобразительной деятельности
2.3 Динамика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 49
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение 65
Актуальность темы данной бакалаврской работы состоит в том, что проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педагогики, психологии и дефектологии. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики и психологической науки провоцируют новейшие задачи в её исследовании. Одна из подобных задач - это положение об индивидуальных спецификах развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности человека, в случае если проблематичная ситуация характеризуется отсутствием знаний или же представлений.
В развитии и функционировании воображения особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в развитии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.
Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия изобразительной деятельностью, которые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения — речи, приводят к неполноценности представлений об окружающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблематичнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов [2].
Проблема развития творческого воображения передана в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой.
Технология и условия развития творческого воображения представлены в работах Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко.
Анализ литературы свидетельствует, о том, что всевозможные аспекты этой проблемы исследуются, однако темы, связанные с развитием творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности недостаточно подробно освещены.
Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и методической неразработанностью этого процесса. Это и обусловило выбор темы изучения.
На основании найденного противоречия установлена проблема исследования: каково влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности будет эффективно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда средствами изобразительной деятельности;
- организовано обучение детей способам рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографии;
- включены кляксография, рисование пальчиками и мыльными пузырями в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и практики.
Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо); положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей изобразительной деятельности как способа развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого воображения; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшей группы.
Экспериментальная база исследования: МБУ №200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 наименований источников), 11 приложения, 12 таблиц. Работу иллюстрируют 10 рисунков
В развитии и функционировании воображения особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в развитии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.
Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия изобразительной деятельностью, которые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения — речи, приводят к неполноценности представлений об окружающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблематичнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов [2].
Проблема развития творческого воображения передана в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой.
Технология и условия развития творческого воображения представлены в работах Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко.
Анализ литературы свидетельствует, о том, что всевозможные аспекты этой проблемы исследуются, однако темы, связанные с развитием творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности недостаточно подробно освещены.
Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и методической неразработанностью этого процесса. Это и обусловило выбор темы изучения.
На основании найденного противоречия установлена проблема исследования: каково влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности будет эффективно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда средствами изобразительной деятельности;
- организовано обучение детей способам рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографии;
- включены кляксография, рисование пальчиками и мыльными пузырями в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и практики.
Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо); положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей изобразительной деятельности как способа развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого воображения; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшей группы.
Экспериментальная база исследования: МБУ №200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 наименований источников), 11 приложения, 12 таблиц. Работу иллюстрируют 10 рисунков
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило совершить последующие заключения.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать то, что проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется как актуальная в настоящее время. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности ребёнка.
Являясь первостепенным новообразованием дошкольного возраста, воображение тщательно исследуется педагогами и психологами. Результаты такого изучения представлены в работах таких авторов как Т. Рибо, Л.С. Выготского, Э.П. Торренса, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, а также B.C. Мухиной, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, О.В. Боровика и др.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявление уровеня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались ответы детей, разработанные О.М. Дьяченко: гибкость, оригинальность, вариативность.
Выявленный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что большинство детей находятся на низком уровне (90%). Полученные данные констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления направленной коррекционной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с сформулированной гипотезой программа формирующего эксперимента реализовывалась в 2 этапа:
1) знакомство детей с нетрадиционными способами рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографией, а также обогащение развивающей предметно-пространственной среды средствами изобразительной деятельности.
2) разработка и реализация комплекса совместной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данные контрольно среза показали то, что после проведения формирующего эксперимента высокий уровень выявлен 10% детей, средний уровень увеличился на 20% и составил 30%, в то время как низкий уровень уменьшился на 30% и составил 60%.
Приобретённые данные позволяют утверждать, то что в последствии проведения формирующего эксперимента уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР заметно повысился и качественно улучшился. Цель работы достигнута и задачи решены.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать то, что проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется как актуальная в настоящее время. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности ребёнка.
Являясь первостепенным новообразованием дошкольного возраста, воображение тщательно исследуется педагогами и психологами. Результаты такого изучения представлены в работах таких авторов как Т. Рибо, Л.С. Выготского, Э.П. Торренса, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, а также B.C. Мухиной, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, О.В. Боровика и др.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявление уровеня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались ответы детей, разработанные О.М. Дьяченко: гибкость, оригинальность, вариативность.
Выявленный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что большинство детей находятся на низком уровне (90%). Полученные данные констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления направленной коррекционной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с сформулированной гипотезой программа формирующего эксперимента реализовывалась в 2 этапа:
1) знакомство детей с нетрадиционными способами рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографией, а также обогащение развивающей предметно-пространственной среды средствами изобразительной деятельности.
2) разработка и реализация комплекса совместной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данные контрольно среза показали то, что после проведения формирующего эксперимента высокий уровень выявлен 10% детей, средний уровень увеличился на 20% и составил 30%, в то время как низкий уровень уменьшился на 30% и составил 60%.
Приобретённые данные позволяют утверждать, то что в последствии проведения формирующего эксперимента уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР заметно повысился и качественно улучшился. Цель работы достигнута и задачи решены.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи в процессе обучения лепке
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Диссертация , логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



