Введение 3
Глава 1 Правовая природа субсидиарной ответственности и особенности правового положения контролирующих должника лиц 7
1.1 Правовая природа субсидиарной ответственности контролирующих
должника лиц при банкротстве 7
1.2 Понятие и критерии признания лица контролирующим должника.15
Глава 2 Основания и условия привлечения контролирующих должника лиц к
субсидиарной ответственности при банкротстве 25
2.1. Основания и условия привлечения контролирующих должника лиц
к субсидиарной ответственности 25
2.2. Действие норм о субсидиарной ответственности во времени 39
Глава 3 Некоторые аспекты ответственности контролирующих лиц 46
3.1 «Снятие корпоративной вуали» как механизм привлечения к
ответственности контролирующих лиц 46
3.2 Некоторые проблемы привлечения контролирующих лиц
к ответственности 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Возникновению института субсидиарной ответственности в делах о банкротстве способствовало отсутствие механизма, позволяющего эффективно противодействовать недобросовестному использованию института банкротства, в целях уклонения от исполнения юридическими лицами своих долговых обязательств.
Привлечение к уголовной ответственности по «банкротным» составам, традиционно находится, на достаточно низком уровне, чтобы говорить о том, что данный механизм не работает. Доля «банкротных» преступлений в структуре судимости за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации) ежегодно составляет не более 1%.
С точки зрения раскрытия и расследования, «банкротные» преступления остаются одними из наиболее сложных. Это связано с высоким уровнем их латентности и недостатками уголовно-правового регулирования.
Привлечение же к субсидиарной ответственности, в настоящее время, является достаточно эффективным механизмом, позволяющим восстанавливать нарушенные права кредиторов.
С введением в 2017 г. в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве)) новой главы III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», отмечаются положительные тенденции в развитии института субсидиарной ответственности в Российской Федерации.
В работе проанализированы нормы действующего законодательства, рассмотрено, какие изменения привнесли в судебную практику нормы предусмотренные главой III2 Закона о банкротстве, а также изучены проблемные вопросы, возникающие при применении механизма субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в делах о банкротстве.
Целью настоящей работы является изучение специфики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц при банкротстве организаций, изучение существующих механизмов ее реализации на основе анализа судебной практики, а также выявление проблем и подготовка рекомендаций по расширению возможностей исполнения обязательств юридического лица в условиях несостоятельности.
Поставленная цель явилась основанием для формирования основных задач диссертационного исследования и путей их решения:
- изучить правовую природу субсидиарной ответственности контролирующих лиц в делах о банкротстве;
- рассмотреть критерии признания лица контролирующим, особенности его правового положения в деле о несостоятельности (банкротстве);
- рассмотреть основания и условия привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам несостоятельного должника - юридического лица;
- выделить положительные и отрицательные аспекты правового регулирования ответственности контролирующих лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов в деле о несостоятельности;
- провести сравнительный анализ зарубежного законодательства и иностранных судебных доктрин в части привлечения контролирующих лиц к ответственности по обязательствам несостоятельного юридического лица положения, для целей совершенствования отечественного правового регулирования субсидиарной ответственности в банкротстве.
Научная новизна работы заключается в том, что она затрагивает актуальную для юридической науки тему субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в деле о несостоятельности (банкротстве) и связанные с ней аспекты правового регулирования.
В результате проведенного теоретического исследования на защиту выносятся следующие положения:
- определение момента возникновения признаков объективного банкротства требует детального изучения деятельности должника, финансовые трудности в определенный момент, могут быть вызваны преодолимыми временными обстоятельствами;
- изменения, внесенные в Закон о несостоятельности (банкротстве) должны существенно повысить гарантии кредиторов, поскольку определение контролирующего должника лица в законе максимально расширилось;
- причастность реального бенефициара (выгодоприобретателя) к нарушению имущественных прав кредиторов достаточно сложно доказуемо. Очень часто, в случае зависимости арбитражных управляющих от бенефициаров должника, в процедуре банкротства могут иметь место недобросовестные действия. При наличии доступных сведений о контролирующих лицах, кредиторы смогли бы самостоятельно обращаться с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, если арбитражный управляющий от предъявления требования уклоняется, либо занимает недостаточно активную позицию.
Объект исследования включает в себя общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью юридического лица, складывающиеся между этим лицом, его кредиторами и контролирующими лицами, а также возникающие в связи с основным отношением отношения в сфере восстановления нарушенных прав кредиторов.
Предметом исследования являются нормы, регламентирующие в процедурах банкротства ответственность контролирующих лиц, а также и практика их применения.
Основу исследования составили общенаучные и сравнительно-правовые методы исследования. Использовались формально-юридический метод, метод сравнительного анализа, методы статистического анализа.
Практической базой для написания работы послужили: законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, судебные акты, письма Федеральной налоговой службы, публикации и монографии российских ученых в области юриспруденции, методические рекомендации, материалы из локальных сетей.
Сформулированные и обоснованные в ходе проведенного исследования выводы имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы при применении норм субсидиарной ответственности в деле о несостоятельности юридического лица. В частности, результаты исследования могут быть использованы практикующими юристами в арбитражном процессе, в научно-исследовательской деятельности и учебном процессе.
Тема субсидиарной ответственности контролирующих лиц будет актуальной всегда, пока существует институт банкротства.
Положения, предусматривающие субсидиарную ответственность, впервые появились в Федеральном законе от 08.01.1998, но именно с введением 29.07.2017 главы III.2 в Закон о банкротстве, эта норма заработала.
Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика показала, что это единственный механизм, который позволяет добиваться полного погашения требований кредиторов в деле о банкротстве.
В данной магистерской работе проведено исследование специфики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц при банкротстве организаций, существующих механизмов ее реализации на основе анализа судебной практики сложившейся после последних нововведений, а также выявлены проблемы и подготовлены рекомендации по их преодолению.
В ходе исследования автором были выполнены следующие задачи:
- изучена правовая природа субсидиарной ответственности и особенности правового положения контролирующих должника лиц;
- рассмотрены критерии признания лица контролирующим должника;
- рассмотрены основания и условия привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам несостоятельного должника - юридического лица
- выявлены положительные и отрицательные аспекты правового регулирования ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов;
- в процессе сравнительного анализа зарубежного законодательства, выявлены положения полезные для совершенствования отечественного правового регулирования субсидиарной ответственности за банкротство.
В нашем исследовании мы установили, что осмысление правовой природы субсидиарной ответственности как деликтной, то есть самостоятельной (основной) ответственности контролирующего лица за нарушение обязанности действовать добросовестно и разумно по отношению к кредиторам подконтрольного лица, позволило расширить круг лиц, привлекаемых к такой ответственности. Так стало возможным, например, привлекать наследников умершего контролирующего должника лица. Критерии, по которым лицо признается контролирующим должника, максимально расширились, судам предоставлено право признавать лицо контролирующим и по иным основаниям, не изложенным в Законе о банкротстве, исходя из фактических обстоятельств дела. При этом законодатель ограничил круг прав лица, привлекаемого к ответственности. Согласно действующей редакции Закона о банкротстве, лицо, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к ответственности, имеет права и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчик по этому заявлению.
Новая редакция Закона о банкротстве не устанавливает новые основания для привлечения к субсидиарной ответственности, а содержит положения, которые раскрывают порядок доказывания.
Введенные пунктом 2 статьей 61.11 в Закон о банкротстве презумпции, позволяют облегчить доказывание оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, то есть содержат прямой вывод о том, что именно определенные действия (бездействие) контролирующего должника лица повлекли невозможность полного погашения требований кредиторов.
Норма закона о банкротстве, предусмотренная подпунктом 2 пункта 12 статьи 61.11, по мнению автора, компенсирует нерабочую норму уголовного права - части 1, 2 статьи 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Данная норма уголовного кодекса предусматривает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, если такие действия причинили крупный ущерб.
Для привлечения к уголовной ответственности по статье 195 УК РФ необходимо соблюдение двух условий - наличие признаков банкротства и крупный ущерб, причиненный неправомерными действиями. Для привлечения к субсидиарной ответственности по подпункту 2 пункта 12 статьи 61.11 Закона о банкротстве необходима совокупность тех же условий - наличие признаков банкротства и существенность причиненного ущерба совершенными деяниями. Только для целей привлечения к уголовной ответственности ущерб должен составлять не менее 2 500 000.00 руб., в то время как существенность ущерба для целей привлечения к субсидиарной ответственности, должна оцениваться применительно к масштабам деятельности юридического лица.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:
- поскольку законодательством не закреплены понятие и квалифицирующие признаки объективного банкротства вопрос его определения вызывает сложности. Определение момента возникновения признаков объективного банкротства требует детального изучения режима и специфики деятельности должника, а также то, что финансовые трудности в определенный период могут быть вызваны преодолимыми временными обстоятельствами;
- причастность реального бенефициара (выгодоприобретателя) к причинению имущественных потерь на стороне кредиторов сложно доказуемо.
Очень часто недобросовестные действия в процедурах банкротства становятся возможными из-за зависимости арбитражных управляющих от бенефициаров должника.
В процессе сравнительного анализа зарубежного законодательства и иностранных судебных доктрин выявлены положения, которые могли бы быть полезными для совершенствования отечественного правового регулирования субсидиарной ответственности за банкротство.
В целях преодоления выявленных проблем, нам представляется возможным перенять некоторый опыт зарубежных стран, в частности:
- опыт США в части использования судами так называемых «checklists» - тестов, по которым определяется наличие оснований для «снятия корпоративной вуали». Но в отличие от США, где содержание и название таких тестов в разных штатах могут различаться, такой «тест» должен быть единым в виде в виде обобщающего Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в котором бы давались разъяснения основных моментов и критериев по вопросу определения признаков объективного банкротства.
- опыт стран-членов Европейского союза по созданию реестров бенефициаров. Предполагается что, при наличии доступных сведений о контролирующих лицах кредиторы смогли бы самостоятельно обращаться с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, если арбитражный управляющий от предъявления требования уклоняется, либо занимает недостаточно активную позицию.
Подводя итог выше изложенному, полагаем, что цель работы - изучение специфики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц при банкротстве организаций, изучение существующих механизмов ее реализации на основе анализа судебной практики, а также выявление проблем и подготовка рекомендаций по расширению возможностей исполнения обязательств юридического лица в условиях несостоятельности выполнена, поставленные задачи решены в полном объеме.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
2. Бычкова Е.Н. Правомочия лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, на обжалование судебных актов в деле о банкротстве должника // Арбитражные споры. 2020. №4 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
3. Горбашев И.В. О некоторых материально-правовых аспектах привлечения к субсидиарной ответственности в разъяснениях ВС РФ // Вестник гражданского права. 2018. № 4.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. 30.11. 1994 года №51- ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
5. Добрачев Д.В. Проблемы судебной практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процедуре банкротства // Инфотропик Медиа. 2019.
6. Карелина С.А. Признаки объективного банкротства, используемые при определении оснований привлечения к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица // Хозяйство и право. 2020. № 3.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс: справочно¬правовая система.
8. Курбатов А. Субсидиарная ответственность руководителей при несостоятельности (банкротстве) возглавляемых ими кредитных организаций // Хозяйство и право. 2007. № 7.
10. Ломакин Д.В. Контроль как форма зависимости юридических лиц / Д.В. Ломакин // Хозяйство и право. 2018. № 2.
11. Мороз. А. Круг субъектов расширился. Субсидиарная ответственность контролирующих лиц неотвратима // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 4. С. 6-11.
12. Морхат П.М. Субсидиарная ответственность номинальных директоров: анализ практики арбитражных судов // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2019. № 3.
13. Морхат П.М. Субсидиарная ответственность в делах о банкротстве как самостоятельная (основная) ответственность контролирующего должника лица за нарушение обязанности действовать добросовестно и разумно по отношению к кредиторам подконтрольного лица // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2019. № 4.
14. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 29.07.2017 №266-ФЗ// Консультант плюс: справочно-правовая система.
15. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 №
208-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
16. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)//
Консультант плюс: справочно-правовая система.
17. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
18. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10. 2002 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
19. О применении налоговыми органами положений главы III.2
Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ: Письмо ФНС России от
16.08.2017 № СА-4-18/16148@ // Консультант плюс: справочно - правовая система.
20. Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.01.2021 по делу А74-2633/2019 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел // URL: https://kad.arbitr.ru/
21. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 306-ЭС17-13670(3) по делу № А12-18544/2015 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
22. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС19-10079 по делу №А41-87043/2015 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел // URL: https://kad.arbitr.ru/
23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от
16.12.2019 № 303-ЭС19-15056 по делу №А04-7886/2016 [Электронный
ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
24. Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2020 № 310-ЭС20-6760 по делу №А14-7544/2014 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
25. Определение Верховного Суда Российской Федерации от
16.11.2020 № 305-ЭС20-17207 [Электронный ресурс] // Картотека
Арбитражных дел// URL:https: //kad.arbitr.ru/
26. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
26.05.2020 №1105-О [Электронный ресурс] // URL:
https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26052020-n-105- o/
Т1. Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 №01-04-05/17015//
Консультант плюс: справочно-правовая система.
28. Попондопуло В.Ф., Силина (Слепченко) Е.В. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве // Судья. 2018. № 4.
29. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.09.2019 № Ф01-4591/2019 по делу №А43-7702/2013 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL:https: //kad.arbitr.ru/
30. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2020 №Ф02-6862/2019 по делу №А74-3267/2017 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел // URL: https//kad.arbitr.ru/
31. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2018 по делу А40-130472/17. [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
32. Постановление Арбитражного суда Московского округа от
24.08.2020 №Ф05-6357/2020 по делу №А40-299816/2018 [Электронный
ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
33. Постановление арбитражного суда Поволжского округа № Ф06- 18340/2017 от 30 марта 2017г. по делу А12-26858/2013 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел // URL: https://kad.arbitr.ru//(дата обращения 06.11.2021)
34. Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2020 № Ф07-17265/2019 по делу № А56-6358/2015 [Электронный ресурс] // Картотека Арбитражных дел// URL: https://kad.arbitr.ru/
35. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
36. Привлечение к ответственности контролирующих и зависимых лиц в банкротстве [Электронный ресурс] (дискуссия под председательством
Федеральной налоговой службы РФ) 16.05.2019: URL:
https://spblegalforum.ru/ru/2019_Video//(дата обращения 28.10.2021).
37. Разумов И.В. Законодательство о банкротстве требует не точечного, а системного реформирования // Вестник арбитражного суда Московского округ. 2019. №3.
38. Рекомендации, принятые по итогам семинара-совещания по актуальным вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), состоявшегося 24-25.10.2019, г. Омск, утверждены на заседании президиума Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 06.03.2020 (с учетом изменений, утвержденных президиумом суда округа 19.06.2020 [Электронный ресурс] // URL: https://faszso.arbitr.ru/node/15113
39. Рыков И.Ю. Субсидиарная ответственность: тенденции
современного менеджмента // М.: Статут, 2019.
40. Середа А.Г., Середа А.М. Механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве: монография // Статут, 2020.
41. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ. (ред. от 01.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
42. Allen N.B. Reverse Piercing of the Corporate Veil: A Straightforward Path to Justice // St. John's Law Review. 2011. Vol. 85. Is. 3. P. 1154, 1156.
43. Anti-money laundering directive IV (AMLD IV) [Электронный ресурс]// URL:https://eur-lex. europa.eu/legal-сontent/(дата обращения 28.10.2021)
44. Anti-money laundering directive V (AMLD V) [Электронный ресурс]// URL: https//eur-lex.europa.eu/legal-content/ (дата обращения 28.10.2021)
45. Lennarts M.L. Concernaansprakelijkheid. P. 373; Lohman S.H.A. Duties
and Liabilities of Directors and Shareholders under Netherlands Law. P. 128; Van Dongen R.C. Identificatie in het rechtspersonenrecht. P. 312, 321; Vandekerckhove K. Piercing the corporate veil: A transnational approach. P. 25— 26.
46. Vanderkerckhove K. Piercing the Corporate Veil: A Transnational Approach: Wolters Kluwer, 2007. P. 14.
47. Wormser M. Piercing the Veil of Corporate Entity // Columbia Law Review. 1912. Vol. 12. P. 496 - 518.