Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения общественных движений 9
1.1 Появление и развитие феномена общественных движений 9
1.2 Молодежная политика в современной России 18
Глава 2 Качественные и количественные показатели влияния профсоюзной организации на реализацию молодежной политики 33
2.1 Сравнительный анализ отношения студентов к участию в работе
студенческих профсоюзных организаций на примере Тольяттинского государственного университета 33
2.2 Анализ отношения студентов к профсоюзной деятельности при помощи интервью 42
Заключение 50
Список используемой литературы и источников 53
Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Отношение студентов к участию в работе студенческих профсоюзных организаций на примере
Тольяттинского государственного университета» 60
Приложение Б Анкета исследования 72
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 76
Приложение Г Вопросы интервью 87
Приложение Д Стенограмма интервью
Актуальность темы исследования. Современное общество развивается и растет с каждым днем, а его структура расширяется и становится масштабнее. В особенности в эпоху глобализации, особое место занимают динамичные структуры, которые позволяют мобильно реагировать на изменения в окружающем мире. Таковыми структурами являются добровольные объединения индивидов - общественные движения. Они выступают в качестве одной из самых подвижных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, приспосабливаются к изменившимся правилам. Сложность и многоаспектность данного явления, небольшое количество направлений в исследовании подобного рода феноменов в нашей стране затрудняет формирование общей теории движений. В настоящее время только вырабатываются разные концепции анализа, формируются подходы к исследованию условий возникновения, институционализации новых общественных движений, их взаимодействия с институциональными и неинституциональными субъектами [50].
Общественные движения в современности становятся более распространенными и актуальными. Объединяясь, индивиды могут решить свои насущные проблемы и тем самым показать отношение к окружающему миру.
Профсоюзные организации - единственные общественные организации, чьи права и гарантии закреплены законами (Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс РФ). Это студенческие организации, действующие в рамках единой общегосударственной структуры, объединяющей молодёжь с другими категориями граждан. Эти и другие особенности дают студенческим профсоюзам, функционирующим на принципах самоуправления, значительное преимущество и позволяют выполнять функцию регулирования отношений между администрацией вуза и студентами посредствам социального партнерства. Согласно статистике, в России сегодня насчитывается около 2 млн. членов первичных профсоюзных студенческих организаций. Основными задачами существования и осуществления деятельности является представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов членов профсоюза.
Профком студентов и аспирантов Тольяттинского государственного университета является самой крупной общественной организацией в университете. Он занимается защитой прав и интересов студентов в организации обучения, внеучебной деятельности, жилищно-бытовыми вопросами общежития и кампусов университета, социально-экономической поддержкой студентов. Профсоюзный комитет в Тольяттинском государственном университете имеет развитую структуру и систему функционирования собственной деятельности.
Молодежная политика играет важную роль в государственном регулировании общества. Именно молодое поколение является будущим страны, поэтому упор делается на воспитание нравственной молодежи, поддерживающей власть. Один из регуляторов можно назвать - общественное движение «Общероссийский народный фронт». Данное движение является самым крупным в России, в его главе стоит президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Данное движение является коалиция общественно-политических организаций, созданное в 2011 году, включающее в себя около 1620 организаций по всей России. Имеет численность в более 100 тысяч активистов и свыше 25 тысяч экспертов [43]. Главные задачи ОНФ - контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан [43]. Основными активистами является молодежь.
Участие в деятельности профсоюзной организации в учебном заведении во много определяет дальнейшее развитие молодежи. Знание собственных прав, способность отстаивать точку зрения позволяет молодежи быстрее социализироваться во взрослой жизни. Изучение профсоюзной деятельности позволит выявить ее влияние на реализацию молодежной политики. Деятельность общественных организаций в учебных заведениях имеет особое значение и выполняет многие важные задачи, стоящие перед государственной молодёжной политикой страны в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования общественных движений имеют многолетнюю историю. К настоящему времени разработано значительное количество теоретико-методологических подходов к пониманию общественных движений.
В социологической науке большая часть исследователей содержание понятия «общественное движение» связывает с такими социальными категориями, как коллективное действие, социальные изменения, протестное поведение, взаимодействие различных социальных групп (М. Диани, А. Турен, Н. Смелзер, Г. Блумер. А. Темкина, М. Назаров, Г. Кертман и др.). М. Залд, Д. Маккарти, Е. Здравомыслова, М. Кодин, Н. Головин и другие исследователи подчеркивают определенную устойчивость, организационную оформленность, структурированность движений [3]. В рамках теории «коллективного поведения», представителями которой являются У. Корнхаузер, Г. Блумер, общественные движения рассматриваются наряду с другими типами коллективного поведения. А. Киллиан, А. Турен, А. Мелуччи, А. Темкина признают в первую очередь конфликтный характер общественных движений. П. Штомпка, Э. Гидденс, Н. Смелзер, Н. Головин, Е. Здравомыслова противопоставляют «старые» и «новые» движения, выделяя их специфические особенности [24]. Представители социально-психологического подхода (Г. Дилигенский, Л. Гозман) акцентируют внимание на психологическом состоянии личности, личностной мотивации, социально-психологической характеристике участников движений [21]. Объектом исследования теории «мобилизации ресурсов» (М. Залд, Д. Маккарти, Э. Клопов, В. Костюшев, С. Яницкий) являются конкретные организации общественных движений. Данный подход социологически анализирует деятельность движений, проблему их роста и изменения.
Объектом исследования являются профсоюзная деятельность, предметом - функции профсоюзной студенческой организации в реализации молодежной политики.
Цель бакалаврской работы - изучение функций профсоюзных студенческих организаций в реализации молодежной политики.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- изучение теоретических концепций появления и развития феномена общественных движений;
- анализ молодежной политики современной России;
- сравнение отношений студентов гуманитарной и технической направленности к участию в работе профсоюзной организации;
- анализ отношения студентов гуманитарной и технических специальностей к деятельности профсоюзных организаций при помощи интервью.
Теоретико-методологическая база исследования.
Теория коллективного поведения (Р. Парк, Э. Берджес, Г. Блумер) позволит рассмотреть истоки формирования общественных движений.
Четырехэтапная модель общественных движений (Г. Блумер) позволит рассмотреть жизненный цикл общественных движений.
Гипотеза исследования: Современная профсоюзная организация в учебном заведении является платформой для реализации молодежной политики.
Методы исследования: анкетный опрос (N=200 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=200 респондентов (100 студентов гуманитарной направленности, 100 студентов технической направленности).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 студентов гуманитарной направленности, 4 студентов технической направленности).
Практическая значимость исследования: результаты проведенного аналитического исследования будут использоваться профсоюзной студенческой организацией Тольяттинского государственного университета для всестороннего улучшения своей работы.
Апробация работы: Татарницева Е.Д. Отношение студентов к участию в работе студенческих профсоюзных организаций на примере Тольяттинского государственного университета: результаты социологического опроса»// Студенческие дни науки ТГУ: научно-практическая конференция (Тольятти, 30 апреля 2020 г.). Тольятти: Изд во ТГУ, 2020
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
Профсоюзная организация в современном обществе играет важную роль для формирования и функционирования молодежной политики. Участие в деятельности профсоюзной организации в учебном заведении во много определяет дальнейшее развитие молодежи. Знание собственных прав, способность отстаивать точку зрения позволяет молодежи быстрее социализироваться во взрослой жизни.
В ходе выпускной бакалаврской работы:
- Мы изучили основные теоретические концепции ученых, которые работали над феноменом общественного движения. Освоили истоки зарождения общественного движения, в основе которого лежит коллективное поведение, которое подразумевает под собой групповую активность, совместные действия индивидов, между которыми существует разделение труда и определенное взаимное приспособление разных линий индивидуального поведения. Рассмотрели четырехэтапную модель общественных движений Г. Блумера позволила рассмотреть жизненный цикл общественных движений. Появление, слияние, бюрократизация и спад, который в свою очередь может быть, как отрицательным, так и положительным. И в конечном итоге, как общественное движение преобразуется в профсоюзную организацию.
- Мы проанализировали задачи существования и осуществления деятельности ПОС и выяснили, что основными являются: представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов членов профсоюза. Однако, на наш взгляд, в качестве дополнительных задач, стоящих перед студенческими профсоюзными организациями, можно выделить и две следующие:
- подготовка молодых граждан с активной жизненной позицией, наличием чётких моральных и социальных установок.
- участие в реализации государственной молодёжной политики.
- Мы провели количественное исследование о влиянии профкома Тольяттинского государственного университета на жизнь и становление молодежи, методом анкетного опроса. По результатам анкетирования было выявлено, что профком ТГУ является важной составляющей внеучебной деятельности студентов и помогает реализовывать молодежную политику на уровне университета. Главной задачей являлось сравнить отношения студентов гуманитарных и технических специальностей.
- Выявили, что студенты заинтересованы во внеучебной деятельности университета. Наиболее распространенными видами проведением внеурочного досуга является участие в работе студенческих советах институтов и профсоюзной организации. Мы рассмотрели различия в отношении к студенческому самоуправлению студентов гуманитарных и технических направленностей. В ходе внеучебной детальности студенты стремятся реализовать себя и развить собственные способности.
-Получили результаты, которые позволили предоставить статистические данные по актуальным проблемам и задачам для профсоюзной организации ТГУ. Абсолютное большинство опрошенных состоят в профсоюзной организации (87% опрошенных), ведь работа профсоюзной организации играет значимую роль в жизнедеятельности студентов. При возникновении каких-либо проблем связанные с учебным процессом более четверти опрошенных обратятся в профком. Студенты технических специальностей удовлетворены всеми основными направлениями деятельности профкома, когда студенты гуманитарных специальностей устраивает не все показатели.
- Провели качественное исследование при помощи интервьюирования, для всестороннего изучения проблемы. В ходе интервьюирования серьезных различий выявлено не было. Студенты разных направлений подготовки одинаково оценивают, детальность профсоюзной организации. Отмечают, что профком ТГУ помогает реализоваться как личность, развить в себе большинство навыков необходимых во взрослой жизни. Мероприятие «Академия Первокурсника» является самым запоминающимся и для студентов. Данное мероприятие направлено на знакомства первокурсников со структурой ТГУ и его учебной и внеучебной деятельностью, о возможностях, которые может предоставить университет. На один из главных вопросов, мешает ли участие в профсоюзной деятельность учебе, студенты гуманитарных специальностей отвечали, что почти не имеют проблем с учебой, когда студенты технических специальностей, из-за нехватки времени имеют долги.
Таким образом, профсоюзная организация имеет важное место в системе работы учебной организации, позволяя студентам, знать и защищать не только свои права, но и организовывать свою жизнь с активной жизненной позицией и обеспечивая реализацию важных аспектов молодежной политики в студенческой среде.
В заключение сделаем вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Jonathan Ch. Four Stages of Social Movements // RESEARCH STARTERS ACADEMIC TOPIC OVERVIEWS. 2009. P. 1-7.
2. Panebianco A. Political Parties: Organization and Power// Cambridge. 1988. 571 p.
3. Smelser N. Theory of Collective Behavior N. Y.: Free Press.1962. 681 p.
4. Tilly C. Social Movements // Boulder. 2004. 453 p.
5. Абдуллаев, Т.Б. Духовно-нравственный облик молодежи в условиях глобализации// Academy. №6 (33). 2018. С. 67-69.
6. Александрова И.А. Индекс социальной активности профсоюзной организации// Вестник Забайкальского государственного университета. №2. 2012. С. 73-77.
7. Алиханов З.И. Вопросы молодежной политики вуза на современном этапе// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. №4. 2018. С. 40-44.
8. Асадов Б.Р. Социально-исторические предпосылки трансформации роли международных молодежных организаций как акторов гуманитарного сотрудничества на рубеже ХХ-ХХ1 вв.// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. №1 (239). 2016. С. 42-51.
9. Березутский Ю.В. Роль государственной молодежной политики в развитии социальной активности молодежи // Власть и управление на Востоке России. №1 (82). 2018. С. 65-78.
10. Блумер Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль. М. : Изд-во МГУ. 1994. 532 с.
11. Бурова О.А. Оценка роли профсоюзов в системе социально-трудовых отношений// Вестник Пермского национального исследовательского
политехнического университета. Социально-экономические науки. №19.
2013. С. 51-60.
12. Бутина М. В. Дискуссия о сущности общественных движений// Известия АлтГУ. 2013. № 4 (80). С. 268-272.
13. Внукова Л. Б. Концептуальные подходы к анализу социально¬политической напряженности// Современные исследования социальных проблем. № 3. 2012. С. 19.
14. Гарр Т. Почему люди бунтуют// СПб. : Питер. 2005. 461 с.
15. Германов И.А. Проблемы формирования актива первичных профсоюзных организаций// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. № 2. 2010. С. 174-182.
16. Главная профком ТГУ [Электронный ресурс] URL: http://xn--
c1anggbdhuke.xn--p1ai/ (Дата обращения: 19.11.2018).
17. Давыдов В.Н. Корпоративная культура как способ социального взаимодействия и воспитания в вузе// Образование и наука. №1. 2008. С. 15-23.
18. Денищик А. Ю. Реализация потенциала профсоюзных организаций в защите социально-экономических интересов работающей молодежи// Вестник НГУЭУ. № 4. 2016. С. 202-209.
19. Денищик А.Ю. Концептуальные основы исследования потенциала профсоюзных организаций в защите социально-экономических интересов молодежи// Историческая и социально-образовательная мысль. № 7. 2015. С.135-140.
20. Диамантис Д.Ж. Совершенствование деятельности профсоюзных организаций// Universum: экономика и юриспруденция. № 7-8 (8). 2014. С. 6.
21. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений// Ин-т Открытое о-во. М.: Наука. 1994. 304 с.
22. Здор Е.В. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического ВУЗа// Наука, техника и образование. № 3 (3).
2014. С. 115-117.
23. Здравомыслова Е. А. Западные парадигмы социологии общественных движений : автореф. дис. ... канд. соц. Наук/ СПб. 1997. 32с.
24. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений/СПб, 1993. 340 с.
25. Зиненко В.Е. Приоритетные направления современной государственной молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. № 4. 2018. С. 289-294.
26. Зеленый век [Электронный ресурс] URL:
http://nko .economy.gov.ru/organization/Details/178801 (дата обращения:
16.11.2018).
27. Иванова Т.Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде// Балтийский гуманитарный журнал. №1 (10). 2015. С.165-168.
28. Казаринова Д.Б Теория коллективных действий: политические
импликации // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2011. №3. C. 71-78.
29. Кибальник А.В. Социальное проектирование как средство развития
социальной активности студенческой молодёжи// Педагогический
ИМИДЖ. №2 (39). 2018. С. 117-127.
30. Клячко Т.Л. Трудоустройство молодежи на первую работу//
Экономическое развитие России. № 12. 2019. С. 48-56.
31. Ковров В.Ф. Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №4. 2018. С. 57-59.
32. Колиниченко И.А. Различия идентичности лидеров первичных профсоюзных организаций студентов // Научный диалог. № 9 (21). 2013. С. 50-62.
33. Константинова А.С. Технологии связей с общественностью в продвижении деятельности профсоюзных студенческих организаций как посредника в решении студенческих конфликтов // KANT. №4(13). 2014. С. 71-74.
34. Королева Т.А. Феминизм как идейно-политический феномен // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 126. С. 135-143.
35. Кравцова Л.П. Политические партии и общественные движения: палитра современной политической жизни в гипертексте «Толкового словаря русского языка начала XXI века» // Политическая лингвистика. 2013. № 1. С. 89-99.
36. Курочкин А.В Гражданские инициативы в условиях сетевого общества: новые возможности и ограничения// СИСП. 2015. № 1 (45). С. 239-252.
37. Лупачева Н.С. Современные исследования молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. №2. 2019. С. 333-337.
38. Лучников А.Н. Студенческая профсоюзная организация как важная часть системы студенческого самоуправления// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. № 4. 2011. С. 161-165.
39. Маскалянова С.А. Проблемы социализации современной молодежи// Гуманитарные исследования Центральной России. №3 (12). 2019. С. 93¬101.
40. Матери России [Электронный ресурс] URL: https://materirossii.ru/(дата обращения: 17.11.2018).
41. Меркулов П.А. Студенческие профсоюзные организации в системе политического управления советского общества в первые годы советской власти: экономические и политические условия формирования / Властью. №9. 2018. С. 185-194.
42. Назарова А.В. Оценка деятельности студенческих профсоюзов в вузе: взгляд студентов // Государственное управление. Электронный вестник. № 36. 2013. С. 170-180.
43. Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс] URL:
https: //ru.wikipedia. огд/'мкх/Общероссийский-народный-фронт (дата
обращения: 17.11.2018).
44.Общественные движения в современной России / под ред. В.В. Костюшева. СПб. 1999. 365с.
45. Позднякова Н.В. Суггестивная сила лозунга-призыва (по материалам публицистического арсенала современных общественных движений России) // Вестник КемГУ. 2015. № 4 (64). С. 54-70.
46. Профком ТГУ [Электронный ресурс] URL: https://tltsu.ru/(дата обращения: 19.11.2018).
47. Россия молодая (молодёжное движение) [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.oгg/wiki/Россия_молодая (дата обращения: 16.11.2018).
48. Скобелина Н.А. Условия развития общественных движений в современном российском обществе // Logos et Praxis. 2009. №2. С. 184¬187.
49. Скобелина Н.А. Современные общественные движения: глобальный и региональный аспекты // Вестник ЧелГУ. 2010. № 16. С. 45-48.
50. Скобелина Н. А. Общественные движения как объект социологического исследования // Logos et Praxis. 2010. № 1. С. 54-57.
51. Соломка И.С. Развитие молодежной политики Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 5. 2019. С. 64-66.
52. Трезвая Россия [Электронный ресурс] URL: http://www.trezvros.ru/(дата обращения: 17.11.2018).
53. Туркина В.Г. Массовая культура в ее современных феноменах// Наука. Искусство. Культура. №3 (23). 2019. С. 28-44.
54. Фатхуллин Н.С. Особенности социализации личности в подростковом периоде: современная Российская ситуация // Казанский педагогический журнал. №2 (127). 2018. С. 206-209.
55. Федосеева Н.И. К вопросу о молодежной политике России // Символ науки. №7. 2017. С.108-109.
56. Фоминых, С.Ф. Становление органов студенческого самоуправления в 1920-е гг.: (на материалах Томского государственного университета) / С.Ф. Фоминых // Вестник Томского государственного университета. История. № 2 (34). 2015. С. 50-58.
57. Харисова З.Г. Молодежная политика в современной России // Вестник науки и образования. №5 (41). 2018. С. 39-41.
58. Хусаинова К.И. Программное обеспечение для информационного сопровождения деятельности студенческого профсоюзного комитета вуза// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. № 14. 2018. С. 51-66.
59. Цветков И. Американское движение за гражданские права [Электронный
ресурс]. - URL: https://ushistory.ru/konspekty-lektsij/1345-amerikanskoe-
dvizhenie-za-grazhdanskie-prava (дата обращения: 03.12.2018).
60. Чижик В.П. Цели создания и функционирования профсоюзных организаций: теория и практика // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 3. 2006. С. 37-40.
61. Чупраков А.М. Университетский профсоюз как Гарант социальной стабильности в городе// Высшее образование в России. №8. 2009. С. 74¬79.
62. Шмарион Ю.В. Особенности профсоюза как института гражданского общества // Гуманитарные исследования Центральной России. №4 (13). 2019. С. 72-81.
63. Шулежкова С.Г. Публицистический арсенал современных общественных движений // Вестник КемГУ. 2015. № 4. С. 260-265.
64. Шульц Э.Э. Теория социальных движений: проблемы теории и практики// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 23-30.
65. Щеголев С.Д. Студенческая профсоюзная организация как модель молодежного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. 2017. С. 108-115.