Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Работа №101150

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы177
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ 8
1.1. Теоритические подходы к изучению движения студенческих отрядов.
Потенциал движения студенческих отрядов 8
1.2. Динамика равзвития движения студенческих отрядов и его нормативно -
правового обеспечения в России: исторический аспект 18
1.3. Современные подходы к определению содержания понятия
«Конкурентоспоспособный специалист» 36
1.4. Анализ направлений студенческих отрядов в опыте ВУЗов и СУЗов 44
2. РОЛЬ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 51
2.1. Анализ реализуемых движением студенческих отрядов социально
значимых проектов 51
2.2. Результаты исследований влияния движения студенческих отрядов на
подготовку конкурентоспособного специалиста 61
2.3. Организационно-педагогические условия развития системы
студенческих отрядов в УрФУ. Модель Штаба студенческих отрядов УрФУ 101
2.4. Программа формирования общекультурных компетенций движения
студенческих отрядов в ВУЗе 108
Заключение 120
Глоссарий 125
Список литературы 128
Приложение 1. Анкета определения составляющих модели
конкурентоспособного специалиста 135
Приложение 2. Анкета участника студенческого отряда 137
Приложение 3. Анкета студента 140
Приложение 4. Анкета эксперта 143
Приложение 5. Результаты распределения участников исследования по
городам 146
Приложение 6. Перечень ВУЗов участвующих в исследовании 147
Приложение 7. Положение о профильных отрядах 148
Приложение 8. Положение о Центре профильных отрядов Штаба СО 151
Приложение 9. Типовое письмо работодателю 154
Приложение 10. Типовое соглашение о сотрудничестве 156
Приложение 11. Положение о производственном отделе Штаба СО УрФУ ... 160
Приложение 12. Положение о Службе технического обеспечения Штаба СО
УрФУ 162
Приложение 13. Положение о Группе развития интернациональных отрядов
Штаба СО УрФУ 166
Приложение 14. Положение об информационном центре Штаба СО УрФУ . .. 168
Приложение 15. Положение Об отделе методического обеспечения Штаба СО
УрФУ 170
Приложение 16. Анкета эксперта 172



Актуальность и постановка проблемы исследования. На сегодняшний день Россия вступила в Болонский процесс и перешла на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура). В связи с этим, в высшей школе получили внедрение образовательные стандарты третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе.
Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что произошел переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций [1, с. 1].
Основным требованием этих стандартов и нового подхода является то, что недостаточно просто хорошо знать свой предмет, свою специальность, необходимо, что бы выпускник обладал уже сформированными компетенциями, которые должен быть готов применить с первых дней работы.
В связи с этим, компетентностный подход является необходимым условием подготовки конкурентоспособного выпускника, обеспечивающий формирование необходимых компетенций специалиста [2].
Однако с переходом высшей школы на уровневую систему обучения, прогнозируются потери в области востребованности выпускников вузов профессиональной средой, особенно на уровне бакалавриата. Данная ситуация ведет к необходимости «доращивания» выпускников [3, с. 1-2].
Кроме того, на сегодняшний день существует острая проблема с кадрами в РФ. Как отмечено на сайте Совета Федерации нашей страны «больше половины (54%) работодателей сетуют на дефицит кадров» [4].
Появляется противоречие между высоким дефицитом кадров в бизнесе и одновременными потерями востребованности выпускников ВУЗов. Становиться очевидным, что повышение уровня конкурентоспособности выпускников ВУЗов будет способствовать решению сложившейся ситуации.
Как будет показано ниже, повышение уровня конкурентоспособности выпускников возможно при организации их участия в движении студенческих отрядов, что в значительной степени оказывает влияние на формирование компетенций и качеств личности студентов - будущих специалистов и делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с эти актуальным и востребованным сегодня является вопрос изучения потенциала движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособных специалистов. Актуальность темы исследования также подчеркивает бурный рост движения студенческих отрядов в РФ в период последнего десятилетия с 2004 по 2014 гг. количество участников движения увеличилось на 105 тыс. человек достигнув отметки в 236 тыс. чел.
Проблема исследования заключается в недостаточном уровне изученности влияния потенциала движения студенческих отрядов на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Цель исследования - изучить влияние потенциала движения студенческих отрядов на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Объект исследования - движение студенческих отрядов.
Предмет исследования - потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что потенциал движения студенческих отрядов оказывает влияние на подготовку конкурентоспособного специалиста путем формирования компетенций и качеств личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ теоритических подходов к изучению движения студенческих отрядов, определению содержания понятия
конкурентоспособный специалист, динамики развития, передового опыта организации студенческих отрядов в РФ, реализуемых движением СО социально - значимых проектов.
2. Провести исследование по определению составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
3. Провести исследования по оценке влияния движения СО на уровень формирования общекультурных, в том числе организационно-управленческих компетенций и качеств личности у участников движения.
4. Разработать, с учетом проведенных исследований, организационно¬педагогические условия развития студенческих отрядов в ВУЗе.
5. Разработать программу формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в компетентносном формате.
Практическая значимость исследования:
1. На основе исследований сформирована модель
конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
2. Раскрыт потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста.
3. Разработана программа формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе.
4. Получили дальнейшее развитие организационно-педагогические условия развития системы студенческих отрядов в ВУЗе
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью используемых подходов, комплексной методикой исследования, репрезентативностью выборок, а также сопоставлением полученных результатов с аналогичными исследованиями, проведенными ранее в УрФУ.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, включающего 72 источника, 18 приложений. Основной текст магистерской диссертации изложен на 134 страницах.
Результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные приоритеты молодежной политики» г. Санкт-Петербург, Международной конференции «Актуальные вопросы развития физической культуры и студенческого спорта» (секция «Потенциал органов студенческого самоуправления в развитии физической культуры и студенческого спорта») и получили положительную оценку научной и педагогической общественности, также к печати готовиться итоговый материал для публикации в издании Казахского национального университета им. аль-Фараби.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проделанной теоретико-эмпирической работы нами был изучен потенциал движения студенческих отрядов, проведен ряд исследований, подтверждающих гипотезу исследования. Итоги работы кратко можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ теоретических подходов к изучению движения
студенческих отрядов и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
- движение студенческих отрядов следует рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательной среды ВУЗов оказывающую значительное влияние на формирование качеств личности и компетенций, у студентов участвующих в движения студенческих отрядов, в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов;
- потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
2. Изучение динамики развития движения студенческих отрядов позволяет утверждать, что после резкого спада 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников. Руководство страны после длительного перерыва вновь начинает признавать студенческие отряды как эффективную форму трудового и гражданского воспитания студенческой молодежи, развития его общественной активности и приступает к формированию курса на создание системы поддержки студенческих отрядов.
3. Анализ современных подходов к определению содержания понятия «конкурентоспособный специалист» показал востребованность изучения данной темы широким кругом авторов. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ УрФУ, определен исходный набор компетенций для определения составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
4. Проанализированы направления деятельности движения
студенческих отрядов, что позволяет подчеркнуть широкий спектр направлений: строительные, педагогические, путинные, экологические,
медицинские, туристико-краеведческие, творческие, торговые, сервисные, сельскохозяйственные, археологические (поисковые), волонтерские, профильные отряды, отряды спасателей, проводников, охраны правопорядка, патриотических акций «Десант», а также отряды по обслуживанию крупных общественных проектов.
5. Анализ социально-значимых проектов, за последние 5 лет, показал осознание участниками и руководством движение важность и значимость проектной деятельности в различных сферах и направлениях. На наш взгляд, представленные проекты демонстрируют высокий потенциал организации, широчайший спектр деятельности, наличие значительного потенциала в формировании у студентов навыков, умений, компетенций и качеств личности. Результаты анализа позволяют учесть передовой опыт реализации социально-значимых проектов движения СО в РФ при формировании программы формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе в компетентносном формате.
6. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ УрФУ по определению компетенций, содержащихся в ФГОС реализуемых Университетом, опроса работодателей на предмет определения компетенций, востребованных на современном рынке труда, сформирована модель конкурентоспособного выпускника, включающая 15 компетенций и 10 качеств личности.
В модель вошли такие компетенции как: умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи; умеет работать в команде; умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях; способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность; владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; использует нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления; владеет технологией проведения основных видов делового общения; имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.
Модель содержит следующие качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; креативность, способность к творчеству; способность идти на риск; способность принимать самостоятельные решения, независимость; способность вести за собой людей, быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; способность к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта.
7. Проведено исследование по оценке уровня сформированности компетенций и качеств личности по трем целевым аудиториям: представители профсоюзной организации, представители студенческих отрядов и студенты, не участвующие в работе органов ССУ. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что движение студенческих отрядов играет значительную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников. В наибольшей степени формируя следующие общекультурные компетенции: имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации; уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям; готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, ответственному участию в жизни страны; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Среди общекультурных организационно-управленческих компетенций, формируемых на высоком уровне: умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; умеет работать в команде; умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи.
Результаты исследования позволяют утверждать, что движение СО обладает значительным (самым высоким) потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов, но по ряду позиций проигрывает Профсоюзной организации.
8. Проанализирован опыт Штаба СО УрФУ в создании и развитии профильных студенческих отрядов как инструмента формирования профессиональных компетенций студентов. Разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности профильных отрядов: положение о профильном студенческом отряде, положение о Центре профильных отрядов, типовое письмо работодателю, типовое соглашение о сотрудничестве с работодателем.
9. Разработана и внедрена обновленная структура Штаба студенческих отрядов УрФУ состоящая из: командира Штаба, его заместителя, комиссара Штаба, производственного отдела, проектно-финансового отдела, сервисно-технического отдела, центра профильных отрядов, учебного центра “Profi”, группы развития интернациональных отрядов, информационного центра, творческой группы, учебы гитаристов, команды продвижения, спортивной группы, группы реализации социальных проектов и администратора Штаба.
10. На основе исследования среди экспертов в области движения студенческих отрядов сформирована программа формирования
общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе в компетентностном формате. Программа включает в себя мероприятия и проекты, которые формируют компетенции модели конкурентоспособного специалиста, а также компетенции предусмотренные ФГОС.
Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип формирования у студентов компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту, через реализацию движением студенческих отрядов мепроприятий, проектов, процессов организации.


1. Насейкина Л. Ф., Жарикова И. Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки. НП «Сибирская ассоциация консультантов».
[[Электронный ресурс]. Режим доступа: иРЕ: http://sibac.info/index.php/2010-11- 23-13-17-19.
2. Пономарев А. В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: монография/А. В. Пономарев, М. А. Бердников. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2006. - 273 с.
3. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в интегрированной системе высшего и дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2012.
4. Кавджарадзе М.Г. Решение проблемы кадрового голода в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: иРЕ: http://council.gov.ru/press-center/blogs/34194/.
5. Абаева Н.Б., и др., [ред.]. Студенческие строительные отряды: опыт, проблемы, перспективы//ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1971.
6. Бех В.П. Элементы научной организации труда в ССО//ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно- практической конференции. - Алма-Ата, 1971. с. 313-322.
7. Пепеляев В.А. К определению экономической эффективности производственной деятельности ССО // ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1971. с. 322-326.
8. Иванов Н.А. Проблемы организации и работы медицинской службы СО//ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1971. с. 99.
9. Чайцев В.Г. Опыт подбора кадров и проведения учебы медицинской службы СО//ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. -Алма-Ата, 1971. с. 96-98.
10. Краслянский А.А. Студенческая пресса и ее роль в организации и проведении трудового семестра//ССО: эффективная форма политического,
трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1971. с. 247-256.
11. Бажина О.А. Некоторые вопросы становления студенческой печати ССО (из опыта карагандинского ССО) //ССО: эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи: материалы научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1971. с. 257-262.
12. Артемьев Е.Ф. Комсомол — активный помощник партии по трудовому воспитанию молодежи в студенческих строительных отрядах. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1975. - 207 с.
13. Липицкий В.С. Трудовой семестр и коммунистическое воспитание студентов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 71 с.
14. Семенченко А.Я. Союз мастерка и интеграла / А.Я. Семенченко, И.Г. Петров. - М. : Знание, 1976. - 64 с.
15. Артемьев Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи. История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959-1975 гг.: Учеб. пособие . - М. : Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, 1978. -106 с.
16. Хорошилова Т.В. Студенческие трудовые отряды высших учебных заведений Дальнего Востока РСФСР: формирование, опыт, уроки: дис. ... канд. ист. наук. - Хабаровск, 2012.
17. Лутай М.Е. Партийное руководство трудовым воспитанием студенческой молодежи (1966 - 1976 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. - Киев, 1992. - 380 с.
18. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция ВУЗа в воспитании современного специалиста/А.В. Пономарев. - М. : ИКАР, 2009. - 430 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ