ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению готовности личности к изменениям 10
1.2. Обзор основных концепций эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологической литературе 19
1.3. Факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания 44
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 53
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания у педагогов высшей школы 53
2.2. Результаты исследования готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания педагогов высшей школы 57
2.3. Результаты и анализ корреляционного исследования готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания у педагогов высшей школы 69
2.4. Рекомендации по профилактике и коррекции эмоционального выгорания 76
Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность исследования.
Современные социально-экономические условия показывают, что проблема синдрома эмоционального выгорания остается одной из наиболее актуальных отраслей психологической науки. В первую очередь, это обусловлено ярко выраженными отрицательными последствиями, проявляющимися в возникновении и постепенном развитии негативных социально-психологических установок в отношении себя как личности, себя как профессионала, близких людей, коллег, работы. Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, снижение внутриличностных ресурсов специалиста, развитие психосоматических заболеваний и многие другие симптомы являются следствием развития синдрома эмоционального выгорания.
Свою актуальность вопрос изучения синдрома эмоционального выгорания не потерял и в наши дни. Хотя стал предметом изучения и научного анализа зарубежных авторов еще в 60-х годах прошлого века. Данным вопросом занимались такие отечественные авторы как: В.В. Бойко [13], Н.Е. Водопьянова [22, 23, 24], А.А. Рукавишников, Т.И. Рогинская [63], В.Е. Орел [53] многие другие. В числе зарубежных авторов, занимавшихся проблемой синдрома эмоционального выгорания такие авторы как: К. Маслач [48], П. Брилл, Э. Аронсон, С. Джексон, А. Пинс и другие.
Отечественные исследователи значительное внимание обращали на определение сущности, описание структуры, причины возникновения, проявления и развития синдрома эмоционального выгорания, в их числе такие авторы как: М.В. Борисова, В.Е. Орел [53], Т.В. Форманюк [75] и другие исследователи. Синдром эмоционального выгорания исследовался в различных сферах профессиональной деятельности человека, начиная с 90-х годов ХХ века. Предметом изучения становились особенности профессиональной деятельности среди работников социальной сферы, педагогов, психологов, врачей.
Были выделены стрессогенные факторы этих «помогающих» профессий, которые способствуют возникновению и развитию у специалистов синдрома эмоционального выгорания. Научно-преподавательскую деятельность работников высшей профессиональной школы лишь в недавнее время стали рассматривать как стрессогенную и изучать с позиции возможности возникновения синдрома эмоционального выгорания (Н.А. Аминов, Н.В. Мальцева, И.И. Серегина, Е.С. Старченкова, Л.И. Щербич и др.). Это обусловлено повышением требований со стороны общества к профессиональным качествам преподавателя, объективным увеличением учебной нагрузки, интенсивностью труда, психоэмоциональными перегрузками, высокими нагрузками на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, большим количеством контактов в течение рабочего дня и другие факторы делают данную группу специалистов еще более уязвимой в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.
Активно модернизирующаяся на современном этапе система высшего образования требует от преподавателей высшей школы не только компетентность в своей области знаний и педагогическое мастерство, но и способность быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся условия профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, может служить психологическим условием предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Проблема готовности личности к изменениям в психологической науке рассматривается с разных позиций, в зависимости от выбранного автором подхода. Так, в контексте деятельностного подхода готовность рассматривается как условие или способность успешной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов и др.), в рамках личностного подхода готовность определяется как установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности (Н.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, П.А. Рудик и др.); в парадигме инновационного подхода готовность рассматривается как важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению (А.Л. Журавлев и др.).
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет нам определить противоречия, заключающиеся, в том, что, во-первых, проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов «помогающих» профессий в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, выраженность синдрома эмоционального выгорания профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей, а во-вторых, не рассматривается готовность личности к изменениям как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов высшей школы.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и протекания синдрома эмоционального выгорания у работников высшей школы и определении особенностей его взаимосвязи с готовности личности к изменениям. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: установить особенности взаимосвязи между готовностью личности к изменениям и эмоционального выгорания педагогов высшей школы.
Объект исследования: готовность личности к изменениям; эмоциональное выгорание личности.
Предмет исследования: взаимосвязь готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания у педагогов высшей школы.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что готовность педагогов высшей школы к изменениям является одним из факторов профилактики эмоционального выгорания, то есть существует обратная взаимосвязь между названными параметрами. Причем, чем в большей степени личность готова к изменениям, тем в меньшей степени она подвержена формированию симптомов эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам готовности личности к изменениям и эмоциональному выгоранию в отечественной и зарубежной литературе;
2. Изучить готовность педагогов высшей школы к изменениям, а также особенности их эмоционального выгорания;
3. Выявить взаимосвязь между готовностью личности к изменениям и эмоциональным выгоранием у педагогов высшей школы;
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники: 1) «Личностная готовность к переменам» (авторы Родники, Хезер, Голдом и Халом, апробация - Н.А. Бажанова и Г.Л. Бардиер); 2) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко).
3. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет». В исследовании приняли участие преподаватели кафедр в количестве 40 человек в возрасте от 30 до 65 лет (23 женщины, 17 мужчин).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
• деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что готовность личности к изменениям не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и сама оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
• принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому особенности проявления готовности личности к изменениям закономерно зависят от порождающих её внешних и внутренних факторов;
• гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
• теоретические и практические исследования проблемы готовности личности к изменениям (К.А. Абульханова-Славская [2], [3] С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. Ясперс, В.Е. Клочко, И.В. Брынза [17] и др.), также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эмоционального выгорания личности (отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эмоционального выгорания: (Н.Е. Водопьянова [22], [23], К. Маслач [49], В.Е. Орел [53], Т.И. Рогинская [63], В.В. Бойко [13], [14] и др).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема эмоционального выгорания педагогов высшей школы и готовность личности к изменениям как факто преодоления синдрома эмоционального выгорания являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования готовности личности к изменениям как фактора профилактики эмоционального выгорания педагогов высшей школы (на примере преподавателей ТГУ).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме готовности личности к изменениям, по проблеме эмоционального выгорания педагогов высшей школы и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в сфере профилактики эмоционального выгорания педагогов высшей школы на разных этапах профессионального становления.
Профессия преподавателя высшей школы имеет свою специфику и своеобразные особенности, например, такие как необходимость сочетания функций педагога, исследователя и менеджера, необходимость непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований, высокую автономность профессии, требующую напряденного умственного труда и др. В связи с этим, анализ данной проблемы в рамках представленной диссертации, а также результаты эмпирического исследования могут быть использованы в области организационной психологии при разработке и реализации профилактических мероприятий для педагогов высшей школы.
Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования и при разработке коррекционно-развивающих программ профилактики эмоционального выгорания педагогов высшей школы.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» 2017 г.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
В современных социально-экономических условиях проблема синдрома эмоционального выгорания остается одной из наиболее актуальных отраслей психологии. В первую очередь, это обусловлено ярко выраженными отрицательными последствиями, в частности, в переживании профессионалом чувства собственной несостоятельности, безразличии к профессиональной деятельности, утрате прежде значимых жизненных ценностей, снижении внутриличностных ресурсов специалиста, развитии психосоматических заболеваний и многие другие симптомы, которые являются следствием развития синдрома эмоционального выгорания.
Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов «помогающих» профессий в психологической литературе активно разрабатывается, однако, выраженность СЭВ профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей. Активно модернизирующаяся на современном этапе система высшего образования требует от преподавателей высшей школы не только компетентность в своей области знаний и педагогическое мастерство, но и способность быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся условия профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, может служить психологическим условием предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме готовности личности к изменениям были проанализированы труды В.А. Крутецкого, Б.Г. Ананьева, Л.М. Колпаковой, И.В.Брынза, К.К. Платонова, М.И. Фаермана.
Также были изучены труды, посвященные проблеме синдрома эмоционального выгорания: Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Г. Селье, С. Джексон, Дж. Гринберг, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников5 Т.В. Форманюк, В.В.Бойко и др.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов «помогающих» профессий в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, выраженность СЭВ профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В результате исследования особенностей взаимосвязи особенностей взаимосвязи между готовностью личности к изменениям и синдромом эмоционального выгорания педагогов высшей школы было определено:
1. Наиболее всего в выборке представлены респонденты (педагоги высшей школы), имеющие низкий уровень личностной готовности к изменениям (42,5%). Такие педагоги испытывают трудности в стрессовых профессиональных ситуациях, возникающих в связи с инновациями, тяжело справляются с переменами, профессиональная деятельность для таких педагогов стала рутинной, обыденной. Средний уровень личностной готовности к изменениям имеют 37,5% респондентов, 20% респондентов выборки - педагогов высшей школы имеют высокий уровень личностной готовности к изменениям.
2. Наиболее выражены такие показатели готовности личности к изменениям как оптимизм, находчивость, что свидетельствует о том, что педагоги высшей школы умеют находить выходы из трудных профессиональных ситуаций, обращаются к новым источникам для решения новых проблем. Также, педагоги высшей школы стремятся не ориентироваться на худшее развитие событий, имеют большие надежда, веру в успех своей профессиональной деятельности, преимущественно фиксируются не на проблемах, а на возможностях и способах их решения.
3. Наименее всего выражен показатель адаптивности, страстность, толерантность к двусмысленности, смелость.
4. У 46% испытуемых, педагогов высшей школы, фаза резистентности синдрома эмоционального выгорания сформирована. Это, в свою очередь, говорит о том, что развиты механизмы сопротивления и психологических защит. У 18% испытуемых сформирована фаза напряжения. Это говорит о том, что психоэмоциональное состояние педагогов высшей школы можно описать как тревожное, происходит усиление психотравмирующих факторов. 21% испытуемых характеризуется сформированностью фазы истощения, этому присуще снижение эмоционального тонуса, снижение психических ресурсов. Фаза напряжения не сформирована у 20 человек, это 50% респондентов. 43% педагогов высшей школы показывают не сформированность фазы истощения.
5. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существуют достоверные обратные взаимосвязи между выраженностью синдрома эмоционального выгорания и уровнем готовности личности к изменениям у педагогов высшей школы. Чем в меньшей степени профессионал готов к инновационным изменениям, тем в большей степени у него формируется синдром эмоционального выгорания (на уровне значимости 0,01). Понижение уровня готовности личности к изменениям сопровождается формированием всех фаз эмоционального выгорания - фазы напряжения, фазы резистенции и фазы истощения (на уровне значимости 0,01 и 0,05).
1. Абабков, В. А., Перре, М. Адаптация к стрессу [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Питер, 2004.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
3. Альбуханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности / Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. - С. 240.
4. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Педагогика, 1984. - С. 214-276.
5. Антоненко, М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия [Текст] / М.И. Антоненко. - Казань, 2001. - 65 с.
6. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл / Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2003. - 271с.
7. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
8. Бергис, Т. А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости [Текст] / Т.А. Бергис // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №4. - С. 38-42.
9. Бодалев, А. А. О коммуникативном ядре личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Академия, 2010. - 453 с.
10. Бодров, В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала [Текст] / В.А. Бодров / В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
11. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности [Текст] / Л.И. Божович // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М.: Академия, 1981.
12. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - С. 99-105.
13. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
14. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
15. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования [Текст] / Т.Г. Бохан. - Томск: Иван Федоров, 2008. - 267 с.
...