Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ 6
1.1 Роль и место органов прокуратуры в государственном механизме РФ 6
1.2 Система органов и учреждений прокуратуры РФ 11
1.3 Основные направления деятельности прокуратуры РФ 20
Глава 2 Анализ надзорной деятельности органов прокуратуры РФ 29
2.1 Отрасли прокурорского надзора 29
2.2 Тактика и методика прокурорской проверки 41
Глава 3 Проблемы и направления совершенствования деятельности прокуратуры РФ 51
3.1 Актуальные проблемы деятельности прокуратуры РФ 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности прокуратуры РФ 56
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 68
Введение 4
Глава 1 Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ 6
1.1 Роль и место органов прокуратуры в государственном механизме РФ 6
1.2 Система органов и учреждений прокуратуры РФ 11
1.3 Основные направления деятельности прокуратуры РФ 20
Глава 2 Анализ надзорной деятельности органов прокуратуры РФ 29
2.1 Отрасли прокурорского надзора 29
2.2 Тактика и методика прокурорской проверки 41
Глава 3 Проблемы и направления совершенствования деятельности прокуратуры РФ 51
3.1 Актуальные проблемы деятельности прокуратуры РФ 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности прокуратуры РФ 56
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 68
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В условиях напряженной политической обстановки и предстоящих глобальных изменений в социально-экономической сфере деятельность органов прокуратуры РФ по поддержанию правопорядка в стране приобретает особую значимость. Прокуратура РФ должна выступать гарантом реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Эффективность деятельности прокуратуры в первую очередь зависит от полноты и качества нормативной базы. На современном этапе прокурорам в процессе реализации своих функций нередко приходится сталкиваться с разнообразными пробелами и коллизиями в действующем законодательстве. Многие важные аспекты прокурорской деятельности остаются вне правового поля. Так, по-прежнему актуальна проблема неоднозначного положения прокуратуры РФ в системе разделения властей. Отсутствие единого мнения на этот счет существенно затрудняет регулирование данного института. В связи с этим очевидна необходимость дальнейшего совершенствования правового статуса органов прокуратуры.
Объект исследования - конституционно-правовой статус, полномочия и система органов и учреждений прокуратуры РФ.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, научная литература, материалы прокурорской практики, а также статистические данные по исследуемой тематике.
Целью дипломной работы является исследование конституционно - правовых основ организации и деятельности прокуратуры РФ.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
• определить роль и место органов прокуратуры в государственном механизме РФ;
• проанализировать систему органов и учреждений прокуратуры РФ;
• рассмотреть основные направления деятельности прокуратуры РФ;
• на основе изучения законов и подзаконных актов выделить особенности каждой отрасли прокурорского надзора;
• провести анализ практики прокурорского надзора, тактики и методики проведения прокурорских проверок;
• выявить актуальные теоретические и практические проблемы института прокуратуры в РФ;
• сформулировать рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы включает: анализ и обобщение научной литературы, нормативных правовых актов и судебной практики по проблеме исследования, синтез, аналогия, а также формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как А.Я. Сухарев, О.Н. Коршунова, А.В. Ерёмин, Э.М. Абдуллаев, Ю.С. Жариков, И.В. Саврико, В.А. Степанова, С.В. Булатецкий, Н.А. Кулакова, В.В. Васюшкин, Л.М. Бабкин, О.В. Мошненко, П.В. Каух, М.В. Рубцова и др. Также в выпускной квалификационной работе были задействованы следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, приказы Генеральной прокуратуры РФ и т. д.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования рассмотренных в ней положений и выдвинутых предложений в правотворческой, правоприменительной, а также научной деятельности. Рекомендации, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора, могут быть непосредственно внедрены в практическую деятельность прокуроров.
Дипломная работа изложена на 75 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников, включающего 53 наименования.
Эффективность деятельности прокуратуры в первую очередь зависит от полноты и качества нормативной базы. На современном этапе прокурорам в процессе реализации своих функций нередко приходится сталкиваться с разнообразными пробелами и коллизиями в действующем законодательстве. Многие важные аспекты прокурорской деятельности остаются вне правового поля. Так, по-прежнему актуальна проблема неоднозначного положения прокуратуры РФ в системе разделения властей. Отсутствие единого мнения на этот счет существенно затрудняет регулирование данного института. В связи с этим очевидна необходимость дальнейшего совершенствования правового статуса органов прокуратуры.
Объект исследования - конституционно-правовой статус, полномочия и система органов и учреждений прокуратуры РФ.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, научная литература, материалы прокурорской практики, а также статистические данные по исследуемой тематике.
Целью дипломной работы является исследование конституционно - правовых основ организации и деятельности прокуратуры РФ.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
• определить роль и место органов прокуратуры в государственном механизме РФ;
• проанализировать систему органов и учреждений прокуратуры РФ;
• рассмотреть основные направления деятельности прокуратуры РФ;
• на основе изучения законов и подзаконных актов выделить особенности каждой отрасли прокурорского надзора;
• провести анализ практики прокурорского надзора, тактики и методики проведения прокурорских проверок;
• выявить актуальные теоретические и практические проблемы института прокуратуры в РФ;
• сформулировать рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы включает: анализ и обобщение научной литературы, нормативных правовых актов и судебной практики по проблеме исследования, синтез, аналогия, а также формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как А.Я. Сухарев, О.Н. Коршунова, А.В. Ерёмин, Э.М. Абдуллаев, Ю.С. Жариков, И.В. Саврико, В.А. Степанова, С.В. Булатецкий, Н.А. Кулакова, В.В. Васюшкин, Л.М. Бабкин, О.В. Мошненко, П.В. Каух, М.В. Рубцова и др. Также в выпускной квалификационной работе были задействованы следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, приказы Генеральной прокуратуры РФ и т. д.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования рассмотренных в ней положений и выдвинутых предложений в правотворческой, правоприменительной, а также научной деятельности. Рекомендации, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора, могут быть непосредственно внедрены в практическую деятельность прокуроров.
Дипломная работа изложена на 75 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников, включающего 53 наименования.
В первой главе мы выяснили, что прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, призванную обеспечивать верховенство закона на территории нашего государства. Данный конституционно-правовой институт имеет особый статус, его нельзя отнести ни к одной из традиционных ветвей государственной власти. Организационная независимость и функциональная самостоятельность прокуратуры делает ее неотъемлемым элементом системы сдержек и противовесов в РФ.
В систему прокуратуры РФ входят как территориальные, так и специализированные прокуратуры, которые осуществляют свою деятельность в отношении особых поднадзорных объектов. Целью создания транспортных, природоохранных, военных и иных видов специализированных прокуратур является повышение эффективности и качества деятельности работников прокуратуры в специфических социально значимых сферах правовых отношений.
Формы прокурорской деятельности разнообразны. Законодательством РФ установлен достаточно широкий перечень направлений прокурорской деятельности. К ним относятся: прокурорский надзор, уголовное преследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности.
Во второй главе, подводя итоги анализа надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, мы отметили, что прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, направленным на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. Прокурорский надзор осуществляется в ряде направлений (отраслей). Каждая отрасль имеет свой предмет, объект, средства и методы осуществления надзора.
Универсальным правовым средством выявления и профилактики нарушений закона, применяемым в надзорной деятельности, является прокурорская проверка. Методика и тактика прокурорской проверки отражают ее содержание и направлены на повышение эффективности всех этапов проверочной деятельности от подготовки до оценки полученных результатов.
В рамках третьей главы были выявлены следующие актуальные проблемы института прокуратуры РФ и сформулированы рекомендации по их устранению.
Во-первых, несовершенство законодательной базы. Отсутствует четкая регламентация роли и места прокуратуры РФ в иерархии государственно-правовых институтов. В связи с этим целесообразно закрепить в ст. 129 Конституции РФ особый правовой статус прокуратуры как независимого конституционного органа.
В целях недопущения необоснованной подмены полномочий других контрольно-надзорных органов необходимо детализировать на законодательном уровне следующие вопросы: объем и характер надзорных полномочий прокурора, пределы прокурорского надзора, основания и поводы прокурорских проверок. Также нуждается в совершенствовании правовое регулирование актов прокурорского реагирования. В Законе о прокуратуре не закреплено ни само понятие акта прокурорского реагирования, ни его содержание, характерные черты и формы выражения. Данная правовая неопределенность может быть устранена путем добавления в федеральный закон новой главы под названием «Акты прокурорского реагирования». В первой статье главы следует изложить понятие актов прокурорского реагирования и их исчерпывающий перечень. В последующих статьях отдельно охарактеризовать каждый акт прокурорского реагирования.
Во-вторых, высокая загруженность прокурорских работников и вызванная этим текучесть кадров негативно сказывается на эффективности деятельности органов прокуратуры РФ. Снижение нагрузки возможно за счет изменения штатной численности работников, увеличения количества ставок помощников прокуроров. Также предлагается снизить количество заданий и поручений, поступающих из вышестоящих прокуратур, сократить статистическую отчетность, упростить ее формы.
В-третьих, слабая профессиональная подготовка прокурорских работников. Рекомендуется обратить внимание на перспективы развития и совершенствования института наставничества. Наставничество является одним из действенных методов обучения и профессиональной адаптации молодых специалистов. На данный момент большинство наставников относятся к выполнению своих обязанностей формально и отстраненно. Для вовлеченности наставников в процесс обучения необходима тщательно разработанная система материального стимулирования их деятельности.
В-четвертых, оценка работы органов прокуратуры РФ по «палочной» системе. Количественные показатели не должны ставиться в приоритет. В первую очередь надлежит учитывать реальные результаты деятельности прокуроров: фактическое устранение выявленных нарушений, восстановление прав и законных интересов граждан и т.д.
В-пятых, отсутствие права законодательной инициативы у Генерального прокурора РФ. Отнесение Генерального прокурора РФ к субъектам законодательной инициативы способствовало бы существенному повышению качества принимаемых нормативных актов, ведь именно прокуроры имеют наиболее точное представление, как действительно работают законы, какие пробелы и коллизии возникают в правоприменительной практике.
Предложенные пути решения выявленных проблем призваны повысить эффективность деятельности прокуратуры РФ по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых интересов общества и государства.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
В систему прокуратуры РФ входят как территориальные, так и специализированные прокуратуры, которые осуществляют свою деятельность в отношении особых поднадзорных объектов. Целью создания транспортных, природоохранных, военных и иных видов специализированных прокуратур является повышение эффективности и качества деятельности работников прокуратуры в специфических социально значимых сферах правовых отношений.
Формы прокурорской деятельности разнообразны. Законодательством РФ установлен достаточно широкий перечень направлений прокурорской деятельности. К ним относятся: прокурорский надзор, уголовное преследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности.
Во второй главе, подводя итоги анализа надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, мы отметили, что прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, направленным на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. Прокурорский надзор осуществляется в ряде направлений (отраслей). Каждая отрасль имеет свой предмет, объект, средства и методы осуществления надзора.
Универсальным правовым средством выявления и профилактики нарушений закона, применяемым в надзорной деятельности, является прокурорская проверка. Методика и тактика прокурорской проверки отражают ее содержание и направлены на повышение эффективности всех этапов проверочной деятельности от подготовки до оценки полученных результатов.
В рамках третьей главы были выявлены следующие актуальные проблемы института прокуратуры РФ и сформулированы рекомендации по их устранению.
Во-первых, несовершенство законодательной базы. Отсутствует четкая регламентация роли и места прокуратуры РФ в иерархии государственно-правовых институтов. В связи с этим целесообразно закрепить в ст. 129 Конституции РФ особый правовой статус прокуратуры как независимого конституционного органа.
В целях недопущения необоснованной подмены полномочий других контрольно-надзорных органов необходимо детализировать на законодательном уровне следующие вопросы: объем и характер надзорных полномочий прокурора, пределы прокурорского надзора, основания и поводы прокурорских проверок. Также нуждается в совершенствовании правовое регулирование актов прокурорского реагирования. В Законе о прокуратуре не закреплено ни само понятие акта прокурорского реагирования, ни его содержание, характерные черты и формы выражения. Данная правовая неопределенность может быть устранена путем добавления в федеральный закон новой главы под названием «Акты прокурорского реагирования». В первой статье главы следует изложить понятие актов прокурорского реагирования и их исчерпывающий перечень. В последующих статьях отдельно охарактеризовать каждый акт прокурорского реагирования.
Во-вторых, высокая загруженность прокурорских работников и вызванная этим текучесть кадров негативно сказывается на эффективности деятельности органов прокуратуры РФ. Снижение нагрузки возможно за счет изменения штатной численности работников, увеличения количества ставок помощников прокуроров. Также предлагается снизить количество заданий и поручений, поступающих из вышестоящих прокуратур, сократить статистическую отчетность, упростить ее формы.
В-третьих, слабая профессиональная подготовка прокурорских работников. Рекомендуется обратить внимание на перспективы развития и совершенствования института наставничества. Наставничество является одним из действенных методов обучения и профессиональной адаптации молодых специалистов. На данный момент большинство наставников относятся к выполнению своих обязанностей формально и отстраненно. Для вовлеченности наставников в процесс обучения необходима тщательно разработанная система материального стимулирования их деятельности.
В-четвертых, оценка работы органов прокуратуры РФ по «палочной» системе. Количественные показатели не должны ставиться в приоритет. В первую очередь надлежит учитывать реальные результаты деятельности прокуроров: фактическое устранение выявленных нарушений, восстановление прав и законных интересов граждан и т.д.
В-пятых, отсутствие права законодательной инициативы у Генерального прокурора РФ. Отнесение Генерального прокурора РФ к субъектам законодательной инициативы способствовало бы существенному повышению качества принимаемых нормативных актов, ведь именно прокуроры имеют наиболее точное представление, как действительно работают законы, какие пробелы и коллизии возникают в правоприменительной практике.
Предложенные пути решения выявленных проблем призваны повысить эффективность деятельности прокуратуры РФ по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых интересов общества и государства.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы организации и деятельности
прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Участие прокурора в гражданском процессе (Российский Государственный Университет Правосудия)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Контрольные работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2013 - ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Прокуратура в системе государственных органов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021





