Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста и её коррекции 9
1.1 Проблема гиперактивного поведения младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Подходы к коррекции гиперактивного поведения младшего школьного возраста 16
1.3 Арт-терапия как средство снижения признаков гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста 20
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей использования арт-терапии для коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Интерпретация результатов исследования 36
2.3 Использование арт-терапии для снижения гиперактивного поведения младших школьников 46
2.4 Описание результатов экспериментального исследования возможностей использования арт-терапии для коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста 53
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 62
Приложение А - Диагностический материал к методике «Обведи контуры» 67
Приложение Б - Критерии оценки выполнения задания «Обведи контуры» 68
Приложение В - Диагностический материал к методике «Ходьба по линии и удерживание равновесия» 69
Приложение Г - Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых мальчиков и девочек 70
Приложение Д - Карта наблюдений за деятельностью детей 1 А класса 72
Приложение Ж - Карта наблюдений за деятельностью детей 1 Б класса 74
Приложение З - Работа по технике марания 76
Приложение К - Работа пальцами и ладонями по методу изотерапия 77
Приложение Л - Работа по технике «Волшебный клубок» 78
Приложение М - Карта наблюдений за деятельностью детей на контрольном этапе эксперимента 79
Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Бесконечные перспективы духовного развития раскрываются перед ребенком. Личность ребенка отличается индивидуальностью и неповторимостью. Изменчивость является одной из главных характеристик детской личности, которая проявляется в её отдельных чертах, так и в общем. Нарушения поведения детей и связанные с ними трудности составляют значительную проблему в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждении и являются особенно актуальными.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети притягивают к себе особое внимание воспитателя [8]. Проблема заключается в том, существующая система начального школьного обучения основывается на нормах, правилах и требованиях, которые регламентируют жизнь ребенка, поэтому она не приспособлена к работе с гиперактивными детьми. Вследствие чего проблема эффективности обучения детей с гиперактивностью становится все более злободневной и обсуждаемой. Вместе с тем количество гиперактивных детей стабильно растёт, поэтому необходимо искать новые методики работы с детьми этой категории.
Актуальность нашего исследования определяется степенью востребованности и необходимостью применения специальных методик для решения этой проблемы. Проблему гиперактивности детей изучали в своих трудах Буянов М.И., Гуревич М.О, Озерецкий Н.И., Гарбузов В.И., Кащенко В.П., Тржесоглава З., Суходолей В, Халецкая О.В., Трошин В.М. и многие другие. Вопрос использования методов и приёмов для снижения гиперактивности младших школьников волнует и педагогов, он рассматривается в трудах Макарова В.В., Копытина А.И, Карвасарского Б.Д, Свистуновской Е.Е., Лебедевой Л.Д, и других.
Однако, интеллектуальное развитие у гиперактивного ребенка не нарушено, при всех существующих проблемах в его поведении, и такие дети могут успешно осваивать программу детского сада. Но существует противоречие между импульсивностью ребенка и нормативностью поведения в образовательной деятельности. [13].
Проблему гиперактивности можно решить только комплексно совместно с родителями, врачами, педагогами и психологами. Комплексный подход к проблемам ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) определяется постановкой диагноза врачом- невропатологом или врачом-психиатром и медикаментозной терапией, дополняется психологической и педагогической коррекцией. И только в этом случае можно гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома [17].
Увеличивая адаптационные способности ребёнка в общеобразовательной школе, снижая утомление, способствуя исчезновению негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением, арт-терапия является одним из эффективных средств психологической поддержки детей с гиперактивным поведением [2].
Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить противоречие между имеющейся проблемой гиперактивности в поведении у детей и недостаточной разработанностью технологий по её снижению.
Цель работы: изучение возможностей применения арт-терапии для коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивное поведение детей.
Предмет исследования: коррекция гиперативного поведения детей младшего школьного возраста с помощью средств арт-терапии.
Гипотеза исследования: коррекционная психологическая работа с использованием приемов арт-терапии позволит снизить признаки гиперактивности в поведении детей младшего школьного возраста, в частности: стабилизировать произвольное внимание, повысить уровень самоконтроля, снизить моторно-двигательное напряжение.
В работе были определены следующие задачи:
• теоретическое изучение проблемы гиперактивности и её влияния на развитие детей младшего школьного возраста на основе анализа психолого-педагогической научной и методической литературы;
• рассмотреть арт-терапию, как средство снижения гиперактивного поведения и развития произвольности внимания детей младшего школьного возраста;
• выполнить подбор методов и провести исследование проявлений гиперактивности у детей младшего школьного возраста;
• провести коррекционную работу по снижению проявлений гиперактивности у детей младшего школьного возраста на основе применения арт-терапии;
• выполнить анализ и интерпретацию полученных результатов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: системное рассмотрение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Л.О. Бадалян, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, В.П Кащенко, В.А. Красов, Л.В. Мамедова, Л.С. Чутко, О. Яскова и др.), исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам снижения гиперактивного поведения детей посредством метода арт-терапии (Н.В. Васик, М.В. Киселёва, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, В.Н. Никитин, А.В. Платонова и др.).
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов и методик исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования, построение гипотезы;
• практические: наблюдение, сбор и анализ анамнестических данных, беседа; диагностические методики Н.И. Гуткиной [10] «Да и нет», «Вежливость», «Обведение контуров»; Н.Н. Заваденко [13] «Ходьба по линии и удерживание равновесия» и «Чередование движения конечностей»; методы коррекции и развития (изотерапия, библиотерапия, игротерапия, музыкотерапия и вокалотерапия);
• аналитические: методы обработки и анализа результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования и выборка испытуемых: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» Оренбургской области, Кваркенского района, п. Красноярский. В эксперименте принимали участие школьники 1А и 1Б классов в количестве 50 детей (24 девочки и 26 мальчиков) возрасте 7 лет.
Новизна исследования заключается в возможности снижения гиперактивности в поведении младших школьников в условиях проведения предметов изобразительное искусство и технология, а также в работе кружка «Русский фольклор».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений о проблеме гиперактивности у детей младшего школьного возраста и научном обосновании наиболее эффективных путей снижения гиперактивности в их поведении.
Практическая значимость исследования определяется тем, что отобранные и апробированные в экспериментальной работе материалы, могут оказать помощь педагогам в снижении гиперактивности в поведении детей, а также представляют интерес для родителей в развитии внимания детей с гиперактивностью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований), 10 приложений. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 64 страницах.
Проведенное нами исследование свидетельствует, что внимание как один из самых важных психических процессов является значимой характеристикой познавательной и эмоционально-волевой сфер. Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности, а также в регулировании моторно- двигательной деятельности человека. Среди основных недостатков внимания младших школьников с гиперактивностью отмечают нарушение произвольности.
Таким образом, при недостаточном развитии произвольного внимания, страдает моторно-двигательная сфера. В то же время возможно снижение гиперактивного поведения детей посредством применения различных передовых методик, а именно арт-терапии.
Данный метод психологической коррекции обусловлен развитием и раскрытием личности ребенка через художественную деятельность и объединяет в себе психолого- педагогические и медицинские знания. На внутренний мир ребенка оказывает благотворное влияние любое творческое занятие, поскольку развитие происходит в деятельности, что лежит именно в основе арт-терапевтического воздействия.
Арт-терапия сегодня приобретает всё большую популярность. В её рамках ребёнок использует для творчества различные материалы, которые помогают ему творить и созидать, высказывать свои опасения, страхи и проблемы. Поэтому, терапия посредством творчества является достаточно прогрессивным и востребованным направлением. Арт-терапия использует знания других наук как дополнение, нанесённое на канву творчества, и в ближайшее время займёт достойное место среди других терапевтических методов.
Целью нашей исследовательской работы выступало исследование возможности применения арт-терапии для снижения гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
• осуществлён анализ сущности синдрома дефицита внимания и гиперактивности и его влияния на развитие детей младшего школьного возраста;
• теоретически обосновано использование метода арт-терапии как средства снижения гиперактивности детей младшего школьного возраста;
• проведено исследование проявлений гиперактивности у детей младшего школьного возраста;
• разработана и апробирована коррекционная программа по снижению гиперактивности в поведении детей младшего школьного возраста;
• установлена эффективность применения методов арт-терапии на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, наша гипотеза об использовании арт-терапии для снижения гиперактивности в поведении детей младшего школьного возраста, полностью подтвердилась. Даже самая небольшая положительная динамика в результатах позволяет говорить о продуктивном влиянии арт-терапии на развитие произвольного внимания и моторно-двигательное развитие ребёнка.
1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова. М.: Академия, 2004. 158 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2009. 336 с.
3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб., 1993. № 3. 95 с.
4. Байдуганова А.Ю., Щербак Я.К. Гиперактивность младших школьников как проблема детской психологии // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 48. 240 с. URL
https://scienceforum.ru. (дата обращения: 10.03.2021).
5. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. М.: Вента-Граф, 2006. 64 с.
6. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. 42 с.
7. Бокова А.А. Арт-терапия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. т.11. 210 с. URL: http://e-koncept.ru/2016/86429.htm. (дата обращения: 27.02.2021).
8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. 64 с.
9. Васик Н.В. Детская арт-терапия и её использование // Молодой ученый. 2017. № 45. 223 с. URL https://moluch.ru/archive/179/46303/ (дата обращения: 25.02.2021).
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 3-е изд., перераб. И доп. С.184 -188.
11. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. № 3. 2013. 86 с.
12. Евсеева О.М. Особенности работы с гиперактивными детьми // Молодой ученый. 2017. № 27. 125. URL https://moluch.ru/archive/161/41370/ (дата обращения: 25.02.2021).
13. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология, 2003. № 6. 39 с.
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
15. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006. 15 с.
...