Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Виды и формы конституционного контроля

Работа №109080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Общая характеристика конституционного контроля 7
1.1 Понятие и сущность конституционного контроля 7
1.2. Содержание конституционного контроля 12
1.3. Виды конституционного контроля 25
Глава 2 Особенности конституционного контроля в Российской Федерации и
его эффективность 30
2.1 Общая характеристика Конституционного Суда РФ 30
2.2 Сущность и содержание конституционного контроля в субъектах
Российской Федерации 52
Глава 3. Проблемы и перспективы развития конституционного контроля в
Российской Федерации 61
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 76

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются высшей ценностью государства, его основой и основным смыслом его существования. Для их обеспечения существует определенная система гарантий в лице государственного аппарата, Конституции и законодательных актов. Однако, зачастую некоторые правовые акты издаются с нарушением прав и свобод личности, что требует за собой определенного механизма пресечения данного нарушения во избежание разрушения государственного строя, в частности, демократии. В данном случае функционируют специальные органы, осуществляющие деятельность по контролю за соблюдением основных прав и свобод человека.
Сегодня существует несколько видов деятельности по осуществлению контрольных мероприятий за соблюдением законности в РФ - прокурорский надзор, административный надзор, государственный контроль и т.д. Однако, среди вышеуказанного, особое место занимает конституционный контроль. Конституционный контроль является постоянно действующим механизмом обеспечения основных прав и свобод личности в России, поскольку именно данная функция соответствующих органов полномочна пересматривать законодательные акты при проверке их на конституционность.
На основании вышесказанного, актуальность темы исследования заключается в вышеуказанной проблеме и анализе принимаемых государством мероприятий по совершенствованию конституционного контроля. В этом заключается практическая значимость работы. Теоретическая значимость обусловлена сложными терминами, которые в науке являются предметами дискуссии и являются неоднозначными, что порождает ряд иных практических проблем, например, разграничение контроля и надзора; отнесение контроля к ветви власти и т.д. Следует отметить, что конституционный контроль имеет некоторую трудность в рамках принципа разделения властей, поскольку по своей функциональности данная деятельность больше похожа на работу исполнительных органов власти, однако основным органом, который имеет соответствующие полномочия является Конституционный суд, который относится к судебной власти. Исходя из этого, при проведении определенных мероприятий по проверки конституционности закона, в случае подтверждения его незаконности (не конституционности), то он признается недействительным. Таким образом, конституционный контроль косвенно касается и законодательной власти, поскольку способно изменять, дополнять и отменять законодательные акты.
Объектом исследования являются правоотношения в рамках конституционного контроля, а также соответствующие органы: Конституционные суды и Конституционные (уставные) суды субъекта РФ.
Предметом исследования является правовое регулирование конституционной юстиции РФ, анализ судебной практики и некоторые научные источники.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании проблем реализации конституционного контроля РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность конституционного контроля;
2. Рассмотреть содержание конституционного контроля.
3. Выявить особенности деятельности органов конституционного контроля;
4. Определить мероприятия по совершенствованию отечественного механизма конституционного контроля.
Методологической основой исследования явились диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, а также общетеоретические и частно-научные методы, такие как анализ, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это работы: С.И. Некрасова, С.А. Голубок, Е. И Козловой, Г.Н. Комковой, Е. В. Колесникова, О.Е. Кутафина, М.А. Липчанской, Б.С. Эбзеева, Н.В. Витрука, И.А. Власова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.А. Кряжкова, Л.В. Лазарева, С.Э. Несмеяновой, Н.А. Ноздриной, Н.Н. Хариновой и др.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени актуальности и разработанности различных ее аспектов.
Обоснованная актуальностью, целями и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, на основе проведённого исследования можем сделать следующие выводы:
При анализе первой главы нами было выявлено, что сегодня существует несколько видов деятельности по осуществлению контрольных мероприятий за соблюдением законности в РФ - прокурорский надзор, административный надзор и т.д. Однако, среди вышеуказанного, особое место занимает конституционный контроль. Конституционный контроль является постоянно действующим механизмом обеспечения основных прав и свобод личности в России, поскольку именно данная функция соответствующих органов полномочна пересматривать законодательные акты при проверке их на конституционность.
Также, сущность конституционного контроля проявляется через решение следующих задач:
- установление конституционности нормативно-правовых актов органов государственной власти и иных органов;
- толкование Конституции и иных нормативно-правовых актов;
- разрешение споров, возникающих между органами государственной власти, в том числе между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- защита конституционных прав и свобод человека;
- содействие нормотворческой деятельности;
- признание антиконституционного акта недействительным, то есть лишения его юридической силы в целом или в его части;
- обеспечение верховенства закона.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует сделать вывод, что сущность конституционного контроля многопланова и наилучшим образом выявляется через анализ юридической природы данной деятельности, ее задач и функций, а также субъектов и объектов.
Содержание конституционного контроля чрезвычайно широко и разнообразно. В зависимости от системы и структуры органов власти, которые утверждены в каждой конкретной стране компетенции конституционного контроля возложены иногда на один орган, а иногда на целую систему органов, которые выполняют свои функции также в соответствии с жёсткой иерархией. Россия также не стала исключением для конституционного контроля, который осуществляется конституционным судом Российской Федерации.
Видов конституционного контроля имеется большое количество, и они могут быть как применимы вместе, так и по очереди, что обеспечивает наиболее плотное качество проверки. Характер независимости проводимого конституционного контроля нуждается в постоянном укрепление и реализации гарантий, что также означает реализацию механизмов формирования и функционирования самой системы конституционного контроля. Принципиальное значение конституционного контроля имеется при реализации системы ценностей в демократическом обществе, посредством которого достигается гармония сбалансированности отдельных ветвей власти и единообразие общественной правовой среды и правового обеспечения верховенства власти, а также является показателем зрелости гражданского общества.
При анализе второй главы мы определили, что в государственном аппарате Российской Федерации деятельность по конституционному контролю осуществляется посредством конституционного судопроизводства и данная компетенция отнесена к Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ — это неотъемлемый элемент судебной системы РФ и при осуществлении конституционного судопроизводства руководствуется только положениями главного закона страны - Конституции РФ. Роль Конституционного суда, как органа конституционного контроля, который поддерживает в стране конституционное правосудие, невероятно огромна. Он основывает свою деятельность на демократических принципах, строго руководствуется положениями Конституции РФ. Обеспечивает в стране стабильность и правопорядок, разъясняет и истолковывает правовые нормы, содержащиеся в Конституции. Можно со смелостью утверждать, что наличие Конституционного суда является неотъемлемым элементом правового государства и демократического общества.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в настоящий момент осуществляют полномочия, которые не вторгаются в правомочность иных судов в сфере контроля норм права и исполнения официальной интерпретации конституций (уставов). Отсутствие конституционных (уставных) судов в большинстве субъектов нарушает конституционное правило равенства граждан перед законом и судом вне зависимости от места проживания. Совершенно очевидно, что там, где организован и действует конституционный суд, у граждан имеется преимущество в обеспечении доступа к судебной охране собственных прав и свобод, а также двойной уровень конституционной охраны - на уровне региона и федерации.
И, проанализировав основные проблемы, в главе 3 нами были предоставлены мероприятия по их разрешению:
1. Возвращаясь к работе Остаповича И.Ю., то с одним из предложений мы частично солидарны: «принятие ФЗ «О нормативных правовых актах Российской Федерации». Но, целесообразней было бы принять Федеральный Закон «О статусе нормативных правовых актах Российской Федерации», где необходимо было бы установить легальную, четкую иерархию нормативно - правовых актов в РФ, а также закрепить норму, которая охарактеризовала бы статус и место соответствующего вида решения Конституционного Суда РФ.
2. Для решения проблем с терминологической базой необходимы поправки в ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», которые установили легальное понятие конституционного контроля, а также выделить конкретному виду решения Конституционного Суда РФ.
3. Необходимо провести тщательный анализ предложения по выделению надзора и контроля в отдельную ветвь власти. Это позволит проводить действительно независимую проверку законов, действий органов власти, а также соблюдение физическими и юридическими лицами Конституции и законов России. А при выявлении нарушений принимать соответствующие меры во избежание возникновения общественно вредных последствий в виде правонарушений.
Роль Конституционного суда, как органа конституционного контроля, который поддерживает в стране конституционное правосудие, невероятно огромна. Он основывает свою деятельность на демократических принципах, строго руководствуется положениями Конституции РФ. Обеспечивает в стране стабильность и правопорядок, разъясняет и истолковывает правовые нормы, содержащиеся в Конституции. Можно со смелостью утверждать, что наличие Конституционного Суда является неотъемлемым элементом правового государства и демократического общества.



1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. М.: Институт права и публичной политики, 2002. 160 с.
2. Боботов С.В. Конституционная юстиция. Сравнительный анализ / Боботов С.В. М.: Изд-во РПА МЮ РФ, 1994. 127 с.
3. Вайман А.Б. К вопросу о конституционном контроле в Российской Федерации. // Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2 С. 103-105.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2012. 592 с.
5. Власов И.А. Конституционный Суд и парламент России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1996. № 3-4. С. 46-64.
6. Горбачева С.В. Проблема классификации правовых позиций Конституционного Суда РФ // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №1. С. 92-95.
7. Гошуляк В. В., Ховрина Л. Е., Геворкян Т. И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации /В. В. Гошуляк, Л. Е. Ховрина, Т. И. Геворкян. - науч. изд. М.: Альфа-М, 2006. 240 с.
8. Гуляев А.П. Контрольные органы и организации России. М.: Проспект, 2000. 208 с.
9. Гусейнова, С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности / С. Ф. Гусейнова. // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 681-684.
10. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Российское правосудие. Научно-практический журнал. М.: Спарк, 2006, № 1. С. 39-52.
11. Закон РСФСР от 24.05.1991 г. «Об изменениях и дополнениях
Конституции (основного закона) РСФСР» // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4940 (дата обращения 10.02.2020).
12. Закон РСФСР от 27.10.1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР» // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/183129/ (дата обращения 10.02.2020).
13. Златопольский Д.Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционный суд в государствах Восточной Европы. М.: Юрист, 2006. 102 с.
14. Казанцев А.О. Конституционный нормоконтроль и административно - судебный нормоконтроль: равнительный анализ // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2019. №1 (109). С.34-43.
15. Казанцев А.О. Некоторые вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституц. и муницип. право. 2012. №4. С. 63-66.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2015. 592 с.
17. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв.ред. и рук. автор. коллектива д.ю.н. С.А. Авакьян М.: Изд-во НОРМА (изд. группа НОРМА-ИНФРА. М), 2001. 688 с.
18. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.04.2020).
19. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 2005. № 9. С.34-62.
20. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Учебное пособие / Кряжков В.А., Лазарев Л.В. М.: БЕК, 1998. 462 c.
21. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Конституционная законность в практике судебного контроля при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов // Законодательство. М., 2008, № 10. С. 40-51
22. Миронов А. Л. Конституционный контроль - механизм обеспечение конституционно-правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №12. С. 119-121.
23. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. 405 с.
24. Нерсесянц В.С. Конституционно-правовой контроль // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации / Сост. В.Е. Чиркин; Отв. ред. В.С. Нерсесянц М.: Юрид. лит., 1990 234 с.
25. Несмеянова С. Э. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право.2002. № 4. С. 20-22.
26. Несмеянова С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1998. № 1. С. 106-115.
27. Несмеянова С.Э. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в Российской Федерации: дисс. ... док. юр. наук. М., 2004 476 с.
28. Ноздрина Н.А., Харитонова Н.Н. Органы «Контрольной ветви власти»
в Российской Федерации // Вестник КГУ. 2016. №6. - С.190-193. Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organy-kontrolnoy-vetvi-vlasti-v-
rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.04.2020).
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: АСТ, 2019. 736 с.
30. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 № 1127-О «По жалобе гражданки Немецковой Татьяны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «а» пункта 1 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Режим доступа:
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506160049 (дата
обращения 01.04.2020).
31. Остапович И.Ю. Судебный конституционный контроль и нормотворчество: проблемы соотношения / Остапович И.Ю. М: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 230 с.
32. Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2007. №7. с. 5-12.
33. Половченко К.А. Особенности предварительного конституционного контроля (на примере Сербии) // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №7. 6 с.
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 17-П «По
делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181681/ (дата обращения: 01.04.2020).
35. Ромашева, А. А. Конституционный совет и Государственный совет Франции как органы конституционного контроля / А. А. Ромашева. // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 357-358.
36. Савоськин А.В., Холодилова Е.А. К вопросу о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Социум и власть. 2015. №4 (54). С. 67-71.
37. Станкин А.Н. Конституционно-правовая безопасность: понятие, признаки и соотношение с национальной безопасностью // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №3 (47). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya- bezopasnost-ponyatie-priznaki-i-sootnoshenie-s-natsionalnoy-bezopasnostyu (дата обращения: 07.05.2020).
38. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной
конституционной реформе в Российской Федерации» // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733/ (дата обращения: 30.03.2020).
39. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О
Конституционном суде РФ» // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения: 30.03.2020).
40. Худолей К. М. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №2 (24). С. 50-55.
41. Худолей К.М., Худолей Д.М. Конституционный контроль в отношении актов конституционной реформы // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2011. №1. С. 5-11.
42. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / Четвернин В.А. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. 141 c.
43. Четверин В.А. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. Ред. В.А. Четверин (соотв. Раздел. подг. Шевченко Н.Д.). М.: Центр научных исслед. МОНФ, 1997 С. 438-439.
44. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации // Государство и право. 2006. №7. С. 3-10.
45. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М.: Ин-т государства и права РАН, 2002 175 с.
46. Эбзеев Б.С. Конституционный суд Российской Федерации судебный
орган конституционного контроля // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25945/c38bf5b33ab2H1444fd2 d3c1abc9dc9228adae0/ (дата обращения: 01.04.2020).
47. Яхина Ю.Х. Пределы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 1998. № 1. С. 22-23.
48. Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. М.: Дело, 2000. 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ