Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты разработки модели системы оценивания эффективности дополнительных профессиональных программ 11
1.1 Проблема оценивания дополнительных профессиональных программ 11
1.2 Особенности изучения иностранного языка в системе
дополнительного профессионального образования 20
1.3 Условия внедрения системы оценки образовательных
программ дисциплины иностранного языка в дополнительном профессиональном образовании 27
1.4 Особенности диагностических методик оценивания рабочих
программ по иностранному языку в дополнительном профессиональном образовании 30
Глава 2 Экспериментальная работа по разработке модели системы оценивания дополнительных профессиональных программ 36
2.1 Разработка критериально-диагностического аппарата
системы оценивания дополнительных профессиональных программ
2.2 Моделирование системы оценивания дополнительных
профессиональных программ 43
2.3 Апробация разработанной системы оценивания дополнительных профессиональных программ в учреждении дополнительного образования «Корпоративный Университет
Группы «АВТОВАЗ» 48
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Сводный лист экспертной оценки образовательных программ по иностранному язык КУ «АВТОВАЗ» 72
Приложение Б Вопросы для дискуссии 76
Приложение В Анкета экспертной оценки
Актуальность исследования. Дополнительное образование являются важной частью современного российского образовательного пространства. Оно востребовано со стороны общества и государства. Необходимо указать несколько компонентов, определяющих качество этих услуг и качество образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования: в первую очередь это роль преподавательского состава; наличие соответствующего набора различных программ профессионального обучения; постоянное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. И в свою очередь развитие системы независимой оценки дополнительного образования способствует улучшению качества образования.
За последние десятилетия, педагогам был открыт простор для творческого поиска, апробирования и внедрения педагогических методик и технологий. Во многих учреждениях дополнительного образования созданы уникальные фонды собственного педагогического опыта, в том числе, образовательных программ. Программы разнообразны, как и по содержанию, так и по оформлению. Отсутствие стандартной системных требований усложняет процедуры их оценивания
В настоящее время происходит активная интеграция Российской Федерации в мировое и европейское пространство. Россия имеет сегодня качественно иные взаимоотношения со странами мирового сообщества, чем это было ранее. Современные политические, социально-экономические и гуманитарные реалии создали благоприятные возможности для изучения иностранных языков и наполнили процесс обучения новым содержанием, организационными и методическими новациями. Знание иностранного языка становится неотъемлемым атрибутом каждого человека.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в научной литературе описываются различные методы оценки эффективности образовательных программ, основанные на трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К. Ван Парререн, Ж. Карпей, Э. Эриксон и другие).
Однако при этом предлагается лишь перечень разнообразных подходов к оценке. В связи с чем, формирование системы оценивания дополнительных профессиональных программ по изучению иностранного языка является педагогической проблемой и определяет необходимость ее анализа с позиций педагогической науки
В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск научно - методологических подходов к разработке системы оценивания. Проблемам оценки качества и эффективности образовательных программ посвящены работы многих ученых (Н.Н. Анискина, О.В. Ковальчук, Е.В. Бурмистрова, Н.Ф. Радионова, М.Р. Катунова, Р.У. Богданова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова и других ученых). Многие исследователи изучают терминологию в области качества образования и эффективности образовательных программ, разрабатываются методики, показатели и критерии оценки эффективности. Тем не менее, при значительном количестве работ, посвященных терминологии в области эффективности, отсутствует исследование системы оценивания дополнительных профессиональных программ
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования позволил выявить следующие противоречия:
- потребностью дополнительного профессионального образования в целостной системе оценивания образовательных программ и недостаточной разработанностью методологических, теоретических и методико-технологических основ для ее создания
- между существующим разнообразием содержания программ дополнительного профессионального образования и необходимостью предъявления к ним единых требований с учетом федерального закона об образовании и различных профессиональных стандартов.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дополнительного образования, была сформулирована проблема исследования: как разработать систему оценивания дополнительных профессиональных программ?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели системы оценивания дополнительных профессиональных программ (на примере обучения иностранным языкам).
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы обусловила тему исследования: «Разработка модели системы оценивания эффективности дополнительных профессиональных программ».
Объект исследования: процесс оценивания дополнительных профессиональных программ.
Предмет исследования: система оценивания дополнительных профессиональных программ (на примере обучения иностранным языкам).
Гипотеза исследования: система оценивания дополнительных профессиональных программ будет внедрена, если:
- уточнено понятие «оценка эффективности дополнительных
профессиональных программ»;
- будет построен критериально-диагностический аппарат оценивания дополнительных профессиональных программ
- будет разработана и апробирована модель системы оценивания дополнительных профессиональных программ
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Изучить нормативные документы, педагогическую литературу по теме.
2. Обосновать и разработать критериально-диагностический аппарат оценивания дополнительных профессиональных программ.
3. Построить модель системы оценивания дополнительных профессиональных программ.
4. Провести апробацию и внедрение в образовательный процесс системы оценивания дополнительных профессиональных программ в учреждении дополнительного профессионального образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ».
Теоретическая основа исследования:
- отечественные и зарубежные концепции системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В. М. Гаськов, А.Т. Глазунов, Ф. Е. Довжко, В.М. Шепель, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон);
- методики педагогических исследований и методологии педагогики
(М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский)
- теории и методики образования взрослых и профессионально-личностного развития преподавателей в системе непрерывного педагогического образования (С.И. Архангельский, Г.Д. Глейзер, Н.В. Кузьмина, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.Е. Марон, Л.М. Митина, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Научная новизна исследования заключается в разработке критериально-диагностический аппарата для оценивания дополнительных профессиональных программ по изучению иностранного языка в учреждении дополнительного образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены и систематизированы показатели дополнительных профессиональных программ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, апробированные материалы могут быть применены педагогами для разработки и применения модели системы оценивания дополнительных профессиональных программ по изучению иностранного языка, что может повысить качество разрабатываемых и применяемых образовательных программ в учреждении дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе частного учреждения дополнительного образования «Корпоративный университет группы АО «Автоваз»».
Организация и этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа в период 2020-2022 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). На этом этапе планируется провести определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; часть процесса занял анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; уточнить понятие система оценивания дополнительных профессиональных программ. Параллельно с проводимой работой осуществить подготовку публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). В это время планируется провести разработка и апробация инструментов оценки дополнительных профессиональных программ. Необходимо провести контрольный этап эксперимента. Осуществить подготовку публикаций по теме исследования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Этап включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента; описывались выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт работы методической деятельности преподавателя частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Корпоративный Университет Группы «АВТОВАЗ».
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах организации в 2020-2022 учебном году. По итогам исследования опубликовано 3 научные статьи.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Оценка эффективности дополнительных профессиональных программ - это составное понятие, являющееся неотъемлемой частью системы оценки качества дополнительных программ. Под оценкой эффективности мы можем понимать результативность образовательного процесса, уровень готовности заранее спланированных процедур и действий, а также получения необходимых результатов Отличительной чертой оценки эффективности дополнительных профессиональных программ широкий набор методов проведения этой оценки в зависимости от поставленных целей. Такими целями могут быть степень удовлетворенности потребителей, экономическая выгода и многое другое.
2. Разработка критериально-диагностического аппарата оценивания эффективности дополнительных профессиональных программ. Основным элементом в системе оценивания является разработка критериев оценки исследуемого объекта, так как информация, собранная в рамках проводимого исследования, отбирается с учетом этих критериев. Сложность подбора критериев заключается в многообразии способов определения и выбора критериев, состава их показателей, наличия субъективных факторов при отборе критериев.
Здесь следует уточнить, чтобы провести качественную работу по оцениванию эффективности дополнительных профессиональных программ недостаточно использовать лишь критерии без учета нужных методов оценивания. Совокупность критериев, показателей, индикаторов и составляет искомый аппарат.
3. Определение критериев и показателей является неотъемлемой частью разработки систем оценивания, но при разработке модели системы оценки эффективности дополнительных программ требуется принимать во внимание, что комплекс показателей для каждого компонента критериально-диагностического аппарата системы оценивания эффективности дополнительных профессиональных программ является гибким, из -за регулярной актуализации с учетом изменяющихся требований заказчиков образовательных услуг.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, 9 рисунков, 5 таблиц, списка используемой литературы, 3 приложений. Основной текст работы изложен на 73 страницах
В настоящее в области оценивания качества и эффективности образовательных программ дополнительных образовательных учреждений сформировалась необходимость приведения модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ к использованию четких и единообразных форм.
В ходе исследования было установлено, что разработка модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ является актуальной в педагогической теории и в рамках современных реалий требует дальнейшего теоретического исследования. На научно-педагогическом уровне актуальность исследования реализуется в необходимости определения правильного направления развития, который основывается на разработке различных аспектов и условий для описания модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать какими должен быть критериально-диагностический аппарат, позволяющий описать и разработать модель оценивания эффективности дополнительных образовательных программ. Таким образом магистерская диссертация посвящена описанию и разработке модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждении в области оценки качества и эффективности дополнительных образовательных программ, разработан критериально-диагностический аппарат для модели системы оценки эффективности образовательных программ, описаны требуемые показатели и уровни субъектов системы оценивания эффективности дополнительных образовательных программ, была проведена экспериментальная работа с целью апробации модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ.
На формирующем этапе эксперимента была разработана модель оценивания эффективности дополнительных образовательных программ. Модель включал серию мероприятий, проведенных совместно с методическим объединением ЧОУ ДПО Корпоративный университет группы «Автоваз», благодаря которым стало возможным оценить как эффективность модели оценивания дополнительных образовательных программ, таки и эффективность самих дополнительных образовательных программ и внести необходимые корректирующие изменения.
Проведенное исследование доказывает результативность проекта по разработке модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ. Учитывая все аспекты, разработанные для модели оценивания эффективности дополнительных образовательных программ, позволяют использовать данную модель на практике оценки качества и эффективности образовательных программ. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика; Москва: НМЦ СПО, 1999,- 538 с.
2. Выготский Л. C. Педагогическая психология. [Электронный ресурс].
- URL: https://a-mov.ru/books/wgotskij-pedagogicheskaja-psihologija.html (дата обращения. 11.07.2021)
3. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Москва : Стандартинформ, 2012. - 32 с.
4. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. - Москва : Стандартинформ, 2007. - 70 с.
5. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - Москва : Стандартинформ, 2013. - 36 с.
6. Гребенюк О. С. Терминологический словарь. Педагогические
технологии [Электронный ресурс] / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - URL: http: //didacts .ru/dictionary/1027/word/modelirovanie. (дата обращения. 10.12.2021)
7. Гусева К. С., Методика оценивания результатов реализации
основной образовательной программы в дополнительном образовании [Электронный ресурс]/ URL:
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/13084/2/Guseva2.pdf (дата обращения. 10.12.2021)
8. Евтина Г. С. Аналитические и численные методы в планировании
экспериментов в инженерном анализе: методические указания к
практическим занятиям и выполнению лабораторных работ . - Тюмень : ТюмГНГУ, 2012
9. Закон «Об образовании в Российской Федерации (утвержден от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ) [Электронный ресурс] / URL: http://dopedu.ru/component/content/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere- opobrazovaniya/249 zakonoproekt.html?Itemid=802. (дата обращения. 11.09.2020)
10. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов
обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; Москва:
Издательский центр «Академия», 2007, - 224 с
11. Измерения на основе шкал [Электронный ресурс]. - 2011. - URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=24. (дата обращения. 21.07.2021)
12. Камашева Ю. Л. Оценка качества учебно-методического
обеспечения основных образовательных программ высшего
профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2009. - 242 с.
13. Коротков Э. М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление : для работников высш.образования / Э.М. Коротков. -М.: 2002. - 83 с
14. Качество образования в системе дополнительного образования детей // Библиотека журнала Методист. - 2012. - № 1. - С. 6-15.
15. Каширина Л. Н Алгоритмы в обучении грамматике французского языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С. 44-47
16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения. 21.07.2021)
17. Логинова Л. Г. Место дополнительного образования в современной системе общего образования детей [Электронный ресурс] - URL:http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/04/09/mesto- dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-sistem. (дата обращения. 21.07.2021)
18. Мацько Д. С. Особенности обучения английскому языку взрослых в системе дополнительного образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 2(19). - С. 126-130. -
19. Методы сбора социологической информации [Электронный
ресурс]- URL: http://www.grandars.ru/college/ sociologiya /sbor-
8осю1од1сЬе8коу-т1Ьгшасп.Ь1ш1#а1(дата обращения. 11.09.2021)
20. Методические рекомендации для организационно-методического сопровождения подготовки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и оценки их качества [Электронный ресурс]/ URL: https://1itcey.ru/matematika/60047/index.htm1 (дата обращения. 11.09.2021)
21. Никитин И. В. Совершенствование инструментария исследования экономической эффективности внедрения инновационных изделий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тамбов, 2012. - 126 с.
22. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических
исследованиях [Электронный ресурс]/ URL:
https://www.researchgate.net/pub1ication/274390588 Novikov DA Statisticeskie
metody v pedagogiceskih iss1edovaniah tipovye s1ucai M MZ-Press 2004-¬67 s (дата обращения. 11.09.2021
23. Острожная Е. Е. Оценка качества дополнительного
профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - № 4. - С. 62-64. -
24. Острожная Е. Е. Проблемы и пути совершенствования
дополнительного образования в условиях инновационного развития // Инновационно-инвестиционные стратегии модернизации экономических систем: Сборник материалов международной научно-практической
конференции (Мурманск, 10-11 апреля 2008г.). - Мурманск-Самара, 2008. - С. 119-124
25. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12 2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/nsok/1egis1ation. (дата обращения. 12.09.2021
26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. № АП-113/02 «О методических рекомендациях Минобрнауки России по формированию независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/nsok/legislation. (дата обращения. 11.09.2021
27. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506. (дата обращения. 21.07.2021)
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/nsok/legislation. (дата обращения. 21.07.2021)
29. Пронина Л.Н. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования) // Завуч. 2001. - №6. - С. 93-97.
30. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного
образования» от 22 сентября 2021 г. № 652н) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения.
19.07.2021)
31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL:
http://base.garant.ru/194365/.(дата обращения. 21.07.2021)
32. Роджерсон Дж. Использование аудита при проверке качества образовательных программ / Дж. Роджерсон // Качество. Инновации. Образование. - 2002. - № 3. - С. 61-64.
33. Сластенин В. А. Педагогика (для СПО)- 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 496 с.
34. Сопин В. И. Разработка программ профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов / В. И. Сопин // Человек и образование. - 2016. - № 2(47). - С. 36
35. Субетто А. И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. И. Субетто // Образование. - 2000. - № 2. - С. 62-66.
36. Субетто А. И. Система управления качеством в вузе (модель) / А. И. Субетто // Квалиметрия в образовании: методология и практика : материалы 10 симпозиума. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 25 с.
37. Третьякова Т. В. Система оценки качества образования и ее построение в регионах с территориальными и национальными особенностями: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М, 2010. - 464 с.
38 Тараненко Н. Ю. Сравнительный анализ различных подходов к проведению профессионально-общественной аккредитации в России на современном этапе / Н.Ю. Тараненко. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2017.
39. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка /—
Москва: Аделант, 2014.: [Электронный ресурс].- URL:
https://www.iprbookshop.ru/44160.html (дата обращения: 24.06.2021).
40. Устелемова М. С. Шкалирование: [Электронный ресурс] / М. С. Устелемова. -URL: http://www.intuit.ru. (дата обращения: 15.04.2021).
41. Часть III. Оценивание и определение качества в дополнительном образовании детей // Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - С. 160-358.
42. Цыганова Л. В. Дидактические условия как важнейший фактор формирования у обучающихся стратегий самостоятельной работы / Л.В. Цыганова, К.А. Сидоркин, Н. В. Сидоркина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6-2(60). - С. 209-212.
43. Челышкова M. Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом : обз. доклад / Восьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика квалиметрического мониторинга образования в России» М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, - 285 с..
44. Чернявская А. П. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / А. П. Чернявская, Б. С. Гречин ; Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 98 с
45. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе.: Учебное пособие /Москва : Педагогическое общество России, 2007, - 189 с.
46. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 384 с.
47. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования : проблемы определения сущности // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 11. - С. 2.
48. Школа Большого города Информационный портал о столичном
образовании [электронный ресурс] URL:
https://school.moscow/dimavigator/5/212 (дата обращения: 15.04.2021).
49. Armstrong, Michael, - Armstrong’s handbook of human resource management practice / Michael Armstrong. - Eleventh ed. 13th ed. Kogan Page, 2014. - 880 p.
50. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A MetaAnalysis and Review of Online Learning Studies [электронный ресурс]. -
URL: http://www.educause.edu/ero/article/blended-leaming-toolkit-
improvingstudent-performance-and-retention. (дата обращения: 30.10.2021)
51. Koole M. Mobile Learning in Distance Education: Utility or Futility? / Koole M., Janice L., McQuilkin and Mohamed Ally // International Journal of ELearning & Distance Education. - 2010. - Vol. 24, № 2. - P. 59 - 82.
52. Mc Culloch, M„ Total quality management: its relevance for higher education. // Quality Assurance in Education. 1993. - Vol. 1. - № 2.
53. Stensaker B. The Transformation of Organisational Identities. Interpretations of policies concerning the quality of teaching and learning in Norwegian higher education, 2004, 252 c.
54. Teeter D. and Lozier G. Pursuit of Quality in Higher Education: Case Studies in Total Quality Management. // New Directions for Institutuinal Research.Gosey-Bass, Inc., Publishers. - 1993, Summer. -№ 7.8.