Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Работа №109026

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Театрализованные игры как средство развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 20
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы
посредством театрализованных игр 32
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Однако на фоне прогрессивных изменений, связанных с активным реформированием системы дошкольного образования, а именно, ростом сети альтернативных дошкольных учреждений, появлением новых программ дошкольного воспитания, разработкой оригинальных методических материалов, развитию
эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Актуальность данной темы определена и тем, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью его интеллектуального и эмоционального развития. Театрализованная деятельность, в частности, инсценирование, игры-драматизации, этюды, речевые подвижные и дидактические игры, может быть использована в качестве одного из средств развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В настоящее время согласно ФГОС дошкольного образования одной из важнейших задач педагогических работников является развитие и формирование эмоциональной сферы ребенка.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы и недостаточным использованием возможностей театрализонанных игр для реализации данной цели.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности применения театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы?
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
3) разработать содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр, оценить их эффективность.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если:
- разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы посредством театрализованных игр;
- включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
- разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей 6-7 лет (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Лук, Л.Н. Рожина);
- исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, И.Ю. Кулагина, В.М. Минаева, Я.З. Неверович);
- исследования, посвященные изучению возможностей театрализованных игр (О.В. Артамонова, Л. В. Артемова, Ю. Г. Клименко).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления об особенностях развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр и могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике апробированных материалов по диагностике эмоциональной сферы детей 6-7 лет; результаты научного исследования способствуют совершенствованию деятельности педагогов-психологов по развитию эмоциональной сферы у детей в возрасте 6-7 посредством театрализованных игр.
Экспериментальной базой исследования является СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, ее физиологических и психологических особенностей. Ребенок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые. Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).
Одним из хорошо зарекомендовавших себя средств эмоционального развития являются театрализованные игры. Театрализованная игра успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной игры характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной игры является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности.
Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребенка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы - объем словаря эмоций, уровень развития социальных эмоций, уровень развития выразительных средств при демонстрации заданных эмоций, уровень развития восприятия графических изображений эмоций.
В рамках данной работы было проведено исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
Основная цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Все диагностические задания были проведены в СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет, мальчики и девочки. Выборка исследования была разделена на экспериментальную и контрольную группы, по 10 детей в каждой.
На основании проведенного исследования на этапе констатации можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы на высоком уровне не наблюдается ни у одного из дошкольников. При этом у детей преобладал средний уровень развития эмоциональной сферы. Обобщив результаты по всем диагностическим методикам можно сделать вывод, что уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников у детей в возрасте 6-7 лет недостаточен для полного выражения всех существующих человеческих эмоций, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения трудностей в общении и взаимопонимании.
Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На формирующем этапе исследования было разработано и реализовано содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованных игр, включающее:
- работу с детьми (три этапа работы с использованием элементов театрализованных игр);
- работу с родителями (проведено родительское собрание, где даны рекомендации по применению театрализованных игр с детьми в домашних условиях);
- работу с педагогами (информационные листы с рекомендациями).
Общая длительность развивающей работы составила 3 месяца.
Обобщив результаты по всем диагностическим методикам на контрольном этапе исследования можно сделать вывод, что показатели развития эмоциональной сферы у детей в 6-7 лет в экспериментальной группы на контрольном этапе были значительно улучшены в сравнении с результатами констатирующего этапа. Это свидетельствует об эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр; включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы; разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы, подтвердилась. Цель работы достигнута.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) [Текст] // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. URL:http:// mon.gov.ru/dok/fgos/7195/. (дата обращения: 13.04.18)
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 2017 - 17 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 608 с.
5. Асташина, И.В. Логопедические игры и упражнения для детей [Текст] / И.В. Асташина. - М:. ООО группа Компаний «РИПРЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2013. - 189 с.
6. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. - 215 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Издательство « Питер», 2015. - 304 с.
8. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе [Текст] / Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2015. - 486 с.
9. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова. - М:. Айрис-пресс, 2015. - 128 с.
10. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка [Текст] / JI.C. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2014. - 512 с.
11. Губанова, Е.В., Пушкова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности [Текст] / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова // Воспитание школьников. - 2014. - №5. С. 34-37.
12. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] /Н.Ф. Губанова. - М:. ВАКО, 2017. - 256 с.
13. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан. - М.,2014. - 461 с.
14. Задорожняя, О.П. Формирование эмоциональной сферы
дошкольников через театрализованную деятельность [Текст] /
О.П. Задорожняя // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 45-48.
15. Иванова, Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы [Текст] / /Е.С. Иванова// Психологическая диагностика, 2008. - №1. - С. 101-109.
16. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2014. - 752 с.
17. Клепиков, В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям [Текст] / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников. - 2015. - №8. - С.18-22.
18. Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 67-71.
19. Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 67-71.
20. Курносова, С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 2(55). - С.42-47.
21. Курносова, С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников [Текст]/ С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. - 2013. - № 3. - С. 33-37.
22. Люблинская, A.A. Детская психология [Текст] / A.A. Люблинская. - M.: ЮНИТИ, 2013. - 289 с.
23. Марцинковская, Т.Д. Семья и школа: культурно-историческая перспектива [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Образовательная политика. 2013. - № 56 (43-44). - С. 47-51.
24. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст] / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 8-10.
25. Мухина, B.C. Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - M.: ACT, 2013. - 396с.
26. Немов, P.C. Психология [Текст]: учебник для вузов / P.C. Немов. - M.: Инкос, 2010. - 606 с.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: книга для воспитателей. / Л.Ф. Обухова. - M.: Центр педагогического образования.
2012. - 380 с.
28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Факты, теория, проблемы
[Текст] / Л.Ф. Обухова. - M.: Логос, 2012. - 278 с.
29. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования [Текст]: пособие для педагогов / под редакцией O.C. Ушаковой. - M.: ТЦ Сфера, 2012. - 492с.
30. Общая психология. Словарь [Текст]/ П й словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. од. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедическиред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 314 с.
31. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. -
2013. № 1. - С. 51-53.
32. Психология эмоций [Текст] / под ред. В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гиппенрейтер. 2-е изд. - М.: Изд-во Московского университета. -
2013. - 304 с.
33. Рожков, М.И. Воспитание свободного человека [Текст] /
М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - 29 с.
34. Рудковская, М.Ю. Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]: учебно¬
методическое пособие / М.Ю. Рудковская. - Анжеро-Судженск, 2014. - 84 с.
35. Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] / Е.Я.Сироткина // журн. Начальная школа. - 2014. - №8. - С. 29-32.
36. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
37. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Образовательная политика. 2013. - № 5-6 (43-44). - С. 82-89.
38. Фромм, Э. Забытый язык [Текст]. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов / Э. Фромм. - М.: АСТ Издательство, 2015. - 316 с.
39. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Г.С. Швайко. - М:. Айрис-пресс, 2017. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ