РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Театрализованные игры как средство развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 20
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы
посредством театрализованных игр 32
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Театрализованные игры как средство развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 20
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы
посредством театрализованных игр 32
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Однако на фоне прогрессивных изменений, связанных с активным реформированием системы дошкольного образования, а именно, ростом сети альтернативных дошкольных учреждений, появлением новых программ дошкольного воспитания, разработкой оригинальных методических материалов, развитию
эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Актуальность данной темы определена и тем, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью его интеллектуального и эмоционального развития. Театрализованная деятельность, в частности, инсценирование, игры-драматизации, этюды, речевые подвижные и дидактические игры, может быть использована в качестве одного из средств развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В настоящее время согласно ФГОС дошкольного образования одной из важнейших задач педагогических работников является развитие и формирование эмоциональной сферы ребенка.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы и недостаточным использованием возможностей театрализонанных игр для реализации данной цели.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности применения театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы?
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
3) разработать содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр, оценить их эффективность.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если:
- разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы посредством театрализованных игр;
- включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
- разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей 6-7 лет (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Лук, Л.Н. Рожина);
- исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, И.Ю. Кулагина, В.М. Минаева, Я.З. Неверович);
- исследования, посвященные изучению возможностей театрализованных игр (О.В. Артамонова, Л. В. Артемова, Ю. Г. Клименко).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления об особенностях развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр и могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике апробированных материалов по диагностике эмоциональной сферы детей 6-7 лет; результаты научного исследования способствуют совершенствованию деятельности педагогов-психологов по развитию эмоциональной сферы у детей в возрасте 6-7 посредством театрализованных игр.
Экспериментальной базой исследования является СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Однако на фоне прогрессивных изменений, связанных с активным реформированием системы дошкольного образования, а именно, ростом сети альтернативных дошкольных учреждений, появлением новых программ дошкольного воспитания, разработкой оригинальных методических материалов, развитию
эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Актуальность данной темы определена и тем, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью его интеллектуального и эмоционального развития. Театрализованная деятельность, в частности, инсценирование, игры-драматизации, этюды, речевые подвижные и дидактические игры, может быть использована в качестве одного из средств развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В настоящее время согласно ФГОС дошкольного образования одной из важнейших задач педагогических работников является развитие и формирование эмоциональной сферы ребенка.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы и недостаточным использованием возможностей театрализонанных игр для реализации данной цели.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности применения театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы?
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
3) разработать содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр, оценить их эффективность.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если:
- разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы посредством театрализованных игр;
- включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
- разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей 6-7 лет (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Лук, Л.Н. Рожина);
- исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, И.Ю. Кулагина, В.М. Минаева, Я.З. Неверович);
- исследования, посвященные изучению возможностей театрализованных игр (О.В. Артамонова, Л. В. Артемова, Ю. Г. Клименко).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления об особенностях развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр и могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике апробированных материалов по диагностике эмоциональной сферы детей 6-7 лет; результаты научного исследования способствуют совершенствованию деятельности педагогов-психологов по развитию эмоциональной сферы у детей в возрасте 6-7 посредством театрализованных игр.
Экспериментальной базой исследования является СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.
В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, ее физиологических и психологических особенностей. Ребенок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые. Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).
Одним из хорошо зарекомендовавших себя средств эмоционального развития являются театрализованные игры. Театрализованная игра успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной игры характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной игры является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности.
Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребенка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы - объем словаря эмоций, уровень развития социальных эмоций, уровень развития выразительных средств при демонстрации заданных эмоций, уровень развития восприятия графических изображений эмоций.
В рамках данной работы было проведено исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
Основная цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Все диагностические задания были проведены в СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет, мальчики и девочки. Выборка исследования была разделена на экспериментальную и контрольную группы, по 10 детей в каждой.
На основании проведенного исследования на этапе констатации можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы на высоком уровне не наблюдается ни у одного из дошкольников. При этом у детей преобладал средний уровень развития эмоциональной сферы. Обобщив результаты по всем диагностическим методикам можно сделать вывод, что уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников у детей в возрасте 6-7 лет недостаточен для полного выражения всех существующих человеческих эмоций, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения трудностей в общении и взаимопонимании.
Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На формирующем этапе исследования было разработано и реализовано содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованных игр, включающее:
- работу с детьми (три этапа работы с использованием элементов театрализованных игр);
- работу с родителями (проведено родительское собрание, где даны рекомендации по применению театрализованных игр с детьми в домашних условиях);
- работу с педагогами (информационные листы с рекомендациями).
Общая длительность развивающей работы составила 3 месяца.
Обобщив результаты по всем диагностическим методикам на контрольном этапе исследования можно сделать вывод, что показатели развития эмоциональной сферы у детей в 6-7 лет в экспериментальной группы на контрольном этапе были значительно улучшены в сравнении с результатами констатирующего этапа. Это свидетельствует об эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр; включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы; разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы, подтвердилась. Цель работы достигнута.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя средств эмоционального развития являются театрализованные игры. Театрализованная игра успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной игры характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной игры является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности.
Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребенка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы - объем словаря эмоций, уровень развития социальных эмоций, уровень развития выразительных средств при демонстрации заданных эмоций, уровень развития восприятия графических изображений эмоций.
В рамках данной работы было проведено исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
Основная цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр.
Все диагностические задания были проведены в СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет, мальчики и девочки. Выборка исследования была разделена на экспериментальную и контрольную группы, по 10 детей в каждой.
На основании проведенного исследования на этапе констатации можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы на высоком уровне не наблюдается ни у одного из дошкольников. При этом у детей преобладал средний уровень развития эмоциональной сферы. Обобщив результаты по всем диагностическим методикам можно сделать вывод, что уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников у детей в возрасте 6-7 лет недостаточен для полного выражения всех существующих человеческих эмоций, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения трудностей в общении и взаимопонимании.
Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На формирующем этапе исследования было разработано и реализовано содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованных игр, включающее:
- работу с детьми (три этапа работы с использованием элементов театрализованных игр);
- работу с родителями (проведено родительское собрание, где даны рекомендации по применению театрализованных игр с детьми в домашних условиях);
- работу с педагогами (информационные листы с рекомендациями).
Общая длительность развивающей работы составила 3 месяца.
Обобщив результаты по всем диагностическим методикам на контрольном этапе исследования можно сделать вывод, что показатели развития эмоциональной сферы у детей в 6-7 лет в экспериментальной группы на контрольном этапе были значительно улучшены в сравнении с результатами констатирующего этапа. Это свидетельствует об эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством театрализованных игр; включены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы; разработаны рекомендации для педагогов по развитию у детей 6-7 лет показателей эмоциональной сферы, подтвердилась. Цель работы достигнута.
Подобные работы
- Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством
театрализованных игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



