Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

Работа №109024

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
1.1Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи как психолого-педагогическая проблема
1.2Коммуникативные ситуации как средство для развития связной
речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению особенностей развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе создания коммуникативных ситуаций
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
2.2Содержание работы по развитию связной речи у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи в процессе создания коммуникативных ситуаций
2.3Изучение динамики уровня развития связной речи у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список участников эксперимента
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение В Сводная таблица результатов исследования
Приложение Г Материал для коммуникативных ситуаций

Актуальность данного исследования несомненна, успех обучения в школе обеспечивается уровнем речевого развития детей. Наличие навыков связанно высказываться, грамотно строить диалог обеспечивает ребенку возможность без ограничений общаться со сверстниками и взрослыми.
Л.С. Выготский говорил, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, является функция общения.
Одной из важных задач речевого развития детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Важно научить детей умению правильно выражать свои мысли, строить предложения, рассказывать о событии из жизни, описывать предмет. Именно связная речь формирует у ребенка уверенность в собственных силах, позволяет общаться со сверстниками и взрослыми, является главным условием для всестороннего развития дошкольника и его успешного обучения в школе.
Данной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Е.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие. Анализ литературы свидетельствует, что развитие связной речи необходимо начинать в период детства.
Е.М. Холодилова и С.В. Зотова считают, что наиболее благоприятным для развития связной речи является дошкольный возраст, в этом возрасте проще знакомить детей с различными речевыми ситуациями. Ученые дали определение коммуникативным умениям, рассматривая их как осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Особое внимание в исследованиях уделяется формам, методам, примема и средствам развития связной речи у детей, особенно когда речь идет о детях с общим недоразвитием речи. Для нашего исследования интерес представляют коммуникативные ситуации, их роль в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Коммуникативная ситуация, на наш взгляд, возникает исключительно в результате заинтересованного, содержательного, целенаправленного, взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего мира и миром природы.
Анализ исследований свидетельствует о том, что не использованы потенциальные возможности коммуникативных ситуаций в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Это позволило выявить противоречие: между необходимостью развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недооценкой потенциальных возможностей коммуникативных ситуаций в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности коммуникативных ситуаций в процессе развития связной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность коммуникативных ситуаций в процессе развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: развитие связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе создания коммуникативных ситуаций.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможен при:
-создании разных вариантов коммуникативных ситуаций для дошкольников, отражающих все компоненты связной речи;
-включении в коммуникативные ситуации дидактических игр;
- обогащении развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей 6-7 лет в норме и с общим недоразвитием речи III уровня в процессе создания коммуникативных ситуаций.
2.Подобрать диагностические методики и выявить уровень развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3.Разработать и апробировать коммуникативные ситуации по развитию связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, доказать их результативность.
Теоретическую основу работы составляют психолого-педагогические исследования особенностей речи дошкольника (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); положения отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина); положения о развитии связной речи (А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина и др.); об особенностях детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева); о коррекционной работе по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Е.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова).
Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования коммуникативных ситуаций для развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, обоснованы показатели уровня развития связной речи у детей с речевой патологией.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «коммуникативные ситуации», которое рассматривается как активное взаимодействие и единство всех основных компонентов общения (коммуникации).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных организаций на этапе развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе создания коммуникативных ситуаций.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «ЛАДА» детский сад № 203 «Алиса». В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 13 таблиц, список используемой литературы (21 источник), 4 приложений. Основной текст работы изложен на 54 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе создания коммуникативных ситуаций является актуальной и требует дальнейшего изучения.
В дошкольном возрасте у детей с системным нарушением речи часто возникают трудности во время коммуникации. Дети, которые столкнулись с речевым дефектом, нуждаются в поддержке, в формировании и развитии навыков речевой коммуникации.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в основном имеют низкий уровень развития связной речи, им трудно высказать свои мысли, составить предложения, логично представить рассказ.
Формирующий эксперимент показал результативность
коммуникативных ситуаций, их использование в процессе развития связной речи. Коммуникативные ситуации были подобраны с учетом показателей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей 6-7 лет, включенностью речевых средств.
Особое внимание в процессе формирующего эксперимента уделено созданию разных вариантов коммуникативных ситуаций для дошкольников, отражающих все компоненты связной речи; включении в коммуникативные ситуации дидактических игр и упражнений, а также обогащению развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами.
Контрольный эксперимент был направлен на выявление динамики в развитии связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе создания коммуникативных ситуаций. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике уровня развития связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Проведенная работа в процессе формирующего эксперимента была эффективной. Количество детей, имеющих высокий уровень развития связной речи — 36%; средний уровень развития связно речи - 55%, а низкий уровень развития связной речи - 9%.
Дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня показали умение составлять предложения, включать не только существительные и глаголы, но и прилагательные, местоимения, наречия. Изменения произошли и в позиции взрослых, они стали с интересов изучать роль коммуникативных ситуаций в процессе развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что использование коммуникативных ситуаций в развитии связной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является действенным. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, уровень развития связной речи детей экспериментальной группы повысился, гипотеза доказана.


1.Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения. М. : «Просвещение», 2005. 26 с.
2.Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль : Академия развития,
1998.163 с.
3.Богуславская Н. Е. Развитие коммуникативных способностей ребенка. Ект.: «Арго», 1997. 192 с.
4.Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ М. : 1984. 252 с.
5.Волковская Т Н. Организационно-содержательные аспекты
коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи. Логопед в детском саду. М. : 2015.69-89 с.
6.Глухов В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. М. : 1995. 110 с.
7.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Аркти, 2002. 144 с.
8.Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателей детского сада. М. : «Просвещение», 1982. 128 с.
9.Ладыженская Т А. Система работы по развитию связной устной речи. М. : 1975. 190 с.
10.Лалаева Р И. Логопедия : учебное пособие. М. : Владос, 2003. 171 с.
11.Левина Р Е. Воспитание правильной речи у детей : брошюра. М. : 1958. 16 с.
12.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность : учебное пособие. М. : Красанд, 2010. 96 с.
13.Привалова С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста : учебное пособие. Ект. : 2015. 163 с.
14.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. Сада. М. : «Просвещение», 1979. 223 с.
15.Сергеева О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР. Вопросы дошкольной педагогики [Электронный ресурс] : М. (ред. от 25.05.2015) URL: https: //moluch.ru/th/1 /archive/12/430/...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ