Введение 3
1 Анализ исходных данных и технических решений 5
1.1 Описание изделия 5
1.2 Характеристика материалов изделия 10
1.3 Основные виды штамповки металлов 13
1.4 Обзор программ используемых в машиностроении для литья 20
1.5 Задачи работы 33
2 Выбор способа литья 34
2.1 Литье в песчано-глинистые формы 35
2.2 Литье по выплавляемым моделям 35
2.3 Литье в оболочковые формы 37
2.4 Литье под низким давлением 38
3 Подготовка процесса литья 44
3.1 Выбор программы для литья 44
3.2 Разработка 3Д модели изделия 46
3.3 Моделирование 2Д сетки 53
3.4 Создание 3Д сетки 59
3.5 Назначение граничных условий процесса 61
3.6 Назначение коэффициента теплопередачи 63
3.7 Диспетчер условий процесса 65
3.8 Рекомендация по моделированию 67
4 Моделирование процесса литья 70
4.1 Анализ результатов 70
4.2 Распределение температуры в отливке 70
4.3 Распространение температуры в форме 74
4.4 Процесс затвердевания металла 80
Заключение 90
Список использованных источников 91
Число автомобилей неуклонно растёт, а поэтому производство комплектующих, запчастей и деталей для автомашин является весьма перспективным начинанием, которое предполагает изготовление постоянно востребованной продукции. К таким изделиям относятся колёсные диски, которые сегодня часто представлены на рынке стальными заготовками. Данный тип изготовления колеса считается традиционным, но он имеет множество недостатков, поэтому на смену ему уже давно пришли типы колес, изготовляемые по более совершенным технологиям и с использованием более лёгких металлов и их сплавов. По этой причине они получили название легкосплавные. Диски делятся на 2 категории: литые и кованные.
Легкосплавные диски выгодно отличаются от стандартных стальных и на рынок всё больше клиентов приходят именно за дисками из лёгких металлов. И если литые диски имеют некоторые недостатки по сравнению со стальными, то кованые - лучшие изделия из всех. При нормально налаженном производстве их цена будет несильно отличаться от остальных типов дисков, причём будет почти наверняка ниже импортных литых и стальных образцов. При этом легкосплавные диски имеют хорошую геометрическую точность, что улучшает эксплуатацию автомобиля; меньший вес уже неоднократно был упомянут.
Легкосплавные диски отличает ещё и то, что им можно задать практически любой дизайн, который не противоречит конструктивным особенностям колеса, почему они и стали так популярны у водителей, которые не хотят наблюдать на своей автомашине стандартные (и, откровенно говоря, невзрачные и даже убогие) диски. При желании можно организовать производство дисков на заказ (что можно сделать при производстве кованых дисков) и производить уникальную продукцию по индивидуальным заказам. Наконец, легкосплавные диски благодаря своему составу меньше подвержены внешним условиям, воздействию работы машины, кованые упруги и более крепкие, а легкосплавная основа позволяет более эффективно отводить тепло от тормозной системы - и на выходе меньший износ и экономия горючего.
Цель настоящей работы: повышение качества изделия путем моделирования процесса литья под давлением литого диска колеса автомобиля в CAE системе.
1) Проведен анализ литературы о процессе изготовления литого автомобильного диска под низким давлением.
2) Установлено, что наибольшая эффективность литья применена в литье под низким давлением.
3) Разработана модель литого алюминиевого диска в компас 3д.
4) Создана методика САЕ анализа процесса литья под низким давлением в кокиль.
5) Создана сетка конечных элементов для литья под низким давлением в кокиль.
6) Проведена симуляция литья под низким давлением в кокиль литого автомобильного диска.
7) Установлены параметры температуры, времени заполнения и кристаллизации литого алюминиевого диска автомобиля.
1. Записка пояснительная к курсовому и дипломному проекту. Правила оформления. - Тольятти: ТолПИ, 1987 - 27 с.
2. А.В. Монастырский. Моделирование литейных процессов. Эпизод 1-й.
Работаем в ProCAST. — CADmaster, 2009, № 1, с. 10-16.
3. Niyama E., Uchida T., Morikawa M., Saito S.: Am. Foundrymen’s Soc. Int. Cast Met. J., 1982, vol. 7(3), pp. 52-63.
4. В.П. Монастырский, А.В. Монастырский, Е.М. Левитан. Разработка
технологии литья крупногабаритных турбинных лопаток с применением систем «Полигон» и ProCAST. — Литейное производство, 2007, № 9, с. 29-34.
5. Справочник металлиста в 5-ти тт.— М.: Машгиз, 1960. - 326 с.
6. «Литьё под давлением» М.Г. Беккер, М.Л. Заславский, Ю.Ф. Игнатенко, М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1998.
7. «Экономические основы технологического развития» И.Н. Васильева, М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1995.
8. «Технологии металлов и конструкционные материалы» под ред. Б.А. Кузьмина, М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1989.
9. ГОСТ 1583-93 Межгосударственный стандарт СПЛАВЫ АЛЮМИНИЕВЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 1583-93 Издание официальное МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск УДК 669.71:621.84.04:006.354 МКС 77.140.90 В 51 ОКП 17 1221; 17 1321 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия. Aluminium casting alloys. Specifications ГОСТ 1583¬93 Дата введения 1997-01-01
10.Чиркин В.С. Теплофизические свойства материалов ядерной техники.
11. Технология конструкционных материалов. Под ред. А.М. Дальского. 2004г
12. Титов Н.Д., Степанов Ю.А. Технология литейного производства. М., 1974. 472 с.
13. Формовочные материалы и технология литейной формы. Справочник / C.C. Жуковский, Г. А. Анисович, Н.И. Давыдов и др. M., 1993. 432 с.
14. Жуковский C.C., Лясс A.M. Формы и стержни из холоднотвердеющих смесей M., 1978. 478 с.
15. Материаловедение и технология конструкционных материалов / Ю.П. Солнцев, В.А. Веселов, В.П. Демянцевич, А.В. Кузин М., 1996.575 с.
16. Литейное производство / под ред. И.Б. Куманина - М., «Машиностроение», 1971г.
17. Литье повышенной точности по разовым моделям / Озеров В. А., Гаранин В. О. - М., «Высшая школа», 1988г.
18. Стальное литье / под ред. Н. П. Дубинина - М., «МАШГИЗ», 1961г.
19. Стальные отливки / Арсов Я. Б. - М., «Машиностроение», 1974г.
20..Технические и экономические основы литейного производства / под ред. В.М. Шестопала - М., «Машиностроение», 1974г.
21. Технология конструкционных материалов / под ред. А. М. Дальский, Н.П. Дубинин - М., «Машиностроение», 1977г.
22. Технология литейного производства / Титов Н.Д., Степанов Ю.А. - М., «Машиностроение», 1985г.
23. Производство литых алюминиевых деталей. М.: Металлургия. 1979.
24.Черепахин А.А. Технология обработки материалов: учебник для студ. Учреждений средн. Проф. Образования / А.А Черепахин. - 2-е изд., стер.
- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
25. Монастырский В.П. Моделирование микропористости в отливках, затвердевающих в условиях направленного теплоотвода // Тепловые процессы в технике. 2011. № 1. С. 2027.
26. Монастырский А.В. Использование многоядерных компьютеров для
инженерных расчетов в CAE-системах // CADmaster. — 2008. — № 4. $
27. Титов Н. Д., Степанов Ю. А. Технология литейного производства. М., «Машиностроение» ,1974.
28. Литейные сплавы и технологии их плавки в машиностроении. М.: Машиностроение.1984.
29. Akihiro M., Kasuyosi N, and Hirosi O., “Measurement and analysis of bulge deformation in the continuous cast slabs,” R & D Kobe Steel Engineering Reports,vol. 29, no. 3, pp. 55-59, 1979.
30. Yoon U.-S., Bang I.-W., Rhee J. H., Kim S.-Y., Lee J.-D., and Oh K.
H.,“Analysis of mold level hunching by unsteady bulging during thin slab casting,” ISIJ International, vol. 42, no. 10, pp. 1103-1111, 2002.
31. Yoshii A. and Kihara S., “Analysis of bulging in continuously cast slabs by
bending theory of continuous beam,” Transactions of the Iron and Steel
Institute of Japan, vol. 26, no. 10, pp. 891-894, 1986.
32. Sheng Y. P., Sun J. Q., and Zhang M., “Calculation for bulging deformation of continuous casting slab,” Iron and Steel, vol. 28, no. 3, pp. 20-25, 1993.
33. Sun J., Sheng Y., and Zhang X., “Analysis of bulging deformation and stress in continuous cast slabs,” Journal of Iron and Steel Research International, vol.
8, no. 1, pp. 11-15, 1996.
34. Xu R. J., “Behavior analysis of bulging deformation in slab casting process, Heavy Machinery, no. 1, pp. 17-21, 2012.
35. Xu R. J., “Model for resistance calculation of bulging deformation generated in slab casting,” Heavy Machinery, no. 4, pp. 68-72, 2012.
36. Grill A. and Schwerdtfeger K., “Finite-element analysis of bulging produced by creep in continuously cast steel slabs,” Ironmaking and Steelmaking, vol.
6, no. 3, pp.131-135, 1979.
37. Barber B., Lewis B. A., and Leckenby B. M., “Finite-element analysis of strand deformation and strain distribution in solidifying shell during continuous slab casting,”Ironmaking and Steelmaking, vol. 12, no. 4, pp. 171— 175, 1985.
38. Lee J. D. and Yim C. H., “Mechanism of unsteady bulging and its analysis with the finite element method for continuously cast steel,” ISIJ International, vol. 40, no. 8, pp. 765-770, 2000.
39. Ha J. S., Cho J. R., Lee B. Y., and Ha M. Y., “Numerical analysis of secondary cooling and bulging in the continuous casting of slabs,” Journal of Materials Processing Technology, vol. 113, no. 1-3, pp. 257-261, 2001.
40. Wu D. P., Li J., Qin Q., and Ma T., “Research on creep material models and bulging of cast slab,” in Proceedings of the IEEE International Conference on Mechanic Automation and Control Engineering (MACE '10), pp. 5536-5539, June2010.