Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральная жизнь города на примере Тольяттинского театра кукол в период c 1973 по 2018 гг.

Работа №108995

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Театральная культура г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г. как предмет научного познания
§1.Общая характеристика театральной культуры г.о. Тольятти в период 1973-
2018г.г
§2.Театральная культура как субъект городской культуры
Глава II. Роль Тольяттинского театр кукол в развитии культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г
§1.Театр «Тольяттинский театр кукол», как феномен культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г
§2.Роль творческих деятелей в театральной жизни г.о. Тольятти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования. В современных условиях социально-экономического развития, непрерывного обновления и развития системы общественных отношений под воздействием стремительного информационного и научно-технического прогресса, вопрос культурного развития общества становится жизненно важным элементом, необходимым условием развитием современного общества.
Для будущего развития и сохранения культуры изучение вопроса театральной культуры в жизни общества позволит определить роль и место культуры в жизни общества, рассмотреть тенденции культурной политики государства и тем самым обогатить историческую науку новыми материалами и фактами.
Театр, представляет собой огромный потенциал для изучения культурного развития общества, именно театр позволяет оценить духовную жизнь общества. Становление театра, его развитие и существование в сложные экономические времена, особенность творческого процесса, проблемы кадрового потенциала, все этом в полной мере позволяет оценить процесс духовного и культурного развития, даже в отдельно взятом городе. Стоит отметить, что особую значимость в процессе духовного развития общества приобретает именно период наибольшего рассвета театрального искусства. В городе Тольятти период расцвета театра пришелся на семидесятые годы. На данный период советская система развития культурной жизни в городе окончательно сформировалась, и показал себя в завершенном виде. Развитие культуры в тот период было обозначено принципом централизма управления, который распространялся на всю деятельность театра, в том числе и на организационную, и на творческую. Изучение темы развития театральной жизни в городе Тольятти позволит определить как позитивные моменты духовного становления общества в городе, так оценить проблемы препятствующие развитию театра и на современном этапе. Театр кукол сыграл большую роль в театральной жизни города и именно поэтому исследование деятельности театра кукол представляет особый интерес. В период 1973-2018г.г «Тольяттинский театр кукол» становится заметным явлением в духовной жизни города Тольятти. Именно в эти годы театр кукол развивался и пополнился квалифицированными кадрами. За рассматриваемый период «Тольяттинский театр кукол» накопил уникальный опыт работы с населением, а в особенности с юными жителями города.
Исследование деятельности театра кукол в развитии культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г. позволяет выявить различные векторы развития общества.
Театральная жизнь в городе Тольятти в настоящее время определяется наличием большого количества организационных форм, материальными проблемами и поиском для их преодоления, особенно оказывает влияние на развитие театра социальные изменения общества. В современном мире под воздействием массовой культуры, социальных сетей и других средств информации многие зрители перестали посещать театр. Указанные причины обуславливают необходимость научного обоснования значимости театра в культурном развитии города, тем самым делая актуальным критический анализ исторического опыта развития театра. Давно известно, что без должного анализа прошлого невозможно решить задачи, которые выдвигает современность, а именно разработать направления культурной политики государства, региональных и городских властей в театральной сфере. Для того чтобы театр отвечал культурным запросам общества, был современным и интересным, особенно это касается театра кукол. Так же нам представляется необходимым провести анализ развития театра и оценить его значимость в культурном становлении города.
В связи с этим, прослеживание деятельности театра кукол с момента его основания до 2018 года позволит нам объективно взглянуть на уровень финансового обеспечения культурной среды нашего города.
К тому же, «Тольяттинский театр кукол» является одним из центральных культурно-досуговых центров для всей семьи в городе Тольятти. Анализируя историю становления и развития театра кукол, исследование постановок, роль театра в жизни города, мы сможем выявить уровень культурного развития населения Тольятти и выделить особенности его социокультурного развития.
Степень изученности проблемы. Историография изучаемой проблемы разделяется нами на два основных периода: советский и постсоветский.
Для первого периода, начинающего в 1973 году и продолжавшегося до 1991 года, было характерно то, что теоретической основой трудов историков выступал формационный подход. В указанный период культура обычно изучалась как некая сфера досуга среди населения. При этом в исследованиях подчеркивалось, что культурное развитие общества с помощью театра позволит реализовать интересы государства и коммунистической партии. В изучаемый нами период театр связывали не только с экономической составляющей, а уже обращали на него внимание, как на самостоятельный элемент повседневной жизни жителей города. В своих исследованиях авторы больший упор делали на нормативно - правовую составляющую культурно - досуговых мероприятий[ Дубровин А.Г. О партийности художественного творчества: теоретические вопросы,- М. : Просвещение, 1978 ; Пиналов С.А. История культурно-просветительской работы в СССР. Киев, 1990; Ким М.П. Коммунизм и культура. М., 1986; Исаев В.И. Указ. соч. Новосибирск, 1988; Грушин Б.А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1987; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. М., 1972.]. С ослаблением идеологического нажима в период руководства страной М. С. Горбачёва в 1980-е гг. у исследователей возник интерес к повседневной культуре и ее моделированию, что стало качественно новым этапом в изучении повседневного быта СССР и уровня жизни населения[ Миронец Н. И. Песня в комсомольском строю.М, 1985 ; Черепахина, А. Н. Эстетика современной мебели. М. 1988 ; Опыт словаря нового мышления. Под ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро. М. 1989.].
С 1990 - х годов изучением досуга занимались многие региональные исследователи, однако в основном, историков интересовали центры развития культуры такие как: Москва, Ленинград, Урал, Сибирь, Поволжье. При этом развитие культуры рассматривалось в разрезе политике - экономической деятельности.
Культурный досуг в советский период исследовался учеными, как правило, в рамках социологических исследований, отражающих только общие факторы развития досуга и только вскользь описывающих структурные особенности досуга совестного гражданина. Такие исследования отражали только некоторые общие тенденции становления досуга, например, описывали формы досуга: любительские занятия, активный отдых, домашний досуг[ Богданова Т.В., Журавлева И.В. Активный отдых и тенденции его развития у трудящихся промышленности // Тенденции изменения бюджета времени трудящихся. М., 1979. С. 98-109; Новикова Т.М. Творческие и любительские занятия рабочих промышленности и тенденции изменения затрат времени на них // Там же. С. 146-153; Она же. Об удовлетворённости проведением досуга. // Труд, быт и отдых трудящихся: Динамика показателей времени за 1960-80 гг. М., 1990. С.102-109.]. Со временем исследователи подмечали, что наблюдается снижение посещаемости культмассовых учреждений, люди меньше проводят времени за общением с друзьями, родными, при этом растет значимость такого досуга как: просмотра телепередач, а также иных пассивных видов семейного отдыха[ Фонд времени и мероприятия в социальной сфере / отв. ред. С.Н. Бардакова. М., 1989. С. 160; Ермоченкова С.П. Досуговая ориентация работающей молодежи и ее отражение в бюджете времени // Труд, быт и отдых трудящихся: динамика показателей времени за 1960-80 гг. М., 1990. С.119-127; Развитие культурно-досуговой сферы региона (методология исследования и опыт проектирования). Свердловск, 1989.].
Стоит отметить, что постсоветские исследования культурного досуга отличаются более расширенной тематикой изучения проблемы, уделяется внимание проведению культурно-досуговой деятельности в городе и в деревне, исследуется влияние снижения финансирования на культурное развитие и т.д. [ Багдасарян С.Д., Скорик А.П. Крестьянская повседневность: досуг и праздник в южнороссийской деревне. Новочеркасск, 2012; Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 2003; Романов Р.Н., Старцев А.В., Тяпкина О.А. Парк и праздник в России: от истоков до наших дней. Барнаул, 2008.]. Изучается влияние государства на театр, регулирование его деятельности и регламентация посредством законодательства[ Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко, 1970-1985 гг. М., 1997; Бовтун В.С., Бовтун И.В. Культурная политика в 1970-1990-х гг. (на примере Сибирского региона). Барнаул, 2004.].
Выделяются основные формы и методы реализации политического контроля, осуществляемого в отношении досуговой деятельности жителей города: развитие клубной работы, художественной самодеятельности, народного творчества, популяризация общественно-политической литературы[ Слезин А.А., Скоропад А.Э. Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля // Genesis: исторические исследования. 2014. № 2. С. 78-105.].
Исследователи также уделяют внимание изучению культурно - просветительской работы[ Перебина Н.В. Современный театральный процесс: управление и основные тенденции развития: дис. канд. искусствоведения, -М., 1988; Театр и молодежь. Опыт социологического исследования,- М.:ВТО, 1977,291 с.; Социальные условия творческой деятельности в театре,- М.,1990,- 162 с.].
Также, на современном этапе появляется ряд работ местных авторов. Наиболее подробно вопросы жизни театра изучали заслуженная артистка РФ Н.В. Никулина, журналисты Алина Аракчеева и Анна Сухарева. В своих работах, авторы большое внимание уделяли истории возникновения театра кукол, его роли в жизни подрастающего поколения, описывали состав труппы и творческий коллектив театра, отражали роль народного артиста РФ Р.Б. Ранца в становлении театра.
Анализ историографии избранной проблемы показывает, что отечественные исследователи достигли определенных результатов в ее разработке. В то же время дальнейшего изучения требует сама история досуговой сферы на региональном уровне. Условия формирования театральной жизни нашего города, а также на фоне работы театра кукол, создание социокультурной среды, все еще остается до конца не изученным вопросом.
Объектом исследования выступает развитие культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973 -2018 гг..
Предмет исследования - «Тольяттинский театр кукол», как феномен культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г.
Цель работы: исследовать роль театра кукол в формировании социокультурного облика г. Тольятти
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать направления развития театральной культуры в городе;
2.Изучить историю театра кукол в развитии театральной жизни города;
3.Рассмотреть влияние театра кукол на театральную жизнь города;
4.Проанализировать влияние творческих деятелей на театральную жизнь города.
Хронологические рамки данного исследования 1973 - 2018 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена образованием в 1973 году театра кукол, верхняя хронологическая рамка позволит нам провести глубокий социокультурный анализ влияния деятельности театра кукол в настоящее время.
Территориальные рамки исследования ограничиваются городом Тольятти.
Методология и методика исследования основана использование как общенаучных, так и исторических методов.
Поскольку многие источники информации были неформализованные, то за основу исследования был взят сравнительно-исторический анализ. Указанный метод дает возможность проанализировать особенности театра кукол на этапе его основания и провести сравнение с театром кукол на современном этапе.
Для исследования развития театра кукол во времени использовали проблемно-хронологический метод, который позволил определить количественные и качественные переменные.
В исследовании придерживался принцип объективности, который выражен в строгом изложении фактического материала и написании обоснованных выводов. Все события в жизни театра кукол оценивались с точки зрения разных факторов влияющих на развитие театра, в том числе общественная и политическая ситуация в стране в рассматриваемый период.
Последовательность анализа событий развития театра в период 1973 - 2018 г.г. была обусловлена принципом конкретно-исторического подхода, который позволяет изучать события прошлого и будущего, но при этом придерживаясь последовательности рассматриваемых исторических событий и учитывая их целостность и связь на всем пути развития.
Источниковая база исследования включает совокупность большого количества материала, в том числе опубликованного и неопубликованного условно данные источники можно разделить на:
1.Законодательные источники;
2.Материалы делопроизводства;
3.Периодическая печать.
Законодательные источники — это, в первую очередь, указы и постановления правительства, письма, приказы, касающиеся регламентации вопросов культурной и театральной жизни[
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.). М. : 2015; Федеральный закон Российский Федерации от 9.10.1992 г. № 3612 - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // Собрание законодательства РФ. 2007; Федеральный закон Российский Федерации от 6.10.2003 г. № 131 - ФЗ - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // Собрание законодательства РФ. 2007; Федеральная целевая программа «Культура России 2001 -2005»; Федеральная целевая программа «Культура России 2012 - 2018»// Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф - Р230, Р - 387; Р - 1125.]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию государственной политики в области культуры, проанализировать отношение властей к культурному развитию, существует ряд важных законодательных документов, которые указывают на попытки власти сохранить культурное наследие, например Постановление №447-1 от 25.12.1990 года «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР», устанавливал запрет на приватизацию культурных ценностей, которые находятся в библиотеках, музея, архивах и т.д. Государство оказывало финансовую поддержку культурной сфере, например введением Постановления №1045-1 от 19.04.1991г. «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям». Одним из главных документов по вопросам культуры стал закон №3612-1 от 09.07.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где было четко прописано, что
граждане России имеют право на культурную деятельность и культурное творчество, на приобщение к культуре и культурным ценностям. Поддержка культуры в трудных периодах со стороны государства оказывалась постоянно, например Указ №1010 от 01.07.1996 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Постановление №329 от 25.03.1999 «Положение о театре в Российской Федерации» устанавливает, виды театров, виды деятельности театра и т.д.
Постановления и указы, затрагивающие вопросы развития культурно - досуговой сферы на местном уровне помогут нам определить заинтересованность властей в развитии культурного базиса нашего города, а также проследить тенденции создания устойчивой культурной традиции. В г.о. Тольятти начиная с 1999 года принимаются Программы развития культуры, где правительство города определяет главные проблемы в развитии культуры города и намечает пути их преодоления.
Делопроизводственная документация, помогает раскрыть административные вопросы работы театра кукол, а также на основании статистических данных сделать аналитические выводы об уровне культурного развития среди жителей города Тольятти[Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф - 387.].
В работе широко использовались публикации центральной и местной периодической печати, которые стали предметом дополнения источников документального характера, были использованы материалы газет «Комсомольская правда» (1973 - 2018 гг.), «Российская газета» (1990 - 2018г.г.), «Аргументы и факты» (1978 - 2018 гг), «Правда» (1978 - 1991 гг), «Городские ведомости» (Тольятти за период 1998 - 2018 гг), «Площадь свободы» (Тольятти за период 1990 - 2018 гг), «Тольяттинское обозрение» (Тольятти за период 1996 - 2014 гг), а также административные бюллетени, отображают на своих страницах основные события театральной жизни города Тольятти[Волжская коммуна; Площадь свободы.].
Новизна исследовательской работы состоит в том, что предпринята первая попытка дать комплексный анализ деятельности Тольяттинского театра кукол и показать его роль в формировании культурной среды города. Также в научный оборот были введены ранее не используемые источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Давно известно, что культурное развитие имеет большое значение в развитие общества и каждого жителя города и страны в целом. Проведенное исследование показало, что культура имеет большой потенциал для процветания любого города. Несомненно, разбираться в проблемах культурного развития - весьма важно и необходимо. Именно по этой причине мной была выбрана данная тема работы.
В целом, в минувшие десятилетия в культурном развитии в нашем городе можно проследить радикальную перемену взглядов о значимости культуры в жизни горожан. Сейчас все без исключения осознают то, что человек - это основной фактор эффективного существования города, а, следовательно, его культурное развитие никак не меньше важно, чем другие сферы жизни. Успешность развития города, в первую очередь в целом, дают люди, горожане и тут важно уделять внимание их культурному развитию.
В соответствии с прогрессивным взглядом, культурное развитие считается значительной составляющий частью города и его жителей, оно обязано разрабатываться и осуществляться в соответствии перспективными вопросами развития города.
Длительный период и в нашем городе почти никак не придавалось значимости культуре, а в частности театральному развитию, однако, безусловно, трудность осознается, увеличивается представление потребности в качественных культурных услугах. Уже имеется множество образцов эффективного введения новейших методов культурной организации, которые благополучно себя показали, которые вызывают интерес у жителей, а особенно у молодёжи.
Таким образом, представляется возможным обобщить последующие заключения. Анализ необходимости в культурном развитии - это весьма непросто и требует большого финансирования. Необходимо учитывать своевременные и стратегические цели развития культуры в городе, выполнить исследование культурного развития в других городах.
Нельзя выпускать из виду экономический элемент данного течения: развитие культуры увеличивает расходы бюджета, нехватка кадров приводит к потребности неотложного розыска дополнительных сотрудников, какой способен быть значительно дороже предыдущего подбора, что опять увеличивает расходы бюджета и т.д.
Итак, проведенный анализ позволяет определить основные проблемами развития культуры в городе Тольятти:
1.Отсутствие механизмов сохранения ресурсов культуры;
2.Отрыв культурной политики от социальных проблем;
3.Несогласованность действия субъектов по вопросам культуры;
4.Слабая консолидация творческих сил города;
5.Недостаток финансирования культурной сферы города.
Однако, стоит отметить и положительные моменты:
1.Формирование системы поддержки и продвижения творческих инициатив;
2.Появление новых моделей развития культурной политики;
3.Готовность к экспериментальной деятельности в культурной сфере;
4.Привлечение новых субъектов в развитие культурной жизни города;
5.Внедрение инноваций в культуру города.
Мы видим, что присутствуют некоторые проблемы в развитии культуры в городе, но власти стараются сделать все возможно для полноценного ее развития.
Изучение развития театральной культуры в городе в период 1973- 2018г.г. показал, что даже указанные выше проблемы не мешали развитию театров в городе.
Проведенный детальный анализ Тольяттинского театра кукол, показал, что он был основан, как первый профессиональный театр. Руководители театра делали все возможное для развития культуры в городе, например: создание собственной техники разработки кукол, подготовка лучших артистов города, участие в культурных мероприятиях города. На протяжение всего рассматриваемого периода с 1973 по 2018 год, театр кукол динамично развивался, внедрял новые системы работы с куклами, сохраняя при этом то уникальное мастерство кукольника. В театр были привлечены известные во всей стране артисты и режиссеры. Тольяттинской театр кукол является воплощением театральной жизни города Тольятти.
В настоящее время театр кукол также продолжает активно развиваться и работать в городе. Театр кукол является площадкой проведения для театральных кукольных фестивалей. Пусть их было мало, но у театра большие мысли на этот счет. По сей день театр функционирует на принципах, заложенных Романом Борисовичем Ренцом и продолжает традицию развития культурной атмосферы нашего города.


1.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1062. - Решения исполкома за период 1986 года.
2.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1126. - Решения исполкома за период 1987 года.
3.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1164. - Решения исполкома за период 1988 - 1990 года.
4.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 653. - Культурная столица Поволжья. Программа Приволжского Федерального округа 2002 год.
5.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 654. - Программа развития культуры г. Тольятти «Мозаичная культура» с пояснительными записками на 1996 - 2001 гг.
6.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 657. - Отчет департамента культуры.
7.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 693. - Документы о реализации «Программы развития культуры города Тольятти».
Опубликованные источники
1.Конституция Союза Советских Социалистических Республик: офиц. текст; принята 7 октября 1977 г. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm . - Загл. с экрана. ( Дата обращения: 01.04. 2019).
2.Конституция Российской Федерации: офиц. текст; принята 12 декабря 1993 г. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1993.htm . - Загл. с экрана. ( Дата обращения: 01.04. 2019).
3.Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества». 28 марта 1978 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 13. - М.: Политиздат, 1987. - С. 228-234.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. Текст: текст кодекса приводится по состоянию на 23 сентября 2013 г. - М.: Омега - Л, 2013. - 193 с.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612 - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // СЗ РФ. - М., 2007.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - М., 2007.
7.Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. - М., 2007.
8.Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174 - ФЗ «Об автономных усреждениях» // СЗ РФ. - М., 2007.
9.Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 40 - ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально - ориентированных некоммерческих организаций» // СЗ РФ. - М., 2011.
10.Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83 - ФЗ «О внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. - М., 2011.
11.Постановление «Об основных направлениях государственной полити
ки в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года» от 13 июня 2007 года: офиц. текст. - Режим доступа:
www.docs2.kodeks.document.945016322. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.04. 2019).
Периодическая печать
1.Волжская коммуна: газета. - 1988 - 2018.
2.Площадь свободы: газета. - 2000 - 2018.
3.Презент: газета. - 1988 - 2018.
Литература
1.Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.,
2003...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ