ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Театральная культура г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г. как предмет научного познания
§1.Общая характеристика театральной культуры г.о. Тольятти в период 1973-
2018г.г
§2.Театральная культура как субъект городской культуры
Глава II. Роль Тольяттинского театр кукол в развитии культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г
§1.Театр «Тольяттинский театр кукол», как феномен культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г
§2.Роль творческих деятелей в театральной жизни г.о. Тольятти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. В современных условиях социально-экономического развития, непрерывного обновления и развития системы общественных отношений под воздействием стремительного информационного и научно-технического прогресса, вопрос культурного развития общества становится жизненно важным элементом, необходимым условием развитием современного общества.
Для будущего развития и сохранения культуры изучение вопроса театральной культуры в жизни общества позволит определить роль и место культуры в жизни общества, рассмотреть тенденции культурной политики государства и тем самым обогатить историческую науку новыми материалами и фактами.
Театр, представляет собой огромный потенциал для изучения культурного развития общества, именно театр позволяет оценить духовную жизнь общества. Становление театра, его развитие и существование в сложные экономические времена, особенность творческого процесса, проблемы кадрового потенциала, все этом в полной мере позволяет оценить процесс духовного и культурного развития, даже в отдельно взятом городе. Стоит отметить, что особую значимость в процессе духовного развития общества приобретает именно период наибольшего рассвета театрального искусства. В городе Тольятти период расцвета театра пришелся на семидесятые годы. На данный период советская система развития культурной жизни в городе окончательно сформировалась, и показал себя в завершенном виде. Развитие культуры в тот период было обозначено принципом централизма управления, который распространялся на всю деятельность театра, в том числе и на организационную, и на творческую. Изучение темы развития театральной жизни в городе Тольятти позволит определить как позитивные моменты духовного становления общества в городе, так оценить проблемы препятствующие развитию театра и на современном этапе. Театр кукол сыграл большую роль в театральной жизни города и именно поэтому исследование деятельности театра кукол представляет особый интерес. В период 1973-2018г.г «Тольяттинский театр кукол» становится заметным явлением в духовной жизни города Тольятти. Именно в эти годы театр кукол развивался и пополнился квалифицированными кадрами. За рассматриваемый период «Тольяттинский театр кукол» накопил уникальный опыт работы с населением, а в особенности с юными жителями города.
Исследование деятельности театра кукол в развитии культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г. позволяет выявить различные векторы развития общества.
Театральная жизнь в городе Тольятти в настоящее время определяется наличием большого количества организационных форм, материальными проблемами и поиском для их преодоления, особенно оказывает влияние на развитие театра социальные изменения общества. В современном мире под воздействием массовой культуры, социальных сетей и других средств информации многие зрители перестали посещать театр. Указанные причины обуславливают необходимость научного обоснования значимости театра в культурном развитии города, тем самым делая актуальным критический анализ исторического опыта развития театра. Давно известно, что без должного анализа прошлого невозможно решить задачи, которые выдвигает современность, а именно разработать направления культурной политики государства, региональных и городских властей в театральной сфере. Для того чтобы театр отвечал культурным запросам общества, был современным и интересным, особенно это касается театра кукол. Так же нам представляется необходимым провести анализ развития театра и оценить его значимость в культурном становлении города.
В связи с этим, прослеживание деятельности театра кукол с момента его основания до 2018 года позволит нам объективно взглянуть на уровень финансового обеспечения культурной среды нашего города.
К тому же, «Тольяттинский театр кукол» является одним из центральных культурно-досуговых центров для всей семьи в городе Тольятти. Анализируя историю становления и развития театра кукол, исследование постановок, роль театра в жизни города, мы сможем выявить уровень культурного развития населения Тольятти и выделить особенности его социокультурного развития.
Степень изученности проблемы. Историография изучаемой проблемы разделяется нами на два основных периода: советский и постсоветский.
Для первого периода, начинающего в 1973 году и продолжавшегося до 1991 года, было характерно то, что теоретической основой трудов историков выступал формационный подход. В указанный период культура обычно изучалась как некая сфера досуга среди населения. При этом в исследованиях подчеркивалось, что культурное развитие общества с помощью театра позволит реализовать интересы государства и коммунистической партии. В изучаемый нами период театр связывали не только с экономической составляющей, а уже обращали на него внимание, как на самостоятельный элемент повседневной жизни жителей города. В своих исследованиях авторы больший упор делали на нормативно - правовую составляющую культурно - досуговых мероприятий[ Дубровин А.Г. О партийности художественного творчества: теоретические вопросы,- М. : Просвещение, 1978 ; Пиналов С.А. История культурно-просветительской работы в СССР. Киев, 1990; Ким М.П. Коммунизм и культура. М., 1986; Исаев В.И. Указ. соч. Новосибирск, 1988; Грушин Б.А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1987; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. М., 1972.]. С ослаблением идеологического нажима в период руководства страной М. С. Горбачёва в 1980-е гг. у исследователей возник интерес к повседневной культуре и ее моделированию, что стало качественно новым этапом в изучении повседневного быта СССР и уровня жизни населения[ Миронец Н. И. Песня в комсомольском строю.М, 1985 ; Черепахина, А. Н. Эстетика современной мебели. М. 1988 ; Опыт словаря нового мышления. Под ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро. М. 1989.].
С 1990 - х годов изучением досуга занимались многие региональные исследователи, однако в основном, историков интересовали центры развития культуры такие как: Москва, Ленинград, Урал, Сибирь, Поволжье. При этом развитие культуры рассматривалось в разрезе политике - экономической деятельности.
Культурный досуг в советский период исследовался учеными, как правило, в рамках социологических исследований, отражающих только общие факторы развития досуга и только вскользь описывающих структурные особенности досуга совестного гражданина. Такие исследования отражали только некоторые общие тенденции становления досуга, например, описывали формы досуга: любительские занятия, активный отдых, домашний досуг[ Богданова Т.В., Журавлева И.В. Активный отдых и тенденции его развития у трудящихся промышленности // Тенденции изменения бюджета времени трудящихся. М., 1979. С. 98-109; Новикова Т.М. Творческие и любительские занятия рабочих промышленности и тенденции изменения затрат времени на них // Там же. С. 146-153; Она же. Об удовлетворённости проведением досуга. // Труд, быт и отдых трудящихся: Динамика показателей времени за 1960-80 гг. М., 1990. С.102-109.]. Со временем исследователи подмечали, что наблюдается снижение посещаемости культмассовых учреждений, люди меньше проводят времени за общением с друзьями, родными, при этом растет значимость такого досуга как: просмотра телепередач, а также иных пассивных видов семейного отдыха[ Фонд времени и мероприятия в социальной сфере / отв. ред. С.Н. Бардакова. М., 1989. С. 160; Ермоченкова С.П. Досуговая ориентация работающей молодежи и ее отражение в бюджете времени // Труд, быт и отдых трудящихся: динамика показателей времени за 1960-80 гг. М., 1990. С.119-127; Развитие культурно-досуговой сферы региона (методология исследования и опыт проектирования). Свердловск, 1989.].
Стоит отметить, что постсоветские исследования культурного досуга отличаются более расширенной тематикой изучения проблемы, уделяется внимание проведению культурно-досуговой деятельности в городе и в деревне, исследуется влияние снижения финансирования на культурное развитие и т.д. [ Багдасарян С.Д., Скорик А.П. Крестьянская повседневность: досуг и праздник в южнороссийской деревне. Новочеркасск, 2012; Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 2003; Романов Р.Н., Старцев А.В., Тяпкина О.А. Парк и праздник в России: от истоков до наших дней. Барнаул, 2008.]. Изучается влияние государства на театр, регулирование его деятельности и регламентация посредством законодательства[ Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко, 1970-1985 гг. М., 1997; Бовтун В.С., Бовтун И.В. Культурная политика в 1970-1990-х гг. (на примере Сибирского региона). Барнаул, 2004.].
Выделяются основные формы и методы реализации политического контроля, осуществляемого в отношении досуговой деятельности жителей города: развитие клубной работы, художественной самодеятельности, народного творчества, популяризация общественно-политической литературы[ Слезин А.А., Скоропад А.Э. Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля // Genesis: исторические исследования. 2014. № 2. С. 78-105.].
Исследователи также уделяют внимание изучению культурно - просветительской работы[ Перебина Н.В. Современный театральный процесс: управление и основные тенденции развития: дис. канд. искусствоведения, -М., 1988; Театр и молодежь. Опыт социологического исследования,- М.:ВТО, 1977,291 с.; Социальные условия творческой деятельности в театре,- М.,1990,- 162 с.].
Также, на современном этапе появляется ряд работ местных авторов. Наиболее подробно вопросы жизни театра изучали заслуженная артистка РФ Н.В. Никулина, журналисты Алина Аракчеева и Анна Сухарева. В своих работах, авторы большое внимание уделяли истории возникновения театра кукол, его роли в жизни подрастающего поколения, описывали состав труппы и творческий коллектив театра, отражали роль народного артиста РФ Р.Б. Ранца в становлении театра.
Анализ историографии избранной проблемы показывает, что отечественные исследователи достигли определенных результатов в ее разработке. В то же время дальнейшего изучения требует сама история досуговой сферы на региональном уровне. Условия формирования театральной жизни нашего города, а также на фоне работы театра кукол, создание социокультурной среды, все еще остается до конца не изученным вопросом.
Объектом исследования выступает развитие культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973 -2018 гг..
Предмет исследования - «Тольяттинский театр кукол», как феномен культурной жизни г.о. Тольятти в период 1973-2018г.г.
Цель работы: исследовать роль театра кукол в формировании социокультурного облика г. Тольятти
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать направления развития театральной культуры в городе;
2.Изучить историю театра кукол в развитии театральной жизни города;
3.Рассмотреть влияние театра кукол на театральную жизнь города;
4.Проанализировать влияние творческих деятелей на театральную жизнь города.
Хронологические рамки данного исследования 1973 - 2018 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена образованием в 1973 году театра кукол, верхняя хронологическая рамка позволит нам провести глубокий социокультурный анализ влияния деятельности театра кукол в настоящее время.
Территориальные рамки исследования ограничиваются городом Тольятти.
Методология и методика исследования основана использование как общенаучных, так и исторических методов.
Поскольку многие источники информации были неформализованные, то за основу исследования был взят сравнительно-исторический анализ. Указанный метод дает возможность проанализировать особенности театра кукол на этапе его основания и провести сравнение с театром кукол на современном этапе.
Для исследования развития театра кукол во времени использовали проблемно-хронологический метод, который позволил определить количественные и качественные переменные.
В исследовании придерживался принцип объективности, который выражен в строгом изложении фактического материала и написании обоснованных выводов. Все события в жизни театра кукол оценивались с точки зрения разных факторов влияющих на развитие театра, в том числе общественная и политическая ситуация в стране в рассматриваемый период.
Последовательность анализа событий развития театра в период 1973 - 2018 г.г. была обусловлена принципом конкретно-исторического подхода, который позволяет изучать события прошлого и будущего, но при этом придерживаясь последовательности рассматриваемых исторических событий и учитывая их целостность и связь на всем пути развития.
Источниковая база исследования включает совокупность большого количества материала, в том числе опубликованного и неопубликованного условно данные источники можно разделить на:
1.Законодательные источники;
2.Материалы делопроизводства;
3.Периодическая печать.
Законодательные источники — это, в первую очередь, указы и постановления правительства, письма, приказы, касающиеся регламентации вопросов культурной и театральной жизни[
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.). М. : 2015; Федеральный закон Российский Федерации от 9.10.1992 г. № 3612 - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // Собрание законодательства РФ. 2007; Федеральный закон Российский Федерации от 6.10.2003 г. № 131 - ФЗ - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // Собрание законодательства РФ. 2007; Федеральная целевая программа «Культура России 2001 -2005»; Федеральная целевая программа «Культура России 2012 - 2018»// Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф - Р230, Р - 387; Р - 1125.]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию государственной политики в области культуры, проанализировать отношение властей к культурному развитию, существует ряд важных законодательных документов, которые указывают на попытки власти сохранить культурное наследие, например Постановление №447-1 от 25.12.1990 года «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР», устанавливал запрет на приватизацию культурных ценностей, которые находятся в библиотеках, музея, архивах и т.д. Государство оказывало финансовую поддержку культурной сфере, например введением Постановления №1045-1 от 19.04.1991г. «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям». Одним из главных документов по вопросам культуры стал закон №3612-1 от 09.07.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где было четко прописано, что
граждане России имеют право на культурную деятельность и культурное творчество, на приобщение к культуре и культурным ценностям. Поддержка культуры в трудных периодах со стороны государства оказывалась постоянно, например Указ №1010 от 01.07.1996 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Постановление №329 от 25.03.1999 «Положение о театре в Российской Федерации» устанавливает, виды театров, виды деятельности театра и т.д.
Постановления и указы, затрагивающие вопросы развития культурно - досуговой сферы на местном уровне помогут нам определить заинтересованность властей в развитии культурного базиса нашего города, а также проследить тенденции создания устойчивой культурной традиции. В г.о. Тольятти начиная с 1999 года принимаются Программы развития культуры, где правительство города определяет главные проблемы в развитии культуры города и намечает пути их преодоления.
Делопроизводственная документация, помогает раскрыть административные вопросы работы театра кукол, а также на основании статистических данных сделать аналитические выводы об уровне культурного развития среди жителей города Тольятти[Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф - 387.].
В работе широко использовались публикации центральной и местной периодической печати, которые стали предметом дополнения источников документального характера, были использованы материалы газет «Комсомольская правда» (1973 - 2018 гг.), «Российская газета» (1990 - 2018г.г.), «Аргументы и факты» (1978 - 2018 гг), «Правда» (1978 - 1991 гг), «Городские ведомости» (Тольятти за период 1998 - 2018 гг), «Площадь свободы» (Тольятти за период 1990 - 2018 гг), «Тольяттинское обозрение» (Тольятти за период 1996 - 2014 гг), а также административные бюллетени, отображают на своих страницах основные события театральной жизни города Тольятти[Волжская коммуна; Площадь свободы.].
Новизна исследовательской работы состоит в том, что предпринята первая попытка дать комплексный анализ деятельности Тольяттинского театра кукол и показать его роль в формировании культурной среды города. Также в научный оборот были введены ранее не используемые источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
Давно известно, что культурное развитие имеет большое значение в развитие общества и каждого жителя города и страны в целом. Проведенное исследование показало, что культура имеет большой потенциал для процветания любого города. Несомненно, разбираться в проблемах культурного развития - весьма важно и необходимо. Именно по этой причине мной была выбрана данная тема работы.
В целом, в минувшие десятилетия в культурном развитии в нашем городе можно проследить радикальную перемену взглядов о значимости культуры в жизни горожан. Сейчас все без исключения осознают то, что человек - это основной фактор эффективного существования города, а, следовательно, его культурное развитие никак не меньше важно, чем другие сферы жизни. Успешность развития города, в первую очередь в целом, дают люди, горожане и тут важно уделять внимание их культурному развитию.
В соответствии с прогрессивным взглядом, культурное развитие считается значительной составляющий частью города и его жителей, оно обязано разрабатываться и осуществляться в соответствии перспективными вопросами развития города.
Длительный период и в нашем городе почти никак не придавалось значимости культуре, а в частности театральному развитию, однако, безусловно, трудность осознается, увеличивается представление потребности в качественных культурных услугах. Уже имеется множество образцов эффективного введения новейших методов культурной организации, которые благополучно себя показали, которые вызывают интерес у жителей, а особенно у молодёжи.
Таким образом, представляется возможным обобщить последующие заключения. Анализ необходимости в культурном развитии - это весьма непросто и требует большого финансирования. Необходимо учитывать своевременные и стратегические цели развития культуры в городе, выполнить исследование культурного развития в других городах.
Нельзя выпускать из виду экономический элемент данного течения: развитие культуры увеличивает расходы бюджета, нехватка кадров приводит к потребности неотложного розыска дополнительных сотрудников, какой способен быть значительно дороже предыдущего подбора, что опять увеличивает расходы бюджета и т.д.
Итак, проведенный анализ позволяет определить основные проблемами развития культуры в городе Тольятти:
1.Отсутствие механизмов сохранения ресурсов культуры;
2.Отрыв культурной политики от социальных проблем;
3.Несогласованность действия субъектов по вопросам культуры;
4.Слабая консолидация творческих сил города;
5.Недостаток финансирования культурной сферы города.
Однако, стоит отметить и положительные моменты:
1.Формирование системы поддержки и продвижения творческих инициатив;
2.Появление новых моделей развития культурной политики;
3.Готовность к экспериментальной деятельности в культурной сфере;
4.Привлечение новых субъектов в развитие культурной жизни города;
5.Внедрение инноваций в культуру города.
Мы видим, что присутствуют некоторые проблемы в развитии культуры в городе, но власти стараются сделать все возможно для полноценного ее развития.
Изучение развития театральной культуры в городе в период 1973- 2018г.г. показал, что даже указанные выше проблемы не мешали развитию театров в городе.
Проведенный детальный анализ Тольяттинского театра кукол, показал, что он был основан, как первый профессиональный театр. Руководители театра делали все возможное для развития культуры в городе, например: создание собственной техники разработки кукол, подготовка лучших артистов города, участие в культурных мероприятиях города. На протяжение всего рассматриваемого периода с 1973 по 2018 год, театр кукол динамично развивался, внедрял новые системы работы с куклами, сохраняя при этом то уникальное мастерство кукольника. В театр были привлечены известные во всей стране артисты и режиссеры. Тольяттинской театр кукол является воплощением театральной жизни города Тольятти.
В настоящее время театр кукол также продолжает активно развиваться и работать в городе. Театр кукол является площадкой проведения для театральных кукольных фестивалей. Пусть их было мало, но у театра большие мысли на этот счет. По сей день театр функционирует на принципах, заложенных Романом Борисовичем Ренцом и продолжает традицию развития культурной атмосферы нашего города.
1.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1062. - Решения исполкома за период 1986 года.
2.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1126. - Решения исполкома за период 1987 года.
3.Ф - Р - 94. Оп. 1. Д. 1164. - Решения исполкома за период 1988 - 1990 года.
4.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 653. - Культурная столица Поволжья. Программа Приволжского Федерального округа 2002 год.
5.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 654. - Программа развития культуры г. Тольятти «Мозаичная культура» с пояснительными записками на 1996 - 2001 гг.
6.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 657. - Отчет департамента культуры.
7.Ф - Р - 230. Оп. 1. Д. 693. - Документы о реализации «Программы развития культуры города Тольятти».
Опубликованные источники
1.Конституция Союза Советских Социалистических Республик: офиц. текст; принята 7 октября 1977 г. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm . - Загл. с экрана. ( Дата обращения: 01.04. 2019).
2.Конституция Российской Федерации: офиц. текст; принята 12 декабря 1993 г. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1993.htm . - Загл. с экрана. ( Дата обращения: 01.04. 2019).
3.Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества». 28 марта 1978 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 13. - М.: Политиздат, 1987. - С. 228-234.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. Текст: текст кодекса приводится по состоянию на 23 сентября 2013 г. - М.: Омега - Л, 2013. - 193 с.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612 - ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» // СЗ РФ. - М., 2007.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - М., 2007.
7.Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. - М., 2007.
8.Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174 - ФЗ «Об автономных усреждениях» // СЗ РФ. - М., 2007.
9.Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 40 - ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально - ориентированных некоммерческих организаций» // СЗ РФ. - М., 2011.
10.Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83 - ФЗ «О внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. - М., 2011.
11.Постановление «Об основных направлениях государственной полити
ки в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года» от 13 июня 2007 года: офиц. текст. - Режим доступа:
www.docs2.kodeks.document.945016322. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.04. 2019).
Периодическая печать
1.Волжская коммуна: газета. - 1988 - 2018.
2.Площадь свободы: газета. - 2000 - 2018.
3.Презент: газета. - 1988 - 2018.
Литература
1.Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.,
2003...