ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛАБОРАТОРИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 6
1.1 Виртуальная лаборатория и её место в образовательном процессе 6
1.2 Облачные технологии и их применение 10
1.3 Сравнение и анализ существующих виртуальных лабораторий 15
1.4 Анализ виртуальных физических моделей, подлежащих разработке 20
ГЛАВА 2 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ИНФРАСТРУКТУРА
ВИРТУАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ 24
2.1 Математическая модель движения частицы в однородном поле
конденсатора 24
2.2 Математическое моделирование краевых эффектов плоского
конденсатора 25
2.3 Математическая модель двойного маятника 33
2.4 Математическое моделирование обратного мятника на подвижной
платформе 37
2.5 ПИД-регулятор 39
2.6 Подход к разработке ИТ-инфраструктуры виртуальной лаборатории 42
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ
МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ОБЛАЧНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ 49
3.1 Выбор и обоснование технологий 49
3.2 Разработка инфраструктуры виртуальной лаборатории 54
3.3 Разработка инфраструктуры для работы с виртуальными моделями 62
3.4 Виртуальные модели 68
3.5 Тестирование удобства использования 73
3.6 Оценка затрат на разработку 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Математическое моделирование физических процессов - один из способов обучения, помогающий глубже разобраться в сущности различных явлений. Далеко не все учебные эксперименты можно или нужно проводить в реальных условиях. Технологии компьютерного моделирования достаточно быстро пришли в область естествознания. Работа не с самим явлением, а с его моделью дает возможность безболезненно, относительно быстро и без существенных затрат исследовать его свойства и поведение в любых ситуациях [5].
На сегодняшний день не так много русскоязычных информационных ресурсов, которые позволяют качественно проводить различные формы учебных занятий по физике в университете. В аудиториях не хватает лабораторного оборудования и с каждым днем растет потребность предоставлять дистанционное обучение [8], поэтому разработка виртуальной физической лаборатории с удаленным доступом является актуальной. Реализация виртуальной лаборатории с помощью облачных вычислений - технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как интернет-сервис, поднимает вопрос о том, как применить данные технологии, чтобы качественно и быстро предоставить рабочую площадку каждому пользователю.
Объектом исследования магистерской диссертации является изучение подхода к разработке виртуальной физической лаборатории на основе облачных технологий.
Предметом исследования является процесс построения виртуальной лаборатории для моделирования физических процессов в виртуальной среде на основе облачных технологий.
Научная гипотеза заключается в том, что подход к разработке, основанный на облачных технологиях, напрямую влияет на скорость разработки и удобство использования виртуальной лаборатории, а также сокращает временные и материальные средства на разработку.
Новизна работы заключается в построении нового подхода для реализации инфраструктуры виртуальных лабораторий и расширении сферы применения виртуальной лаборатории благодаря разработке альтернативного способа загрузки виртуальных моделей.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что технология виртуальной лаборатории, позволяющая загружать, использовать и редактировать виртуальные модели, дорогостоящая и мало распространена, тогда как разработанная виртуальная лаборатория останется бесплатной и может применяться не только для демонстрации, но и для создания визуального редактора моделей в обучающих целях.
На защиту выносятся следующие положения:
- подход к разработке облачной виртуальной физической лаборатории, который следует набору практик разработки программного обеспечения DevOps с использованием прикладного программного обеспечения для создания облачных технологий;
- расширение применения функциональных возможностей виртуальной лаборатории и обеспечение их доступности пользователям благодаря технологии загрузки виртуальных математических моделей в обобщенном виде.
Цель работы - создание подхода к разработке виртуальной физической лаборатории на основе облачных технологий и применение его для реализации виртуальной лаборатории с примерами математических моделей физических процессов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выбрать физические процессы для моделирования;
- разработать математические модели физических процессов;
- спроектировать подход к разработке виртуальной лаборатории;
- выбрать средства разработки и обосновать выбор;
- реализовать загрузку виртуальных моделей;
- описать примеры математических моделей для инфраструктуры виртуальной среды;
- оптимизировать инфраструктуру виртуальной лаборатории;
- реализовать виртуальную лабораторию, используя выбранные средства на основе спроектированного подхода и требований к данной реализации;
- протестировать готовую реализацию и дать оценку результатам.
Таким образом, были приведены основные положения магистерской диссертации и необходимо раскрыть их в следующих главах.
В ходе работы над магистерской диссертацией были проанализированы статьи, посвященные виртуальным лабораториям, которые показали, что использование облачных технологий для инфраструктуры виртуальной лаборатории оправдывает использование и обеспечивает возможностью расширять качество и количество сервисов, которые предоставляет виртуальная лаборатория.
Для создания виртуальных физических моделей были выведены необходимые математические формулы, а также построен математический аппарат для приближения моделей к реальности несколькими способами.
С использованием набора практик DevOps, основанным на представлении системы как совокупности сервисов, было выстроена и оптимизирована ИТ- инфраструктура виртуальной физической лаборатории в виде частного облака, а также разработан интерфейс, позволяющий обобщенно загружать виртуальные модели.
После всех этапов проектирования и разработки созданный веб-сервис виртуальной физической лаборатории был протестирован. В ходе тестирования стало ясно, что на данном этапе реализации инфраструктура и сама «Виртуальная физическая лаборатория» в виде частного облака соответствует удобствам использования как потенциальным разработчиком, создающим новые сервисы виртуальной лаборатории, так и пользователем системы, работающим с сервисами как с черным ящиком.
В результате работы над магистерской диссертацией был создан подход к разработке облачной виртуальной лаборатории и, с помощью этого подхода, была разработана виртуальная физическая лаборатория на основе облачных технологий с примерами математических моделей физических процессов.
С помощью разработанного подхода для создания многоуровневой инфраструктуры облачной виртуальной физической лаборатории, который следует набору практик разработки программного обеспечения DevOps с использованием прикладного программного обеспечения для построения облачных сервисов, виртуальная лаборатория приобретает такие свойства как:
-расширяемость с помощью нескольких строк кода;
-автоматическую сборку и тестирование;
-обособленную среду разработки;
-идентичное окружение для развертывания;
-удобство использования.
Данный подход к разработке инфраструктуры, основанный на использовании облачных технологий, позволит ускорить, облегчить и упростить разработку другой виртуальной лаборатории или любых сервисов, ориентированных на пользователей.
Дальнейшие развитие программного продукта вытекает из применения технологии загрузки виртуальных моделей для создания визуального редактора виртуальных моделей, также расширение библиотеки виртуальных моделей и набора функциональных возможностей для пользователей.
Разработанные подход, инфраструктура и программное обеспечение обладает практической значимостью в области прикладной математики и информатики.
1. Волкова В. Н. Моделирование систем и процессов : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, Г. В. Горелова, В. Н. Козлов [и др.] - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 449 с
2. Карпушкин, С.В. Основы моделирования процессов и систем / С.В. Карпушкин - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. - 81 с.
3. Ландау, Л.Д. Теоретическая физика. Том VIII. Электродинамика сплошных сред, 4 изд. / Л.Д. Ландау, Е.М. Лившиц - ФИЗМАТ ЛИТ, 2005.
4. Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т. / И. В. Савельев. - М.: Лань, 2016. - 2 т.
5. Самарский, А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры / А. А. Самарский, А.П. Михайлов. - М.: Физматлит. - 2002. - 320 с.
6. Борисенко, О. Д. Разработка масштабируемой программной инфраструктуры для хранения и обработки данных в задачах вычислительной биологии / О. Борисенко, А. В. Лагута, Д. Турдаков, С. Д Кузнецов// Труды ИСП РАН, т. 26, № 4, 2014 г. - с. 19-24.
7. Денисенко, В.В. ПИД регуляторы: принципы построения и модификации / В.В. Денисенко // Современные технологии автоматизации. 2007. - с. 108-114.
8. Казакевич, В. С. Система виртуальной и реальной лабораторий для физического практикума / В. С. Казакевич, С. П. Котова, А. Л. Петров, Т. Н. Сапцина, П. О. Скобелев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2000. - №1. - с. 119-123.
9. Кравцов, Г.М. Мультимедийная виртуальная лаборатория по физике в системе дистанционного обучения / Г.М.Кравцов, Е.О.Козловский // Информационные технологии в образовании. - 2014. - № 18. - с. 80-89.
10. Сизова, Ю.В. Виртуальный лабораторный практикум на основе метода имитационного моделирования для дистанционного обучения студентов. / Н.И. Лиманова, С.Н. Потемкина, Ю.В. Сизова // Поволжский
государственный университет сервиса (ФГБОУ ВО «ПВГУС»). VI
международная заочная научно-техническая конференция. Сборник статей «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАДИОЭЛЕКТРОНИКА.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ (ITRT-2016)», 2016. - с. 37- 43.
11. Сизова, Ю.В. Разработка WEB-приложения «Виртуальная физическая лаборатория» / Ю.В. Сизова, С.Н. Потемкина, Н.И. Лиманова // Актуальные вопросы математического моделирования и разработки программного обеспечения: труды Всероссийской молодежной науч.-практ. конференции. - Тольятти: ТГУ, 2015. - с. 57- 62.
12. Сизова, Ю.В. Виртуальная физическая лаборатории для системы
дистанционного обучения / Ю. В. Сизова, Н.И. Лиманова, С.Н. Потемкина. - Материалы III Международной научно-практической конференции
«Математическое моделирование в сфере АПК», 2016. - с. 123-127.
13. Сизова, Ю.В. Моделирование краевых эффектов для электростатического поля плоского конденсатора / Ю.В. Сизова, А. В Розанов., С. Н Потемкина., Лиманова Н. И. // Материалы V Международной научно-практической конференции «МАТЕМАТИКА В СУЧАСНОМУ ТЕХН1ЧНОМУ УН1ВЕРСИТЕТ1». - 2017. - с. 96-100.
14. Соловов, А. В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании / А. В. Соловов // Индустрия образования. - М.: МГИУ. - 2002. - с 386-392.
15. Трухин, А. В. Виды виртуальных компьютерных лабораторий [Текст] / А. В. Трухин // Открытое и дистанционное образование. - 2003. - № 03., с. 12- 20.
16. Шапошникова, Т. Л. Виртуальный лабораторный практикум в
структуре информационных образовательных технологий / Т. Л.
Шапошникова, Э. В. Рыкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №12., с. 218-221.
17. Эмирбеков Н.Э Разработка алгоритмов раскачки и стабилизации обратного маятника, закрепленного на валу двигателя / Эмирбеков Н.Э, Эмирбеков М.Э.// АВТОМАТИКА И ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. - 2016. - №1., с 38-43.
18. Анисифоров, А.Б., Методики оценки эффективности информационных систем и информационных технологий в бизнесе [Электронный ресурс] / А.Б. Анисифоров, Л.О., Анисифорова // СПб. - 2014. - Режим доступа: http://elib.spbstu.rU/dl/2/3876.pdf/download/3876.pdf - (Дата обращения: 15.05.2017).
19. Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.virtulab.net/ - (Дата обращения: 15.05.2017).
20. «Открытая физика», версия 2.6., часть 2 [Электронный ресурс]:
Интерактивный учебник. - Электрон. дан. и прогр. - Физикон: 2005. - 1
электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: PC; 256 Мб RAM; 200 Мб HDD; Windows 2000/XP/Vista; 2-скоростной дисковод; дисплей; зв. карта; мышь. - Загл. с контейнера.
21. Нгуен, К.Х. Учебная виртуальная лаборатория удаленного доступа исследования биомедицинских изображений, интегрированная c расширенной системой РАС8[Электронный ресурс] / К. Х. Нгуен // Fan-Nauka: международн. электрон. научн. журн. - 2013. - Режим доступа: http://www.fan- nauka.narod.ru/2013.html - (Дата обращения: 15.05.2017).
22. Berglund T. Building and Testing with Gradle / T. Berglund, M. McCullough // O’reilly, 2011.
23. Chen, L. Towards Architecting for Continuous Delivery / The 12th Working IEEE/IFIP Conference on Software Architecture, 2015.
24. Fink, J. Docker: a software as a service, operating system-level virtualization framework // Code4Lib Journal. - 2014. - Т. 25.
25. Fisher. P Spring Persistence with Hibernate / P. Fisher, B. Murphy // Apress, 2016.
26. Gutierrez, F. Pro Spring Boot, Apress, 2016.
2l. Mell, P. The NIST Definition of Cloud Computing / P. Mell, T. Grance // National Institute of Standards and Technology: U.S. Department of Commerce, 2011.
28. Miell, I. Docker in Practice / I. Miell, A. H. Sayers // Manning
Publications Co., 2016.
29. Morris, K. Infrastructure as Code, O’Reilly Media, 2016.
30. Olausson, M. Continuous Delivery with Visual Studio ALM / M.
Olausson, J. Ehn // Springer Science+Business, Media New York, 2015.
31. Soni, M. DevOps for Web Depelopment, Pact Publishing, 2016.
32. Tomson, C. Vagrant Virtual Development Environment Cookbook - Packt Publishing, 2015.
33. Vase, T. Integrating docker to a continuos delivery pipeline - a pragmatic approach, Jyvaskyla, University of Jyvaskyla, 2016, 66 p.
34. Walls, C. Spring in action, Manning Publications, 2015.
35. Aziz, E. An architecture for virtual laboratory experimentation / E. Aziz, S. Esche, C. Chassapis. - New Jersey: American Society for Engineering Education, 2006
36. Beltz, D. Comparing Physical, Virtual, and Hybrid Flipped Labs for General Education Biology / Beltz, D., Desharnais, R., Narguizian, P., & Son, J. // Online Learning. - 2016. - No. 3, p. 228 - 243.
3l. Boettiger, C. Center for Stock Assessment Research: An introduction to Docker for reproducible research, with examples from the R environment, ArXiv, 2014.
38. Garrido, Jose M. Computational Models and Simulation [Text]/ Jose M. Garrido // Introduction to Elementary Computational Modeling. - Taylor & Francis Group, LLC - 2012., p. 57-64.
39. Haitham, A. Implementation of Cloud-based Virtual Labs for Educational Purposes IJCSNS International Journal of Computer Science and Network Security / H. A. Ali Haitham, A. El-Ghareeb, v.14, no. l, 2014.
40. Kumar, V. A Study Virtual Laboratory: Objective, Comparison and Benefits / Vinod Kumar, Sushila Kumari // IJIACS. - 2016. - v. 5, No. 6, p. 71-73.
41. Petitpierre, C. Bottom Up Creation of a DSL Using Templates and JSON, SPLASH '11 Workshops, 2011, p. 47-52.
42. Padman, V. Design of A Virtual Laboratory for Information Assurance Education and Research / V. Padman, N. Memon. - NY.: United States Military Academy, 2012
43. Rehn, D. Tools for high-tech tool use: A framework and heuristics for using interactive simulations / Daniel A. Rehn, Emily B. Moore, Noah S. Podolefsky, Noah D. Finkelstein // Journal of Teaching and Learning with Technology, Vol. 2, No. 1, June, 2013, pp. 31 - 55.
44. Tatli, Z. Effect of a Virtual Chemistry Laboratory on Students’ Achievement / Z. Tatli, A. Ayas. - Ankara: Educational Technology & Society, 2013.
45. A. Falvo, S. On XML vs JSON [Electronic recourse] // 2014. - Access mode: https://sam-falvo.github.io/2014/03/09/on-XML-vs-JSON - (Request date: 05.05.2017).
46. Bittman, B. Mind the Gap: Here Comes Hybrid Cloud [Electronic
recourse] // Gartner Blog Network - 2013. - Access mode:
http://blogs.gartner.com/thomas_bittman/2012/09/24/mind-the-gap-here-comes- hybrid-cloud/ - (Request date: 09.05.2017).
47. Kaewkasi, C. Cross-Platform Hybrid Cloud with Docker [Electronic
recourse] // Medium.com - 2015. - Access mode:
https://medium.com/@chanwit/cross-platform-hybrid-cloud-with-docker- ded000f792fb - (Request date: 15.05.2017).
48. Nunn, J. The Virtual Physical Laboratory [Electronic recourse] // 2016. - Access mode: http://www.npl.co.uk/upload/pdf/vplab_excerpt.pdf - (Request date: 15.05.2017).
49. PhET [Electronic recourse] // PhET: Free online physics, chemistry, biology, earth science and math simulations. - 2017. - Access mode: https://phet.colorado.edu - (Request date: 15.05.2017).
50. Richardson, A. Automating and Testing a REST API A Case Study in
API testing using: Java, REST-assured, Postman, Tracks, cURL and HTTP Proxies [Electronic recourse] // 2017. - Access mode:
http://compendiumdev.co.uk/page.php?title=tracksrestapibook - (Request date: 05.05.2017).
51. Wolfram Demonstrations [Electronic recourse] // Wolfram
Demonstrations Project - 2017. - Access mode:
http://demonstrations.wolfram.com/about.html - (Request date: 15.05.2017).
52. Xie, C. Molecular Workbench [Electronic recourse] // The Concord Consortium - 2013. - Access mode: http://mw.concord.org/modeler/moremw.html - 2013