Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы создания благоприятной среды дополнительного образования в вузе для развития коммуникативных способностей обучающихся 10
1.1 Система дополнительного образования в вузе и ее особенности 10
1.2 Благоприятная среда дополнительного образования в вузе как основа развития коммуникативных способностей обучающихся 19
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей обучающихся в условиях благоприятной среды студенческого клуба 40
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных способностей обучающихся в условиях студенческого клуба 40
2.2 Разработка и апробация комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей обучающихся 52
2.3 Динамика развития коммуникативных способностей обучающихся 61
Выводы по второй главе 68
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 76
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях возрастают требования к системе дополнительного образования и организации его благоприятной среды. Обучающиеся образовательных учреждений - это будущее страны, которые после окончания учебного заведения будут заняты высококвалифицированным трудом в различных областях техники, науки, культуры и управления. Жизнедеятельность учащейся молодежи специфична, это выражается, прежде всего, в характеристики основных видов деятельности и их предназначении как будущих специалистов. Во время студенческих лет необходимо развивать способности личности, и не только во время учебных занятий, которые в дальнейшем будут способствовать успешности в выбранной профессиональной деятельности. В связи с этим, необходимо определить место дополнительного образования в развитии способностей обучающихся высших учебных заведений - студентов.
Одной из ключевых способностей личности является коммуникация. Это важнейший фактор взаимодействия между людьми. На сегодняшний день коммуникативные способности личности находятся в зоне повышенного внимания разных наук. Эксперты признают, что будущим специалистам нужен не набор профильных теорий, их необходимо учить навыкам рассуждения, самостоятельного нахождения решения в проблемных ситуациях, готовности в освоении новой информации, что заключает в себе адаптируемость будущего работника к меняющейся организационной и технологической среде.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника высшего образовательного учреждения согласно ФГОС ВО. В них содержаться требования к способностям студента, которые характеризуют его личностно-профессиональный потенциал и мобильность. Выпускник на момент окончания учебного заведения должен обладать определенными общими компетенциями, которые включают в себя способность: к осуществлению поиска и использования информации, которая необходима для высокоэффективного выполнения профессиональных задач, а также для личностного и профессионального развития, к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, к работе в коллективе и в команде, к эффективному общению с потребителям, коллегами и руководством, и что не мало важно, способность брать на себя ответственность за работу, которая выполняется в команде, и за результат выполнения деятельности.
Умение общаться влияет на взаимодействие специалиста с другими людьми, на адекватную интерпретацию получаемой информации и ее правильной передаче. Студентам необходимо научиться высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и приходить к компромиссному решению. Стоит отметить, что коммуникативные умения важны не только для социальной реализации личности, но и для психологического удовлетворения.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из теоретического осмысления понятия благоприятной среды, изучения ее содержания и влияния на развитие способностей обучающихся в условиях дополнительного образования высшего учебного заведения.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что дополнительное образование способствует развитию способностей личности, и тем самым обеспечивая возможность успеха в избранной сфере деятельности. Оно предоставляет возможность для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей. В некоторых случаях дополнительное образование выступает фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития коммуникативных способностей студентов в условиях дополнительного образования, многие аспекты остаются мало изученными.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий в практике работы дополнительного образования в вузе:
• между необходимостью в развитии коммуникативных способностей обучающихся посредством благоприятной среды дополнительного образования и недостатком теоретических и практических разработок в этой области;
• между имеющейся в учреждении дополнительного образования благоприятной среды и недостаточным уровнем ее организации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть благоприятная среда дополнительного образования в вузе, чтобы она способствовала развитию коммуникативных способностей обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей обучающихся в условиях благоприятной среды дополнительного образования в вузе.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей обучающихся.
Предмет исследования: благоприятная среда дополнительного образования в вузе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дополнительное образование в вузе будет успешно решать задачи по развитию коммуникативных способностей обучающихся, если:
• создана благоприятная среда для межличностного и межгруппового взаимодействия;
• разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие структурных компонентов коммуникативных способностей - мотивационного, информационно-коммуникативного и деятельностного;
• улучшен эмоциональный комфорт при взаимодействии человека с человеком.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития коммуникативных способностей обучающихся и определить понятие «благоприятная среда дополнительного образования в вузе».
2. Определить критерии и показатели развития коммуникативных способностей обучающихся.
3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей студентов.
4. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию коммуникативных способностей обучающихся с помощью дополнительного образования.
Теоретической основой исследования являются:
• современные теоретико-методологические аспекты дополнительного образования (А.Б. Денисова, О.В. Купцов, Н.А. Нефедова);
• исследования проблем образовательной среды и ее влияния на эффективность и качество образования (А.К. Вишнякова-Вишневецкая, О.Ю. Мондонен, И.В. Непрокина, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин);
• изучение феномена общения и содержания коммуникативных способностей студентов (Э.А. Голубева, Е.В. Кукуев, М.И. Лисина, Е.И. Рогов, Т.А. Сапегина и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач будут достигнуты нами с помощью следующих методов исследования: теоретический - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирический метод включает в себя педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение; метод обработки результатов - количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов.
База и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе студенческого клуба Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты 1 курса, которые высказали желание вступить в студенческий клуб института.
Основные этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2016 - август 2017) была определена проблема исследования, сформулированы объект, предмет, цели и задачи; выделена рабочая гипотеза; составлена программа исследования. Проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература по проблеме исследования. Подобраны методики констатирующего эксперимента. Разработан первичный вариант комплекса мероприятий, направленного на развитие коммуникативных способностей студентов.
На втором этапе (сентябрь 2017 - апрель 2018) были проведены констатирующий и формирующий этапы исследования. Прошла корректировка и апробация комплекса мероприятий «Мы - активисты!» для студенческого клуба гуманитарно-педагогического института. Были обработаны и проверены полученные результаты, сформированы первичные выводы.
Третий этап (март 2018 - май 2018) - включал в себя проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов. Оформление результатов диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения психологии и педагогики, выбором оптимальных методов исследования, которые отвечают целям, задачам, предмету исследования, экспериментальной проверкой теоретических положений на базе высшего образовательного учреждения, количественным и качественным анализом полученных результатов исследования; тщательностью и длительностью экспериментальной работы.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Раскрыто понятие «благоприятной среды дополнительного образования в вузе» и ее влияние на развитие коммуникативных способностей обучающихся.
2. Обоснована возможность развития коммуникативных способностей студентов в условиях дополнительного образования в вузе.
3. Разработан и экспериментально апробирован комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных способностей студентов, в условиях благоприятной среды дополнительного образования в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленное понятие «благоприятная среда дополнительного образования в вузе» расширяет понятийный аппарат педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных способностей личности, может быть использован студенческим клубом гуманитарно-педагогического института ежегодно, так как состав активистов каждый год обновляется за счет первокурсников. Также данный комплекс или его отдельные мероприятия могут использоваться в образовательных учреждениях в рамках реализации дополнительного образования.
Апробация исследования. Основные результаты работы докладывались на заседаниях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета; научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2018 год, г. Тольятти). По теме диссертации имеется 3 публикации.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Благоприятная среда дополнительного образования в вузе - это безопасная и комфортная атмосфера для реализации способностей, связанных с самопознанием, самовоспитанием, саморазвитием и формированием навыков конструктивного и плодотворного взаимодействия его участников.
2. Коммуникативные способности - это часть индивидуальности человека, которая обеспечивает успешность становления человека как субъекта общения. Для определения уровня развития коммуникативных способностей обучающихся выделены следующие критерии - мотивационный, информационно-коммуникативный и деятельностный.
3. Разработанный комплекс мероприятий, включающий в себя интерактивные групповые задания, психологические упражнения, творческие конкурсы, дискуссии и т.д., позволяет обеспечить эффективное развитие коммуникативных способностей студентов, участвующих во внеучебной деятельности, что будет способствовать успешной реализации профессиональной деятельности после окончания университета.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема развития коммуникативных способностей студентов является актуальной. Данные способности необходимы для успешной реализации профессиональной деятельности после окончания университета. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие «благоприятная среда дополнительного образования в вузе» и ее влияние на развитие способностей личности. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования различных подходов к понятию коммуникативных способностей, его содержанию и основным функциям. Теоретическая часть включает в себя анализ литературы по изучению дополнительного образования в высшем учебном заведении, его образовательной среды, а также особенности коммуникативных способностей личности.
В рамках изучения темы исследования был разработан комплекс мероприятий «Мы - активисты!», которой реализован в проведенном эксперименте. Данные мероприятия направлены на развитие выделенных показателей - осознание потребности в общении и отношениях с другими людьми, умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения; умение принимать и передавать информацию; проявление навыков общения и построения отношений с другими людьми; проявление навыков использования различных средств коммуникации в практической деятельности. В соответствие с критериями и показателями были подобраны диагностические методики для определения уровня развития коммуникативных способностей.
Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и экспериментальную работу по развитию коммуникативных способностей студентов, входящих в состав студенческого клуба гуманитарно-педагогического института ТГУ. В свою очередь, работа содержала в себе реализацию разработанного комплекса мероприятий, который содержит в себе проведение тренинговых, интеллектуальных, спортивно-развлекательных игровых программ, творческих и конкурсных мероприятий, ориентированных на развитие таких качеств студентов как: общительность, коммуникабельность, нестандартность мышления, творческая активность и т.д.
Динамика уровня развития коммуникативных способностей была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе эксперимента было доказано, что развитие коммуникативных способностей студентов будет проходить эффективно, если внедрить в систему благоприятной среды дополнительного образования вуза комплекс определенных мероприятий, проходимых в течение года.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное развитие коммуникативных способностей студентов возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
1. Авдиенко, Г.Ю. Повышение эффективности образовательного процесса позитивным влиянием на социально-психологическую комфортность обучающихся в образовательной среде вуза [Текст] / Г.Ю. Авдиенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 1 (72). - С. 12-16.
2. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография [Текст] / А.И. Артюхина. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. - 237 с.
3. Асмолов, А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение [Текст] / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - с. 2-6.
4. Вишнякова-Вишневецкая, А.К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 12.10.2010 / А.К. Вишнякова-Вишневецкая. - С.-Пб., 2010. - 27 с.
5. Даудова, Д.М. Проблема формирования коммуникативных навыков [Текст] / Д.М. Даудова, А.А. Цахаева // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие правого сознания в образовательном пространстве» г. Махачкала. - Изд-во: АЛЕФ, 2014. - с. 69-73.
6. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография [Текст] / Под науч. ред. д. п. н., профессора С.Б. Серяковой. - Москва: Прометей, 2016. - 164 с.
7. Дружинина, Р.В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения мастерства профессиональной подготовки в вузе (на материале английского языка) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 24.06.2010 / Р.В. Дружинина. - С.-Пб., 2010. - 25 с.
8. Жоголева, О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи [Текст]: автореф. дис. канд. соц. наук : 22.00.04 : защищена 24.07.2007 / О.Р. Жоголева. - Тюмень, 2007. - 25 с.
9. Кибирева, О.Н. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст] / О.Н. Кибирева, Е.Ю. Полынская // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. - С. 99-102.
10. Ключарев, Г.А. Дополнительное образование - мост между системой образования и рынком труда / Г.А. Ключарев, Ю.В. Латов // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - С. 20-33.
11. Комаров, К.Ю. Развитие понятийного аппарата: от воспитывающей среды к образовательному пространству / К.Ю. Комаров // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 98-102.
12. Кузьменко, Н.И. Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала / Н.И. Кузьменко // Территория науки. - 2017. - № 1. - С. 38-41.
13. Кукуев, Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности [Текст]: дисс. ... канд. псих. наук : 19.00.01 : защищена 20.01.2003 / Е.А. Кукуев. - Новосибирск, 2002. - 215 с.
14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
15. Мажар, Е.Н. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных компетенций современного специалиста [Текст] / Е.Н. Мажар, Ю.В. Старовойтова // Перспективы науки. - 2017. - № 2 (89). - С. 63-67.
...