Введение 3
1. Биография Конфуция 5
2. Учение Конфуция о человеке 8
3. Учение Конфуция об обществе 12
4. Учение Конфуция о государстве 14
Заключение 17
Литература 18
Конфуцианство — одно из ведущих идеологических течений Древнего Китая. В ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства и как религии, и как этико-политического учения. Конфуций, создатель нравственного и религиозного учения, оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной, нравственной, художественной и религиозной. По определению Л.С. Васильев: «Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало больше, чем просто религией. Конфуцианство — это и политика, и административная система, и высший регулятор экономических и социальных процессов — словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. По своему мировоззрению, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Конфуций основал свою школу в возрасте 50 лет. У него было много учеников. Они записывали мысли как своего учителя, так и свои собственные. Так возник главный конфуцианский труд «Лунь Юй» («Беседы и поговорки») — совершенно бессистемный и часто противоречивый труд, сборник преимущественно нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философский очерк.
Конфуций основал свою школу в возрасте 50 лет. У него было много учеников.
Они записывали мысли как своего учителя, так и свои собственные. Так возник главный конфуцианский труд «Лунь Юй» («Беседы и поговорки») — совершенно бессистемный и часто противоречивый труд, сборник преимущественно нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философский очерк.
Каждый образованный китаец выучил эту книгу наизусть в детстве и руководствовался ею всю свою жизнь. Главной задачей Конфуция является гармонизация жизни государства, общества, семьи, личности. В центре внимания конфуцианства - отношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя античность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. В его основе лежат такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «филантропия», которые в целом составляют «правильный путь» — Дао.
Сегодня Конфуций стал живым символом нации, дарующим Китаю духовное долголетие. В народных картинах его чаще всего изображают седовласым стариком в окружении десятков детей. Это символ того, что вокруг Конфуция собирается весь народ.
Прошли тысячелетия, настоящий образ великого Учителя был скрыт легендами и мифами. Современное конфуцианство существенно отличается от учения, которое проповедовал Конфуций, но в то же время оно стало особым стилем жизни китайцев и во многом определяет поведение непонятного европейцам восточного народа. Даже современные китайские чиновники — очень многочисленный и влиятельный слой — стараются вести себя по наставлениям Конфуция: они «не торопятся в словах и делах». Вряд ли большинство из них помнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой - вполне традиционный.
Таким образом, древние культурные традиции, в том числе заложенные Великим Учителем Конфуцием, несомненно, оказали влияние на менталитет современного восточного человека.
1. Переломов Л.С. "СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА,1992. 2.Малявин В.В. "КОНФУЦИЙ", "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МОСКВА,1992.
2. Всемирная история: Учебник для студ. вузов / Георгий Борисович Поляк (ред.), Анна Николаевна Маркова (ред.). — М. : Культура и спорт.
3. Гараджа В. И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 351 с.
4 Древнекитайский философ Конфуций [Электронный ресурс] https://mystroimmir.ru/filosofiya/konfutsij.html (Дата обращения: 05.12.2022)
5. Конфуцианство // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.