Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №108859

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование развития читательской самостоятельности младших школьников 9
1.1 Понятие читательской самостоятельности, ее сущность, структура и компоненты в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Психолого-педагогические условия развития читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию читательской самостоятельности младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня развития читательской самостоятельности младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательской самостоятельности младших школьников 37
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования по развитию читательской самостоятельности младших школьников 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты диагностики по определению мотивов читательской деятельности экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента 61
Приложение Б Результаты диагностики по определению мотивов читательской деятельности контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 62
Приложение В Результаты диагностики по определению эмоционально- ценностного отношения к книге экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение Г Результаты диагностики по определению эмоционально-ценностного отношения к книге контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 64
Приложение Д Результаты изучения направленности читательского интереса экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение Е Результаты изучения направленности читательского интереса контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 66
Приложение Ж Проверка техники чтения. Констатирующий эксперимент, экспериментальная группа 67
Приложение И Проверка техники чтения. Констатирующий эксперимент, контрольная группа 68
Приложение К Общие результаты диагностики экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента 69
Приложение Л Общие результаты диагностики контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 70
Приложение М Тематическое планирование комплекса уроков по литературному чтению 71
Приложение Н Результаты диагностики по определению мотивов читательской деятельности экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента 74
Приложение П Результаты диагностики по определению мотивов читательской деятельности контрольной группы на контрольном этапе эксперимента 75
Приложение Р Результаты диагностики по определению эмоционально-ценностного отношения к книге экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента 76
Приложение С Результаты диагностики по определению эмоционально - ценностного отношения к книге контрольной группы на контрольном этапе эксперимента 77
Приложение Т Результаты изучения направленности читательского интереса экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента 78
Приложение У Результаты изучения направленности читательского интереса контрольной группы на контрольном этапе эксперимента 79
Приложение Ф Проверка техники чтения. Контрольный эксперимент, экспериментальная группа 80
Приложение Х Проверка техники чтения. Контрольный эксперимент, контрольная группа 81
Приложение Ц Общие результаты диагностики экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента 82
Приложение Э Общие результаты диагностики контрольной группы на контрольном этапе эксперимента 83

Перед школой XXI века стоит нелегкая задача - воспитание всесторонне развитой личности. Многие выдающиеся отечественные ученые, психологи и педагоги считали, что чтение является неотъемлемой частью в образовании, воспитании и личностном развитии любого человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, и решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, а также овладения техникой чтения.
В последние годы у подрастающего поколения наблюдается потеря интереса к чтению детской классической литературы, что связано с ростом влияния средств массовой информации на детей: чтение книг сменяется просмотром телевизионных программ, увлечением компьютерными играми и мобильными устройствами. Общество перестает быть «литературоцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.
В Национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. Так, согласно данным социологических исследований, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет сократилось с 49% до 26%. Данные по детскому чтению показывают, что 43% младших школьников и 17% старших школьников любят читать, в то время как 8% младших школьников и 17% старших школьников не интересуются чтением [36].
Если рассматривать формирование читательской деятельности младших школьников с точки зрения современной науки, то развитие читательской самостоятельности является основополагающим качеством процесса чтения. Для методически грамотного обучения чтению младших школьников необходимо пробуждать у учащихся не только мотивы обращения к книгам, но и интерес, как силу развития читательской самостоятельности.
Чтение занимает значительное место в жизни человека, начиная с первых лет жизни и заканчивая зрелой мудростью. Большой вклад в изучение проблемы развития читательской самостоятельности младших школьников внесли такие ученые, как Н.Н. Светловская, Н.А. Рубакин, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, П.И. Леонова, Г.Н. Наумчук, Т.Г. Рамзаева, А.К. Осницкий, О.Ю. Богданова, М.В. Качурин, Т.М. Савельева, Е.И. Мороз, Н.И. Лифинцева, Е.А. Миронова, Н.С. Егорова и многие другие.
Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. именно на этом этапе обучения у младших школьников происходит развитие устойчивого интереса к читательской деятельности. В приобщении ребенка к печатному слову немаловажную роль играют взрослые, в том числе и педагог. Помощь учителя в развитии у младших школьников устойчивого интереса и умения читать книги чрезвычайно важна для их будущей жизни, социальной адаптации и общей культуры.
Благодаря личностной мотивации в выборе литературы для самостоятельного чтения у младших школьников возникает цель, привлекаемая возможностью учиться у мудрых помощников, которых учащиеся сами находят среди книг. В результате подобного чтения формируются школьники-читатели, с присущей им читательской самостоятельностью - основой непрерывного личностного развития. В связи с этим вопрос о развитии читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения остается весьма актуальным.
Проблема исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимость создания психолого-педагогических условий, направленных на развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет более эффективным, если:
• обеспечивается мотивация читательской деятельности учащихся, вызывающая потребность самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний;
• осуществляется системный подход к планированию уроков по литературному чтению;
• в учебном процессе систематически будут применяться разнообразные формы и методы работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения: обмен мнениями, чтение-рассматривание, пересказ по ролям, иллюстрирование прочитанного, литературные игры, творческая деятельность учащихся, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй, инсценировка.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития читательской самостоятельности младших школьников.
2. Разработать и провести экспериментальное исследование по выявлению уровня развития читательской самостоятельности младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательской самостоятельности младших школьников.
4. Провести контрольный эксперимент по выявлению эффективности комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательской самостоятельности младших школьников.
Методы исследования: на теоретическом уровне применялся анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. На эмпирическом уровне использовались опросно-диагностические методы (анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); количественные и качественные оценки полученных результатов.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы педагогами начальной школы при организации уроков по учебному предмету «Литературное чтение».
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области, 2 класс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (62 источника), приложения (21 приложений).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что под читательской самостоятельностью младших школьников подразумевается умение выбирать и использовать книгу как источник получения ценных знаний, способность воспринимать и анализировать её содержание без посторонней помощи.
Эффективность уроков литературного чтения в значительной степени зависит от применения ряда условий психолого-педагогического и методического характера. Осуществление системного подхода к планированию уроков литературного чтения является одним из важнейших условий, способствующих повышению эффективности развития читательской самостоятельности младших школьников. Особое внимание в структуре читательской самостоятельности младших школьников следует уделить развитию мотивов читательской деятельности, эмоционально-ценностного отношения к книге, интереса к чтению и навыков чтения.
Нами было разработано и проведено опытно-экспериментальное исследование по развитию читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературно чтения. Обобщив результаты проведенного исследования на констатирующем этапе, мы выяснили, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников находится на среднем уровне: младшие школьники осознают необходимость книг в жизни человека, но затрудняются доказать свою точку зрения. Кроме того, у большинства учащихся слабо развит читательский интерес и ориентация в литературных произведениях.
Рассмотрев и обосновав психолого-педагогические условия по развитию читательской самостоятельности, нами был разработан и реализован комплекс уроков по литературному чтению, нацеленных на развитие читательской самостоятельности младших школьников. Наиболее эффективными являются следующие формы, методы и приемы работы с учениками на уроках литературного чтения: обмен мнениями, чтение- рассматривание, пересказ прочитанного по ролям, иллюстрирование прочитанного, литературные игры, творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй, инсценировка.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, целью которого являлось определение эффективности внедрения комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательской самостоятельности младших школьников. Характеризуя изменения в экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что результаты значительно улучшились. Количество учеников с высоким уровнем развития читательской самостоятельности возросло на 16% (4 ученика). Сократилось число учеников с низким уровнем так же на 16% (4 ученика). Число детей со средними показателями читательской самостоятельности осталось без изменений.
Так же мы можем увидеть, что уровни читательской самостоятельности у младших школьников контрольной группы остались неизменными. Исходя из этого, мы можем предположить, что показатели читательской самостоятельности данной группы не будут иметь положительную динамику, если учитель начальных классов не займется их целенаправленным развитием комплексно.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что анализ полученных результатов достоверно показывает, что работа по развитию читательской самостоятельности у учащихся дала положительные результаты, благодаря осуществлению системного подхода к планированию уроков по литературному чтению.


1. Абдуллина А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1. М. : 1997. 43 с.
2. Беляева Л. И. Мотивы чтения и критерии оценки произведений художественной литературы у различных категорий читателей // Художественное восприятие. Л., 1971. Сб. 1. 162-176 с.
3. Береснева Л. Н. О роли чтения // Домашнее воспитание. 2002. № 6. С. 15-17.
4. Боразнова Г. Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2004. № 10. С. 36-38.
5. Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М. : ИНТОР,1998. 72 с.
6. Воюшина М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография. Санкт-Петербург.: Сударыня, 2007. 320 с.
7. Гайкова Т. П., Бедратова А. П. В сборнике: Наука в современном информационном обществе // Материалы XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 85-89.
8. Гайкова Т.П., Клюкина П. И. Успехи современной науки. 2017. № 4. С. 257-261.
9. Галактионова Т. Г. Учим успешному чтению. М. : Просвещение, 2011. 88 с.
10. Джежелей О. В. Чтение и литература. Программа / Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М. : Дрофа, 2004. 68 с.
11. Джежелей О. В. Внеклассное чтение. 1-4 класс: методические разработки уроков. М. : Просвещение, 2007. 176 с.
12. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. / Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 176 с.
13. Донцова С. И. В сборнике: Наука сегодня: вызовы и решения // Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 114-115.
14. Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа. 1998. № 9. С. 11-16.
15. Жинкин Н. И. Психологические основы развития мышления и речи // РЯШ. 1985. № 1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ