Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмпатии в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Проблема изучения эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Условия и факторы развития эмпатии 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у студентов
музыкальных специальностей 20
2.1 Организация и методы исследования особенностей эмпатии у
студентов музыкальных специальностей 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов по изучению особенностей
эмпатии у студентов музыкальных специальностей 24
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 43
В наше время существует множество исследований и работ эмоционально-чувственной сферы личности человека: его ценностей, мотивов, эмоций и чувств. В которых пытаются раскрыть, что такое есть человек, что им движет в той или иной ситуации, почему он так реагирует.
Интерес к данной теме пришел из-за все более равнодушного и безэмоционального отношения людей к себе, окружающим, обществу и миру в целом.
С точки зрения психологии наличествование способности к эмпатии в разных уровнях проявления является нормой для любого человека. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является актуальной на данный момент.
Эмпатия это социально-психологический феномен, возникающий и развивающийся в процессе взаимодействия личности с другими людьми. Как эмоциональное проникновение, вчувствование в состояние собеседника рассматривались такими учеными как А.А. Бодаев, Т.П. Гаврилова; Н.Н. Обозов рассматривал как когнитивный процесс понимания внутреннего мира другого человека; точка зрения как фактора межличностного общения, сопровождающийся коммуникацией принадлежит Е.А. Петровой, Л.Б. Филонову, Д.Н. Узнадзе; и как компонент профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников В.П. Подвойским, М.В. Фирсовым, И.А. Джрназян.
Эмпатию изучают до сих пор, кто освещает в целом как способность сопереживать эмоциональным проявлениям и состояния, кто затрагивает частности, выявляя особенности, применяемые только в узкой специальности. Ведущую роль эмпатии отводиться, прежде всего в профессиональном становлении студентов, чья будущая профессиональная деятельность неразрывно связана с различными видами взаимодействия с людьми, школьникам и дошкольникам в рамках нравственного воспитания и становления. Только за последние два года вопрос эмпатии рассматривался в таких работах как: «Экспериментальное исследование проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников» Кисова В.В., Белякова Е.А.; «Особенности эмпатии у современных подростков» Кырова М.А., Кувадина Е.А.; «Особенности эмпатии у старшеклассников» Ансимова Н.П., Тяева О.В.; «Роль эмпатии в профессиональной деятельности будущего врача» Хаджибрагимов М.С.
Бесспорно, хорошо развитая способность к эмпатии считается профессионально важным качеством для людей, чья работа связана непосредственным взаимодействиями с другими людьми. Но недостаточная разработанность данного вопроса и отсутствие решения проблемы, дает возможность в этой работе рассмотреть вопрос эмпатии в такой социальной группе как студенты музыкальных специальностей, у которых можно изначально, из-за выбора специальности, предположить более богато развитую духовно-нравственную среду.
Данный выбор специальности является отражение творческого потенциала данной группы. А выбор музыкальных специальностей основан на важности музыки и музыкальности в процессах образования и обучения. Б.М. Теплов, создал классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей, что способствовало построению теории способностей и одаренности. А Г.С. Тарасов высказывал, что искусство и психологи это две грани единой области человековедения. От Аристотеля осталась запись, что «звук, предназначен для обозначения духовного движения души, - эмоционально-душевен и духовно разумен». Выбор группы студентов является не случайным, в данный период происходит процесс становления их как музыкантов и формирование таких профессионально важных качеств как эмпатия. Отсутствует профессиональные деформации, и они еще стремятся передать свои чувства через музыку. Все это дает возможность рассмотреть вопрос эмпатии по теме исследования «особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей».
В соответствии с темой исследования целью исследования является: изучение особенностей эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Объект исследования: эмоционально-чувственная сфера личности.
Предмет исследования: особенности эмпатии у студентов
музыкальных специальностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для студентов музыкальных специальностей характерен высокий уровень развития эмпатии.
По цели и гипотезе исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме эмпатии.
2. Выявить особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
3. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы исследования использовался следующий комплекс методов и методик: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы, анализ и интерпретация результатов; проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские идеи на положение системного подхода, теорию культуры (А.В.
Брушлинский, М. Вебер, Т. Липпс и др.) положение системного подхода к исследованию психических феноменов, в которой эмпатия является основным признаком целостности и системности (С.Л, Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов); принцип детерминизма, в котором определяется развитие эмпатии закономерной зависимостью от внешних и внутренних факторов (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов).
Теоретической основой исследования являются: положения
гуманистической психологии, где личность описывается как высшая ценность (К. Роджерс, А. Маслоу, М.А. Абалакина, B.C. Агеев); работы по развитию личности в процессе жизнедеятельности К.А. Абульхановой- Славской; структурно-динамическая модель эмпатии Н.Н. Обозова., теоретические подходы в определении содержания эмпатии и механизмов эмпатии, факторов, средств развития эмпатийности личности (Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, И.М. Юсупов).
Методы и методики исследования: теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследование; диагностические методы - методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика исследования уровня эмпатийного потенциала И.М. Юсупова; методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой; математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в целях совершенствования консультативной деятельности, педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки и в целях совершенствования процесса формирования и развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Эмпирическая база исследования состоит из 24 студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина, третьего и четвертого курсов обучения, 18-20 лет, 14 девушек и 10 юношей.
В наше время все больше встречается равнодушия и альтруистического отношения людям друг к другу. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Способность к эмпатии есть у всех. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является необходимым.
Для работы по теме особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей были выбраны для исследования группа студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина третьего и четвёртого курсов обучения года, 19-20 лет, 10 юношей и 14 девушек разных направлениях в музыкальных специальностях.
В ходе работы была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблемы эмпатии.
Мы определили, что нет единого мнение о трактовке понятия и структуре эмпатии, что она предполагает субъективную оценку человека, выделяется три вида эмпатии: эмоциональную, когнитивную и
предикативную.
Выявили особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей, для этого использовались методики: методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика «Диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; методика «Диагностики уровня эмпатийного потенциала» И.М. Юсупова; методика «Диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М. А. Манойловой.
По результатам наблюдаем отсутствие крайних показателей и преобладающий средний уровень эмпатии. Что соответствует норме и встречается у большинства.
Проведенное исследование показала, что гипотеза не подтвердилась, и у студентов лишь средний уровень развития эмпатии и эмпатических способностей. Эмпатию можно развивать в любом возрасте. Тем самым увеличивая ее показать.
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
2. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256.
3. Борисенко, С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей [Текст] / С.Б. Борисенко // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 103-107.
4. Бусыгина, Т.А., Ихсанова, С.Г. Опыт проективном диагностики эмоционального интеллекта учителей [Текст] / Т.А. Бусыгина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - №15. - С.9.
5. Былкина, Т.Г., Пустобаева, Е.И., Суслякова, К.В. [и др.] Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления [Электронный ресурс] / Т.Г. Былкина, Е.И. Пустобаева, К.В. Суслякова и др. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 12.
6. Былкина, Т.Г., Пустобаева, Е.И., Суслякова, К.В., Лежнева, Е.А. Изучение особенностей эмпатии студентов младших курсов, обучающихся по направлению «менеджмент» [Электронный ресурс] / Т.Г. Былкина, Е.И. Пустобаева, К.В. Суслякова, Е.А. Лежнева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 7.
7. Бэн, А. Психология [Текст] / А. Бэн. - М.: Дрофа, 2008. - 104 с.
8. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147-158.
9. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 204-217.
10. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком [Текст] / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975. - С. 17-19.
11. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Психология и школа. - 2009. - № 4. - С. 71-83.
12. Гасиленко, К.М., Кочеткова Т.Н. Специфика эмпатии студентов гуманитарного ВУЗа [Текст] / К.М. Гасиленко, Т.Н. Кочеткова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтности эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 61-68.
14. Дементьева, Е.В. Взаимосвязь эмпатии и статуса младших подростков в группе сверстников [Электронный ресурс] / Е. В. Дементьева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. - С. 176-183.
15. Диагностические методики: [эмпатия, воспитание в школе] [Электронный ресурс] / И.С. Парфенова // Классный руководитель. - 2012. - № 3. - С. 27-33.
16. Заиграева, Н.В. Развитие эмпатических способностей у депривированных девочек-подростков [Текст] / Н. В. Заиграева, И. В. Якунина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 7. - С. 8-16.
17. Ковальзон, М.М. Эмпатия как метод воссоздания душевного мира человека и социума [Текст] / М. М. Ковальзон // Философские науки. - 2011. - № 5. - С. 70-82.
18. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник
[Текст] / В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.
19. Купченко, В.Е. Тренинг развития эмпатии у подростков средствами сказкотерапии [Текст] / В. Е. Купченко, Н. Н. Терехова // Психология и школа. - 2009. - № 4. - С. 33-51.
20. Кучерявенко, И.А. Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях [Текст] / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 415-416.
21. Кырова, М.А. Особенности эмпатии у современных подростков [Электронный ресурс] / М.А. Кырова, Е.А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 36-40.
22. Липпс, Т. Руководство к психологии [Текст] / Т. Липпс. - СПб.: Наука, 2008. - 394 с.
23. Лоскутова, Л.Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте [Текст] / Л.Ю. Лоскутова. - М., 2007. - 40-56 с.
24. Мазуренко, Я.А. Особенности развития эмпатии у подростков и молодых людей в контексте воспитания и социального взаимодействия [Электронный ресурс] / Я. А. Мазуренко // Философия образования. - 2011. - Т. 35. - № 2. - С. 118-123.
25. Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся [Текст] / М. А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2014. - 140с.
26. Меркулов, Ф.И Нам сочувствие дается...: исследуем уровень эмпатии [Текст] / Ф. Меркулов // Школа для родителей. - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 58-59.
27. Меркулов, Ф. Стандарт успешного человека: чему можно научиться в школе сверх программы? [Текст] / Ф. Меркулов // Школа для родителей. - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 51-54.
28. Орлов, А Б., Хазанова, М. А. Феномен эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов, М.А. Хазанов // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 68-75.
29. Пашукова, Т.И. Эмпатия как компонент общения // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, коллективах) [Текст] / Т.И. Пашукова. - М.: Педагогика, 1979. - С. 62-63.
30. Пегов, В.А. Зияющая середина: 10-12-летние дети и опыт бесчувствия [Текст] / В. А. Пегов // Семейная психология и семейная терапия. - 2009. - № 2. - С. 41-64.
31. Петров, А.Е. «И нам сочувствие дается...» можем ли мы читать в чужой душе? [Текст] / Е. Петрова // Школа для родителей. - Первое сентября. - 2016. - № 11-12. - С. 58-59.
32. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского [Текст] / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.:
Политиздат, 1990. - 494 с.
33. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Речь, 1984.
34. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубеншьейн. - М.: Педагогика, 2013. - 416 с.
35. Ситяева, С.М. Психологические особенности эмпатии подростков [Электронный ресурс] / С. М. Ситяева, Е. Н. Курилина // Амурский научный вестник. - 2013. - № 3. - С. 151-158.
36. Солдатова, Г. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Г. Солдатова. - М.: Смысл, 2017.
37. Суворова, О.В. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков [Электронный ресурс] / О. В. Суворова, М. Н. Фрундина // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017. - № 3 (6). - С. 56-60.
38. Троицкая, Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников [Текст] / Е. А. Троицкая // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 29-38.
39. Удовенко, М. Развитие эмпатии у подростков: программа игрового социально-психологического тренинга [Текст] / М. Удовенко // Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 50-59.
40. Фрейд, З. Избранное. Книга 1 [Текст] / З. Фрейд. - М.: Дрофа, 2007. - 160 с.
41. Хлебодарова, О.Б. Эмоциональная чувствительность подростков в структуре социально-психологических механизмов социализации [Текс] / О. Б. Хлебодарова // Психология обучения. - 2009. - № 11. - С. 97-105.
42. Холмогорова, А.Б., Клименкова, Е.Н. Общение в интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] А. Б. Холмогорова, Е. Н. Клименкова // Психолого-педагогические исследования. - 2016. - Т. 8. № 4. - С. 129-141.
43. Чканикова, А. Развиваем способность к эмпатии: сначала мы сами, потом дети [Текст] /А. Чканикова // Школа для родителей. - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 24-25.
44. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис.д-ра психол. наук [Текст] / И.М. Юсупов. - СПб., 1995. - 30 с.
45. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [Текст] / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-58.