ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмпатии в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Проблема изучения эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Условия и факторы развития эмпатии 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у студентов
музыкальных специальностей 20
2.1 Организация и методы исследования особенностей эмпатии у
студентов музыкальных специальностей 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов по изучению особенностей
эмпатии у студентов музыкальных специальностей 24
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 43
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмпатии в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Проблема изучения эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Условия и факторы развития эмпатии 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у студентов
музыкальных специальностей 20
2.1 Организация и методы исследования особенностей эмпатии у
студентов музыкальных специальностей 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов по изучению особенностей
эмпатии у студентов музыкальных специальностей 24
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 43
В наше время существует множество исследований и работ эмоционально-чувственной сферы личности человека: его ценностей, мотивов, эмоций и чувств. В которых пытаются раскрыть, что такое есть человек, что им движет в той или иной ситуации, почему он так реагирует.
Интерес к данной теме пришел из-за все более равнодушного и безэмоционального отношения людей к себе, окружающим, обществу и миру в целом.
С точки зрения психологии наличествование способности к эмпатии в разных уровнях проявления является нормой для любого человека. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является актуальной на данный момент.
Эмпатия это социально-психологический феномен, возникающий и развивающийся в процессе взаимодействия личности с другими людьми. Как эмоциональное проникновение, вчувствование в состояние собеседника рассматривались такими учеными как А.А. Бодаев, Т.П. Гаврилова; Н.Н. Обозов рассматривал как когнитивный процесс понимания внутреннего мира другого человека; точка зрения как фактора межличностного общения, сопровождающийся коммуникацией принадлежит Е.А. Петровой, Л.Б. Филонову, Д.Н. Узнадзе; и как компонент профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников В.П. Подвойским, М.В. Фирсовым, И.А. Джрназян.
Эмпатию изучают до сих пор, кто освещает в целом как способность сопереживать эмоциональным проявлениям и состояния, кто затрагивает частности, выявляя особенности, применяемые только в узкой специальности. Ведущую роль эмпатии отводиться, прежде всего в профессиональном становлении студентов, чья будущая профессиональная деятельность неразрывно связана с различными видами взаимодействия с людьми, школьникам и дошкольникам в рамках нравственного воспитания и становления. Только за последние два года вопрос эмпатии рассматривался в таких работах как: «Экспериментальное исследование проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников» Кисова В.В., Белякова Е.А.; «Особенности эмпатии у современных подростков» Кырова М.А., Кувадина Е.А.; «Особенности эмпатии у старшеклассников» Ансимова Н.П., Тяева О.В.; «Роль эмпатии в профессиональной деятельности будущего врача» Хаджибрагимов М.С.
Бесспорно, хорошо развитая способность к эмпатии считается профессионально важным качеством для людей, чья работа связана непосредственным взаимодействиями с другими людьми. Но недостаточная разработанность данного вопроса и отсутствие решения проблемы, дает возможность в этой работе рассмотреть вопрос эмпатии в такой социальной группе как студенты музыкальных специальностей, у которых можно изначально, из-за выбора специальности, предположить более богато развитую духовно-нравственную среду.
Данный выбор специальности является отражение творческого потенциала данной группы. А выбор музыкальных специальностей основан на важности музыки и музыкальности в процессах образования и обучения. Б.М. Теплов, создал классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей, что способствовало построению теории способностей и одаренности. А Г.С. Тарасов высказывал, что искусство и психологи это две грани единой области человековедения. От Аристотеля осталась запись, что «звук, предназначен для обозначения духовного движения души, - эмоционально-душевен и духовно разумен». Выбор группы студентов является не случайным, в данный период происходит процесс становления их как музыкантов и формирование таких профессионально важных качеств как эмпатия. Отсутствует профессиональные деформации, и они еще стремятся передать свои чувства через музыку. Все это дает возможность рассмотреть вопрос эмпатии по теме исследования «особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей».
В соответствии с темой исследования целью исследования является: изучение особенностей эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Объект исследования: эмоционально-чувственная сфера личности.
Предмет исследования: особенности эмпатии у студентов
музыкальных специальностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для студентов музыкальных специальностей характерен высокий уровень развития эмпатии.
По цели и гипотезе исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме эмпатии.
2. Выявить особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
3. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы исследования использовался следующий комплекс методов и методик: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы, анализ и интерпретация результатов; проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские идеи на положение системного подхода, теорию культуры (А.В.
Брушлинский, М. Вебер, Т. Липпс и др.) положение системного подхода к исследованию психических феноменов, в которой эмпатия является основным признаком целостности и системности (С.Л, Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов); принцип детерминизма, в котором определяется развитие эмпатии закономерной зависимостью от внешних и внутренних факторов (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов).
Теоретической основой исследования являются: положения
гуманистической психологии, где личность описывается как высшая ценность (К. Роджерс, А. Маслоу, М.А. Абалакина, B.C. Агеев); работы по развитию личности в процессе жизнедеятельности К.А. Абульхановой- Славской; структурно-динамическая модель эмпатии Н.Н. Обозова., теоретические подходы в определении содержания эмпатии и механизмов эмпатии, факторов, средств развития эмпатийности личности (Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, И.М. Юсупов).
Методы и методики исследования: теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследование; диагностические методы - методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика исследования уровня эмпатийного потенциала И.М. Юсупова; методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой; математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в целях совершенствования консультативной деятельности, педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки и в целях совершенствования процесса формирования и развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Эмпирическая база исследования состоит из 24 студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина, третьего и четвертого курсов обучения, 18-20 лет, 14 девушек и 10 юношей.
Интерес к данной теме пришел из-за все более равнодушного и безэмоционального отношения людей к себе, окружающим, обществу и миру в целом.
С точки зрения психологии наличествование способности к эмпатии в разных уровнях проявления является нормой для любого человека. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является актуальной на данный момент.
Эмпатия это социально-психологический феномен, возникающий и развивающийся в процессе взаимодействия личности с другими людьми. Как эмоциональное проникновение, вчувствование в состояние собеседника рассматривались такими учеными как А.А. Бодаев, Т.П. Гаврилова; Н.Н. Обозов рассматривал как когнитивный процесс понимания внутреннего мира другого человека; точка зрения как фактора межличностного общения, сопровождающийся коммуникацией принадлежит Е.А. Петровой, Л.Б. Филонову, Д.Н. Узнадзе; и как компонент профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников В.П. Подвойским, М.В. Фирсовым, И.А. Джрназян.
Эмпатию изучают до сих пор, кто освещает в целом как способность сопереживать эмоциональным проявлениям и состояния, кто затрагивает частности, выявляя особенности, применяемые только в узкой специальности. Ведущую роль эмпатии отводиться, прежде всего в профессиональном становлении студентов, чья будущая профессиональная деятельность неразрывно связана с различными видами взаимодействия с людьми, школьникам и дошкольникам в рамках нравственного воспитания и становления. Только за последние два года вопрос эмпатии рассматривался в таких работах как: «Экспериментальное исследование проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников» Кисова В.В., Белякова Е.А.; «Особенности эмпатии у современных подростков» Кырова М.А., Кувадина Е.А.; «Особенности эмпатии у старшеклассников» Ансимова Н.П., Тяева О.В.; «Роль эмпатии в профессиональной деятельности будущего врача» Хаджибрагимов М.С.
Бесспорно, хорошо развитая способность к эмпатии считается профессионально важным качеством для людей, чья работа связана непосредственным взаимодействиями с другими людьми. Но недостаточная разработанность данного вопроса и отсутствие решения проблемы, дает возможность в этой работе рассмотреть вопрос эмпатии в такой социальной группе как студенты музыкальных специальностей, у которых можно изначально, из-за выбора специальности, предположить более богато развитую духовно-нравственную среду.
Данный выбор специальности является отражение творческого потенциала данной группы. А выбор музыкальных специальностей основан на важности музыки и музыкальности в процессах образования и обучения. Б.М. Теплов, создал классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей, что способствовало построению теории способностей и одаренности. А Г.С. Тарасов высказывал, что искусство и психологи это две грани единой области человековедения. От Аристотеля осталась запись, что «звук, предназначен для обозначения духовного движения души, - эмоционально-душевен и духовно разумен». Выбор группы студентов является не случайным, в данный период происходит процесс становления их как музыкантов и формирование таких профессионально важных качеств как эмпатия. Отсутствует профессиональные деформации, и они еще стремятся передать свои чувства через музыку. Все это дает возможность рассмотреть вопрос эмпатии по теме исследования «особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей».
В соответствии с темой исследования целью исследования является: изучение особенностей эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Объект исследования: эмоционально-чувственная сфера личности.
Предмет исследования: особенности эмпатии у студентов
музыкальных специальностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для студентов музыкальных специальностей характерен высокий уровень развития эмпатии.
По цели и гипотезе исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме эмпатии.
2. Выявить особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
3. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы исследования использовался следующий комплекс методов и методик: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы, анализ и интерпретация результатов; проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские идеи на положение системного подхода, теорию культуры (А.В.
Брушлинский, М. Вебер, Т. Липпс и др.) положение системного подхода к исследованию психических феноменов, в которой эмпатия является основным признаком целостности и системности (С.Л, Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов); принцип детерминизма, в котором определяется развитие эмпатии закономерной зависимостью от внешних и внутренних факторов (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов).
Теоретической основой исследования являются: положения
гуманистической психологии, где личность описывается как высшая ценность (К. Роджерс, А. Маслоу, М.А. Абалакина, B.C. Агеев); работы по развитию личности в процессе жизнедеятельности К.А. Абульхановой- Славской; структурно-динамическая модель эмпатии Н.Н. Обозова., теоретические подходы в определении содержания эмпатии и механизмов эмпатии, факторов, средств развития эмпатийности личности (Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, И.М. Юсупов).
Методы и методики исследования: теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследование; диагностические методы - методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика исследования уровня эмпатийного потенциала И.М. Юсупова; методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой; математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в целях совершенствования консультативной деятельности, педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки и в целях совершенствования процесса формирования и развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей.
Эмпирическая база исследования состоит из 24 студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина, третьего и четвертого курсов обучения, 18-20 лет, 14 девушек и 10 юношей.
В наше время все больше встречается равнодушия и альтруистического отношения людям друг к другу. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Способность к эмпатии есть у всех. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является необходимым.
Для работы по теме особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей были выбраны для исследования группа студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина третьего и четвёртого курсов обучения года, 19-20 лет, 10 юношей и 14 девушек разных направлениях в музыкальных специальностях.
В ходе работы была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблемы эмпатии.
Мы определили, что нет единого мнение о трактовке понятия и структуре эмпатии, что она предполагает субъективную оценку человека, выделяется три вида эмпатии: эмоциональную, когнитивную и
предикативную.
Выявили особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей, для этого использовались методики: методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика «Диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; методика «Диагностики уровня эмпатийного потенциала» И.М. Юсупова; методика «Диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М. А. Манойловой.
По результатам наблюдаем отсутствие крайних показателей и преобладающий средний уровень эмпатии. Что соответствует норме и встречается у большинства.
Проведенное исследование показала, что гипотеза не подтвердилась, и у студентов лишь средний уровень развития эмпатии и эмпатических способностей. Эмпатию можно развивать в любом возрасте. Тем самым увеличивая ее показать.
Способность к эмпатии есть у всех. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является необходимым.
Для работы по теме особенности эмпатии у студентов музыкальных специальностей были выбраны для исследования группа студентов Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина третьего и четвёртого курсов обучения года, 19-20 лет, 10 юношей и 14 девушек разных направлениях в музыкальных специальностях.
В ходе работы была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблемы эмпатии.
Мы определили, что нет единого мнение о трактовке понятия и структуре эмпатии, что она предполагает субъективную оценку человека, выделяется три вида эмпатии: эмоциональную, когнитивную и
предикативную.
Выявили особенности и уровень развития эмпатии у студентов музыкальных специальностей, для этого использовались методики: методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика «Диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; методика «Диагностики уровня эмпатийного потенциала» И.М. Юсупова; методика «Диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М. А. Манойловой.
По результатам наблюдаем отсутствие крайних показателей и преобладающий средний уровень эмпатии. Что соответствует норме и встречается у большинства.
Проведенное исследование показала, что гипотеза не подтвердилась, и у студентов лишь средний уровень развития эмпатии и эмпатических способностей. Эмпатию можно развивать в любом возрасте. Тем самым увеличивая ее показать.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере росписи по дереву)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



