Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Понятие, сущность и место мер пресечения в системе мер принуждения 9
1.1 Понятие и система мер процессуального принуждения в уголовном процессе России 9
1.2 История становления и развития института мер пресечения в России 17
1.3 Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий 24
Глава 2 Характеристика отдельных видов мер пресечения в Российской Федерации 33
2.1 Подписка о невыезде и надлежащем поведении 33
2.2 Личное поручительство 35
2.3 Наблюдение командования воинской части 36
2.4 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым 37
2.5 Залог 39
2.6 Домашний арест 40
2.7 Заключение под стражу 42
Глава 3. Современные проблемы избрания и применение мер пресечения в уголовном процессе 46
3.1 Проблемы применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве России 46
3.2. Анализ статистических данных применения мер пресечения по г. Тольятти 58
Заключение 70
Список используемых источников и литературы 73
Приложения 78
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Основываясь на положениях статей 17 и 18 Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что права и свободы человека определяют сущность и применение законов, а также, что наше государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти является гарантом осуществления прав и свобод каждым гражданином и человеком.
Главной особенностью осуществления неотчуждаемых прав и свобод человека, которые принадлежат каждому человеку от рождения, является то, что реализация этих прав и свобод одного человека не должна нарушать права и свободы другого человека. Это положение отражено в пункте 3 статьи 17 Конституция Российской Федерации: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
С этим связана возможность ограничения неприкосновенности и личной свободы. Нужно понимать, что эти ограничения направлены на обеспечение государством при помощи правосудия защиты значимых для общества ценностей. Базисные правила ограничения неприкосновенности и личной свободы определяются Конституцией Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».
Конституция Российской Федерации прямо указывает в пункте 3 статьи 55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Цель ограничения направлена на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Актуальность темы исследования. Избрание и применение мер пресечения представляет собой особую проблему, так как при этом затрагиваются права и свободы граждан, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации значительно изменил порядок и сроки избрания и применения мер пресечения, а также их виды. Это за собой влечет большие трудности в теории и практике. Актуальными остаются вопросы, в какой форме и какой мере, при каких обстоятельствах государство может избирать и применять данный вид принуждения. Меры пресечения имеют двоякий характер. Это связано с тем, что с одной стороны они ограничивают права и свободы человека и гражданина, с другой стороны, эти ограничения направлены на защиту этих прав и свобод. Гуманизация уголовной политики государства характеризуется применением процедур, направленных на защиту прав личности. Более гуманное обращения с гражданами, в том числе и с гражданами, совершившими преступление, влечет избрание и применение более мягких мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Государство не должно причинять избыточных страданий гражданам, в особенности тем, чья вина не признана в установленном законом порядке.
Проблематика избрания и применения мер пресечения к личности исследовались Брусницыным Л.В., Еникеевым З.Д., Лившицом Ю.Д., Червоткиным А.С., Васяевым А.А. и другими выдающимися учеными. Главной причиной выбора мной этой темы для исследования является наличие большого количества проблем при избрании и применении конкретной меры пресечения, связанных с тем, что данный институт находится в постоянном движении и развитии, и законодатель не успевает детально регламентировать данные изменения.
Объект исследования. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с избранием и применением мер пресечения в уголовном процессе, общие закономерности их возникновения и развития.
Предмет исследования. Предмет нашего исследования заключается в изучении теории избрания и применения мер пресечения в российском праве, истории развития института мер пресечения в России, сравнении мер пресечения российского законодательства с мерами пресечения, закрепленных в нормативно - правовых актах зарубежных стран, а также изучение проблем, связанных с избранием и применением мер пресечения в современный период.
Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является всестороннее изучение уголовно-процессуальных норм, обнаружение пробелов и противоречий в законодательстве, анализ трудностей правоприменения.
Для достижения этих целей мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Раскрытие сущности института мер пресечения в системе мер принуждения в современном российском праве;
2. Изучение истории становления и развития института мер пресечения в России;
3. Изучение института мер пресечения в зарубежных странах и их сравнение с мерами пресечения в российском праве;
4. Рассмотрение и детальное изучение отдельных классификаций мер пресечения в российском праве;
5. Анализ избрания и применения мер уголовно-процессуального пресечения уполномоченными органами Российской Федерации за 2016-2018 гг.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении проблем и противоречий в практической деятельности, связанной с избранием и применением уголовно процессуальных норм права о мерах пресечения.
Источниковая база исследования. Данное исследование основывается на нормативно правовых актах Российской Федерации, трудах выдающихся ученых России, судебной практике, а также практике избрания и применения мер пресечения в рамках отдела полиции № 21 УМВД России по г. Тольятти. Данные источники играют важную роль в данном исследовании.
Структура выпускной квалификационной работы. Структурно данная работа состоит из введения, в котором рассматриваются актуальность, цель, задачи, практическая значимость данного исследования. В работе присутствуют три главы. В списке использованных источников и литературы будут указаны все нормативно правовые акты и иные документы, на основе которых строится данное исследование.
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Мера пресечения - институт уголовно - процессуального права; принудительная мера, которая временно ограничивает права и свободы личности, применяемая органами дознания, следователями, судом к обвиняемым, а в исключительных случаях к подозреваемым при наличии оснований, предусмотренных в законе, с целью лишить возможности этих лиц скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
2. Институт мер пресечения имеет богатую историю своего развития, которая зародилась в 13 веке и продолжается до наших дней. Каждый из этапов становления данного института имеет свои особенности и занимательные факты. Определенный период исторического развития мер пресечения внес свою лепту в современный вид данного института.
3. Институт мер пресечения в общем виде имеет похожие черты от государства к государству. Отдельные особенности связаны с особенностями исторического развития отдельного государства и его права, формы правления, формы государственного устройства, политического режима.
4. Российский институт мер пресечения содержит следующие виды мер: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Каждая из мер пресечений имеет свои особенности применения. При избрании подписки о невыезде и надлежащем поведении необходимо составить письменное обязательство, то есть саму подписку. При избрании личного поручительства поручителю должны быть разъяснены существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность. При избрании наблюдения командования воинской части особенным условием применения наблюдения командования воинской части служит специальный статус подозреваемого или обвиняемого (данное лицо должно проходить военную службу по призыву или контракту, либо военные сборы). При избрании присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым индивидуальным условием избрания данной меры пресечения служит недостижение подозреваемым или обвиняемым на момент производства по уголовному делу возраста 18 лет.
При избрании залога специальным требованием избрания судом залога в отношении подозреваемого или обвиняемого является ходатайство о применении залога перед судом со стороны самого подозреваемого или обвиняемого, либо другого физического или юридического лица. При избрании домашнего ареста необходимо учесть специальное условие, которое предусматривает, что домашний арест применяется при наличии условий и оснований для заключения под стражу тогда, когда содержание под стражей подозреваемого или обвиняемого неразумно в силу ряда обстоятельств, к которым можно отнести:
1) старческий возраст подозреваемого или обвиняемого;
2) тяжелое состояние здоровья;
3) беременность подозреваемой или обвиняемой;
4) наличие места жительства или пребывания;
5) реальность материально-технической, нормативной и организационной базы для исполнения данной меры пресечения. При избрании заключения под стражу необходимо учитывать факт невозможности избрания другой, более мягкой меры пресечения.
5. Практика применения мер пресечения показывает, что в реальности существуют неразрешенные проблемы данного института уголовного процесса. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве требуют более детального законодательного регламентирования их применения. Также необходимо, чтобы органы предварительного расследования четко следовали этим правилам, а суд контролировал это, принимая справедливые решения по 68 заявленным со стороны данных органов ходатайствам. Необходимо создать достойные условия исполнения мер пресечения со стороны государства. Можно сказать, что предстоит огромная работа для того, чтобы институт мер пресечения эффективно работал, достигая цели, поставленные перед ним законодателем. Задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены в полном объеме.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультанПлюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС «КонсультанПлюс».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // СПС «КонсультанПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС «КонсультанПлюс».
5. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СПС «КонсультанПлюс»
6. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О статусе военнослужащих" // СПС «КонсультанПлюс».
7. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О воинской обязанности и военной службе" // СПС «КонсультанПлюс».
8. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // СПС «КонсультанПлюс».
9. Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 134 "О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений" (вместе с "Правилами применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений") // СПС «КонсультанПлюс».
10. Андреева О.И. Уголовный процесс: учебник для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.]; под ред. О. И. Андреевой, А. Д. Назарова, Н. Г. Стойко и А. Г. Тузова. — Ростов Н/Д: Феникс, 2015. — 445 с.
11. Радченко В.И. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. — 784 с.
12. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 736 с.
13. Уголовный процесс (конспект лекций): учеб. пособие / И.О. Антонов, А.Ю. Верин, М.Е. Клюкова, М.М. Мубаракшин, М.С. Сергеев, М.М. Шамсутдинов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 236 с.
14. Уголовный процесс Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов [авт. коллектив: А. С. Александров и др.]; отв. ред. А. П. Кругликов - Москва: Проспект, 2013 - 728 с. 71
15. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская, Л. А. Воскобитова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 1008 с.
...