Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дознаватель и органы дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению

Работа №108785

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности органов дознания 8
1.1 Законодательные предпосылки становления и развития института
дознания в российском уголовном судопроизводстве 8
1.2 Понятие и особенности производства дознания как формы
предварительного расследования в системе уголовно-процессуальных институтов 18
Глава 2. Проблемы правового регулирования производства дознания 31
2.1 Проблемы правового регулирования соотношения процессуального
положения органов дознания 31
2.2 Проблемы законодательного регулирования порядка и сроков
производства дознания в сокращенной форме 50
Глава 3. Рекомендации по разрешению проблем правового
регулирования органов дознания 68
Заключение 73
Список используемых источников 78


Объект – уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на стадии предварительного расследования, осуществляемого в форме дознания, как в общем порядке, так и сокращенном.
Предмет – нормы уголовно-процессуального законодательства, направленные на регулирование правовых вопросов, связанных с порядком и исчислением сроков производства дознания в сокращенной форме, определением специфики и места дознания в системе других институтов уголовного судопроизводства, актуальная уголовно-процессуальная литература по исследуемой проблеме, а также судебная и следственная практика по применению норм УПК РФ, регламентирующих содержание и порядок процессуальной деятельности по производству расследования по уголовному делу в форме дознания, осуществляемого в общем порядке и сокращенном.
Цель и задачи. Изучение и анализ теоретических положений, норм института дознания, связанные с проблемами определения его правовой природы, порядка осуществления и соблюдения процессуальных сроков сокращенного дознания, с учетом новых подходов законодателя к правовой регламентации уголовного судопроизводства и сложившейся правоприменительной практики, а также предложение возможных вариантов и направлений совершенствования современного уголовно-процессуального законодательства по вопросам эффективного применения сокращенной формы дознания при расследовании преступлений.
Теоретические задачи:
- дать общую характеристику института дознания, определив законодательные предпосылки его становления и развития, понятие, сущность и значение, а также место в системе других уголовно-процессуальных институтов;
- выявить процессуальные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов дознания при производстве расследования преступления в порядке сокращенного дознания;
- рассмотреть теоретические и практические проблемы определения системы органов дознания и объема полномочий субъектов дознания, особенностей процессуального статуса дознавателя в уголовном процессе; поводов и выявления оснований для возбуждения уголовного дела, принятия;
- определить особенности процесса доказывания при сокращенном дознании, акцентировав внимание на ее отличительных признаках от собирания доказательств при производстве дознания в общем порядке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выявлен законодательный недостаток, связанный с возложением одинаковых полномочий на начальника подразделения дознания и прокурора, на стадии предварительного расследования в форме дознания, приводящего на практике к процессуальной волоките, столкновению противоположных позиций по расследуемому уголовному делу, предлагается оставить право на дачу указаний о направлении хода расследования за прокурором. С целью его устранения предлагается исключить из ч.3 ст. 40 УПК РФ пункт 2, изложить п. 4 ч.2 ст. 37 УПК РФ в следующей редакции «давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, о квалификации преступления и об объеме обвинения».
2. В ходе анализа норм УПК РФ по исследуемым в данном параграфе вопросам, нами было установлено разночтение - в п. 47 ст. 5 УП РФ, закрепляющем понятие и перечень участников со стороны обвинения не указан начальник подразделения дознания. Предлагается п. 47 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «сторона обвинения - прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель».
3. Кроме того, законодатель определил тенденцию жесткой процессуальной экономии, но при этом сроки сокращенного дознания исчисляются с момента вынесения постановлении о производстве сокращенного дознания. Скорее всего, более уместным было бы рассматривать в качестве точки исчисления момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. С этой целью предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 226.6, изложив ее в следующей редакции: «Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела».
4. Проблемным аспектом является возможность отказа от сокращенной формы дознания уже на любой стадии уголовного судопроизводства. Такой подход законодателя не совсем корректен. Во-первых, это может привести к нарушению принципа состязательности, так как отказ составляет выгоду стороне защиты. Во-вторых, это может нарушить явную тенденцию законодателя к процессуальной экономии, так как отказ приведет к его возвращению для производства дознания в общем порядке. Это создаст процессуальную волокиту, затягивание процессуальных сроков, и как следствие приведет к нарушению или ограничению прав участников уголовного судопроизводства на доступ к правосудию.
Предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 226.9 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Судья по собственной инициативе, в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, вправе вынести постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке». А также внести изменения в ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ, дополнив ее следующим положением: «Отказ от производства дознания в сокращенной форме
возможен до принятия решения прокурором об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд».




1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143.
2. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52. Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 30 декабря.
5. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7635.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 53 ФЗ «О внесении
изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» // Российская газета. 2013. № 77. 10 апреля.
7. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25. 08 февраля.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. № 160. 18 августа.
9. Федеральный закон от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» // Российская газета. 1994. №3. 5 января.
10. Указ Президента РФ от 01.03.2011 года №248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел РФ»)» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
11. Приказ Главной военной Прокуратуры РФ от 18.01.2008 г. № 20 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» // Российская газета. 2008. № 44. 22 января.
12. Александров А.С., Круглов И.В. Правовое положение начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2010. № 17. 197 с.
13. Быков В.М. Начальник органа дознания как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Следователь. 2009. № 3 (131). 126 с.
14. Глебов В.Г. К вопросу об эффективности сокращенных форм досудебного производства в уголовном процессе // Государство и право. 2013. №3. 131 с.
15. Громов В.И. Дознание и предварительное следствие. Теория и техника расследования преступлений: Учебное пособие / Под ред. В. Громова. М.: Юрайт, 1929. 312 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ