Дознаватель и органы дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности органов дознания 8
1.1 Законодательные предпосылки становления и развития института
дознания в российском уголовном судопроизводстве 8
1.2 Понятие и особенности производства дознания как формы
предварительного расследования в системе уголовно-процессуальных институтов 18
Глава 2. Проблемы правового регулирования производства дознания 31
2.1 Проблемы правового регулирования соотношения процессуального
положения органов дознания 31
2.2 Проблемы законодательного регулирования порядка и сроков
производства дознания в сокращенной форме 50
Глава 3. Рекомендации по разрешению проблем правового
регулирования органов дознания 68
Заключение 73
Список используемых источников 78
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования деятельности органов дознания 8
1.1 Законодательные предпосылки становления и развития института
дознания в российском уголовном судопроизводстве 8
1.2 Понятие и особенности производства дознания как формы
предварительного расследования в системе уголовно-процессуальных институтов 18
Глава 2. Проблемы правового регулирования производства дознания 31
2.1 Проблемы правового регулирования соотношения процессуального
положения органов дознания 31
2.2 Проблемы законодательного регулирования порядка и сроков
производства дознания в сокращенной форме 50
Глава 3. Рекомендации по разрешению проблем правового
регулирования органов дознания 68
Заключение 73
Список используемых источников 78
Объект – уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на стадии предварительного расследования, осуществляемого в форме дознания, как в общем порядке, так и сокращенном.
Предмет – нормы уголовно-процессуального законодательства, направленные на регулирование правовых вопросов, связанных с порядком и исчислением сроков производства дознания в сокращенной форме, определением специфики и места дознания в системе других институтов уголовного судопроизводства, актуальная уголовно-процессуальная литература по исследуемой проблеме, а также судебная и следственная практика по применению норм УПК РФ, регламентирующих содержание и порядок процессуальной деятельности по производству расследования по уголовному делу в форме дознания, осуществляемого в общем порядке и сокращенном.
Цель и задачи. Изучение и анализ теоретических положений, норм института дознания, связанные с проблемами определения его правовой природы, порядка осуществления и соблюдения процессуальных сроков сокращенного дознания, с учетом новых подходов законодателя к правовой регламентации уголовного судопроизводства и сложившейся правоприменительной практики, а также предложение возможных вариантов и направлений совершенствования современного уголовно-процессуального законодательства по вопросам эффективного применения сокращенной формы дознания при расследовании преступлений.
Теоретические задачи:
- дать общую характеристику института дознания, определив законодательные предпосылки его становления и развития, понятие, сущность и значение, а также место в системе других уголовно-процессуальных институтов;
- выявить процессуальные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов дознания при производстве расследования преступления в порядке сокращенного дознания;
- рассмотреть теоретические и практические проблемы определения системы органов дознания и объема полномочий субъектов дознания, особенностей процессуального статуса дознавателя в уголовном процессе; поводов и выявления оснований для возбуждения уголовного дела, принятия;
- определить особенности процесса доказывания при сокращенном дознании, акцентировав внимание на ее отличительных признаках от собирания доказательств при производстве дознания в общем порядке.
Предмет – нормы уголовно-процессуального законодательства, направленные на регулирование правовых вопросов, связанных с порядком и исчислением сроков производства дознания в сокращенной форме, определением специфики и места дознания в системе других институтов уголовного судопроизводства, актуальная уголовно-процессуальная литература по исследуемой проблеме, а также судебная и следственная практика по применению норм УПК РФ, регламентирующих содержание и порядок процессуальной деятельности по производству расследования по уголовному делу в форме дознания, осуществляемого в общем порядке и сокращенном.
Цель и задачи. Изучение и анализ теоретических положений, норм института дознания, связанные с проблемами определения его правовой природы, порядка осуществления и соблюдения процессуальных сроков сокращенного дознания, с учетом новых подходов законодателя к правовой регламентации уголовного судопроизводства и сложившейся правоприменительной практики, а также предложение возможных вариантов и направлений совершенствования современного уголовно-процессуального законодательства по вопросам эффективного применения сокращенной формы дознания при расследовании преступлений.
Теоретические задачи:
- дать общую характеристику института дознания, определив законодательные предпосылки его становления и развития, понятие, сущность и значение, а также место в системе других уголовно-процессуальных институтов;
- выявить процессуальные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов дознания при производстве расследования преступления в порядке сокращенного дознания;
- рассмотреть теоретические и практические проблемы определения системы органов дознания и объема полномочий субъектов дознания, особенностей процессуального статуса дознавателя в уголовном процессе; поводов и выявления оснований для возбуждения уголовного дела, принятия;
- определить особенности процесса доказывания при сокращенном дознании, акцентировав внимание на ее отличительных признаках от собирания доказательств при производстве дознания в общем порядке.
1. Выявлен законодательный недостаток, связанный с возложением одинаковых полномочий на начальника подразделения дознания и прокурора, на стадии предварительного расследования в форме дознания, приводящего на практике к процессуальной волоките, столкновению противоположных позиций по расследуемому уголовному делу, предлагается оставить право на дачу указаний о направлении хода расследования за прокурором. С целью его устранения предлагается исключить из ч.3 ст. 40 УПК РФ пункт 2, изложить п. 4 ч.2 ст. 37 УПК РФ в следующей редакции «давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, о квалификации преступления и об объеме обвинения».
2. В ходе анализа норм УПК РФ по исследуемым в данном параграфе вопросам, нами было установлено разночтение - в п. 47 ст. 5 УП РФ, закрепляющем понятие и перечень участников со стороны обвинения не указан начальник подразделения дознания. Предлагается п. 47 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «сторона обвинения - прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель».
3. Кроме того, законодатель определил тенденцию жесткой процессуальной экономии, но при этом сроки сокращенного дознания исчисляются с момента вынесения постановлении о производстве сокращенного дознания. Скорее всего, более уместным было бы рассматривать в качестве точки исчисления момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. С этой целью предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 226.6, изложив ее в следующей редакции: «Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела».
4. Проблемным аспектом является возможность отказа от сокращенной формы дознания уже на любой стадии уголовного судопроизводства. Такой подход законодателя не совсем корректен. Во-первых, это может привести к нарушению принципа состязательности, так как отказ составляет выгоду стороне защиты. Во-вторых, это может нарушить явную тенденцию законодателя к процессуальной экономии, так как отказ приведет к его возвращению для производства дознания в общем порядке. Это создаст процессуальную волокиту, затягивание процессуальных сроков, и как следствие приведет к нарушению или ограничению прав участников уголовного судопроизводства на доступ к правосудию.
Предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 226.9 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Судья по собственной инициативе, в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, вправе вынести постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке». А также внести изменения в ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ, дополнив ее следующим положением: «Отказ от производства дознания в сокращенной форме
возможен до принятия решения прокурором об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд».
2. В ходе анализа норм УПК РФ по исследуемым в данном параграфе вопросам, нами было установлено разночтение - в п. 47 ст. 5 УП РФ, закрепляющем понятие и перечень участников со стороны обвинения не указан начальник подразделения дознания. Предлагается п. 47 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «сторона обвинения - прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель».
3. Кроме того, законодатель определил тенденцию жесткой процессуальной экономии, но при этом сроки сокращенного дознания исчисляются с момента вынесения постановлении о производстве сокращенного дознания. Скорее всего, более уместным было бы рассматривать в качестве точки исчисления момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. С этой целью предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 226.6, изложив ее в следующей редакции: «Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела».
4. Проблемным аспектом является возможность отказа от сокращенной формы дознания уже на любой стадии уголовного судопроизводства. Такой подход законодателя не совсем корректен. Во-первых, это может привести к нарушению принципа состязательности, так как отказ составляет выгоду стороне защиты. Во-вторых, это может нарушить явную тенденцию законодателя к процессуальной экономии, так как отказ приведет к его возвращению для производства дознания в общем порядке. Это создаст процессуальную волокиту, затягивание процессуальных сроков, и как следствие приведет к нарушению или ограничению прав участников уголовного судопроизводства на доступ к правосудию.
Предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 226.9 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Судья по собственной инициативе, в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, вправе вынести постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке». А также внести изменения в ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ, дополнив ее следующим положением: «Отказ от производства дознания в сокращенной форме
возможен до принятия решения прокурором об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд».
Подобные работы
- Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их деятельности и меры по их разрешению
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Дознаватель и орган дознания: проблемы правового регулирования их
деятельности и меры по их разрешению
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОЗНАВАТЕЛЬ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОЗНАВАТЕЛЬ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого: проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





