Введение
Глава 1 Теоретические аспекты определения функции и полномочий
прокурора в уголовном процессе
1.1 Проблема определения функции прокурора в уголовном судопроизводстве
1.2 Уголовное преследование как самостоятельная функция прокурора
1.3 Понятие и виды полномочий прокурора
Глава 2 Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного процесса
2.1 Роль прокурора в стадии возбуждении уголовного дела
2.2 Полномочия и функции прокурора на стадии предварительного
расследования
2.3 Участие прокурора при привлечении лица в качестве обвиняемого,
действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением (актом, постановлением)
Глава 3 Современное состояние полномочий прокурора в суде
3.1 Процессуальные формы участия прокурора в суде первой инстанции
3.2 Особенности участия прокурора при производстве по уголовным делам,
рассматриваемых с участием присяжных заседателей
3.3 Участие прокурора при рассмотрении дел о применении принудительных
мер медицинского характера и по делам в отношении несовершеннолетних
3.4 Участие прокурора в проверочных стадиях уголовного
судопроизводства
Глава 4 Проблемные вопросы реализации полномочий прокурора в уголовном
судопроизводстве
4.1 Проблемы, возникающие при осуществлении прокурором полномочий в
уголовном судопроизводстве
4.2 Предложения, направленные на разрешение проблем участия прокурора в
уголовном судопроизводстве
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность исследования обусловлена тем, что прокуратура является
одним из важнейших органов российской уголовно-правовой системы,
стоящим на страже законности и правопорядка в государстве. Функции
прокуратуры настолько разносторонние и всеобъемлющие, охватывающие
действительно все аспекты жизни человека. Многие из них выделены в
литературе и признаны самостоятельными, а именно функция поддержания
государственного обвинения в суде. Вопросов о ее «эмансипации» не
возникает, что нельзя сказать о ее содержании. Ведь мнение ученых
разделилось на две половины – считать ли функцию производной от
прокурорского надзора или нет.
Непосредственным субъектом является – прокурор или так называемый
«государственный обвинитель», реализующий принцип состязательности
судебного разбирательства. Поэтому важным представляется исследование
процессуального статуса прокурора, истории развития, деятельности по
исполнению им не менее приоритетной функции уголовно-процессуального
обвинения.
Актуальность выбранной темы исследования также обусловлена
обсуждением в Совете Федерации РФ вопроса о расширении прокурорского
надзора за деятельностью следственных органов путем возвращения
прокуратуре полномочий по возбуждению и прекращению уголовных дел
после выступления Генерального прокурора РФ с докладом о состоянии
преступности в России.
Помимо этого, вновь развернулась дискуссия об изменении статуса
Следственного комитета РФ как самостоятельного органа. Высказываются
мнения о возвращении Следственного комитета РФ под полный контроль
прокуратуры, как это было ранее либо предлагают полностью ликвидировать
данный орган, а его полномочия разделить между Министерством внутренних
дел РФ и Генеральной прокуратурой РФ.
Степень разработанности темы уголовного преследования и правового
статуса прокурора в его осуществлении напрямую связана с исследованиями
правоведов, формировавших отечественную науку прокурорского надзора, к
которым относятся, например: Х. Аликперов, А.Ю. Винокуров, О.А. Зеленина,
С.А. Шейфер и другие авторы.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся: в процессе предварительного расследования в связи с
выполнением прокурором функций уголовного преследования и надзора; на
стадии судебного разбирательства при выдвижении прокурором обвинения,
его поддержания, обоснованием и разрешением в ходе судебного
разбирательства.
Предметом исследования является совокупность правовых норм,
регулирующие основания, процессуальный порядок осуществления
прокурором своих функций в уголовном судопроизводстве.
Целью нашей работы является изучение различных аспектов
деятельности прокурора и его процессуального статуса в досудебных и
судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Гипотеза исследования состоит в том, чтобы подготовить предложения
по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в части
регламентации функций прокурора, если:
исследовать нормы уголовно-процессуального законодательства,
которые закрепляют функции прокурора в уголовном
судопроизводстве;
проанализировать особенности участия прокурора на различных
стадиях уголовного судопроизводства.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
выделить проблемы определения функции прокурора в уголовном
судопроизводстве;
охарактеризовать уголовное преследование как самостоятельную
функцию прокурора;
5
определить полномочия и функции прокурора на стадии
предварительного расследования;
определить процессуальные формы участия прокурора в суде первой
инстанции;
проанализировать особенности участия прокурора при производстве
по уголовным делам, рассматриваемых с участием присяжных
заседателей;
проанализировать участие прокурора при рассмотрении дел о
применении принудительных мер медицинского характера и по
делам в отношении несовершеннолетних;
проанализировать участие прокурора в проверочных стадиях
уголовного судопроизводстве;
выявить проблемы, возникающие при осуществлении прокурором
полномочий в уголовном судопроизводстве;
выдвинут предложения, направленные на разрешение проблем
участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные
труды известных отечественных ученых в области уголовного процесса.
Базовыми для настоящего исследования явились также: Конституция
РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от
17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Методы исследования составляют такие способы и средства
исследования как: логический, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет
собой комплексное исследование полномочий в уголовном процессе с учетом
современных научных точек зрения и материалов правоприменительной
практики за последние годы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена выводами и
рекомендациями, сформированными в настоящей магистерской диссертации.
Именно они составили теоретическую основу проведения дальнейших
исследований вопросов участия прокурора в уголовном процессе.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
результаты, которые получены в ходе настоящего исследования, могут быть
внедрены в учебным процесс в виде лекционного материала по дисциплине
«Уголовный процесс».
Личное участие автора в организации и проведении исследования
состоит в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы
исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы,
провел их анализ, подготовил предложения и оформил научную публикацию
по теме исследования.
Апробация результатов велась в течение всего исследования. Его
результаты докладывались на VIII Международной научно-практической
конференции «Государство, право, общество: проблемы взаимодействия
(политология, юридические науки, история, культурология, социология)» с
опубликование статьи на тему «Прокурорский надзор: состояние и
перспективы развития».
На защиту выносится:
функция надзора за соблюдением законов органами дознания и
предварительного следствия не может являть собой средство
реализации или форму воплощения функции прокурора, как и
вообще никакая функция не может служить средством или формой
другой функции, иначе она более не является функцией. Надзор за
исполнением законов является ведущей и определяющей функцией
прокуратуры, составляет смысл, сущность и основу её деятельности;
полномочия прокурора за органами дознания значительно шире, чем
за деятельностью следственных органов. Кроме того, в данном
случае грань между надзорными полномочиями и процессуальной
деятельностью прокурора по отношению к указанной форме
расследования крайне размытая, но все же организация деятельности
прокурора строится на основе надзорной функции;
функции и полномочия прокурора в уголовном процессе
регламентированы ст. 37 УПК РФ, которая, несовершенна и требует
изменения. В частности, необходимо изменить редакцию п. 3 ч. 2
ст. 37 УК РФ посредством конкретизации способа реализации
требования об устранении нарушения закона, а именно
предусмотреть возможность внесения соответствующего
представления.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения,
четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка
используемой литературы и используемых источников.
Прокуратура является одним из важнейших органов российской
уголовно-правовой системы, стоящим на страже законности и правопорядка в
государстве.
Если на судебной стадии процесса значимость фигуры прокурора, как
государственного обвинителя, не подвергается сомнению, то на досудебных
стадиях, особенно в связи с проведенными реформами, его положение весьма
противоречиво.
Фактически, законодатель лишил прокурора существенных надзорных
полномочий, свёл их к минимуму, тем самым ликвидировал функцию
контроля прокуратуры за предварительным следствием, заменив
прокурорский надзор ведомственным контролем.
Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе
регламентированы ст. 37 УПК РФ, которая, несовершенна и требует
изменения. В частности, необходимо изменить редакцию п. 3 ч. 2 ст. 37 УК РФ
посредством конкретизации способа реализации требования об устранении
нарушения закона, а именно предусмотреть возможность внесения
соответствующего представления.
Что касается полномочий прокурора, которые включает та или иная
функция, мнения среди ученых разнятся. Достаточно трудно отнести
полномочия прокурора, закреплённые в статье 37 УПК РФ, к одной
конкретной функции.
В каждом полномочии можно увидеть и «элементы» функции надзора,
и уголовного преследования, за исключением некоторых сугубо надзорных
полномочий.
Действительно, надзор за исполнением законов – это основная функция
прокуратуры, которая должна осуществляться не только посредством
выявления нарушений, но и реагирования на них соответствующим образом,
то есть совершать определенные процессуальные действия. А в этом как раз и заключается функция уголовного преследования.
Следовательно, обладая полномочиями в рамках функции уголовного
преследования, прокурор сможет реализовать свою основную функцию по
надзору за законностью.
Таким образом, на стадии предварительного расследования прокурор не
осуществляет функцию по уголовному преследованию в отношении органов
предварительного следствия. Фактически можно утверждать, что он не
реализует её и через органы дознания.
Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела имеет
неопределенную позицию. Как руководитель уголовного преследования,
прокурор имеет относительную часть полномочий, которая помогает ему
контролировать правильность и законность проводимых следственных
действий. Но, тем не менее, имея полный объем полномочий для
осуществления уголовного преследования, прокурор мог бы осуществлять в
полной мере гарантированную законность проведения досудебных
мероприятий, в связи с чем, необходимость вернуть прокурору полномочия,
которыми он обладал до принятия Закона от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ, все еще
является актуальной.
Прокурорским работникам в ежедневной практике необходимо брать на
особый контроль отказ следователей возбуждать уголовные дела по
мотивированным постановлениям прокурора, при этом со своей стороны
прокурорским работникам следует усилить требования к качеству
представляемых в следственный орган материалов. С этой целью прокурорам,
осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия, следует ввести в практику проведение
координационных совещаний с представителями следственных органов.
При осуществлении дознания в сокращенной форме комплекс
процессуальных действий и решений сведен к минимуму. Однако упрощение
дознания не относится к осуществлению надзорных полномочий прокурора в
«упрощенной форме».
Прокурорская деятельность по поддержанию гособвинения в судебном
следствии является значимой частью возложенной на прокурора функции
уголовного преследования.
От профессионализма, активности позиции, хорошего знания всех
обстоятельств дела во многом зависят: законность, обоснованность и
справедливость приговора как итогового акта правосудия по уголовному делу.
Поддержание государственного обвинения в суде присяжных
заседателей имеет множество особенностей, как юридических, так и
психологических. Ведь главная задача государственного обвинителя – создать
положительное впечатление и вызвать к себе доверие.
Участие прокурора при рассмотрении дел о применении
принудительных мер медицинского характера и по делам в отношении
несовершеннолетних имеет свои особенности, которые, в первом случаи,
обусловлены тем, что прокурор не выступает в качестве обвинителя, а во
втором случае специфика участия прокурора связана с возрастом подсудимого
и, соответственно, с его психологическими особенностями.
Что касается деятельности прокурора в проверочных стадиях
уголовного процесса, то её можно свести к функции обвинения. При этом на
стадиях кассационного и надзорного производства прокурор в большей
степени наделен правообеспечительной функцией.
Проанализировав вопросы участия прокурора в уголовном
судопроизводстве, мы считаем целесообразным внести следующие изменения
и дополнения в уголовно-процессуальное законодательство:
Необходимо установить на законодательном уровне возможность
государственного обвинителя присутствовать на предварительной стадии
расследования.
Ч. 7 ст. 246 УПК РФ изложить в следующей редакции: «если в ходе
судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению,
что представленные доказательства не подтверждают предъявленное
подсудимому обвинение, то он незамедлительно докладывает об этом
вышестоящему прокурору (прокурору, утвердившему обвинительное
заключение (обвинительный акт). Вышестоящий прокурор, в случае
несогласия самостоятельно поддерживает государственное обвинение, в ином
случае – отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.
Полный или частичный отказ государственного обвинителя от
обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение
уголовного дела или уголовного преследования полностью или в
соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2
части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего
Кодекса».
Дополнить ст. 246 УПК РФ п. 5.1 следующего содержания:
«Государственный обвинитель может присутствовать на всех следственных
действиях, проводимых дознавателем/следователем, самостоятельно
проводить иные необходимые действия, составляя об этом рапорт.
Государственный обвинитель имеет право самостоятельно знакомиться с
уголовным делом до его направления в суд».
Добавить в статью 246 УПК РФ ч. 7.1, в которой указать: «В случае
несогласия с решением вышестоящего прокурора, государственному
обвинителю необходимо написать рапорт о необходимости отказа от
обвинения руководителю прокурору субъекта». Прокурор субъекта оценивает
доводы и принимает решение, руководствуясь законом и совестью, дает
соответствующее поручение: об отказе от обвинения или о его поддержании
другим лицом»
1. Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: курс лекций. М. :
ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 278 с.
2. Алексеев С.Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников
уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод
человека и гражданина и полномочий прокурора: досудебные стадии: дисс. ...
канд. юрид. наук. Самара, 2002. 203 с.
3. Аликперов X. О процессуальной фигуре государственного
обвинителя // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 45-47.
4. Амирбеков К.И., Магомедов М.А. Полномочия прокурора и их
классификация // Юридический мир. 2016. № 2. С. 39-44.
5. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере
уголовного судопроизводства: понятие, содержание, «тенденции к
сокращению» // Российский следователь. 2008. № 20. С. 5-9.
6. Апелляционное определение Московского городского суда от
11 сентября 2015 г. по делу № 10-10878/2015 // Консультант плюс: справочноправовая система.
7. Апелляционное постановление Московского городского суда от
5 февраля 2018 г. по делу № 10-1862/2018 // Консультант плюс: справочноправовая система.
8. Белкин А.Р. Процессуальные тонкости стадии подготовки к
судебному заседанию. III. Проведение предварительного слушания
(продолжение) // Уголовное судопроизводство. 2019. № 3. С. 32-47.
9. Божьев В. Сущность изменений в УПК РФ от 2 декабря 2008г. //
Законность. 2009. № 5. С. 3-6.
10. Бондарчук В.В. Правовой статус помощника прокурора при
рассмотрении судами уголовных дел // Правовая реформа России: материалы
научно-практической конференции молодых ученых и специалистов,
посвященной 10-летию Института прокуратуры УрГЮА (Екатеринбург, 23-
103
24 октября 2006 г.). Екатеринбург: Издательский дом «Уральская
государственная юридическая академия», 2007. С. 11-14.
11. Боруленков Ю.П. Место прокуратуры в системе органов уголовного
преследования // Уголовное судопроизводство. 2013. № 2. С. 20-22.
12. Буглаева Е.А., Виницкий Л.В. Участие прокурора в ходе
предварительного следствия: монография. М. : Юрлитинформ, 2013. 211 с.
13. Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного
судопроизводства Российской Федерации: монография. М. : Юрлитинформ,
2015. 215 с.
14. Булдыгина Н.И. Проблемы регламентации полномочий прокурора
по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов
дознания и предварительного следствия/Судебная власть и уголовный
процесс. 2012. № 1. С. 85-87.
15. Васильев О.Л Поправки к Конституции и изменение роли прокурора
в отечественном уголовном процессе // Закон. 2017. № 8. С. 46-59...