ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В СМИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ 9
1.1 Социальная журналистика: определение понятия, объект, предмет, миссия, функции 9
1.2 Историческое обоснование информационной политики СМИ, освещающих социальную тематику 24
1.3 Научно-теоретическое обоснование информационной политики в СМИ, освещающих социальную тематику 39
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В АВТОРСКИХ ПУБЛИКАЦИЯХ 51
2.1 Алгоритм анализа публикаций, посвященных социальной тематике 51
2.2 Анализ авторских публикаций, посвященных социальной тематике 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 138
Опыт современного общества показывает, что каждый его индивид ежедневно сталкивается с огромным количеством социальных проблем: угроза обнищания населения и пьянство, безработица и инвалидность, многодетность и сиротство, наркомания и ВИЧ и т.д. Отражая каждую из них, журналистам необходимо представлять в своих материалах различные интересы граждан, которые попали в непростые жизненные обстоятельства, выявлять причинно-следственную связь. Кроме того, авторам стоит указывать на возможные выходы из сложившихся проблемных ситуаций, демонстрировать, какие модели поведения достойны уважения, а какие нет. Так или иначе предоставлять людям информацию, необходимую для устойчивого развития общества.
Однако отрасль социальной журналистики сегодня недостаточно развита в отечественных СМИ. Материалы, посвященные проблемам человека, выходят довольно редко, они поверхностны и не дают рекомендаций по решению той или иной конфликтной ситуации. И это объяснимо, у авторов, пишущих на социальные темы, тяжелая работа. Они имеют возможность говорить от имени большинства и обличать недостатки системы, в ежедневной работе преследовать общественно значимые цели, работая на улучшение качества жизни людей. Однако журналистов, освещающих общественные проблемы, крайне мало. Так же мало, как и теоретиков, специализирующихся на данной тематике.
Многие исследователи не выделяют «социальную журналистику» как отдельную отрасль, замечая, что «вся журналистика - общественная»1, а значит, в том или ином контексте затрагивает проблемы человека. Другие же, наоборот, говорят о том, что очень важно изучить «социальную журналистику» и выделить ее как «отдельное направление, имеющее свои признаки и особенности»1.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения сущности социальной журналистики, её функций и результатов, которые она приносит современному обществу. Это поможет предоставить конкретные рекомендации по улучшению авторских материалов журналистам, работающим с социальной тематикой.
Объект исследования - социальная журналистика.
Предмет - проблемно-тематическое содержание авторских текстов, посвященных социальной тематике, в современных печатных и интернет- СМИ.
Цель диссертационного исследования - основываясь на теоретических представлениях о социальной журналистике подготовить и провести самоанализ авторских текстов, посвященных социальной тематике, согласно требованиям, предъявляемым к журналистским публикациям.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «социальная журналистика».
2. Изучить информационную политику СМИ, освещающих вопросы социальной журналистики.
3. На основе изученной теории вопроса разработать рекомендации по написанию журналистских текстов, посвященных социальной тематике.
4. Подготовить авторские материалы на социальную тему.
5. Провести анализ авторских журналистских текстов на социальную тему, опубликованных в печатных и интернет-СМИ.
Для достижения задач, поставленных в магистерской диссертации, был использованы ряд методов. При подготовке первой главы диссертации применялся метод критического изучения источников. При сборе информации для авторских публикаций применялись эмпирические методы исследования: метод проработки документов, методы наблюдения, интервью, беседы. Для обработки информации применялись системный и динамический подходы к анализу явлений и процессов, методы выявления причинно-следственных связей.
При подготовке журналистских текстов применялись методы системного и динамического подхода к анализу явлений, метод выявления причинно-следственных связей, метод содержательно-формальной характеристики объекта.
Для самоанализа авторских текстов использовались жанрово-описательный метод, а также семантико-синтактический - для определения соответствия подготовленных текстов поставленным задачам, структурный - для оценки адекватности содержания и формы публикаций; метод динамического подхода к анализу явлений - для рассмотрения динамики исследуемого процесса.
Теоретико-методологическую базу составили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по социально-психологическим вопросам: Л.П. Шестеркиной и А.Р. Сабитовой1, Р.Г. Иванян2; по теории журналистики: Т.И. Фроловой3, А. И. Кондратенко4 Е.П. Прохорова5, И.М. Дзялошинского6, Г.В. Чевозеровой7; по специфике работы с социальными темами: Т.И. Фроловой8, М.А. Бережной9, И.М. Дзялошинского10, И.В. Фадеева1; по развитию благотворительности в России: О.Л. Лейкинды2, Б.В. Останина3; соответствующие Федеральные законы Российской Федерации и международные документы.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составили журналистские тексты на социальную тему, опубликованные в интернет СМИ Самарской области City traffic.ru, TLT.ru, DayTLT.ru и на сайте электронной газеты «Городские ведомости». Всего за 2017-2019 годы было проанализировано 229 журналистских материалов. В эмпирическую базу также вошли 14 авторских текстов, опубликованных на сайтах городских и корпоративных СМИ Самарской области, на страницах федерального издания.
Теоретическая значимость. Магистерская диссертация вносит определенный вклад в теорию социальной журналистики. Результаты исследования можно использовать в дальнейшей работе над социальным направлением журналистики, а также при разработке курсов дисциплин, связанных с изучением теории социальной журналистики.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в создании авторских журналистских материалов, посвященных социальной проблематике: «Фокус внимания на личности», «Моя задача - максимально социализировать сына», «Работа на всю жизнь», «Будь моими руками», «Буду журналистом, чтобы помогать людям», «Елена Блинова: Хочу собственное виденье мира изобразить», «Территория свободы: кто создает её для тольяттинских детей, и зачем она нужна?». Во второй главе представлен анализ данных текстов с точки зрения критериев массовой информации, особенностей жанровой модели и метода динамического подхода к анализу явлений.
Положения, выносимые на защиту.
В существующих определениях социальной журналистики отсутствует цель данного тематического направления журналистики, поэтому в магистерской диссертации сформулировано следующее определение: социальная журналистика - одна из форм оперативного отражения социальных вопросов, проблем (в области здравоохранения, образования, труда и занятости т.д.), целью которой является обеспечение общества в целом и человека в частности сведениями, необходимыми для устранения возникших противоречий в социуме и обеспечения устойчивого общественного функционирования и развития.
Подробное изучение исторического и научно-теоретического обоснования информационной политики СМИ, освещающих социальную тематику, позволит сформулировать рекомендации для журналистов, освещающих данную тематику.
Систематическое и качественное освещение в СМИ социальных вопросов может помочь обратить внимание общественности на социально значимые вопросы и способствовать решению социальных проблем.
Апробация результатов работы. Результаты магистерской диссертации были представлены на студенческих конференциях и опубликованы в сборниках научных работ, среди авторских научных публикаций «Социальная проблематика в тольяттинских интернет-СМИ»1, «Социальная проблематика в городских интернет-СМИ»2 и «Проблемно-тематический анализ авторских материалов, посвященных профориентации молодых людей с инвалидностью»3.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Во введении выдвигается обоснование выбора темы и её актуальность; обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования; характеризуются теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Социальная проблематика на страницах СМИ: история развития, сущностная характеристика понятия» дается определение понятия «социальная журналистика», выделяются задачи и функции данного направления, а также рассматривается историческое и научно-теоретическое обоснование информационной политики социальной журналистики.
Во второй главе «Анализ публикаций СМИ, посвященных социальной проблематике» представлен алгоритм для анализа авторских материалов, приводятся результаты анализа и формулируются рекомендации по работе над материалами, посвященными социальной тематике.
В заключении сделан ряд выводов-рекомендаций, а также доказано выполнение всех поставленных задач.
Список используемой литературы включает 67 источников.
В приложении представлены результаты проблемно-тематического анализа современных городских СМИ и авторские публикации, опубликованные в городских и федеральных СМИ.
В работе выдвинут и обосновывается тезис о том, что направление социальной журналистики не полностью изучено теоретиками, хотя, как показывает практика, социальная сфера охватывает широкий спектр тем и общественных проблем, которые необходимо освещать в СМИ. Об этом свидетельствуют приведенные в работе исторические данные о развитии социального направления журналистики в России.
Особый интерес для исследования представляет современный (2000-2019 гг.) этап развития социальной журналистики - период коммерциализации СМИ, бурного развития массовой прессы, а также ориентации на большие тиражи и привлечение аудитории. Все это приводит к тому, что проблемы человека, ранее вызывающие интерес читателей, но вытесненные из поля массовой информации актуальными политическими и экономическими ситуациями, становятся в СМИ менее востребованными либо являются поводом для публикации негативных материалов сенсационного характера.
Несмотря на то, что современные СМИ уделяют внимание социальным проблемам, они делают это весьма поверхностно: не прибегают к глубокому анализу проблемы и не предлагают в текстах пути ее решения, ограничиваясь новостными сообщениями. Исследователи журналистики связывают эту проблему с некомпетентностью журналистов в данной сфере деятельности и с запросом аудитории на скандальные новости.
Для качественной реализации цели исследования была изучена теория, раскрывающая сущность понятия «социальная журналистика» и сформулировано авторское определение, включающее предмет и целевое назначение данного направления в журналистике: социальная журналистика - одна из форм оперативного отражения социальных вопросов, проблем (в области здравоохранения, образования, обеспечения работой и т.д.), целью которой является обеспечение общества в целом и человека в частности сведениями, необходимыми для устранения возникших противоречий в социуме и обеспечения устойчивого общественного функционирования и развития.
На основе изученного материала мы определили объект, предмет и миссию «социальной журналистики», что помогло обозначить круг тем, а также проблем, связанных с освещением данного тематического направления. Опираясь на эти данные, мы изучили историю социальной журналистики и провели исследование данной тематики в современных СМИ - на примере городских интернет-изданий (citytraffic.ru, tlt.ru, daytlt.ru и «Городские ведомости»). Исследование имело пролонгированный характер и было разделено на два периода - 2017-2018 календарный год и январь-май 2019 года. Обозначенные периоды исследования позволили провести сопоставительную характеристику освещения социальной тематики в интернет-СМИ.
Полученные результаты позволили прийти к заключению о том, что социальная проблематика реализована городскими журналистами не в полной мере. В «повестку дня» СМИ включаются далеко не все социальные вопросы, обозначаемые в теории. Таким образом, у горожан не сможет сформироваться полное представление о реальной социальной ситуации в городе, о котором пишет исследователь Т.И. Фролова. В результате было выделено несколько тенденций, характерных для каждого СМИ. Например, корреспонденты Citytrraffic.ru предоставляют читателю не полную информацию о состоянии социальной сферы. Наиболее часто они ограничиваются одной точкой зрения или предоставляют в тексте недостаточное количество фактов. В отличие от коллег, журналисты портала TLT.ru чаще всего пишут тексты, которые содержат программу выхода из сложившейся ситуации и включают в текст рекомендации двух и более экспертов по ее предотвращению. Однако использование в текстах статистики не всегда объясняется авторами, что затрудняет декодирование информации массовой аудиторией. Портал DAYTLT.ru уделяет большое внимание жизненным историям и на примере описанного опыта демонстрирует читателям, как справиться с той или иной проблемной ситуацией. Журналисты газеты «Городские ведомости» чаще используют официальные пресс-релизы, подготовленные местной администрацией. Таким образом, журналисты издания не взаимодействуют с целевой аудиторией, не проявляют интереса к проблемам горожан, - а значит, не способствуют их решению. Корреспонденты данных порталов в своих материалах не затрагивают следующие темы: алкоголизм, высокая смертность, бандитизм, безработица, детская беспризорность, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость.
Для решения задач диссертационного исследования автором в период с сентября 2017 года по май 2019 года было подготовлено и опубликовано 14 материалов повышенной сложности, посвященных социальной тематике, с целью демонстрации методов подготовки качественных журналистских текстов на социальную тематику (еще один текст готовится к публикации). В данном исследовании представлен анализ семи публикаций, которые разделены на следующие группы:
Активная жизненная позиция родителей, воспитывающих детей с ДЦП. В данную группу вошли два журналистских материала, опубликованных в информационно-практическом журнале «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» №2 (45) 2019 г. Материал «Фокус внимания на личности» посвящен развитию качеств особенного ребенка и его мамы по средствам театра. А текст «Моя задача - максимально социализировать сына» рассказывает об отце с активной жизненной позицией и его тяжелых буднях воспитания сына с психическим расстройством. Данные тексты проанализированы с точки зрения критериев массовой информации. Анализ продемонстрировал, что журналистские материалы отвечают критериям массовой информации. Рассматривая глубину разработки тем (развитие творческих способностей посредством занятий в театре у ребенка с особенностями здоровья и тема особого отцовства) можно говорить о качественной проработке текстов: в обоих материалах представлено несколько точек зрения на проблемные ситуации. Данные тексты рассчитаны на специализированную аудиторию, как и издание, в котором они опубликованы. Материалы интересны и полезны, поскольку рассказывают об опыте родителей особенных детей. Они оперативны и актуальны, так как подготовлены в соответствии с планом выхода издания и затрагивают важные темы для семей с особенными детьми. Написаны понятным, простым языком, что говорит об их декодируемости. Оба материала могут претендовать на общеполезность, поскольку в них есть информация, которая будет полезна разным группам аудитории: семьям, воспитывающим особенных детей, особым папам и мамам, братьям и сестрам особенных детей. Об объективности изложенной информации можно судить в первом случае по содержанию цитат героев, подтверждающим тезис автора, во втором - основываясь на диалоге героев интервью. В определенных местах данных текстов логическая связь нарушается, но это не влияет на общую композицию материала. Схемы текстов и выводы приведены во второй главе магистерской диссертации.
Профориентация людей с инвалидностью. Материалы данной тематической группы опубликованы в трех номерах информационно-практического журнала «Жизнь с ДЦП: проблемы и решения»: № 4 (37) 2017 г., № 5 (38) 2017/2018г., № 2 (40) 2018 г. Текст «Работа на всю жизнь» посвящен Елизавете Перепелициной с диагнозом ДЦП, которая увлекается пением. Материал о художнице с аналогичным диагнозом Татьяне Трофимовой «Будь моими руками» рассказывает о непростом творческом пути молодой девушки, а текст «Буду журналистом, чтобы помогать людям» посвящен судьбе 15-летней Анастасии Костиной, которая, несмотря на сложный диагноз - ДЦП, поставила перед собой цель стать журналистом. В данном исследовании представлен жанровый анализ публикаций. Их объединяет общий жанр - story - позволяющий продемонстрировать с помощью художественных средств выразительности сложный путь профессионального становления человека с ОВЗ. Каждый из перечисленных текстов имеет выраженную прагматическую значимость. После выхода материала «Работа на всю жизнь» у Лизы Перепелициной появилась внутренняя мотивация продолжать заниматься вокалом и добиваться успехов на этом поприще.
В тексте «Будь моими руками...» была поставлена проблема - 25-летней художнице с диагнозом ДЦП Татьяне Трофимовой требовался дорогостоящий тренажер Power plate для занятий дома. После выхода материала в журнале «Жизнь с ДЦП: проблемы и решения» к семье Трофимовых обратился официальный представитель данного бренда тренажеров с предложением о публикации на сайте организации материала о сборе средств для покупки персонального Power plate для девушки. В данный момент продолжается сбор средств.
Публикация третьего материала «Буду журналистом, чтобы помогать людям» помогла поверить в свои силы юной журналистки с диагнозом ДЦП Анастасии Костиной. Вместе с авторским текстом в журнале вышел материал героини «Нет, возвращайся».
Развитие творческих способностей тольяттинцев в культурных центрах города - тексты данной группы опубликована на двух электронных ресурсах - сайте Молодежного медиахолдинга «Есть TALK!» https://talk-on.ru/ и на сайте Объединения детских библиотек Тольятти http://child-lib.ru/. Первое интервью с руководителем клуба «Хрустальный ДомЪ Тольятти» Еленой Блиновой «Хочу собственное виденье мира изобразить» посвящено творческому становлению и развитию личности человека, организации творческого досуга для жителей города. Второй лонгрид «Территория свободы: кто создает ее для тольяттинских детей и зачем она нужна» рассказывает о становлении и развитии детских библиотек Тольятти. Данный текст затрагивает проблему воспитания детей в обществе. Оба материала проанализированы с точки зрения метода динамического подхода к анализу явлений.
Исследование показало, что в первом тексте метод реализован в полной мере: продемонстрированы качества, которые привели к результату - развитию. Продемонстрировано старое качество - отсутствие постоянного заработка и желание заниматься творчеством, а также показаны качественные изменения - развитие творческих способностей и открытие клуба по интересам. Автор также показал, как эти качества приобретались. В первом случае развитие творческих способностей достигалось с помощью занятий с тольяттинской художницей Ириной Демченко, во втором - открытие клуба произошло благодаря людям, которые захотели объединиться в общественную организацию. Возможные рекомендации автору: поинтересоваться в рамках интервью о предстоящих выставках героини и продемонстрировать ее дальнейшее развитие в этой деятельности; описать новые возможности героини после получения навыков рисования и проведения художественных выставок.
Во втором тексте метод реализован частично, поскольку автор не указывает причин для развития новых направлений системы детских библиотек. Эффективность данных текстов можно оценить при помощи количественных показателей: в социальной сети «ВКонтакте» у интервью «Елена Блинова: «Хочу собственное виденье мира изобразить»» 1147 просмотров, 23 лайка и четыре репоста. У текста «Территория свободы: кто создает ее для тольяттинских детей и зачем она нужна?» - 1816 просмотров, 21 лайка и четыре репоста. Таким образом, можно сделать вывод о том, что публикации заинтересовали читательскую аудиторию, их прочитали - а значит, с местами досуга, о которых идет речь в тексте, тольяттинцы познакомились.
Результаты самоанализа журналистской практики продемонстрировали, что эффективности в работе СМИ могут добиться в том случае, если реализуют системные аналитические проекты по социальной тематике с применением журналистских методов, разработанных на основе научных представлений о социальной журналистике как виде деятельности и исторической практике. Также автором были сформулированы практические рекомендации для социальных корреспондентов по сбору материала, подготовке новостного, аналитического и художественно-публицистического текстов.
Нормативно-правовая база
1. О благотворительной деятельности благотворительных организаций : федер. закон от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ : ред. от 23.12.2010 г. [Электронный ресурс] // Консультант-плюс : справочно-правовая система. Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/.
Научная, учебная, методическая литература
2. Аверьянов, А. Контуры идеологии сотрудничества [Текст] / А. Аверьянов. - М. : Родина, 1993. - № 11. - 150 с.
3. Аникин, Д.А. Этика : конспект лекций [Текст] / Д.А. Аникин, С.Г. Зубанова. - М. : ЭКСМО, 2007. - 47 с.
4. Апресян, Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности [Текст] / Р.Г. Апресян; отв. ред. Р. Г. Апресян // Мораль и рациональность. - М. : Ин-т философии РАН, 1995. - С. 94-118.
5. Бахмин, В.И. О фондах в России [Текст] / В. И. Бахмин. - М. : Логос, 2004. - 158 с.
6. Белокрыльцева, А. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение [Текст] / А. Белокрыльцева, Д. Белокрыльцева, О. Суворова. - М. : Фонд «Диалог», 2005. - 104 с.
7. Бережная, М.А. О специфике социальной журналистике [Текст] / М.А. Бережная. - СПб., 2004. - С. 83-90.
8. Бережная, М.А. Социальная проблематика в СМИ [Текст] // Социология журналистики: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. С.Г. Корконосенко. - 2 изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - С. 266-288.
9. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения [Текст] / Н.Н. Богомолова. - М., 1991. - 128 с.
10. Воробьев, А.М. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия [Текст] / А.М. Воробьев. - Ект., 1998. - 484 с.
11. Гессен, М. По жизни: пособие по социальной журналистике [Текст] / М. Гессен, М. Назари. - М. : Юнесеф Детского фонда ООН, 2002. - 126 с.
12. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Текст] / И. М. Дзялошинский. - М. : Престиж, 2006. - 104 с.
13. Дзялошинский, И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества [Текст] / И. М. Дзялошинский. - М., 2000. - 284 с.
14. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия [Текст] / Ю.А. Ермаков. - Ект., 1995. - 150 с.
15. Жирков, Г.В. Просвещение - одна из важнейших функций журналистики [Текст] / Г.В. Жирков. - СПб., 1999. - С. 89-90.
...