Введение 3
1 Теоретические аспекты коррупции и противодействия коррупционным отношениям 10
1.1 Сущность, виды и формы коррупционных отношений 10
1.2 Основные причины возникновения коррупции 19
1.3 Опыт противодействия коррупции в зарубежных странах 29
2 Система противодействия коррупции в России 39
2.1 Сущность и содержание управления противодействием коррупционным отношениям в России 39
2.2 Система противодействия коррупционным проявлениям в России 47
2.3 Основные подходы при разработке мер и организации управления антикоррупционной политикой на предприятии 55
3 Коррупция в Российской Федерации и пути ее преодоления 69
3.1 Состояние, факторы и содержание современных тенденций развития коррупции в России 69
3.2 Приоритетные направления государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции 76
3.3 Пути совершенствования нормативно-правовых основ антикоррупционной политики государства 82
Заключение 108
Список используемой литературы и источников 114
Приложение А Топ 15 стран с низким и высоким уровнем коррупции 124
Коррупция, являясь социальным явлением, оказывает негативное воздействие на функционирование любого государственного или общественного института, выступает серьезной угрозой внутренней и внешней безопасности России.
Падение общей нравственности, не совсем положительное отношение населения к законодательству ввиду его несоответствия реалиям жизни, избыточное участие государства во всех сферах жизни и экономики способствуют распространению коррупции.
Коррупция как социальное явление возникло достаточно давно, но ее процветание пришлось на современную Россию, борьба с ней должна осуществляться посредством разных по своей природе средств и мер, в том числе как правовых, так и воспитательных.
Коррупция характеризуется как опасный барьер на пути к здоровому развитию общества, социальное зло, которое требует вмешательства и предотвращения. Но результативная борьба с данным неблагоприятным явлением неосуществима, без достаточно полного и конкретного знания его сущности, определённых условий происхождения и последствий.
Коррупция в нашей стране имеет место быть в самых разных сферах жизнедеятельности общества, например, в органах государственной власти, судебной системе, здравоохранении, образовании и т.д.
Все вышеприведённое явилось побуждением к началу детализированного изучения и анализа коррупционных отношений. В связи с трудностью и многообразием как самого явления коррупции, так и его изучения, на сегодняшний день актуальна разработка теоретических подходов в данном направлении. Поскольку с коррупцией доводится встречаться многократно, работа исследователей основывается на определённых формах проявления анализируемого явления в самых различных сферах общественной жизни в целом.
Актуальность исследования данной темы определяется также и тем, что коррупция выходит за границы Российской Федерации, она является одной из глобальных проблем международного уровня. На протяжении вековой истории человечества коррупция как системное явление сопутствовала деятельности государственной власти, тем самым разрушая основы её функционирования и делая слабее и недоступнее.
Стоит подчеркнуть, что в Российской Федерации и во всём мире существует достаточно большое количество научной, отечественной и зарубежной литературы, которая посвящена проблемам коррупции, а также мерам по противодействию ей.
Системного решения проблемы коррупции, как масштабного социального феномена, воздействующего на национальную безопасность нашей страны, можно достигнуть лишь на основании междисциплинарного взаимодействия в таких сферах, как экономика, политология, социология, юриспруденция и ряд других.
Актуальность выбранной темы заключена в исключительной важности и необходимости проведения последовательной и качественной антикоррупционной политики, которая проводится в интересах общества, и направленной на уменьшение урона и пресечение вреда, наносимого коррупцией России и ее экономическому развитию.
Объектом диссертационного исследования выступают различные аспекты коррупционных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования является управление противодействием коррупционными отношениями в современной России.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении российских особенностей проявления коррупции в управленческих процессах, определении путей противодействия коррупционным проявлениям в государственном управлении.
Гипотеза диссертационного исследования основывается на том предположении, что инструменты современных цифровых информационно-коммуникационных технологий являются наиболее распространенными коммуникационными каналами взаимодействия региональных государственных управленческих структур и институтов гражданского общества, при этом неэффективность данного процесса обуславливается невысокой активностью общественных институтов и граждан, их слабостью и незрелостью, а также нежеланием в некоторой степени государственных органов управления нарушать устоявшиеся традиционные практики взаимодействия.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
• изучить сущность, виды и формы коррупционных отношений;
• выявить основные причины возникновения коррупции;
• исследовать опыт противодействия коррупции в зарубежных странах;
• описать сущность и содержание управления противодействием коррупционным отношениям в России;
• охарактеризовать систему противодействия коррупционным проявлениям в России;
• обобщить основные подходы при разработке мер и организации управления антикоррупционной политикой на предприятии;
• раскрыть состояние, факторы и содержание современных тенденций развития коррупции в России;
• определить приоритетные направления государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции;
• разработать пути совершенствования нормативно-правовых основ антикоррупционной политики государства.
Теоретико-методологические основы исследования. Главным источником теоретической и научной информации для написания диссертации являются труды как отечественных, так и зарубежных учёных, и исследователей. Больший интерес представляют исследования В.В. Лунева, Л.Д. Гаухмана, А.Г. Корчагина, А.Д. Сафронов, В.К. Максимова и других. Их труды посвящены исследованию коррупции в различных сферах общества.
Непосредственно вопросам противодействия коррупции посвящены работы ученых: М.Ф. Гацко, Т.Я. Хабриева, А.В. Герасимова, С.А. Воронцова, А.В. Понеделков, И.В. Годунов и др. Работы их ориентированы на исследование и научное подтверждение путей наиболее результативного и высокоэффективного предотвращения коррупции и борьбы с ней.
Проблемам противодействия коррупции посвящены труды зарубежных учёных, таких как, Д. Хуго, Р. Шмидт, Д. Тренхардт, Т.Гоббс, С. Роуз- Аккерман и др.
Коррупцию как социальное явление, форму социальной деградации в условиях российской реальности, а также, как один из факторов угрозы национальной безопасности России рассматривали А.Г. Корчагин, В.Д. Андрианов, М.В. Шедий, С.Н. Шишкарёв.
Таким образом, можно говорить о том, что в отечественной и зарубежной научной сфере сформирована определенная основа для дальнейшего более углубленного исследования проблем организации эффективного управления противодействием коррупционными отношениями.
Однако, несмотря на значительный объем публикаций и документов, освященным коррупции и коррупционным проявлениям в современной общественной и государственной практике, непосредственно сама проблематика противодействия коррупционным отношениям в достаточной степени не изучена и не обобщена.
В соответствии с целями и задачами магистерского исследования были применены следующие методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов; изучение и обобщение; абстрактно-логический метод; системно-структурный метод; метод моделирования.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила система управления противодействием коррупционным отношениям в Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе данного исследования, дополняют существующие теоретические представления по определенному ряду направлений данной работы. Так в работе исследованы основные исторические, социальные, экономические, культурные, национальные и ментальные причины возникновения коррупции в Российской Федерации. Изучен и обобщен эффективный опыт противодействия коррупционным отношениям в зарубежных странах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты магистерского исследования позволяют углубить теоретические представления в области изучения коррупционных отношений в России, которые могут быть применены в управленческой практике и при организации профилактических мероприятий в государственных и муниципальных органах, учреждениях, а также организациях различных форм собственности. Практические наработки и предложения, содержащиеся в исследовании, применимы при организации деятельности по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации совместно с институтами гражданского общества.
Достоверность и обоснованность итоговых результатов данного исследования обеспечиваются четкостью и обоснованностью методологических позиций, применением системы современных теоретических методов, используемых в исследовании, адекватных объекту, а также предмету, целям, задачам данного диссертационного исследования, сущности системы управления противодействием коррупционных проявлений, репрезентативностью источниковой базы диссертации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в разработке, подготовке и личном проведении этапов исследования. Автором был проведён сущностный, системный анализ, а также анализ основных подходов к разработке и организации управления антикоррупционной деятельностью в Российской Федерации. Далее было проведено обобщение полученных результатов, состояния и современных тенденций развития коррупции в России.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течении всего исследования. Результаты исследования стали достоянием профессиональной научной общественности. Опубликованы научные статьи на следующие темы: «Коррупция в современной России: пути противодействия» (апрель, 2019 г) и «Коррупция в органах государственной власти» (октябрь, 2019 г.).
Научная новизна состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию управления противодействию коррупционным проявлениям в РФ.
Основные пункты научной новизны, выносимые на защиту:
1. Предложен алгоритм организации взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества по вопросам противодействия и распространения в стране коррупционных отношений, направленный на повышение эффективности управления противодействием коррупции. Этот алгоритм основан на формировании системы эффективного взаимодействия всех объектов и субъектов антикоррупционного сектора в регионах РФ, и предполагает формирование регионального центра по информационно-коммуникационному взаимодействию субъектов сферы управления противодействием коррупции.
2. Уточнено понятие коррупции с позиции развития мировой управленческой системы, основанное на мнении основной массы населения, что коррупция - это неотъёмная часть общественной жизни и культуры нации. Такое мнение утвердилось на фоне формирования культа потребления и глобализации, приведших к разложению традиционных основ нравственности и морали. Сохранение традиций, общественного порядка, и остальных духовных факторов и высокие моральные стандарты в обществе Открытость государственной системы, ответственная и свободная работа средств массовой информации и других негосударственных институтов, конкуренция политических партий, являются наиболее эффективными формами и методами борьбы с коррупцией.
Информационной базой исследования явились национальные и международные нормативно-правовые акты, официальные статистические материалы, данные научных и отраслевых исследований, нормативно-правовые акты, монографии и иные опубликованные научные труды и теории.
Магистерская диссертация включает введение, три главы, заключение, содержит 21 рисунок, 10 таблиц, список используемой литературы (82 источника) и 1 приложения. Основной текст работы изложен на 123 страницах.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, информационная база, практическая значимость, научная новизна и апробация результатов исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты коррупции и противодействия коррупционным отношениям.
Во второй главе изучены сущность и содержание управления противодействием коррупционным отношениям в России.
Третья глава посвящена современным тенденциям развития коррупции в России путям совершенствования антикоррупционной политики.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.
Далее следуют список использованных источников и приложения.
Коррупция как социальное явление возникло достаточно давно, но ее процветание пришлось на современную Россию, борьба с ней должна осуществляться посредством разных по своей природе средств и мер, в том числе как правовых, так и воспитательных. Коррупция характеризуется как опасный барьер на пути к здоровому развитию общества, социальное зло, которое требует вмешательства и предотвращения. Но результативная борьба с данным неблагоприятным явлением неосуществима, без достаточно полного и конкретного знания его сущности, определённых условий происхождения и последствий.
В рамках исследования изучены сущность, виды и формы коррупционных отношений. На сегодняшний день современные подходы выделяются двумя направлениями. В первой версии этот термин является синонимом явления, называемого продажностью служебных действий. Со временем список этих преступлений расширился, включив растрату, протекционизм и т.д. Во втором варианте коррупция рассматривается как явление, когда чиновник злоупотребляет своей властью в личных целях. На данный момент материальную коррупцию можно классифицировать на следующие виды: политическая и бюрократическая; административная коррупция; розничная и массовая; низовая, вертикальная и верхушечная; судебная и бизнес-коррупция; деловая и бытовая; электронная; подкуп, тормозящие и деловые взятки; «скупка государства», влияние на государство; экономическая коррупция.
Выявлены основные причины возникновения коррупции. Можно считать, что реакция государства на нестабильную и неэффективную социальную и экономическую политику, а также неудачные попытки ее исправить, и была причиной возникновения коррупции. Поскольку высокая степень монополизма и дискреционности, сопровождаемая низкой степенью прозрачности, не приводит сама по себе к коррупции, была введена четвертая переменная «нравственности» или «честности». Среди общих причин можно выделить: непропорциональное распределение в экономике материальных и нематериальных благ, наличие дефицита; власть становится оторвана от граждан государства; колоссальная разница между доходами чиновника и ресурсами, находящимися в его распоряжении; нет четкого разграничения полномочий должностных лиц; отсутствие оптимальной работающей системы законов и подзаконных актов, в том числе и антикоррупционного характера; противозаконный лоббизм в законодательных органах; кумовство и политическое меценатство, что приводит к тайным соглашениям, ослабляющим механизмы борьбы с коррупцией и др.
Исследован опыт противодействия коррупции в зарубежных странах. Сегодня можно утверждать, что коррупция существует на уровне мирового масштаба. Во второй половине прошлого века сформировались комфортные для коррупции условия, которые и поспособствовали её развитию. Исходя из анализа антикоррупционных действий разных государств, можно сделать вывод, что успешно помочь побороть коррупцию могут следующие действия: государство должно признать, что коррупция является национальной угрозой и наносит непоправимый вред социальному и экономическому благополучию общества; регулярно должен происходить анализ имеющихся угроз как внешних, так и внутренних; государство должно сформировать чёткую законодательную базу по антикоррупционным мерам, при этом должен обязательно учитываться опыт мирового сообщества; создание независимой судебной системы; антикоррупционная пропаганда общества, в т.ч. публичное осуждение коррумпированных лиц.
Описаны сущность и содержание управления противодействием коррупционным отношениям в России. Установление в России авторитарного режима и иерархического общества на основе государственно-корпоративной экономики, где распространение коррупционных практик является одним из необходимых механизмов поддержания всей системы власти, представляет собой принципиальное препятствие для реализации эффективной государственной политики в борьбе с коррупцией. К целям антикоррупционной политики в России можно отнести следующее: минимизацию и устранение коррупционных проявлений во всех сферах жизнедеятельности общества; охрану и защиту прав и свобод человека; развитие правового государства. Антикоррупционная политика нашей страны представляет собой комплексную, многогранную деятельность различных субъектов данного вида политики. Эта деятельность может иметь различные цели и задачи, и она осуществляется на основе определенных принципов, которые были описаны в этой главе ранее. В целом антикоррупционная политика России является средством обеспечения формирования и поддержания стабильного состояния правовой государственности. Отсюда следует, что роль антикоррупционной политики как вида государственной политики весьма значительна.
Охарактеризована система противодействия коррупционным проявлениям в России. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. К принципам системы по борьбе с коррупцией, распространённым в Российской Федерации можно отнести: признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; легитимность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; жёсткое соблюдение ответственности за совершение коррупционных правонарушений; использование мер по предупреждению коррупции как наиважнейших; создание отношений партнёрства государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Обобщены основные подходы при разработке мер и организации управления антикоррупционной политикой на предприятии. Факторы внешней среды, в которой существует и взаимодействует любая компания, обусловливают антикоррупционную политику любой компании, а также ее собственные уникальные факторы. Антикоррупционная политика предприятия - это совокупность определенных конкретных методов и средств, которые осуществляются для предупреждения, пресечения и выявления коррупционных актов характера, возникающих в организации, При разработке модели антикоррупционной политики организации необходимо учитывать те вопросы, которые необходимо прояснить: методы и средства, благодаря которым планируется достижение поставленных целей; цели, которые преследуются в результате внедрения антикоррупционной политики; способы внедрения антикоррупционной политики и др. В рамках разработки антикоррупционной системы наиболее важными мероприятиями являются выявление и пресечение фактов коррупции и вымогательства средств у населения, потребителей, а также использование служебного положения в корыстных целях.
Раскрыты состояние, факторы и содержание современных тенденций развития коррупции в России. На сегодняшний день коррупция в России охватывает огромную масштабность и оказывает значительное воздействие, как на государство, так и на общество в целом. Главной задачей в борьбе с коррупцией в России это ее предупреждение. Поэтому для решения этой задачи нужно осуществлять обзор и давать оценку действующим коррупционных составляющих, проводить достоверный мониторинг коррупциогенных факторов, в частности и в нормативно- правовых актах, ставить конкретные антикоррупционные стандарты, которые предоставят возможность уменьшить количество коррупционных фактов, развивать гражданское общество, приспособленное реализовывать контроль, обеспечивать взаимодействие государственных и общественных структур для борьбы с коррупцией, принятие антикоррупционного законодательства с нормами лишь прямого действия и в обязательном порядке его применения на практике, усиление наказания за причастность в коррупционных деяниях, применение средств массовой информации для пропаганды противостояния коррупции.
Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции. Меры по отношению к коррупционным проявлениям являются индикатором. Одна из основных таких мер - это предоставление определённым категориями сотрудников организаций и предприятий и членами их семей сведений о доходах, расходах и об имуществе. Также к этим мерам относятся: размещение сведений о доходах, расходах и об имуществе на официальных сайтах в сети Интернет; создание условий не приводящие к конфликту интересов; обязанность уведомлять об обращениях в случаях побуждения к совершению коррупционных действий; ограничение для бывших муниципальных или государственных служащих в течение двух лет после увольнения со службы замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности; ограничения принятия подарков от юридических и физических лиц и другие запреты, обязанности и ограничения, которые установлены законодательством.
Разработаны пути совершенствования нормативно-правовых основ антикоррупционной политики государства.
Ввиду того, что коррупция является следствием глобальных проблем нашего государства и общества, борьба с ней должна осуществляться, не только в рамках узкой антикоррупционной программы, но и охватывать программные обновления. В рамках диссертационного исследования был проведён социологический опрос, в виде анонимного анкетирования по вопросам коррупции и антикоррупционной деятельности.
Также необходимо отметить, что значительный процент опрошенных положительно оценивает деятельность государства по борьбе с коррупцией. При этом большинство респондентов считают, что проводимые мероприятия требуют ужесточения мер путём укрепления правовой системы государства и эффективности работы правоохранительных органов. Согласно плану, для борьбы с коррупцией включается деятельность властей, Генеральной прокуратуры, предпринимательства, учебных заведений.
Планируется сформировать нетерпимость к данному явлению уже со школы, включая в образовательные стандарты конкретные меры.
Были назначены должностные лица, в чьи обязанности входили выполнение антикоррупционной программы, разработка определённых действий по противодействию коррупционных правонарушений. Предусмотрена реализация следующих мер: систематизация актов, стандартов нарушения антикоррупционного законодательства; определение критериев действий, которые связаны с коррупцией и др.
Борьбу с коррупцией необходимо вести во многих сферах. Усиление демократических основ, прозрачность деятельности чиновников будут способствовать минимизации масштабов коррупции. Для того, чтобы достичь успехов в противодействии коррупции, нужно использовать и внедрять современные технологии, опыт развивающихся стран, которые добились значительных показателей и результатов в борьбе с ней.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
2. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон от 08.03.2006 Г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2006 № 125- ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
7. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
9. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
10. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
11. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
12. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
13. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
14. Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 579 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
15. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
...