Сравнительный анализ оплаты труда работников образовательных учреждений в России и Узбекистане (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа)
|
Введение 7
1 Теоретические основы организации системы оплаты труда 11
1.1 Сущность заработной платы, ее роль в обеспечении эффективности использования трудовых ресурсов в организации 11
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда в образовательных учреждениях 16 2 Современные формы и системы оплаты труда в учреждениях образования в Узбекистане (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа) 25
2.1 Организационно - экономическая характеристика «Алмалыкского
промышленно профессионального колледжа» 25
2.2 Сравнительный анализ системы оплаты труда в РФ и республике
Узбекистан 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
1 Теоретические основы организации системы оплаты труда 11
1.1 Сущность заработной платы, ее роль в обеспечении эффективности использования трудовых ресурсов в организации 11
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда в образовательных учреждениях 16 2 Современные формы и системы оплаты труда в учреждениях образования в Узбекистане (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа) 25
2.1 Организационно - экономическая характеристика «Алмалыкского
промышленно профессионального колледжа» 25
2.2 Сравнительный анализ системы оплаты труда в РФ и республике
Узбекистан 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
«Подводя итог сделанному за истекший 2015 год, сегодня есть все основания сказать - нами осуществлена огромная по масштабам и глубине работа по обновлению и реформированию страны, достижению стабильных и устойчивых темпов роста и макроэкономической сбалансированности экономики.
Несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, в отчетном году валовой внутренний продукт вырос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции - на 8 процентов, продукции сельского хозяйства - почти на 7, строительно-монтажных работ - почти на 18 процентов.
Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров.
Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014-2015 годов и прогнозам роста на 20162017 годы.
Кроме того, в 2015 году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами-членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
В 2015 году было обеспечено дальнейшее укрепление банковской системы, повышение уровня капитализации и расширение инвестиционной активности банков. Совокупный капитал банковской системы увеличился по сравнению с 2014 годом на 23,3 процента и достиг 7,8 триллиона сумов. За последние 5 лет данный показатель вырос в 2,4 раза. Уровень достаточности капитала нашей банковской системы составляет почти 24 процента, что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты, а ее ликвидность - в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок.
Несмотря на существенное замедление темпов роста мировой торговли и сокращение внешнего спроса, снижение мировых цен на важнейшие экспортные товары, нам удалось достичь положительного сальдо во внешнеторговом обороте, что позволило обеспечить рост государственных золотовалютных резервов.
О достигнутых результатах и укреплении макроэкономической стабильности в стране свидетельствует низкий уровень государственного долга, который не превышает 18,5 процента к ВВП.
Уважаемые соотечественники!
Устойчиво высокие темпы роста экономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшей приоритетной задачи - обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов - в сельской местности.
Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году.
Достигнутые в 2015 году устойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базу для дальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни наших людей.
Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 процента, а реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента.», - подчеркнул Ислам Каримов в своем интервью, которое было опубликовано в начале 2016 года.
Оплата труда собой представляет один из основных факторов повышения качества жизни в стране, в коллективе и каждого отдельного человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги, норму сбережений, способствуя росту материального благосостояния населения.
Законодательство рассматривает оплату труда как систему отношений, в процессе которой определяются и формируются выплаты за использование труда работников.
Отношения работников и работодателей - это взаимодействие внутри предприятия. Чтобы способности первых были реализованы, а труд их был эффективным, работа на предприятии должна быть определенным образом организована, а между оплатой труда работника и показателями, характеризующими эффективность деятельности работника, должна быть установлена тесная взаимосвязь. Оплата труда сотрудников по результатам их работы должна быть оптимальной так как компания, неэффективно действующая в условиях свободного предпринимательства, утрачивает конкурентоспособность.
Регулирование затрат работодателей на оплату труда работников должно обеспечить, с одной стороны, эффективность и конкурентоспособность производства и, с другой стороны, гарантии воспроизводства трудовых ресурсов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ преимуществ и недостатков современной системы оплаты труда работников образовательных организаций в республике Узбекистан и разработка рекомендаций по совершенствованию методических подходов начисления и выплаты заработной платы в организации.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить современные подходы по организации системы оплаты
труда.
2. Изучить роль оплаты труда в обеспечении эффективности деятельности организации
3. Рассмотреть современное состояние оплаты труда на в организации (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа).
4. Изучить систему организации оплаты труда в организации.
5. Рассмотреть особенности оплаты труда работников образовательных учреждений в Республике Узбекистан в сравнении с системой оплаты труда работников образования в РФ.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Алмалыкский промышленно профессиональный колледж.
Предмет исследования - особенности формирования фонда оплаты труда в организации.
Теоретической и методологической основной написания работы послужили нормативно-правовые акты Республики Узбекистан, научные публикации по оплате труда, локальные нормативно-правовые акты организации.
Необходимость квалифицированного использования нормативных материалов потребовала специального изучения соответствующих документов, таких как закон РУз «О бухгалтерском учете», «Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан» 2002 г. А также рекомендаций зарубежных исследователей по совершенствованию деятельности субъекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и практические рекомендации, могут быть использованы для совершенствования системы оплаты труда работников образовательных учреждений в Республике Узбекистан.
Несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, в отчетном году валовой внутренний продукт вырос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции - на 8 процентов, продукции сельского хозяйства - почти на 7, строительно-монтажных работ - почти на 18 процентов.
Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров.
Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014-2015 годов и прогнозам роста на 20162017 годы.
Кроме того, в 2015 году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами-членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
В 2015 году было обеспечено дальнейшее укрепление банковской системы, повышение уровня капитализации и расширение инвестиционной активности банков. Совокупный капитал банковской системы увеличился по сравнению с 2014 годом на 23,3 процента и достиг 7,8 триллиона сумов. За последние 5 лет данный показатель вырос в 2,4 раза. Уровень достаточности капитала нашей банковской системы составляет почти 24 процента, что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты, а ее ликвидность - в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок.
Несмотря на существенное замедление темпов роста мировой торговли и сокращение внешнего спроса, снижение мировых цен на важнейшие экспортные товары, нам удалось достичь положительного сальдо во внешнеторговом обороте, что позволило обеспечить рост государственных золотовалютных резервов.
О достигнутых результатах и укреплении макроэкономической стабильности в стране свидетельствует низкий уровень государственного долга, который не превышает 18,5 процента к ВВП.
Уважаемые соотечественники!
Устойчиво высокие темпы роста экономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшей приоритетной задачи - обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов - в сельской местности.
Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году.
Достигнутые в 2015 году устойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базу для дальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни наших людей.
Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 процента, а реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента.», - подчеркнул Ислам Каримов в своем интервью, которое было опубликовано в начале 2016 года.
Оплата труда собой представляет один из основных факторов повышения качества жизни в стране, в коллективе и каждого отдельного человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги, норму сбережений, способствуя росту материального благосостояния населения.
Законодательство рассматривает оплату труда как систему отношений, в процессе которой определяются и формируются выплаты за использование труда работников.
Отношения работников и работодателей - это взаимодействие внутри предприятия. Чтобы способности первых были реализованы, а труд их был эффективным, работа на предприятии должна быть определенным образом организована, а между оплатой труда работника и показателями, характеризующими эффективность деятельности работника, должна быть установлена тесная взаимосвязь. Оплата труда сотрудников по результатам их работы должна быть оптимальной так как компания, неэффективно действующая в условиях свободного предпринимательства, утрачивает конкурентоспособность.
Регулирование затрат работодателей на оплату труда работников должно обеспечить, с одной стороны, эффективность и конкурентоспособность производства и, с другой стороны, гарантии воспроизводства трудовых ресурсов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ преимуществ и недостатков современной системы оплаты труда работников образовательных организаций в республике Узбекистан и разработка рекомендаций по совершенствованию методических подходов начисления и выплаты заработной платы в организации.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить современные подходы по организации системы оплаты
труда.
2. Изучить роль оплаты труда в обеспечении эффективности деятельности организации
3. Рассмотреть современное состояние оплаты труда на в организации (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа).
4. Изучить систему организации оплаты труда в организации.
5. Рассмотреть особенности оплаты труда работников образовательных учреждений в Республике Узбекистан в сравнении с системой оплаты труда работников образования в РФ.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Алмалыкский промышленно профессиональный колледж.
Предмет исследования - особенности формирования фонда оплаты труда в организации.
Теоретической и методологической основной написания работы послужили нормативно-правовые акты Республики Узбекистан, научные публикации по оплате труда, локальные нормативно-правовые акты организации.
Необходимость квалифицированного использования нормативных материалов потребовала специального изучения соответствующих документов, таких как закон РУз «О бухгалтерском учете», «Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан» 2002 г. А также рекомендаций зарубежных исследователей по совершенствованию деятельности субъекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и практические рекомендации, могут быть использованы для совершенствования системы оплаты труда работников образовательных учреждений в Республике Узбекистан.
Материальное стимулирование работников образовательных учреждений используется в качестве основного инструмента повышения эффективности труда педагогов и является одним из основных факторов, направленных на повышение качества образования. Переход на новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений обусловлен недостатками традиционной тарифной системы, которые проявляются в снижении стимулирующей функции оплаты труда, усиление социальной напряженности в организации, снижению эффективности деятельности организаций в различных отраслях экономики.
Система оплаты труда работников образовательных учреждений в значительной мере зависит от типа образовательного учреждения, отрасли образования (общеобразовательное учреждение, начальное или среднее профессионально е образование, учреждения высшего образования). Критерии эффективности деятельности педагогов и показатели для назначения стимулирующих выплат в основном зависят от результатов учебной деятельности обучающихся, их успехов в дополнительном образовании, результатов итоговой аттестации, качества подготовки, которое подтверждается победами на различных конкурсах. Важное значение также имеют успехи самих педагогов - это победы на конкурсах профессионального мастерства, регулярное повышение квалификации, дополнительные виды деятельности, связанные с работой с одаренными детьми и так далее.
Компенсационные выплаты предполагают материальное вознаграждение за виды работ, сопровождающие учебный процесс. Доля стимулирующих и компенсационных выплат в оплате труда педагогов разного уровня образования колеблется от 10% до 50% от величины ежемесячных начислений. Данное обстоятельство с одной стороны формирует дополнительные стимулы для повышения качества учебной деятельности, так как результаты труда педагогов непосредственно сказываются на величине их заработной платы. С другой стороны - несправедливое распределение стимулирующих и компенсационных выплат может стать дополнительным фактором психологической напряженности внутри коллектива, что особенно важно для учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогический коллектив которых относительно небольшой и взаимозависимость педагогов довольно высока.
Таким образом, руководство образовательного учреждения непосредственно заинтересовано в формировании адекватной системы оплаты труда, которая позволяет привлекать высококвалифицированный педагогический состав, повышать успехи обучающихся и, в результате, повышать конкурентоспособность самого образовательного учреждения, что особенно важно в условиях высокого насыщения рынка образовательных услуг.
Данные тенденции характерны не только для РФ, но и для многих бывших советских республик. В работе дана характеристика системы оплаты труда в системе образования в республике Узбекистан, на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа. Алмалыкскый промышленно профессиональный колледж (далее «Колледж») создана в соответствии с приказом по Центру среднего специального образования Республики Узбекистан за № 233 от 30 сентября 2003 года « О создании учебного заведения». Официальное название Колледжа « Olmaliq sanoat kasb- hunar kolleji». Количество работающих в учреждении в 2014 году составляло 165 человек, а к 2016 году оно увеличилось на 5 человек и составило 170 человека. Чистый остаток денежных средств на конец года увеличился на
14390,0 тыс.сум сравнивая на 2014 год и составляет в 2016 году 3092634,0 тыс.сум. В том числе повышение идёт и по расходом 2016 году эта сумма составляет 3119577,7 тыс.сум, с сравнению 2014 годом использование денежные средства увеличивается на 905351,7 тыс.сум. Соответственно увеличился фонд оплаты труда на 624839,5 тыс. сум. Из всех категорий работников мы видим, что основную часть начисленной заработный платы по минимальным ставкам и расценкам получают сотрудники, у которых зарплата находится в пределах от 10 до 15 МРЗП в сумме 1016725 тыс.сум.
Работники от 36 до 40 лет получают заработную плату в большем размере, чем работники других возрастов.
Сравнительный анализ оплаты труда, проведенный в работе, свидетельствует, что системы оплаты труда как в России, так и в Узбекистане, направлены на улучшение качества работы педагогов. Это достигается увеличением стимулирующего фонда оплаты труда преподавателей, привлечением к распределению данного фонда представителей общественности.
В целом, новую систему оплаты труда работники образовательных учреждений республики Узбекистан оценивают положительно. Однако необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов организации, для более точного учета объема и качества проделанной работы каждым педагогом.
Система оплаты труда работников образовательных учреждений в значительной мере зависит от типа образовательного учреждения, отрасли образования (общеобразовательное учреждение, начальное или среднее профессионально е образование, учреждения высшего образования). Критерии эффективности деятельности педагогов и показатели для назначения стимулирующих выплат в основном зависят от результатов учебной деятельности обучающихся, их успехов в дополнительном образовании, результатов итоговой аттестации, качества подготовки, которое подтверждается победами на различных конкурсах. Важное значение также имеют успехи самих педагогов - это победы на конкурсах профессионального мастерства, регулярное повышение квалификации, дополнительные виды деятельности, связанные с работой с одаренными детьми и так далее.
Компенсационные выплаты предполагают материальное вознаграждение за виды работ, сопровождающие учебный процесс. Доля стимулирующих и компенсационных выплат в оплате труда педагогов разного уровня образования колеблется от 10% до 50% от величины ежемесячных начислений. Данное обстоятельство с одной стороны формирует дополнительные стимулы для повышения качества учебной деятельности, так как результаты труда педагогов непосредственно сказываются на величине их заработной платы. С другой стороны - несправедливое распределение стимулирующих и компенсационных выплат может стать дополнительным фактором психологической напряженности внутри коллектива, что особенно важно для учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогический коллектив которых относительно небольшой и взаимозависимость педагогов довольно высока.
Таким образом, руководство образовательного учреждения непосредственно заинтересовано в формировании адекватной системы оплаты труда, которая позволяет привлекать высококвалифицированный педагогический состав, повышать успехи обучающихся и, в результате, повышать конкурентоспособность самого образовательного учреждения, что особенно важно в условиях высокого насыщения рынка образовательных услуг.
Данные тенденции характерны не только для РФ, но и для многих бывших советских республик. В работе дана характеристика системы оплаты труда в системе образования в республике Узбекистан, на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа. Алмалыкскый промышленно профессиональный колледж (далее «Колледж») создана в соответствии с приказом по Центру среднего специального образования Республики Узбекистан за № 233 от 30 сентября 2003 года « О создании учебного заведения». Официальное название Колледжа « Olmaliq sanoat kasb- hunar kolleji». Количество работающих в учреждении в 2014 году составляло 165 человек, а к 2016 году оно увеличилось на 5 человек и составило 170 человека. Чистый остаток денежных средств на конец года увеличился на
14390,0 тыс.сум сравнивая на 2014 год и составляет в 2016 году 3092634,0 тыс.сум. В том числе повышение идёт и по расходом 2016 году эта сумма составляет 3119577,7 тыс.сум, с сравнению 2014 годом использование денежные средства увеличивается на 905351,7 тыс.сум. Соответственно увеличился фонд оплаты труда на 624839,5 тыс. сум. Из всех категорий работников мы видим, что основную часть начисленной заработный платы по минимальным ставкам и расценкам получают сотрудники, у которых зарплата находится в пределах от 10 до 15 МРЗП в сумме 1016725 тыс.сум.
Работники от 36 до 40 лет получают заработную плату в большем размере, чем работники других возрастов.
Сравнительный анализ оплаты труда, проведенный в работе, свидетельствует, что системы оплаты труда как в России, так и в Узбекистане, направлены на улучшение качества работы педагогов. Это достигается увеличением стимулирующего фонда оплаты труда преподавателей, привлечением к распределению данного фонда представителей общественности.
В целом, новую систему оплаты труда работники образовательных учреждений республики Узбекистан оценивают положительно. Однако необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов организации, для более точного учета объема и качества проделанной работы каждым педагогом.



