Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический анализ особенностей ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих

Работа №108657

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих
1.1 Современные психологические подходы к проблеме ценностно¬смысловых ориентаций личности 7
1.2 Содержание ценностно-смысловых ориентаций личности. Возрастные
особенности ценностных ориентаций личности 16
1.3 Психологические особенности ценностно-смысловых ориентаций
военнослужащих 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих 32
Выводы по второй главе 55
Заключение 58
Список используемой литературы 61

Актуальность исследования. Изучение ценностно-смысловой сферы личности приобретает в последнее время особую актуальность, так как она является важной составляющей успешности деятельности, в том числе, и профессиональной. Эта сфера личности объединяет различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции,
мировоззрение и убеждения, цели и притязания, идеалы - все, что определяет ценности и смыслы, задающие вектор жизнедеятельности личности (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев [32, 33], Б.С. Братусь [7] , В. Франкл [52] и др.). В свою очередь, система ценностей и смыслов является высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию профессионального поведения.
На наш взгляд, проблема ценностно-смысловой детерминации личности обретает особую актуальность в контексте профессиональной военной деятельности. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, имеется много очагов напряженности. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов. Остальная часть находится в состоянии постоянной мобилизации и боевой готовности. В связи с этим у большой части военнослужащих может наблюдаться травматизация психики, в той или иной степени, ведущая за собой личностные изменения, (важнейшим проявлением которых становятся агрессивность и конфликтность), приводящие к дезадаптации в различных жизненных ситуациях.
Исходя из анализа литературы, посвященной анализу ценностно-смысловой сферы личности, ее составляющие (ценности, смыслы и др.) могут являться значимым ресурсом в развитии эффективности и профессиональной устойчивости военнослужащих (Л.А. Китаев-Смык, Р.В. Кадыров, С.А. Данильченко, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков и др.).
Проблема исследования связана, с одной стороны, с актуальностью ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих для жизни и профессиональной успешности и недостаточной изученностью с другой стороны.
Цель исследования: изучить и провести психологический анализ ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих.
Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации личности.
Предмет исследования: психологические особенности смысложизненных ориентаций военнослужащих.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у военнослужащих в разные возрастные периоды ценностно-смысловые ориентации будут иметь различия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные теоретические подходы к проблеме смысло-жизненных ориентаций.
2. Провести эмпирическое исследование психологических
особенностей смысло-жизненных ориентаций военнослужащих.
3. Проанализировать результаты исследования психологических характеристик смысло-жизненных ориентаций военнослужащих.
4. Определить выводы исследования.
Научный аппарат работы определил выбор следующих методов исследования:
- теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме смысло-жизненных ориентаций;
- эмпирические методы, которые включали в себя диагностические методики (тест смысло - жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе собран и проанализирован материал по проблеме смысло -жизненных ориентаций военнослужащих. Полученные результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций по организации психологического сопровождения военнослужащих на разных этапах профессионального становления.
Научно-исследовательская работа проводилась на базе воинской части Самарской области в период с октября 2017 года по январь 2018. Выборку исследования составили военнослужащие контрактной службы в количестве 30 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Человека во все времена интересовала проблема смысла жизни, проблема нравственных ценностей.
Одним из доминирующих факторов достижения жизненного и профессионального благополучия является сформированность ценностно - смысловых ориентаций, что представляет собой систему связей, отражающих личностную направленность и формирующих мировоззрение человека. Таким образом, смысложизненные ориентации - это целая система сознательных, избирательных связей, которая отражает общую направленность личности, наличие осознанных целей в жизни, осмысленность выборов, общую удовлетворенность собственной жизнью, способность брать ответственность за свою жизнь и самостоятельно влиять на ее ход.
Достаточно интересна, в свете вышесказанного, проблема изучения отношения военнослужащих к жизни и основным ее ценностным категориям. В самом процессе службы происходят значимые переосмысления понятий жизнь и смерть, долг и патриотизм, мужество и честь, человеческое достоинство. Служба ставит человека в условия, когда необходимо осваивать новые социальные роли, ценности и правила, нести ответственность за своих сослуживцев, часто находиться в условиях цейтнота и постоянной боевой готовности, что очень истощает личностные ресурсы. Для того, чтобы этого не происходило, личность должна быть готова к изменению ценностных ориентаций, а именно ориентироваться на общечеловеческие морально-этические ценности.
В данном исследовании мы изучали проблему особенностей ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих.
Эмпирическое исследование психологических особенностей ценностно-смысловых ориентаций военнослужащих проводилось на базе воинской части Самарской области. Для данного исследования выборка
представлена военнослужащими, которые проходят контрактную службу. Всего в исследовании принимали участие 30 человек, срок службы которых составил от 1 года до 10 лет в возрасте от 23 до 45 лет.
Результаты исследования показали, что для военнослужащих характерен довольно высокий уровень целеполагания и высокое стремление к осуществлению всех поставленных целей. Все это определяет высокую осмысленность всей жизни. Это является движущей силой к развитию личностного потенциала, профессиональных знаний, умений и навыков. Военнослужащие ориентированы на будущее, поставленные перед ними цели и задачи. Также им характерен высокий интерес к событиям своей жизни, и она воспринимается ими как эмоционально насыщенная. В целом, военнослужащие удовлетворены собственной самореализацией, они достаточно продуктивно проживают жизнь и она достаточно осмысленна.
Особенности профессиональной среды придают уверенность в собственных силах, веру в собственные возможности и полную ответственность за судьбу не только своих родных и близких, но и за благополучие на воинской службе и государственной безопасности в целом. Наблюдается лишь некоторые трудности в том, что специфика труда военнослужащих такова, что они очень зависимы от внешних условий: частые командировки, особый график работы и распорядок дня, «жизнь по уставу» и так далее. Все это несколько ограничивает личностную свободу.
Проанализировав возрастные особенности ценностно-смысловой сферы военнослужащих, мы обнаружили значимые различия. Цели жизни у военнослужащих в период ранней взрослости находятся в процессе становления, в то время как у военнослужащих среднего периоды взрослости имеются четко сформировавшиеся цели жизни. Также, в отличие от более младших сослуживцев, военнослужащие в период средней взрослости достаточно удовлетворены собственной самореализацией в жизни, что, вероятно, касается и личной сферы и профессиональной. Ими жизнь воспринимается более продуктивной, чем военнослужащими ранней взрослости. Возможно, это связано с тем, что они уже добились конкретных результатов в жизни и в полной мере имеют представления о своих возможностях.
Также, необходимо отметить различия и по субшкалам «Локус контроля - я», «Локус контроля - жизнь». У более молодых сослуживцев показатели по этим субшкалам намного нижи, чем показатели у старших коллег. У военнослужащих в период средней взрослости наблюдаются высокие показатели по этим субшкалам, что характеризует их как более сильных личностей, которые считают себя хозяевами жизни и несут за нее полную ответственность. Они меньше ориентируются на внешние условия и препятствия, что связано с большим жизненным, трудовым опытом.
Также имеются значимые различия и в доминирующих ценностях. Для военнослужащих в период ранней взрослости наиболее предпочитаемыми, значимыми инструментальными ценностями являются независимость, ответственность, образованность, эффективность в делах и смелость в отстаивании своего мнения. Для военнослужащих в период средней взрослости также в приоритете эти ценности, но образованность уже не входит в эту иерархию. Кроме этого, появляются новые актуальные инструментальные ценности - аккуратность, исполнительность, твердая воля, самоконтроль. Скорее всего, это связано с более основательным подходом ко многим жизненным аспектам, где очень требуется исполнительность, аккуратность, высокий самоконтроль. Особенно это характерно для воинской службы.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, заключающаяся в том, что у военнослужащих в разные возрастные периоды ценностно-смысловые ориентации будут иметь различия, подтвердилась.



1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Сфера, 1991.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 1990.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Логос, 2002.
4. Алишев, Б. С. Психологическая теория ценности [Текст] / Б.С. Алишев. - Казань, 2002.
5. Березина, Т. Н. О многообразии смыслов жизни современной личности [Текст] / Т.Н. Березина // Личность и бытие: субъектный подход. - Краснодар, 2005.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Логос, 1983.
7. Братусь, Б. С. Аномалия личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.:
Просвещение, 1988.
8. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3-19.
9. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности [Текст] / Б.С. Братусь // Вестник МГУ. - Серия 14: Психология. - 1981. - № 2.
10. Братченко, С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие [Текст] / С.Л. Братченко. - Псков, 1997.
11. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
12. Вейнвальд, Н. И. Психология личности [Текст] / Н.И. Вейнвальд. - М.: Просвещение, 1999.
13. Военная психология [Текст] / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер,
2007.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Смысл, 2005.
15. Вегас, Х. М. Ценности и воспитание [Текст] / Х.М. Вегас. - СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2009.
16. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст] / Под ред. В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.: Ноосфера, 2007.
17. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин.
- Минск: Харвест, 2006.
18. Голышева, З. В. Динамика смысложизненных ориентаций [Текст] / З.В. Голышева // Психологические проблемы смысла жизни: Материалы XIV симпозиума. - М., 2010.
19. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. - М.: Просвещение, 1999.
20. Дружинин, В. Н. Варианты жизни [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: Сфера,
2008.
21. Жаткина, К. А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте [Текст] / К.А. Жаткина. - Пермь: Меркурий, 2012.
22. Зеленова, М. Е. Характер посттравматической адаптации и особенности смысложизненных ориентаций у ветеранов боевых действий в Афганистане [Текст] / М.Е. Зеленова. - М.: Институт психологии РАН, 2002.
23. Клочко, В. Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система [Текст] / В.Е. Клочко // Материалы региональной конференции «Человек в современном мире». - Барнаул, 2005.
24. Крылов, А. А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. - М.: Логос, 2008.
25. Китаев-Смык, Л. А. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача- психолога [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Сфера, 2001.
26. Каунова, Н. Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи [Текст] / Н.Г. Каунова // Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
27. Кадочникова, О. Б. Особенности проявления эмоционального выгорания у офицеров с разным сроком службы [Текст] / О.Б. Кадочникова. - Йошкар- Ола, 2013.
28. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1999.
29. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2002.
30. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1994.
31. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000.
32. Леонтьев, Д. А. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1999.
33. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология регуляции деятельности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1996. - № 4.
34. Леонтьев, Д. А. Динамика смысловых процессов [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 13-27.
35. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1998.
36. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия [Текст] / А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2008.
37. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Сфера, 1997.
38. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005.
39. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея // Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
40. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999.
41. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека [Текст] / Г.С. Никифоров. - Л.: Сириус, 1999.
42. Олпорт, Г. Личность в психологии [Текст] / Г. Олпорт. - СПб.: Ювента, 1998.
43. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни [Текст] / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева. - М.: Эксмо, 2007.
44. Пехтерев, В. В. Личностные детерминанты межличностных конфликтов в
воинских подразделениях [Текст] / В.В. Пехтерев // Молодежь - будущее России: материалы II заочной Всероссийской научно-практической
конференции студентов и аспирантов. - Владимир, 2012.
45. Приймак, Е. Н. Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста [Текст] / Е.Н. Приймак, Г.П. Звездина // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 2. - С. 32-40.
46. Приймак, Е. Н. Особенности трансформации ценностных ориентаций современной молодежи [Текст] / Е.Н. Приймак, Г.П. Звездина // Материалы III Ростовской молодежной научно-практической конференции. - Ростов-на- Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. - С. 71-75.
47. Приймак, Е. Н. Особенности ценностно-смысловой сферы военнослужащих по призыву на этапе службы в армии: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2015.
48. Панферов, В. Н. Психология человека [Текст] / В.Н. Панферов. - СПб.: Смысл, 2009.
49. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1987.
50. Серый, А. В., Яницкий, М. С. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.
51. Связь ценностей и смысложизненных ориентаций / Под ред. С.Н. Филюка, А.И. Перова. - М.: Логос, 2016.
52. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Просвещение, 1990.
53. Чудновский, В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни [Текст] / В.Э. Чудновский // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 74-80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ