Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Работа №108611

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Эмоциональное развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет 13
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет 20
2.1 Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет 20
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет 36
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет 48
Заключение 55
Список используемой литературы 56
Приложение 67

В развитии ребёнка ключевое пространство занимает его чувственная сфера. Ребенка уже в дошкольном возрасте принципиально обучить узнавать эмоциональное настроение находящихся вокруг людей и управлять личным чувственным состоянием.
Таким образом, подобранная для написания бакалаврской работы тема является наиболее актуальной. Неувязка становления впечатлений, их роли в появлении мотивов как регуляторов работы и поведения детей считается одной из более весомых задач педагогики и психологии. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем педагогики и психологии. Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). По их заявлению мы можем смело утверждать, что положительные эмоции создают хорошие условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и в развитии его мышления.
Изученные нами особенности чувственного становления дошкольников, помогли сделать вывод о том, что становление эмоциональных впечатлений ребят плотно связанно с когнитивными процессами, а чувственные реакции инициируют процессы научения, оказывают сильное влияние на память и заботу малыша. Известно, что развитие эмоциональной сферы связано с накоплением опыта и поведением ребенка в социуме. Эмоции детей существенным образом влияют на действия окружающих его взрослых и напротив. Так, эмоциональное становление детей связано с накоплением общественного навыка и поведением. Впечатления ребенка важным образом отражаются на воздействиях, находящихся вокруг него взрослых.
Проделанный нами анализ изучения многих авторов (Н.А. Аксарина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Е.О. Смирнова) демонстрирует то, что чувственные состояния оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей. Эмоциональное становление играет еще и большую роль в проявлении самосознания. Так же оно помогает развивать ощущения самоэффективности. Понимание того, что эмоциональное поведение имеет возможность воздействовать на действия в находящемся вокруг мире. Всевозможные проявления ощущения «я» закладывают основу иным чувственным реакциям.
Исходя из индивидуальностей чувственного становления ребят дошкольного возраста, можно заявить, что особенную значимость и актуальность становление чувственного разума и составление (обогащение) психологической компетентности закладывают в дошкольном возрасте. Потому что в данный этап идет интенсивное эмоциональное развитие ребят, улучшение их самосознания, возможности к рефлексии и децентрации.
У дошкольников есть все возрастные способности для становления чувственного разума как подсистемы психологической компетентности. Это дает возможность для работы внутреннего мира ребенка плотно связанной с функцией знания. А также для переработки информации и управлением психологической сферой. Это выражается в дееспособности к выражению базисных психологических состояний и самоотнесенных эмоций; дееспособности к осознанию и дифференциации, идентификации эмоций; дееспособности к саморегуляции психологических состояний; дееспособности к эмпатии и сопереживанию. Чувственный разум имеет место быть во внутренних способностях малыша и плотно связан с его когнитивным развитием.
Для более удачного привыкания дошкольников к физическому и социальному миру им необходимо добиться конкретного значения чувственного становления. Итогом такового становления и является степень психологической компетентности ребенка - системное проявление его психологических познаний, умений, возможностей, личных свойств и их владение для автономного заключения образовавшихся психологических обстановок. Вследствие этого конкретная степень становления чувственного разума как внутренней возможности считается элементом психологической компетентности ребенка. Особенности и главные элементы чувственности ребят развиваются в конкретной социально-культурной среде. Вследствие этого чувственная сфера - итог общественных воздействий на процесс чувственного становления ребят на чувственный разум. Так, взрослые содействует чувственному опыту ребенка, поощряя выработку техник регуляции впечатлений. Они учат дошкольников методикам реагирования на те, или иные эмоции. Благодаря такому содействию дети осваивают систему социально принятых методик, критерии выражения психологических состояний, способности верного поведения. Взрослый считается носителем данных методик, правил и образцов.
В работе с детьми чувственный профессионализм есть итог педагогических воздействий. Целенаправленное увеличение общественной и психологической компетентностью ребенка лежит в базе растущей трудности его общественных отношений и психологических переживаний. В работе с детьми результатом педагогических воздействий становится эмоциональная компетентность. Целенаправленное увеличение социальной и эмоциональной компетентности детей ложится в основу возрастающей сложности его социальных отношений и эмоциональных переживаний.
Старший дошкольный возраст считается более сензитивным для увеличения психологической компетентности, например, как в данном возрасте малыш добивается больших итогов в чувственном и когнитивном развитии. Таким образом, делается возможным развитие эмоционального интеллекта и обогащение эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное развитие является необходимым фактором для полноценного развития ребенка, его адаптации в социальном мире и направлено на осознание своих эмоций и чувств, регуляции эмоционального состояния и поведения. Кроме того, способности к пониманию внутреннего мира других людей, уверенности в себе, чувства самопринятия. А также осознание собственной индивидуальности, социально-значимых мотивов, навыков коммуникации, умение разрешать конфликты справляясь с агрессией.
На сегодняшний день, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые часто забывают о первостепенности его эмоционально-личностного развития, которое прямо связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. В настоящее время у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также проявлять свое эмоциональное состояние более приемлемым способом. В следствие этого возникают конфликты внутри группы детей.
Изучая и читая о развитии эмоциональной сферы дошкольников, мы приходим к выводу, что эта проблема является актуальной. Поскольку в современном мире учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. В следствии чего происходит торможение в психическом, умственном, физическом, эмоциональном развитие ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет в условиях ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет?
Данная проблема позволила сформулировать тему нашего исследования: «Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет».
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого -педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет будет эффективно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
• разработать и реализовать комплекс игр для детей 5-6 лет, направленных на развитие их эмоциональной сферы;
• расширить представления детей об эмоциях;
• обеспечить обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
• обучить родителей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5 -6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме); психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования является положение об особенностях эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Абрамян, Н.А. Аксарина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.); положение о связи эмоций с мотивом деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Новизна исследования:
• определены психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет;
• выделены критерии и показатели развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснованы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет;
• расширены содержательные характеристики уровней развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику работы дошкольных образовательных организаций могут быть внедрены разработанные психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы другими педагогами в своей работе.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 23 «Волжские капельки» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (87 источников), двух приложений. Работа содержит 12 рисунков, 6 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, проведенная экспериментальная работа по апробации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 5 -6 лет показала, что результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость проведения более эффективной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Работа с детьми осуществлялась по этапам.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования показал, что игровая деятельность способствует накоплению положительного эмоционального опыта дошкольников. Использование игровой деятельности в работе по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников помогло нам скорректировать поведение дошкольников со слабо развитой эмоциональной сферой.
Наша работа по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет осуществлялась по двум направлениям:
1) использование педагогами комплекса игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет;
2) работа с родителями, по обучению их игровым приемам для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Необходимость проведения нами работы по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет доказывают результаты констатирующего эксперимента.
Так, на констатирующем эксперименте нами было выявлено, что высокий уровень развития эмоциональной сферы у детей контрольной группы составляет 15%, а у детей экспериментальной группы так же 15%. Средний уровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе выявлен у 55% дошкольников, а в экспериментальной группе у 50%. Низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей контрольной группы составил 30%, а у детей экспериментальной группы 35%.
Сравнительные результаты констатирующего эксперимента показывают, что лучше всего у детей контрольной группы развита глубина и наличие социальных эмоций, а так же знания об эмоциях. Менее всего развито понимание эмоций другого человека. А у детей экспериментальной группы лучше всего развито умение выражать эмоции и понимание эмоций другого человека. Менее всего развито у детей экспериментальной группы наличие и глубина социальных эмоций и знания об эмоциях.
Наша работа с детьми по развитию эмоциональной сферы определялась логикой формирующего эксперимента, целью которого мы ставили апробировать психолого-педагогические условия по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Формирующий эксперимент мы осуществляли по этапам:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
На первом этапе нами была разработана картотека игр по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
На втором этапе мы обеспечили обогащение эмоциональной сферы дошкольников положительными эмоциями и обучили родителей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.
Эффективность работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет на формирующем эксперименте доказана результатами контрольного эксперимента.
Так, на контрольном эксперименте было выявлено, что высокий уровень в контрольной группе остался на прежнем уровне и составил 15%, а в экспериментальной группе возрос на 10% и составил 20%. Средний уровень в контрольной группе возрос и составил 60%, что выше на 5% по сравнению с констатирующим экспериментом. В экспериментальной группе средний уровень возрос на 10%, и составил 60%. Низкий уровень, по сравнению с констатирующим экспериментом, в контрольной группе уменьшился на 5% и составил 25%, а в экспериментальной группе снизился на 15% и составил 20%.
Таким образом, наблюдается положительная динамика в повышении уровня развития эмоциональной сферы у детей 5 -6 лет. Результаты формирующего эксперимента доказывают эффективность проведенной нами опытно-экспериментальной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет и верность выдвинутой гипотезы.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Юрайт, 2010. - 811 с.
2. Акулова, Е.Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3. - С. 5-17.
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. Ч. 3. - С. 496-499.
4. Баранникова, Е.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников [Текст] / Е.А. Баранникова, В.А. Петьков // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 2. - С. 58-60.
5. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] / В.С. Безрукова // Интеграция образования. - 2010. - Т. 58 - № 2. - С. 61-66.
6. Белова, Е.С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 14-23.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - СПб. : Речь, 2009. - 352 с.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / Г.М. Бреслав. - 3-е изд., стер. ; Гриф МО. - М. : Академия, 2007. - 542 с.
10. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика - 2013. - № 5. - С. 36-44.
11. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. - С. 264-273.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Вилюнас. - Гриф УМО. - СПб. : ПИТЕР, 2004. - 496 с.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. - Гриф УМО. - М. : Владос, 2010. - 366 с.
14. Волков, Б.С. Детская психология [Текст] : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. - 1136 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ