Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов

Работа №108600

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов 13
1.1. Коммуникативная компетенция учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема 13
1.2. Анализ теоретических подходов к формированию коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов 26
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у будущих учителей начальных классов 42
Выводы по 1 главе 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов 52
2.1. Диагностика развития коммуникативной компетенции у будущих учителей начальных классов 52
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции 72
2.3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы 89
Выводы по 2 главе 99
Заключение 102
Список используемой литературы 105
Приложение 112

В современном обществе происходят значительные изменения, в том числе и в системе образования. Осуществляется активный поиск новых приемов и способов улучшения подготовки специалистов, владеющих углубленными научными знаниями, исследовательским опытом, педагогическим мастерством. Предъявляются более высокие требования к профессиональной подготовке будущего педагога, его эрудированности, образованности и уровню культуры. Один из способов решения данной задачи заключен в процессах реализации целенаправленного подхода к кадровой подготовке и становлению личности будущих учителей начальных классов путем формирования у студентов коммуникативных компетенций, что, в свою очередь, поможет им быть более конкурентноспособными в новых социально-экономических условиях на рынке труда.
Результативность любых видов деятельности, организуемых педагогом, зависит не только от обдуманного выбора методик, но и от способности координировать эмоциональную взаимосвязь с учениками, по-новому строить педагогические взаимоотношения, плодотворно разрешать появляющиеся разногласия. Мастерство современного учителя начальных классов выражается в том, что коммуникативные вопросы он разрешает, основываясь на знании психолого-педагогических закономерностей. Имея в том числе определенный запас знаний в области возрастной психологии, учитель начальных классов в состоянии скоординировать коммуникативную деятельность таким образом, чтобы процесс обучения действительно доставлял удовлетворение и самому педагогу и учащимся, а также достигал поставленных целей. Без наличия определенного уровня теоретических знаний основ коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником, невозможно представить современного педагога.
Также нужно отметить тот факт, что в российской системе образования гуманистическая направленность становится все более приоритетной. Последние тенденции отечественной образовательной системы рассматриваются в контексте внедрения в воспитательный и учебный процесс каждого образовательного учреждения гуманистической парадигмы. Можно признать факт становления гуманной демократической школы, которая ориентируется на личность. Признавая важность личности учащегося в образовательном процессе, педагог переводит учащегося из объекта образовательной деятельности в активный субъект, непосредственно заинтересованный результатом собственного обучения. Одной из первостепенных задач является установление таких взаимоотношений между педагогом и учащимся, которые характеризуются с гуманистической направленностью, то есть речь идет о взаимном доверии, о воспитании ответственности, о применении в педагогической практике методов, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся. Перечисленные составляющие педагогического процесса невозможно представить без присутствия определенного уровня коммуникативных умений педагога. Коммуникативная составляющая представляет собой базу всех его практических навыков и умений. Данные умения представляют собой составляющую коммуникативной компетенции, формирующаяся в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
Психолого-педагогические основы общения освещены в трудах А.А. Бодалева, Б.А. Ананьева, А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой и других исследователей. А.А. Леонтьев считает, что важной задачей психологии является освещение речевого общения с точки зрения психологической теории, уделяя повышенное влияние связи личности и общества посредством речи. Современное общество насыщено коммуникативными взаимоотношениями, посредством которых происходит выстраивание личностных и профессиональных связей между субъектами современного социума.
Зарубежными авторами исследованы вопросы коммуникативных способностей педагога (К. Девис, А. Маслоу, С. Кови, Дж. Н. Каплан и др.)
В последнее время многие ученые анализировали понятия «компетенция» и «компетентность», рассматривали содержание компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, М.И. Лукьяненко, В.В. Соколова и др.). Указанные авторы говорят о значимости и необходимости применения данного подхода в современном образовательном процессе, что позволит наилучшим образом студентам усвоить теоретические знания и приобрести практические навыки будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время, проблема формирования и развития коммуникативной компетенции представляет собой не только практическую проблему профессиональной деятельности педагогов, она также представлена следующих документах федерального уровня: Закон об образовании (29 декабря 2012г), в Концепция модернизации российского образования на период до 2020г, в Федеральные государственные стандарты, в национальные проекты Президента Российской Федерации. Как отмечено в ФГОС, коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности педагога, так как в области образования именно речь представляет собой инструмент профессиональной деятельности, и является ведущим фактором результативного педагогического общения.
В тоже время, анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выявил, что на развитие коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов отводится недостаточное количество времени. А ведь низкий уровень коммуникативных умений учителя напрямую влияет на уровень знаний учеников, так как на основе коммуникативных актов строятся ситуации передачи необходимых знаний в рамках образовательно-воспитательного процесса. Коммуникативные умения педагога позволяют ему в полной мере решать задачи образовательного и воспитательного процессов. Особенно важен данный показатель в начальной школе, где педагог представляет собой образец значимой личности для учащегося, как первый учитель. Несмотря на полученные в результате школьного обучения языковедческие и речевые умения, школьники производят большое количество орфографических, стилистических, речевых ошибок. Необходимо также отметить низкий уровень умений строить речевые высказывания. По мнению психологов, это является результатом отсутствия у ребенка звукового восприятия речи, а также слабо развитой самодисциплиной в учебной деятельности.
Значимость овладения коммуникативными навыками в любой профессиональной деятельности достаточна актуальна, однако стоит отметить особую ее важность и необходимость в профессиональной деятельности педагога. Посредством коммуникативных умений происходит передача знаний ученикам, что является непосредственной целью образовательного процесса, более того, педагог представляет собой пример для каждого учащегося, особенно на этапе младшего школьного возраста, когда ребенок копирует образцы поведения значимого взрослого.
Обозначенные пункты значимости коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности педагога, дают основание для дальнейшего исследования вопросов, касающихся проблем формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов. В комплексе психолого-педагогических исследований существует немало научных работ, посвященных вопросам формирования и развития коммуникативных компетенций учителей, однако процессы формирования коммуникативных компетенций студентов, будущих педагогов, недостаточно освещены и могут рассматриваться как предмет научных исследований.
Таким образом, можно вести речь о возникающих противоречиях:
• между возрастающей потребностью развития коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов, необходимой для осуществления качественной профессиональной деятельности, и сложностями в удовлетворении этой потребности в границах существующей образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов в вузе;
• между стремлением студентов к качественному контакту с учениками, осознанием его значения в профессиональной деятельности учителя и недостаточной подготовленности к его осуществлению;
• между использованием традиционного подхода по профессиональной подготовке бакалавров и компетентностного, закрепленного в Федеральных образовательных стандартах ВО (2012 г.).
Приведенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов?
Представленная проблема определила тему диссертационного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в вузе.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов в процессе вузовского обучения.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить технологию формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов.
Гипотеза исследования. Коммуникативная компетенция будущих учителей начальных классов сформируется эффективно, если:
• образовательный процесс обеспечивает овладение студентами основ коммуникативной компетенции в вузе и закрепляет ее в профессиональной педагогической деятельности;
• в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов коммуникативной компетенции отводится ведущая роль;
• технология становления коммуникативной компетенции выстраивается поэтапно, в соответствии с профессиональным становлением будущих учителей начальных классов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
• изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
• определить место и роль коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной подготовленности будущих учителей начальных классов, ее сущность и содержание;
• разработать комплекс занятий для формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов;
• экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Экспериментальной базой исследования выступает федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный опорный университет.
Научная новизна предлагаемой работы заключается в том, что в ней предлагается разработка комплекса занятий, рекомендуемого к внедрению в качестве основного педагогического условия для формирования коммуникативных компетенций при подготовке студентов психолого-педагогического направления подготовки.
Теоретическую базу исследования составили: законодательные акты в сфере образования Российской Федерации, федеральные образовательные стандарты РФ, специальная литература, а также учебная литература по теме диссертационного исследования, публикации в научных журналах, электронные ресурсы (Интернет). Исследования таких теоретиков и практиков педагогической науки как В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин наводят на мысль о том, что в процессе получения педагогической профессии уровень сформированности профессиональных компетенций зависят от качества освоения основных видов подготовки. В работах перечисленных авторов выделяются такие виды профессиональных компетенций будущего педагога, как, коммуникативные, предметные, психолого-педагогические, аутопедагогические, социальные, методические.
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций получили освещение в работах Н.Ф. Гоноболина, В. А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, А.И. Пискунова, Л.Г. Семушиной, Т.И. Шамовой.
В качестве методологической базы исследования использовались следующие методы:
• теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогических источников и методической литературы по проблемам исследования;
• эмпирические методы: наблюдение и анализ; диагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование);
• экспериментальные методы: проектирование педагогической технологии для подготовки учителей начальных классов в ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет.
Исследование проводилось в три этапа.
• I этап (сентябрь 2016 г. - март 2017г.), на данном этапе была изучена психолого-педагогическая литература, касающаяся вопросов данного исследования, в том числе была рассмотрена степень изученности проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и в практической деятельности вузов. Были рассмотрены существующие теоретико-методологические подход к проблемам формирования коммуникативных компетенций будущих педагогов, определилась база исследования; в процессе данного этапа также был осуществлен анализ и экспериментальная проверка отдельных структурных компонентов проблемы, был выявлен первоначальный уровень сформированности коммуникативных компетенции у студентов начальных курсов, по направлению «Психология и педагогика начального образования», в процессе которого с помощью диагностических методик, был выявлен базовый уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов психолого-педагогического направления подготовки;
• II этап (апрель 2017г. - январь 2018г.) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки педагогической технологии, направленной на улучшение составляющих коммуникативной компетенции студентов психолого-педагогического направления подготовки, а также, практические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций у студентов;
• III этап (февраль 2018г. - апрель 2018г.) состоял из контрольного этапа эксперимента, позволяющего оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса мероприятий. В течение этого периода были опубликованы материалы по теме исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы, велась работа по окончательному оформлению диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении педагогических условий необходимых при подготовке студентов психолого-педагогического направления для качественного формирования их коммуникативных компетенций путем исследования теоретико-информационной базы по данному вопросу и систематизации различных подходов к подготовке будущих учителей начальной школы.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материалов проведенных исследований, преподавателями педагогических вузов и колледжей при подготовке студентов психолого-педагогического направления и организации педагогических условий для формирования их коммуникативных компетенций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования у будущих учителей начальных классов коммуникативной компетенции:
• процесс обучения должен быть организован в виде диалогического взаимодействия преподавателей и студентов, которое способствовало бы развитию у будущих педагогов ценностных установок, позволяющих позитивно принимать ребенка и плодотворно общаться;
• в процессе теоретического и практического обучения студенты должны овладевать знаниями, умениями вариативного решения задач в сфере коммуникативного взаимодействия с учеником, учитывая положения гуманистического общения, стремиться развить гуманно-ценностное отношение к личности учащегося;
• целенаправленное развитие коммуникативной компетенции на занятиях дисциплин профессионального цикла.
2. Комплекс занятий, направленный на формирование коммуникативной компетенции у будущих учителей начальных классов.
Структура и объем диссертации представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы, включающим 78 наименований (пять из которых на иностранном языке), 7 приложениями. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 11 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гуманистическая парадигма образовательного пространства ориентирует педагога на процессы, позволяющие развивать личность каждого ученика, на осознание ценности индивидуальности учащегося и должна опираться на соответствующую стратегию педагогического процесса. В современных реалиях сам педагогический процесс принимает характер диалога, активного сотрудничества ребенка и взрослого.
В системе практической подготовки будущих педагогов проблема развития коммуникативной компетенции имеет ярко выраженную актуальность. Данное диссертационное исследование ставило цель изучить и выявить степень разработанности озвученной проблемы, при этом было выяснено, что в педагогической теории и практике вопросы касающиеся развития коммуникативной компетенции у будущих педагогов действительно очень актуальны и требуют детального осмысления. Анализ теоретических источников позволил выявить тот факт, что коммуникативная компетенция будущих педагогов представляет собой неотъемлемую составляющую процессов профессиональной педагогической подготовки и профессионального самоопределения в комплексе ценностей гуманистической парадигмы образовательной системы в целом.
В процессе данного исследования были изучены и охарактеризованы ведущие теоретические понятия исследуемого вопроса. Понятие коммуникативной компетенции педагога представлена как готовность педагога осуществлять гуманистически ориентированное взаимодействие с учащимися. При изучении современных подходов к пониманию коммуникативной компетенции были выделены ее компоненты: аксиологический, мотивационный, операционно-деятельностный и информационно-содержательный.
Аксиологический компонент коммуникативной компетенции включает комплекс педагогических ценностей. В процессе профессиональной деятельности педагога ценностные ориентации проявляются в его отношении к педагогической теории, к образовательному процессу. К личности обучающегося, включают также элементы рефлексии, то есть отношения к себе как профессионалу.
Мотивационный компонент выражается в присутствующих у будущих педагогов целей и потребностей коммуникативного воздействия с учащимися, а также показывает ориентирующие характеристики коммуникативной компетенции.
Операционно-деятельностный компонент отражает практическую составляющую коммуникативной компетенции студентов психолого-педагогического направления подготовки. Данный компонент представлен определенной системой коммуникативных умений, а именно: речевыми, гностическими, перцептивными, а также имением управлять коммуникативным процессом и корректировать его в зависимости от определенной ситуации.
Информационно-содержательный компонент подразумевает, что студенты обладают определенной системой знаний, которые необходимы для осуществления практического взаимодействия с учащимися.
Описанные выше компоненты коммуникативной компетенции имеют достаточно условный характер, выделенные для выяснения качественной и количественной характеристики коммуникативной компетенции, на практике взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с чем образовательный процесс высшего учебного заведения должен сопровождаться целенаправленным, специально организованным развитием коммуникативной компетенции. При проведении опытно-экспериментальной работы был разработан и применен на практике комплекс педагогических условий, нацеленный на реализацию процессов развития коммуникативной компетенции у студентов психолого-педагогического направления подготовки. Также методы исследования, примененные в рамках опытно-экспериментальной работы (анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование) доказали свою эффективность. В процессе определения уровня развития коммуникативной компетенции использовалась комплексная оценка показателей.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая на базе Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета, включала комплекс мероприятий. Означенный комплекс мероприятий был основан на интерактивных методах обучения, отличался максимальной приближенностью к реалиям будущей профессиональной деятельности студентов психолого-педагогического направления подготовки. В результате применения на практике комплекса мероприятий студенты стали понимать ценности педагогической профессии, у них были сформированы умения взаимодействовать с учащимися, способность понимать и ценить личность ребенка. Результаты, которые были получены в процессе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы дают возможность сделать выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы, а также о достижении поставленной цели и задач.


1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2002.224с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Отв. Ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. М.: Наука, 2013. 351с.
3. Балханов В.А. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования .Улан-Удэ: Изд-воБГУ, 2009. 85с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 444с.
5. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие /М.: АПКиПРО, 2002. 148с
6. Бердяев Н.А. Самосознание: опыт философии автобиографии. М.: Просвещение, 2017. 480 с.
7. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности. /Советская педагогика. 1990. №5. С.77-81.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды -2-е изд., перераб. М.: Междунар. пед. акад., 2000. 326с
9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511с
10. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. Педагогика, 2002. 421 с.
11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие М.: Высшая школа, 1991. 204с.
12. Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала// Профессиональное образование. 2003. №5. С.8-9
13. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Л.: ЛГУ., 1992. 187с.
14. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе начального образования. М., Просвещение, 1961. 178 с
15. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в
процессе профессиональной подготовки: Дисс. ...доктор, пед. наук / Ярославль, 2000. 455с
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ