Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Работа №108597

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты методического обеспечения образовательного процесса 10
1.1 Теоретический анализ проблемы методического обеспечения дисциплин 10
1.2 Программно-методическое обеспечение технических дисциплин в политехническом колледже 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по программно-методическому обеспечению технических дисциплин в политехническом колледже 25
2.1 Выявление уровня методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже 25
2.2 Организация и осуществление процесса повышения уровня методической обеспеченности в образовательном процессе 44
2.3 Выявление динамики в уровне методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла в колледже 68
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список используемой литературы 87
Приложение 96

Актуальность исследования. Повышение требований к выпускникам образовательных учреждений (ОУ), их умениям и навыкам, требует перехода к более качественному построению образовательного процесса.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется важностью роли профессионала (специалист, имеющий навыки, квалификацию, обладающего общепрофессиональными и др. компетенциями) для удовлетворения запроса современного общества.
Изменение структуры основной образовательной программы (ООП) среднего профессионального образования (СПО), связанное с введением образовательного стандарта третьего поколения, ориентированно не только на получение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для их профессиональной деятельности, но и на подготовку личности, способной самореализовываться.
Актуальность работы на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и обосновании важности современного методического обеспечения технических дисциплин в учреждениях СПО. Методическая оснащенность является условием эффективности и средством достижения качества деятельности образовательного процесса.
В научных трудах Г.М. Бирженюка, Л.В. Бузене, Н.А. Горбуновой, А.Д. Жаркова, С.В. Сабуцкой, В.В. Туева, В.И. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др. изучению системы методического обеспечения уделяется особо активное внимание.
На научно-практическом уровне актуальность работы объясняется тем, что в последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего, это коснулось информатизации контроля результатов обучения учащихся. Стремительный рост быстродействия технических средств, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования, увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая педагогам интересные формы взаимодействия с ними.
Наряду с актуальностью данного исследования были выделены противоречия между:
• важностью проблемы методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже и недостаточной разработкой видов, содержания, а также форм его реализации в колледже;
• разработанным методическим обеспечением технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже и непредставленностью в нем методического обеспечения для электронного контроля уровня знаний обучающихся по техническим дисциплинам.
На основании выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каково методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже?
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание и формы методического обеспечения контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла.
Объект исследования: методическое обеспечение образовательного процесса в политехническом колледже.
Предмет исследования: методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа .
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что качественно изменится методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа, если:
• теоретически обоснованы виды, содержание и формы методического обеспечения обучения студентов политехнического колледжа;
• разработано обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровня методической обеспеченности технических дисциплин профессионального цикла;
• разработаны содержание и формы методического обеспечения контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла;
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) на основе анализа исследований и педагогической практики охарактеризовать и конкретизировать понятия: «методическое обеспечение», «программно-методическое обеспечение» и «методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа»;
2) разработать и апробировать критериальный аппарат исследования, необходимый для объективной оценки уровня методической обеспеченности технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже;
3) разработать и экспериментально проверить формы и содержание методического обеспечения (методические рекомендации по применению программного продукта «SunRav», доклад методического совета УПО, программа обучающей конференции и курса лекций, тестовые задания к дисциплине «техническая механика» в программном комплексе «SunRav»,) контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла.
Теоретическую основу исследования составили:
• исследования в области профессионально-педагогического образования (Н.В. Кузьмина, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и др.);
• психолого-педагогические теории образовательной среды, в частности, положения о типах образовательной среды, ее параметрах, характеристиках изучали: Я.А. Каменский, Я. Корчаг, Дж.Локк, А. Маслоу, Б.Д. Парыгин и др.
• концептуальные подходы И.П. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. к определению методической работы как функции управления качеством воспитательно-образовательной работы;
• вопросы профессионального становления личности изучали: К.С. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова и др.
В исследовании применялась система методов исследования адекватных задачам и предмету исследования:
• теоретические: анализ методической литературы; обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
• эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж».
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - (сентябрь 2015 - февраль 2016) - поисково-теоретический. Изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
Второй этап - (март 2016 - февраль 2017) - опытно-экспериментальный. Проводились констатирующий, формирующий эксперименты. Изучение методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа.
Третий этап - (март 2017 - май 2017) - заключительно-оценочный. Проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
• в уточнении понятия «методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа»;
• в экспериментальной проверке методического обеспечения для контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа по техническим дисциплинам профессионального цикла.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• раскрыта сущность методического обеспечения и его роль для технических дисциплин профессионального цикла в политехническом колледже;
• обосновано содержание и формы методического обеспечения контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла (методические рекомендации, компьютерно-программные комплексы, тестовые задания, программа обучающей конференция и курса лекций).
Практическая значимость результатов исследования определяется:
• результатами исследований, которые могут найти применение при выборе критерий оценки методической обеспеченности технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа;
• внедрением методического обеспечения для контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа по техническим дисциплинам профессионального цикла.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научной обоснованностью теоретических положений; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно - поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе научно-практических конференций, отчетов на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, публикации статей в научном журнале «Вестник магистратуры» («Сравнительная характеристика ФГОС СПО и ФГОС СПО 3+ на примере анализа ФГОС по специальности 15.02.08 (151901) технология машиностроения», «Самообучающаяся организация как модель управления образовательным учреждением», «Модульные программы в образовательном процессе») и в сборнике статей научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» («Тестирование как один из методов контроля знаний на оценочном этапе образовательной деятельности»).
Положения, выносимые на защиту.
1. Под «методическим обеспечением технических дисциплин профессионального цикла» будем понимать оснащение контрольно-оценочного этапа процесса обучения студентов совокупностью современных средств (программными продуктами, пособиями, указаниями и т.д.), позволяющих качественно изменить методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа.
2. Критериальный аппарат необходимый для объективной оценки методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла колледжа представлен двумя направлениями опытно-экспериментальной работы: выявлением уровня методической обеспеченности технических дисциплин профессионального цикла и уровня готовности педагогов технических дисциплин профессионального цикла к использованию программно-методических комплексов на контрольно-оценочном этапе образовательного процесса.
3. В условиях современного среднего профессионального образовательного учреждения методическое обеспечение для контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа по техническим дисциплинам профессионального цикла может быть представлено:
• компьютерно-программным учебным продуктом «SunRav»
• методическими рекомендациями по применению программного продукта «SunRav»;
• тестовыми задания к дисциплине «техническая механика»;
• аналитической деятельностью методического совета УПО (заседание МС);
• программой обучающей конференции и курса лекций.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (78 источников) и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования было установлено, что рассматриваемая тема является достаточно актуальной на современном этапе образовательной деятельности.
Были решены поставленные нами задачи исследования.
1. Охарактеризовано «методическое обеспечение», «программно-методическое обеспечение», конкретизировано и уточнено понятие «методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа - как оснащение контрольно-оценочного этапа процесса обучения студентов совокупностью современных средств (программными продуктами, пособиями, указаниями и т.д.), позволяющих качественно изменить методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа.
2. Выявлен уровень методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа на контрольно-оценочном этапе образовательного процесса.
3. Разработаны и экспериментально проверены формы и содержание методического обеспечения технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа на контрольно-оценочном этапе образовательного процесса:
• компьютерно-программный учебный продукт «SunRav»;
• методические рекомендации по применению программного продукта «SunRav»;
• тестовые задания к дисциплине «техническая механика» (приложение З);
• аналитическая деятельность методического совета УПО (заседание МС);
• программа обучающей конференции и курса лекций.
4. Выявлено положительное влияние разработанных форм и содержания на уровень методического обеспечения контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла.
В ходе реализации задач, мы достигли поставленной цели исследования: теоретически обосновали, разработали и апробировали содержание и формы методического обеспечения контрольно-оценочного этапа обучения студентов политехнического колледжа техническим дисциплинам профессионального цикла.
Гипотеза исследования, которая базировалась на предположении о том, что качественно изменится методическое обеспечение технических дисциплин профессионального цикла политехнического колледжа - доказана.


1. Александрова, Е.А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] / Е.А. Александров // Вестник поморского университета, серия «Физиологические и психолого - педагогические науки». - 2006. - с. 62-66.
2. Алексашина, И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы [Текст] / И.Ю. Алексашина - СПб.: 1997. - 104 с.
3. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: Зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач [Текст] / И.Ю. Алексашина. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 223 с.
4. Алферова, JI.B. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа [Текст] / JI.B. Алферова // Завуч. - 1998. - № 3. - с. 124-140.
5. Антонова, Н.А. Программно-методическое обеспечение университетской подготовки юристов и экономистов по английскому языку [Текст]: автореф. кан. пед. наук / Н.А. Антонова. - Стерлитамакская государственная педагогическая академия. - Стерлитамак, 2006. - 62 с.
6. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг // СПб., 2004. - 455 с.
7. Бабанский, Ю.К., Оптимизация педагогического процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. - Киев: Радянска школа, 1984. - 287 с.
8. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров. - М.: Юнити, 2001. - 420 с.
9. Бережнова, JI.H. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования [Текст] / Л.Н. Бережнова // Модернизация общего образования на рубеже веков. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С.122-128.
10. Богданова, Р.У. Введение в профессию: методист-специалист по образовательным технология [Текст] / Р.У. Богданова. - СПб., 2000. - 80 с.
11. Богданова, Р.У. Введение в профессию: методист-специалист по образовательным технология [Текст] / Р.У. Богданова. - СПб., 2000. - 44 с.
12. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образовании [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4 - С. 11-17.
13. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно - ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 17-24.
14. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 320 с.
15. Бордовский, В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : защищена 04.03.1999 / В.А. Бордовский. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1999. - 38 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ