Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ТОРГОВЫХ РАБОТНИКОВ

Работа №108593

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ исследований синдрома профессионального выгорания и факторов, способствующих и препятствующих его развитию 7
1.1 Современное состояние проблемы профессионального выгорания в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Адаптационный потенциал в профессиональной деятельности как фактор определяющий развитие выгорания 17
1.3 Анализ исследований профессионального выгорания торговых работников 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование профессионального выгорания у торговых работников и их адаптационного потенциала 34
2.1 Организация исследования, описание выборки 34
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей профессионального выгорания и компонентов адаптационного потенциала у торговых работников 39
2.2.1 Анализ полученных данных по методике AVEM 39
2.2.2 Диагностика профессионального выгорания по методике Н.Е. Водопьяновой 42
2.2.3 Методика эмоционального выгорания Бойко В.В 44
2.2.4 Анализ связи компонентов личностного адаптационного потенциала с высоким и низким развитием профессионального выгорания 48
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список используемой литературы 58

Торговля является одной из самых востребованных отраслей на рынке труда. На сегодняшний день в ней занято более 11 млн. человек. Вклад торговли в ВВП России составляет 19,3%. В то же время конкурентоспособность большинства российских торговых организаций остается на достаточно низком уровне. Только 17% торговых субъектов оценивали экономическую ситуацию в 2007 году как благоприятную.
Деятельность представителей торговых профессий характеризуется необходимостью быстрого принятия решений при выборе цели и задач трудового процесса, элементов программы деятельности и способов действий, которые требуют нервно-психологической и эмоциональной устойчивости и наряду с этим подвижной интеллектуальной сферы.
Несмотря на возросшее число исследований по обозначенной проблеме, в ней еще существует невыясненные и нерешенные задачи и существуют противоречия:
Существуют разногласия в понимании содержания и определений понятий «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание».
По сравнению с другими нозологическими единицами описания этих синдромов у торговых работников недостаточны и мало изучены, однако симптоматика их описания не всегда, с психологической точки зрения, бывает убедительной;
Востребованы специфические профилактические и коррекционные приемы, мероприятия, направленные на предупреждение этих синдромов и их коррекцию в торговых учреждениях, но недостаточно изучены механизмы этого синдрома.
При выявлении и оценке причин развития профессионального выгорания особая роль должна принадлежать тем рискам и факторам, условиям, которые связаны с отношением, мотивацией к работе и формируемым самосознанием и связанными с ним личностными качествами в процессе профессиональной деятельности. К таким личностным качествам относят и приобретенный до профессиональной деятельности и во время профессиональной деятельности адаптационные способности, нередко называемые адаптационным потенциалом личности.
Проблемой исследования явились отношения между личностными ресурсами работников и уровнем развития у них выгорания.
Выше изложенный материал, подчеркивающий актуальность, недостаточную разработанность проблемы и конкретно выбранной темы исследования, а также, учитывая ряд выявленных противоречий в публикациях, нами сформулирован научный аппарат исследования.
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания у торговых работников и установить связь между компонентами адаптационного потенциала и уровнем выгорания.
Объект исследования: профессиональное выгорание, у торговых работников.
Предмет исследования: адаптационный потенциал как фактор профессионального выгорания.
Задачи исследования:
1. Осуществить научно - теоретический анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященных исследованию синдрома профессионального выгорания и адаптационного потенциала личности;
2. Изучить и определить особенности симптоматики, формирующей синдром профессионального выгорания у торговых работников;
3. Провести эмпирическое исследование адаптационного потенциала и особенностей профессионального выгорания у торговых работников;
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: существует связь между способностью к адаптации и уровнем развития профессионального выгорания торговых работников. Предполагаем, что высокий уровень выгорания связан со снижением нервно-психологической устойчивости, поведенческой регуляции, личностным адаптационным потенциалом.
Описание выборки в исследовании принимали участие работники в количестве 28 человек, средний возраст от 28 до 46 лет, стаж работы от 5 до 18 лет.
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории, концепции и теоретические основы профессиональной и психологической готовности, системно-функциональный, личностно-деятельностный, культуроцентрический подходы к моделированию профессионально-личностного развития и психологии здоровья работающего специалиста.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи развития человека как личности и как субъекта профессиональной деятельности с максимальной активизацией субъектного адаптивного потенциала (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.А. Дергач и др.), идея развития личности в осознаваемой деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а так же исследования Г.С. Никифорова, Н.Е. Водопьяновой, В.В. Бойко и др. Среди зарубежных ученых - работы таких ученых, как Маслач, Фрейденбергер, Т.И. Ронгинская и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ современной отечественной и зарубежной научной психологической и социально-психологической литературы.
2. Диагностические методы и методики:
2.1. Опросник профессионального выгорания «АУЕМ» (адаптация Т.И. Ронгинской);
2.2. Опросник «Профессиональное выгорание (ПВ)» Н.Е. Водопьяновой;
2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В Бойко;
2.4. Методика определения адаптивности А.Г. Маклакова.
3. Метод математической статистики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В научной литературе подчеркивается практическая значимость изучения личностных деформаций, которая обусловлена тем, что в результате их появления, развития разрушается целостность структуры личности, снижается ее профессиональная адаптивность, психологическая устойчивость. Приобретенные в результате профессиональных деструкций качества не могут не сказываться на работоспособности, на продуктивности профессиональной деятельности. Более того, их появление сопровождается их негативным взаимодействием с другими психологическими функциями, в результате изменения системообразующего фактора личностной структуры. Результатом развития личностных деформаций может быть нарушение взаимодействия с участниками трудового процесса, а также профессионального развития самой личности.
К наиболее существенным нарушениям при этом следует отнести деформации в структуре личности и структуре деятельности. В первом случае изменяется ведущее, системообразующее ядро личности - направленность, а во втором случае - изменения во внутренней стороне структуры деятельности - мотивации специалиста.
Столь существенные изменения в структуре личности и деятельности при формировании деформаций не могут не сказаться на актуальности этой проблемы в научных исследованиях.
Одной из форм деформаций, дезинтеграции профессионального развития специалиста, можно считать синдром выгорания.
Активность является одним из качеств субъекта, которое рассматривается практически всеми специалистами, использующими в своих публикациях понятие «субъект».
Оценка торгового работника как субъекта активности - это и есть то главное, на что следует ориентироваться в понимании его противостояния эмоциональному и профессиональному выгоранию. Используя категорию субъекта, можно раскрыть качество активности специалиста, выявить его способность к деятельности, самодеятельности, саморазвитию и саморегуляции, которые определяют адаптационные способности человека.
Неоценимый вклад в развитие учения об активности был сделан А.Н. Леонтьевым, определившим деятельность, как физическую и психическую активность, регулируемые осознанной целью [14]. Не менее значимы в этой проблеме исследования С.Л. Рубинштейна и его ученика А.В. Брушлинского.
Категориальный анализ синдрома выгорания позволил «размытую» симптоматику эмоционального и профессионального выгорания сузить и «собрать» симптомы выгорания вокруг психологических категорий: личность, субъект, деятельность, общение.
Вокруг категории «личность» в нашем исследовании были объединены наиболее привлекательные с позиции раскрытия содержания синдрома и его коррекции такие качества, как адаптационные способности, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, мотивация достижения успеха.
Категория «субъект» объединила такие качества, как субъектная активность, субъектная деятельность.
Категории деятельность и общение имеют прямое отношение к объектам нашего исследования: адаптационному потенциалу и синдрому выгорания. В процессе деятельности формируется адаптационный потенциал. А синдром выгорания (его возникновение, развитие) определяется насколько профессионал владеет приемами, техниками общения и межличностного взаимодействия, характеризующие адаптивность (способность к адаптации).
Согласно результатам, полученным по методике AVEM в модификации Т.И. Ронгинской, 14 работников были отнесены к 1-ому (активному, здоровому типу), 4 работника ко 2-му типу (экономный, бережливый), 7 работников - к 3-ему (тип риска) и 3 работника к 4-ому типу (низкая стрессоустойчивость).
Согласно методике Н.Е. Водопьяновой, 15 работников не имели или имели низкую степень выгорания, а 13 работников были отнесены к работникам с высокой степенью выгорания.
По методике В.В. Бойко 19 (68%) работников не имели профессионального выгорания, а 9 работников имели одну из стадий профессионального выгорания.
Таким образом, на основании полученных результатов по методикам AVEM (в модификации Т.И. Ронгинской), В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой для следующего этапа нашего исследования нами были отобраны 10 испытуемых с высоким уровнем выгорания и 18 работников со слабым уровнем выгорания.
Проведен анализ связи двух групп работников с низким и высоким уровнем профессионального выгорания с показателями компонентов адаптационного потенциала.
Выявлена связь между компонентами адаптационного потенциала и степенью выгорания (высокая и низкая). Достоверная степень средних различий (p<0,05) у работников с низкой степенью выгорания выявлена у показателей поведенческой регуляции, нервно - психической устойчивости и личностного адаптационного потенциала. На основании этого можно утверждать, что выраженность синдрома профессионального выгорания у торговых работников в меньшей степени зависит от их моральной нормативности, и в большей степени зависит от поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости.
Профилактика и коррекция синдрома выгорания торговых работников предполагает использование мер, направленных на устранение астенического отрицательного стресса, перевода его в стенический и посредством этого сохранять психическое здоровье торговых работников.
В ряду профилактических мероприятий важное, и, пожалуй, ведущее, место занимает освоение психологического опыта, столь необходимого для профессиональной деятельности и сохранения собственного здоровья. Теоретической основой профилактики выгорания, согласно исследованиям отечественных и зарубежных авторов (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Маслач, Джексон, Т.И. Ронгинская, М.В. Борисова), являются концепции, направленные на выявление детерминант психического здоровья. К ним в первую очередь следует отнести адекватную оценку своих возможностей, чувство собственной значимости и осознания эффективности своих действий, чувство соответствия между своими возможностями и требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности торговых работников.
По мнению большинства авторов, исследующих проблему профессионального выгорания, восприятие среды как доброжелательной и значимой мотивации к достижению полезного результата в своей деятельности не только формируют опыт специалиста, но и снижают вероятность развития симптомов выгорания (Г.С. Никифорова, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, Маслач, Фрейденбергер, Т.И. Ронгинская и др).
При выявлении и оценке причин развития профессионального выгорания особая роль должна принадлежать тем рискам и факторам, условиям, которые связаны с отношением, мотивацией к работе и формируемым самосознанием и связанными с ним личностными качествами в процессе профессиональной деятельности. К таким личностным качествам относят и приобретенный до профессиональной деятельности и во время профессиональной деятельности адаптационные способности, нередко называемые адаптационным потенциалом личности.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу.


1. Абрамова, Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции [Текст] / Г. С. Абрамова // Психология учителя. - М., 1989. - С. 12-14.
2. Акопов, Г.В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания [Текст] / Г. В. Акопов // Психология учителя. - М., 1989. - С. 3-4.
3. Аминов, Н.А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников [Текст] / Н.А. Аминов, Н.А. Морозова, А.Л. Смятских // Социальная работа / Под. ред. И.А.Зимней. - М., 1992. • Вып. 2. - С.75-81.
4. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. • СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
5. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев при участии Л.И. Сергеева; Под ред. зав. Сектором психологии проф. А.А. Таланкина. - Ленинград: Ин-т мозга, 1935. - 146 с.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М., 1988.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. 1986. - 260 с.
8. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулаева // Педагогика. - №1. - 1996. - С. 9-11.
9. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М., Воронеж: МОДЭК, 1996. - 256 с.
10. Бойко, В.В. «Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. • 105 с.
11. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Информац. Издт. дом Филин,1967. - 472 с.
12. Борневассер, М. Стресс в условиях труда [Текст] / М. Борневассер // Психологические состояния / Сост., общ. Ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром «Психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.
14. Водопьянова, Н.Е. «Психическое выгорание» и качество жизни [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Корыстылёвой, Вып. 6. - СПб., 2002. - С. 140.
15. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ