Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе тренинговой работы 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития межличностных отношений детей 5-6 лет 8
1.2 Оптимизация межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе групповой тренинговой работы 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе тренинговой работы 28
2.1 Выявление уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание и организация тренинговой работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет 41
2.3 Динамика уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет 66
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложение А Сводные результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе 82
Приложение Б Сводные результаты экспериментального исследования на контрольном этапе 84
Актуальность исследования данной работы, заключена в том, что межличностные отношения детей в дошкольном возрасте довольно сложны и представляют собой сложную систему. Межличностные отношения дошкольников противоречивы и зачастую их удается сложно интерпретировать. Они проявляются при общении и в поведении детей, и требуют особые методы для выявления и развития.
В дошкольном возрасте важным становится общение с другими детьми. Дети активно стремятся к общению со своими сверстниками в различных видах деятельности, в результате, чего создается «детское общество». Это создает некоторые предпосылки в области развития взаимоотношений.
Общение со сверстниками является основным фактором развития личности дошкольника. В игровой, элементарной трудовой, коммуникативной, изобразительной видах деятельности дети 5-6 лет приобретают навыки коллективного планирования, согласования своих действий, разрешения споров, достижения результатов.
Каждый ребенок в группе сверстников находится в определенном положении. Это положение определяется тем, каким образом к нему относятся его сверстники. Степень популярности и положения ребенка в группе зависит от его познаний, умственного развития, особенностей поведения, навыка установки контактов со сверстниками.
Исследования Я.Л. Коломинского и Л.С. Славиной показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников неуютно, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучные отношения порождают у детей 5-6 лет состояние напряженности и тревоги. Это состояние требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности. У ребенка может сформироваться отрицательное отношение к людям, проявляющееся в неприязни, враждебности, агрессивности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью развития межличностных отношений у детей 5-6 лет и недостаточной подготовленностью педагогов к организации тренинговой работы по данному направлению.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность организации работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе тренинговой работы?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе тренинговой работы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности организации тренинговой работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей 5-6 лет в процессе тренинговой работы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что организации тренинговой работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет будет способствовать:
• разработка содержания и организация первой серии тренинговых занятий с использованием изобразительной деятельности;
• использование как индивидуальной, так и совместной изобразительной деятельности, для создания общего продукта и взаимодействия детей в процессе его создания;
• разработка содержания и организация второй серии тренинговых занятий, направленных на развитие у детей межличностных отношений, основанных на максимальном приближении к эталону межличностного общения.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание тренинговой работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет.
4. Выявить динамику уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной, Л.П. Бухтиаровой, анализирующие структуру взаимоотношений детей, связи и зависимости, складывающиеся между ними в ежедневном общении;
• теоретические положения Я.Л. Коломинского, Л.С. Славиной о благополучных и неблагополучных взаимоотношениях ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками;
• теоретические положения Б.М. Мастерова, Н.Б. Самоукиной, А.С. Прутченкова, Г.А. Цукермана о преимуществах групповой тренинговой формы работы при развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 32 Красносельского района, города Санкт- Петербург. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет (20 человек - контрольная группа и 20 человек экспериментальная группа).
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание поэтапной тренинговой работы по развития межличностных отношений детей 5-6 лет с использованием изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание тренинговой работы по развитию межличностных отношений у детей 5-6 лет: серии тренинговых занятий с использованием изобразительной деятельности и серии тренинговых занятий, направленных на развитие у детей межличностных отношений, основанных на максимальном приближении к эталону межличностного общения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание серии тренинговых занятий с использованием изобразительной деятельности и серии тренинговых занятий, направленных на развитие у детей межличностных отношений, основанных на максимальном приближении к эталону межличностного общения, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 81 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать нам следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития межличностных отношений у детей 5-6 лет является актуальной в настоящее время. В настоящее время в детской психологии и в практике работы дошкольных образовательных организаций много внимания уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как становление личностных качеств, определяющих успешность совместной деятельности, закладывается именно в дошкольном возрасте.
В любой деятельности важно уметь налаживать отношения с окружающими людьми. Эти умения впервые начинают складываться в дошкольные годы. Я.Л. Коломинский, Л.С. Славина и другие, отмечают, что благоприятные отношения у ребенка со сверстниками являются залогом его адекватной самооценки и здорового эмоционального самочувствия. Вследствие чего, формируется положительные нравственные качества.
Экспериментальная работа проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 32 Красносельского района, города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 40 детей 5-6 лет (20 человек - контрольная группа и 20 человек экспериментальная группа).
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
Опираясь на исследования Я.Л. Коломинского и Л.С. Славиной, посвященные развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, были выделены показатели уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические задания.
Во время проведения констатирующего этапа исследования был выявлен уровень межличностных отношений детей 5-6 лет. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень развития межличностных отношений был выявлен у 5 детей (25%) из экспериментальной группы и 5 детей (25%) из контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 12 детей (60%) из экспериментальной группы и 13 детей (65%) из контрольной группы. Высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%) из экспериментальной группы и 2 детей (10%) из контрольной группы.
Полученные результаты позволили утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития межличностных отношений детей 5-6 лет.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольной образовательной организации.
Мы предположили, что организации тренинговой работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет будет способствовать:
• разработка содержания и организация первой серии тренинговых занятий с использованием изобразительной деятельности;
• использование как индивидуальной, так и совместной изобразительной деятельности, для создания общего продукта и взаимодействия детей в процессе его создания;
• разработка содержания и организация второй серии тренинговых занятий, направленных на развитие у детей межличностных отношений, основанных на максимальном приближении к эталону межличностного общения.
Формирующий эксперимент был разделен на два этапа. На каждом этапе были разработаны серии тренинговых занятий.
На первом этапе мы разработали содержание серии тренинговых занятий. Серия состояла из 7 тренинговых занятий с использованием изобразительной деятельности.
На втором этапе мы также разработали содержание серии тренинговых занятий, которые переносят детей на необитаемый остров. Данный этап так и называется «Путешествие на необитаемый остров». Все упражнения, выполняемые детьми в ходе тренинговых занятий, связаны с «жизнью» детей на этом острове.
Серия состояла из 7 тренинговых занятий, направленных на развитие у детей межличностных отношений, основанных на максимальном приближении к эталону межличностного общения.
Все тренинговые занятия первого и второго этапа проводились с декабря 2021 года по март 2022 года один раз в неделю в ходе организации совместной деятельности детей и педагога.
После проведения формирующего этапа эксперимента на контрольном этапе была выявление динамика уровня развития межличностных отношений у детей 5-6 лет.
В результате проведения контрольного этапа исследования была выявлена следующая динамика результатов в экспериментальной группе:
• количество детей 5-6 лет с низким уровнем развития межличностных отношений снизилось на 10%;
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%;
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по развитию межличностных отношений детей 5-6 лет, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Антонова Т. В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1975. № 10. С. 14-15.
2. Аржанова А. И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института. М. : Педагогика, 1997. 55 с.
3. Артемова Л. В. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 29-30.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991. 91 с.
5. Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М. : Госиздат, 1973. 146 с.
6. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/45579/1 (дата обращения: 24.04.2022).
7. Леонтьев А. А. Психология общения [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.ut.ee/bitstream/handle/10062/53493/psihologia_obtsenia_1974_ocr. pdf (дата обращения: 24.04.2022).
8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении СПб. : Питер, 2009. 318 с.
9. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об общественном развитии. М. : Педагогика, 1958. 212 с.
10. Мухина В. С. Психология дошкольника. : Просвещение, 1985. 272 с.
11. Мясищев В. Н. Психология отношений. [Электронный ресурс]. URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Myasishhev-V.N.-Psihologiya- otnoshenij.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
12. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М. : Педагогика, 1978. 189 с.
13. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 1977. № 2. С. 10-12.
14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы : теория и практика. М. : Прогресс, 1993. 368 с.
15. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Ярославль : Академия Холдинг, 2002. 206 с.
...